Интеллект животных
В психологии понятие интеллекта является синонимом понятия мышление.
Интеллект животных – это отражение не только предметов и явлений, но также связей и отношений между ними.
Виды мышления животных: А.Н. Леонтьев говорил о наличии у животных ручного мышления (наглядно-действенное мышление). Мышление свойственно лишь приматам (еноты, собаки, кошки – предположительно).
Н.Н. Ладыгина-Котс:
1) Наглядно-действенное мышление, которое проявляется в выборе обезьяной предметов, пригодных для решения задачи.
4) Наглядно-образное – это решение задачи с опорой на представления о свойствах предмета.
Критерии интеллекта животных по Леонтьеву:
Явление инсайта (спонтанное нахождение нового решения, благодаря целостному отражению ситуации). Понятие инсайт было введено В. Келером, он обнаружил это явление при проведении экспериментов на приматах.
Способность животных к решению двухфазных задач, которые состоят из фазы подготовки и фазы осуществления. Показателем интеллекта является фаза подготовки. Она заключается в том, что животное выбирает орудие для решения биологической задачи. Эта фаза лишена биологического смысла. На этой фазе происходит формирование связей между объектами среды. Фаза направлена на предмет, непосредственно вызывающий активность животного. Эта фаза включает в себя ту или иную операцию, которая направлена на удовлетворение биологической потребности.
При интеллектуальном поведении имеют место пробы различных операций, что позволяет решить одну и ту же задачу различными способами.
Однажды найденное решение легко переносится животным в другие условия, лишь сходные с прежней ситуацией.
Взгляды Фабри: Фабри проводит модификацию идей Леонтьева на интеллект животных (в 1976 г.). Особенности его взглядов:
Фабри не выделяет стадию интеллекта в концепции эволюционного развития. Фабри говорил о том, что критерии интеллекта, выделенные Леонтьевым, охватывают гораздо большее количество видов животных.
Фабри дополняет критерии Леонтьева и выделяет в качестве нового показателя интеллекта способность животных к зрительному обобщению.
Фабри выделяет биологическую предпосылку интеллекта животных, которой является способность животных к манипулированию биологически нейтральными предметами. Потому что происходит сочетание кожно-мышечной чувствительности органов эффекторов со зрительными ощущениями. Благодаря этому животное может получить комплексную информацию о различных свойствах объекта. Особую познавательную ценность имеют деструктивные (разрушающие) действия животных.
Фабри обозначает биологическую ограниченность интеллекта животных. Любое поведение животного определяется образом жизни и особенностями вида. Животное с точки зрения Фабри неспособно мысленно оперировать одними представлениями, а значит неспособно понимать истинные причинно-следственные связи.
Современные представления об интеллекте животных:
Зачатки мышления выявлены у большого количества видов животных: врановые птицы (сороки, вороны, во’роны, сойки и т.д.), попугаи, практически у всех млекопитающих, особенно у животных, кошки, собаки, дельфины, лошади, медведи.
У высших приматов выявлена способность к элементарному обобщению и абстрагированию. Способность к обобщению была выявлена у приматов при освоении языков-посредников. Языки-посредники – это система условных знаков, которые осваивают животные в результате дрессировки и используют при общении с людьми. Ученые Гарднеры научили животных использовать американский язык глухонемых. Их питомцы освоили около 500 слов.
Животные способны предвидеть последствия своих действий и строит свое поведение в соответствии с этим.
Ушинский выделили еще один критерий интеллекта – способность к экстраполяции (способность предвидеть перемещение предметов).
Происхождение и развитие языка в трудовой деятельности.
Вопрос о происхождении языка был поставлен в античном языкознании в рамках более общих философских дискуссий о сущности языка (вопрос о "правильности имен"). Одно из направлений греческой (и позднее эллинистической) науки отстаивало естественный, "природный" характер языка и, следовательно, закономерную, биологическую обусловленность его возникновения и структуры (теория "фюсей" - "по природе"). Другое направление (теория "тесей" - "по положению", "по установлению") утверждало условный, не связанный с сущностью вещей характер языка и, следовательно, искусственность, в крайнем выражении - сознательный характер его возникновения в обществе.
Эти два борющихся направления фактически продолжали существовать в европейской лингвистике средних веков и Возрождения, а затем Просвещения до начала или середины 19 в., тесно переплетаясь с дискуссией номиналистов и реалистов (т. е. с обсуждением вопроса о реальности и априорности - апостериорности общих понятий), а затем картезианцев и сенсуалистов (т. е. с обсуждением соотношения рассуждения и чувственного опыта). Однако только начиная с 18 в. проблема происхождения языка была поставлена как научно-философская (Ж. Ж. Руссо, И. Г. Гаман, И. Г. Гердер). Итогом развития исследований в этой области явилась концепция В. фон Гумбольдта, согласно которой "создание языка обусловлено внутренней потребностью человечества. Он не только внешнее средство общения людей в обществе, но заложен в природе самих людей и необходим для развития их духовных сил и образования мировоззрения..." В этой концепции (вслед за Гердером) обращается внимание на единство развития мышления и языка в антропогенезе и на неправомерность проблемы происхождения языка к узко языковедческому подходу. Народ "создает свой язык как орудие человеческой деятельности", - пишет Гумбольдт; это диалектическое положение стимулировано идеями Г. В. Ф. Гегеля. Гумбольдт отрицал сознательный характер языкотворчества, что резко противопоставляет его взгляды распространенным в 18 в. концепциям "общественного договора". Гегель оказал большое влияние на философию языка 19-20 вв., так, с его теорией развития связаны положения А. Шлейхера о процессах "языкового созидания" в доисторический период под влиянием творческого инобытия духа человека в языке. Напротив, Х. Штейнталь, опираясь на мысли Гердера и Гумбольдта, утверждал идентичности проблем сущности и происхождения языка на основе единства творческой деятельности народного духа как в доисторический, так и в исторический периоды. Штейнталю принадлежит мысль о господстве в доисторический период внутренней языковой формы, что связано с особенностями восприятия и осознания мира первобытным человеком; сходные мысли высказывал А. А. Потебня. Свои общие положения Штейнталь конкретизировал в теории звукоподражания. Оппонентом Штейнталя выступил, в частности, В. Вундт, развивший дуалистическую концепцию, согласно которой язык зарождается как "инстинктивные движения, источник которых лежит в представлениях и аффектах индивидуального сознания... Но языком эти выразительные движения могут сделаться только в обществе, где люди живут в одних и тех же внешних и внутренних условиях". Выражая "внутреннюю жизнь", язык "тотчас переходит в совокупность индивидуумов".
Важным шагом к правильному осмыслению проблемы происхождения языка была выдвинутая Л. Нуаре трудовая теория происхождения языка, согласно которой язык возник в процессе совместной трудовой деятельности первобытных людей, как одно из средств оптимизации и согласования этой деятельности. Трудовая теория развивалась также в работах К. Бюхера, видевшего историю языка в "трудовых выкриках", сопровождавших акты коллективного труда.
В зарубежной науке 20 в. в трактовке вопросов происхождения языка господствуют два крайних направления. Одно, "натурализующее", пытается вывести язык из форм поведения (в частности, коммуникации), присущих животным, рассматривая эти формы как проявление единых, изначально присущих животным (и человеку) биологических тенденций ("теория контактов" Д. Ревеса и др.). Представители другого, "социологизирующего", направления, напротив, пытаются усмотреть у животных уже сложившиеся формы социальной жизни и приписывают им специфически человеческие особенности отражения и осознания действительности; отсюда, в частности, попытки обучения высших приматов человеческому языку, поиск у дельфинов "языка" человеческого типа и т. п. В обоих случаях язык выступает как своего рода прибавка дополнительных выразительных средств к определенного рода деятельности; отсюда часто встречающиеся попытки свести проблему к изучению происхождения языка как абстрактной системы из систем коммуникативных, точнее сигнальных, средств, присущих животным. Между тем уже в работах основоположников марксизма четко показано, что решить проблему происхождения языка невозможно, если не ставить одновременно вопроса о происхождении специфически человеческих форм отражения и деятельности, генетически связанных с языком.
Марксистское осмысление проблемы происхождения языка дал Ф. Энгельс в своем известном фрагменте "роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" (1876). Основной мыслью Энгельса является неразрывная внутренняя связь развития трудовой деятельности первобытного человеческого коллектива, развития сознания (и вообще психики) формирующегося человека и развития форм и способов общения. Общение развивается (и затем возникает язык) как необходимое следствие развития производственных и других общественных отношений в трудовой коллективе - у людей появляется что сказать друг другу - и в то же время служит опорой для возникновения высших форм психического отражения, для складывания человеческой личности: "Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг" (Соч., 2 изд., т. 20, с. 490). Эти мысли подробно развиты К. Марксом и Энгельсом также в "Немецкой идеологии".
С психологической точки зрения развитие психики первобытного человека под влиянием труда и общения не сводится только к развитию мышления, только к развитию форм осознания человеком окружающего мира: язык, в т. ч. в его первобытных формах, участвует в различных сторонах психической жизни, опосредуя не только мышление, но и восприятие, память, воображение, внимание, эмоциональные и волевые процессы, участвуя в мотивации поведения и т. п. Без языка невозможны присущие человеку формы познания мира и способы взаимоотношения с действительностью.
С лингвистической точки зрения ошибочна распространенная тенденция искать "первобытные" черты в структуре современных языков или, напротив, переносить их особенности (в частности, членораздельность) на язык первобытного человека. Никакие данные, полученные путем анализа и сопоставления современных языков, хотя бы они и касались более древних эпох их развития (например, данные, полученные в сравнительно-исторических исследованиях), не имеют существенного значения для проблемы происхождения языка как свойства, отличающего человека от животного, т. е. эпоху возникновения языка отделяют от самой "глубинной" реконструкции значительно более протяженные периоды, а главное, - все эти данные относятся к эпохе, когда уже сложилось человеческое общество, обладающее вполне сформировавшимся звуковым языком. Между тем происхождение языка связано с гораздо более архаичными формами взаимоотношения людей и относится ко времени возникновения общества. Кроме того, язык как средство общения вообще мог возникнуть лишь как следствие появления определенныхсоциальных функцийобщения.
Социологическая сторона проблемы происхождения языка как раз и сводится к вопросу об этих социальных функциях общения в первобытном коллективе. Они несводимы к тем элементарным биологическим потребностям, которые удовлетворяет звуковая сигнализация у животных. "Членораздельная речь могла сложиться в условиях образования сравнительно сложных форм общественной жизни..., она способствовала выделению общения из непосредственного процесса производства в относительно самостоятельную деятельность" (А. Г. Спиркин. "Происхождение сознания"). Можно предположить, что функция общения развивалась от "стадной стимуляции" (Н. Ю. Войтонис) к функции общественной регуляции поведения и затем, когда средства общения получили предметную отнесенность, т. е. сформировался собственно язык, - к знаковой функции.
Физиологически происхождение языка необъяснимо, если анализировать лишь отдельные анатомо-физиологические отличия в строении мозга, органов речи и слуха у человека по сравнению с высшими животными. Однако в современной науке, особенно зарубежной (Э. Х. Леннеберг, США), сильна тенденция выводить особенности человеческого языка из врожденных психофизических механизмов. Физиологическая основа речи человека - это сложная система связей, объединяющих различные зоны коры головного мозга в особую, т. н. функциональную систему. Эта последняя формируется на базе врожденных анатомо-физиологических предпосылок, но несводима к ним: она формируется у каждого человека в отдельности в процессе его развития. Происхождение языка и есть - с физиологической точки зрения - возникновение таких, обслуживающих процесс общения, "функциональных систем" под влиянием развития труда и все большего усложнения общественных отношений.
Критерии психического отражения и их поиск в истории психологии.
Психика– свойство высокоорганизованной материи, заключающиеся в активном отражении окружающего мира, и регуляции на этой основе деятельности и поведения. Это особая субъективная реальность, отличающаяся от объективной, она не материальна и непосредственно дана каждому человеку
Специфика психического отражения:в отличие от физического (зеркального), психическое отражение это отражение активное. Оно связано с поиском и переработкой информации, и ее преобразованием. Псих. отражение –субъективно, т.е принадлежит субъекту и вне его не существует. Психика имеет материальный субстрат – мозг. Основные функции психики – отражение окружающей действительности и регуляция деятельности. Психика у человека достигла высшего уровня с возникновением сознания.
- 1. Определение методологии науки. Понятие метода в узком и широком смысле
- 2. Рефлексивный характер методологического знания, виды рефлексии в науке.
- 3. Соотношение понятий «философия», «мировоззрение», «наука». Методология науки и науковедение
- 4. Структура методологического знания: уровень философской методологии, уровень общенаучной методологии, уровень частно-научной методологии, уровень процедур и методик исследования.
- 5. Понятие методологического подхода.
- 6. Функции дескриптивной и нормативной методологии в научном исследовании, сущность методологического эксперимента.
- 7. Вклад психологии в развитие методологии науки и особое значение методологического знания для психологии
- 8. Методология психологии как самостоятельная область научного познания.
- 9. Историческая относительность форм, средств, эталонов, идеалов и норм научного познания. Стадии развития науки: классическая, неклассическая, постнеклассическая.
- I. Классическая наука:
- II. Неклассическая наука
- III. Постнеклассическая наука
- 10. Онтологизм, гносеологизм и методологизм как стадии развития рефлексивной составляющей научного познания
- 11. Понятие парадигмы и научной революции по т. Куну
- 1. История психологии - ее предмет и задачи
- 2. Методологические проблемы историко-психологического исследования. Условия и закономерности развития психологического знания.
- 3. Периодизация истории психологических знаний.
- 4. Методы и источники истории психологии.
- 5. Принципы историко-психологического анализа.
- 3. Выявление социально-психологической направленности или идеологической сущности психических явлений.
- 6. Значение и место истории в системе современной психологии.
- 1. Развитие физиологии нервной системы и органов чувств в х1х. Исследования ч. Белла, и. Мюллера, э.Х. Вебера, г. Гельмгольца, ф.А. Галля.
- 2. Возникновение психофизики и психометрии. Работы г. Фехнера и Дондерса
- 3. В. Вундт и становление экспериментальной психологии.
- 4. И. М. Сеченов и становление научной психологии в России.
- 5. Экспериментальные исследования в области восприятия, памяти, мышления, навыков.
- 6. Возникновение дифференциальной психологии.
- 7. Исследование ф. Гальтона в области способностей и измерения интеллекта.
- 8. Тесты Бинэ-Симона
- 9. Приложение психологии к медицине, к области промышленного производства.
- 10. Возникновение психотехники.
- 11. Проблема соотношения теории и практики в связи с ростом прикладных исследований в психологии.
- 1. Общая характеристика кризиса в психологии.
- 2. Бихевиоризм как новое направление в психологии.
- 3. Необихевиоризм и его варианты.
- 4. Анализ решения проблемы объективности психологического исследования в бихевиоризме.
- 5. Гештальтисихология. Основные направления в области восприятия, мышления, личности. Оценка решения проблемы целостности в гештальтисихологии.
- 6. Глубинная психология. Психоанализ з. Фрейда. Проблема бессознательного в психологии.
- Метод лечения неврозов
- Теория личности
- Теория общества
- 7. Индивидуальная психология а. Адлера.
- 8. Аналитическая психология к. Юнга.
- 9. Неофрейдизм и его варианты.
- 10. Концепция человека и личности в глубинной психологии.
- 11. Французская социологическая школа. Основные идеи э. Дюркгейма. Учение Леви-Брюля о типах мышления.
- 12. Описательная психология. «Философия жизни» в Дильтея.
- 13.Основные идеи э. Шпрангера
- 4. Становление и тенденции развития отечественной психологии.
- 1. Работа в области психологической теории.
- 1 Этап: 20-30-е гг. Хх в.
- 2 Этап: развитие психологии в годы вов
- 3 Этап: вторая половина 60 – конец 80 гг.
- 4 Этап: 90-е гг. И современность
- 2. Поведенческие направления (рефлексология, реактология, психология м.Я. Басова и др.)
- 3. Культурно-историческая теория л.С. Выготского.
- 4. Учение о деятельности а.Н. Леонтьева.
- 5.Психология с.Л. Рубинштейна.
- 6. Теория формирования умственных действий и понятий п.Я. Гальперина
- 7. Развитие психологической теории в трудах б.Г. Ананьева.
- 8. Исследования б.Г. Теплова в области дифференциальной психофизиологии.
- 9. Основные идеи и работы а.Р. Лурии.
- 10. Основные достижения в области детской и педагогической психологии (л.И. Божович, ав. Запорожец, д.Б. Эльконин, в.В. Давыдов).
- 5. Современное состояние и важнейшие тенденции развития зарубежной психологии
- 1. Основные идеи когнитивной психологии и ее представители (д. Брунер, д. Норман, л. Фестингер, ф. Хайдер и др.)
- Классификация
- 2. Гуманистическая психология: основные представители, понятия, идеи (г. Олпорт, ш. Бюлер, к. Роджерс, а. Маслоу.)
- 3. Логотерапия в. Франкла.
- 4. Женевская школа генетической психологии ж. Пиаже.
- 1. Познавательные процессы: общая характеристика.
- 1. Психика и познание.
- 2. Взаимосвязь познавательных процессов.
- 3. Общая характеристика ступени чувственного познания.
- 4. Понятие и критерии чувствительности по а.Н. Леонтьеву.
- 5. Проблема происхождения чувствительности.
- 6. Связь познавательных психических процессов с деятельностью.
- 2. Понятие об ощущении.
- 1. Ощущение как компонент сенсомоторной реакции (с.Л. Рубинштейн).
- 2. Физиологические механизмы возникновения ощущений. Строение анализатора.
- 3. Концепция специфической энергии органов чувств й. Мюллера.
- 4. Свойства и закономерности ощущений.
- 3. Классификация ощущений
- 1. Классификация ощущений по модальности.
- 2. Классификация ощущений исходя из свойств раздражителей.
- 3. Генетическая классификация г. Хэда.
- 4. Классификация ч. Шеррингтона.
- 5. Абсолютная и разностная чувствительность. Понятие сенсорного порога. Абсолютные и разностный пороги. Основной психофизический закон Вебера-Фехнера
- 4. Восприятие
- 1. Феноменология восприятия.
- 2. Связь восприятия с другими психическими процессами.
- Сравнение ощущения и восприятия
- 3. Теории восприятия.
- Структурализм
- Функционализм
- Конфигуроционизм (гештальт подход)
- Конструктивистский подход
- Экономический подход
- 4. Теория перцептивных действий.
- 5. Понятие «гештальт».
- Принципы гештальта
- Гештальт качества
- Константы восприятия
- Фигура и фон
- 6. Законы формирования образа восприятия в гештальтпсихологии.
- 7. Восприятие пространства (расстояния, направления, величины, формы)
- 8. Восприятие времени.
- 9. Основные свойства перцептивных образов.
- 10. Отличие образов восприятия от представления.
- 11. Виды представлений.
- По ведущим анализаторы (по модальностям)
- По степени обобщенности
- По происхождению
- По степени волевых усилий
- 12. Роль представлений в формировании образа объективной действительности.
- 1. Понятие «внимания», его значение и функции.
- 1. Особенности внимания как психического процесса.
- 2. Характеристики внимания как самостоятельного процесса.
- 3. Функции внимания.
- 4. Факторы, определяющие внимание.
- 5. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.
- 6. Свойства внимания: объем, концентрация, устойчивость, колебание, распределение, переключение.
- 2. Физиологические основы внимания.
- 1. Теория общего двигательного поля («воронка Шеррингтона»).
- 2. Принцип доминанты а.А. Ухтомского.
- 3. Нейрофизиологические механизмы внимания.
- 4. Ориентировочный рефлекс как основа внимания.
- 3. Теории внимания.
- 1. Внимание как результат двигательного приспособления.
- 2. Внимание как результат ограниченности объема сознания.
- 3. Внимание как результат эмоций.
- 4. Внимание как усиление нервного раздражения.
- 5. Внимание как результат апперцепции.
- 6. Понятие внимания в гештальт-психологии.
- 7. Теории внимания в когнитивной психологии.
- 8. Модели ранней селекции: модель фильтра д. Бродбента, модель аттенюатора а. Трейсман.
- 9. Теории поздней секции.
- 10. Концепция внимания как умственного усилия д. Канемана.
- 11. Внимание как функция умственного контроля (п.Я. Гальперин).
- 12. Теория установки и проблема внимания по д.Н. Узнадзе.
- 13. Внимание как высшая психическая функция (л.С. Выготский).
- 1. Понятие о памяти.
- 1. Понятие «память».
- 2. Роль памяти в жизнедеятельности человека.
- 3. Виды памяти: по характеру психической активности, по использованию средств для запоминания, по времени хранения информации в памяти, по наличию цели.
- I. По характеру психической активности:
- III. По использованию дополнительных средств:
- IV. По продолжительности сохранения материала:
- V. По участию наследственных механизмов:
- 4. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.
- 6. Виды воспроизведения: узнавание, собственно воспроизведение, припоминание, воспоминание.
- 7. Факторы, влияющие на сохранение и препятствующие забыванию информации.
- 2. Теории памяти.
- 1. Теория памяти в ассоциативной психологии.
- 2. Теория памяти в бихевиоризме.
- 3. Структурная теория памяти в гештальтпсихологии.
- 4. Эксперименты б.В. Зейгарник, г.В. Биренбаум. Эффект Зейгарник
- 5. Проблема памяти в когнитивной психологии.
- 6. Эксперименты а.А. Смирнова, п.И. Зинченко.
- 7. Культурно-исторический подход к процессу развития памяти.
- 1. Понятие мышления, методы исследования мышления.
- 1. Науки, изучающие мышление.
- 2. Специфика изучения мышления в психологии.
- 3. Мышление и непосредственно-чувственное познание.
- 4. Методы исследования мышления.
- 5. Понятие мышления в зарубежной и отечественной психологии (у.Джемс, к.Дункер, отечественный подход – с.Л. Рубинштейн, а.Н. Леонтьев). У. Джемс
- К. Дункер (гештальтпсихология)
- 6. Мышление как познавательный психический процесс.
- Мышление как процесс
- 2. Виды мышления.
- 1. Критерии классификации видов мышления.
- 2. По последовательности формирования в онтогенезе: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление.
- 3. По типу решаемых задач: практическое и теоретическое мышление (б.М. Теплов).
- 4. Интуитивное и аналитическое мышление.
- 5. Творческое и критическое мышление (г.Линдсей, к.С.Холл, р.Ф.Томпсон).
- 6. Реалистическое и аутистическое мышление (э.Блейлер).
- 7. Первобытное мышление (л.Леви-Брюль и др., с.Л. Рубинштейн).
- 8. Произвольное и непроизвольное мышление.
- 3. Теоретические подходы к изучению мышления.
- Ассоциативная теория мышления
- Вюрцбургская школа
- Теория мышления в гештальтпсихологии
- Теория мышления в бихевиоризме (Дж.Уотсон, б.Скиннер, э.Толмен)
- Психоаналитическая теория мышления (з.Фрейд, э.Блейлер)
- Теория интеллекта ж.Пиаже
- 1) Учение о функциях интеллекта
- 2) Учение о стадиях развитии интеллекта
- Культурно-историческая теория высших психических функций (л.С.Выготский)
- Теория развития понятийного мышления (л.С. Выготский)
- Теория мышления с.Л. Рубинштейна
- Теория мышления как деятельности (о.К.Тихомиров)
- Теория формирования умственных действий п.Я. Гальперина
- 4. Интеллект
- 1. Подходы к определению понятия интеллекта.
- 2. Теории и модели интеллекта: двух-факторная модель к.Спирмена, многофакторная модель интеллекта л.Терстоуна, модель интеллекта Дж.Гилфорда, теория интеллекта Дж.Кеттелла
- 5. Развитие мышления.
- 2. Филогенетический аспект развития мышления: врожденные и индивидуально-изменчивые формы поведения, интеллектуальное поведение животных.
- 3. Социогенетический аспект развития мышления: различия интеллектуального поведения животных и интеллектуального поведения человека, роль трудовой деятельности в развитии мышления.
- 6. Психология речи
- 1. Понятия языка и речи.
- 2. Взаимосвязь мышления и речи.
- 3. Генетические корни мышления и речи (л.С.Выготский).
- 4. Виды речи: внешняя, внутренняя, устная, письменная, кинетическая речь.
- 5. Формы устной речи: диалогическая и монологическая речь.
- 6. Функции речи.
- Теория Жинкина-Горелова
- Теории эгоцентрической речи л.С. Выготского и ж.Пиаже
- Теория автономной речи Выготского
- 8. Онтогенетическое развитие речи.
- 1. Основные проблемы психологии эмоций
- 1. Основные проблемы психологии эмоций: условия возникновения эмоций, эмоции и процессы познания, эмоции и процессы мотивации, функции эмоций.
- 2. Виды эмоциональных процессов: эмоциональный тон ощущений, собственно эмоции, аффект, настроение, чувства. Понятие эмоционального состояния.
- 3. Психологический стресс. Стадии стресса. Влияние психологического стресса на соматические функции.
- 4. Возможность экспериментального исследования эмоций. Психофизиологические и психологические методы исследования эмоций.
- 2. Основные направления развития представлений об эмоциях
- 1. Проблема выражения эмоций в теории ч. Дарвина.
- 2. Интроспективная традиция изучения чувств. Взгляды в. Вундта на природу чувств и их характеристики (3 измерения чувств).
- 3. Периферическая теория у. Джеймса и к. Ланге.
- 4. Таламическая теория эмоций Кеннона-Барда.
- 5. Бихевиористский подход к проблеме эмоций.
- 6. Когнитивные теории эмоций (с. Шехтер, р. Лазарус).
- 7. Теория эмоций п.В. Симонова.
- 8. Теория дифференциальных эмоций к. Изарда.
- 1. Общая характеристика потребностно-мотивационной сферы личности.
- 1. Потребности как источник активности.
- 2. Стадии существования потребности (а.Н. Леонтьев).
- 3. Общая характеристика мотива.
- 4. Виды мотивационных образований.
- 5. Понятие и виды ценностных ориентаций.
- 6. Мотивация как процесс.
- 7. Виды мотивации.
- 8. Мотивация отдельных видов деятельности.
- 9. Методы исследования мотивации.
- 2. Основные теоретические подходы к изучению мотивации.
- 1. История изучения детерминации активности человека и животных (Демокрит, Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель, французские материалисты 18 века и др.).
- 2. Бихевиоризм и необихевиоризм о мотивации поведения (Дж.Уотсон, к. Халл, э. Толмен).
- 3. Психоаналитические теории мотивации (з. Фрейд, а. Адлер, к. Юнг).
- Модель редукции влечения (теория мотивации Фрейда)
- 4. Вопросы мотивации в работах гештальт-психологов (к. Левин).
- 5. Когнитивные теории мотивации (Дж. Роттер, г. Келли, х. Хекхаузен, д. Макклелланд).
- 6. Проблема мотивации в деятельностном подходе.
- 7. Понимание потребностно-мотивационной сферы деятельности в работах а.Н. Леонтьева. Проблема полимотивации деятельности.
- 8. Представления с.Л. Рубинштейна о мотивационной сфере личности.
- 4. Специфика непроизвольной и произвольной детерминации активности. Сравнительная характеристика произвольного и волевого действия.
- 5. Функции воли: селективная, стабилизирующая, инициирующая, тормозящая.
- 6. Структура волевого акта (с.Л. Рубинштейн).
- 7. Волевые процессы и их изучение.
- 8. Понятие волевых качеств личности.
- 9. Структура волевых качеств (е.П. Ильин).
- 1. Методологические основы психологии личности.
- 1. История и развитие представлений о личности.
- 2. Европейский рационализм 17-18 веков и его концепции человека.
- 3. Концепция личности в разных философско-методологических системах.
- 4. Личность как предмет психологического исследования.
- 5. Понятие о личности в современной психологии.
- 6. Методологические проблемы психологии личности.
- 7. Четыре методологических уровня изучения личности (в концепции а.Г. Асмолова). Основные пути исследования личности в отечественной и зарубежной психологии.
- 1. Уровень философской методологии.
- 3. Уровень конкретной научной методологии
- 8. Идея личности в российской психологии. Проблема личности в отечественных психологических школах
- Современные исследования в области психологии личности
- 2. Органические предпосылки и социальные условия развития личности.
- 1. Индивид и личность в концепциях а.Н. Леонтьева, б.Г. Ананьева, а.Г. Асмолова.
- 2. Индивидные свойства как предмет дифференциальной психологии.
- 3. Возрастно-половые и индивидуально-типические свойства человека.
- 4. Социальные условия развития личности.
- 5. Понятие социальной ситуации развития личности (л.C. Выготский, б.Г. Ананьев, л.И. Божович).
- 6. Характеристика понятий "социальная роль" и "социальный статус".
- 7. Процесс социализации личности, институты социализации.
- 3. Теория личности.
- 1. Психологическая теория: понятие, задачи, требования.
- 3. Теория личности как разновидность психологической теории. Методологические основания теории личности в отечественной психологии.
- 4. Структура личности.
- 1. Понятие о структуре личности.
- 2. Диадный характер построения структуры личности. Проблема соотношения биологического и социального начал в структуре личности. Биологическое и социальное в структуре личности (б.Г. Ананьев)
- 3. Факторный подход к структуре личности (р. Кеттелл, г. Айзенк). Теория типов личности (Айзенк)
- Теория черт личности (р. Кеттелл)
- 4. Личностный конструкт как элемент структуры личности (Дж. Келли).
- 5. Влечение как элемент анализа структуры личности (з. Фрейд).
- 6. «Я» как единица личности (у. Джемс).
- 7. Диспозиция как элемент анализа строения личности (в.А. Ядов).
- 8. Отношение как единица строения личности (а.Ф. Лазурский, в.Н. Мясищев).
- 9. Личность как субъект общественных отношений (с.Л. Рубинштейн).
- 10. Деятельность как единица структуры личности (а.Н. Леонтьев).
- Структура личности
- 5. Индивидные свойства личности. Личность и индивидуальность.
- 1. Темперамент как форма интеграции первичных индивидных свойств.
- 2. Классические теории темперамента.
- 3. Современные представления о типах внд человека и их значение для понимания динамических особенностей деятельности (б.М. Теплов, в.Д. Небылицын, в.С. Мерлин, я. Стреляу).
- 4. Личность и индивидуальность. Человек
- Индивидуальность
- 5. Понятие «индивидуальность».
- 6. Подходы к изучению индивидуального характера: постановка проблемы характера в психоанализе з. Фрейда.
- 7. Опыт характерологии к. Юнга: понятие об экстраверсии и интроверсии.
- 8. Клинический подход к изучению индивидуального характера. Акцентуированная черта как основа классификации характеров: концепции к. Леонгарда, п.Б. Ганнушкина, а.Е. Личко.
- 10. Понятие о способностях.
- 11. Задатки как органические предпосылки способностей.
- 12. Общие и специальные способности.
- 13. Взгляды на проблему способностей б.М. Теплова, а.Н. Леонтьева, в.В. Давыдова. А. Н. Леонтьев о формировании способностей
- Б. М. Теплов. Способности и одаренность
- 14. Понятие «одаренность» и ее критерии.
- Признаки одаренности
- Виды одаренности
- 2. Первичное и вторичное обусловливание как механизм развития личности.
- 3. Инстинкты как движущая сила развития личности в психоаналитической теории з. Фрейда.
- 4. Модификация идей классического психоанализа в теориях к. Юнга, а. Адлера, к. Хорни, э. Фромма.
- 5. Представление о движущих силах развития личности в когнитивистской теории (к. Левин, л. Фестингер, Дж. Келли).
- 6. Тенденция к самоактуализации и самореализации как движущая сила развития личности в теории а. Маслоу.
- 7. Тенденция к поиску смысла жизни и самосозиданию как движущая сила развития личности (в. Франкл, к. Роджерс).
- 8. Активность субъекта в деятельности как движущая сила развития личности (с.Л. Рубинштейн, а.Н. Леонтьев).
- 7. Периодизация развития личности
- 1. Гетерохронность развития человека. Биологическая, психологическая и социальная зрелость.
- 2. Понятие жизненного пути (б.Г. Ананьев).
- 3. Когнитивисткая ориентация в периодизации развития личности (ж. Пиаже).
- 4. Развитие личности как субъекта нравственного действия (л. Кольберг). Уровни нравственного развития (л.Кольберг)
- 5. Психодинамическая ориентация в периодизации развития личности. Этапы психосексуального развития ребенка в психоанализе (з. Фрейд).
- 6. Эпигенетическая периодизация развития личности (э. Эриксон).
- 7. Периодизация развития личности по критерию ведущей деятельности (а.Н. Леонтьев, б.Д. Эльконин).
- Периодизация психического развития ребенка (д.Б. Эльконин
- 8. Социально-психологический подход к периодизации развития личности.
- 1. Социальная психология как наука
- 1. Специфика понимания предмета социальной психологии в американской, европейской и отечественной парадигме.
- Американская парадигма
- Европейская парадигма (парадигма понимания)
- Советская парадигма (парадигма преобразования)
- 2. Соотношение общей и социальной психологии, социальной психологии и социологии.
- 3. Пограничный статус социальной психологии, тенденции его изменения.
- 4. Исторические условия и непосредственные научные предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную науку.
- Психология народов
- Психология масс
- 5. Первые социально-психологические теории.
- Психология народов
- Психология масс
- Теория инстинктов социального поведения (Макдауголл)
- 6. Основные этапы развития и современное состояние социальной психологии. Первые социально-психологические теории и выделение социальной психологии в самостоятельную науку
- Теория инстинктов социального поведения (Макдауголл)
- Кризис социальной психологии (с 50-х нню хх в.)
- Современный период развития социальной психологии
- 2. Социальная психология личности
- 1. Интегральное определение личности.
- 2. Социально-психологическая структура личности: статическая и динамическая составляющие. Статическая составляющая
- Динамическая составляющая
- 3. Понятие социализации.
- 4. Содержание, механизмы, институты, агенты, факторы, стадии социализации. Содержание
- Адаптация – механизм социализации.
- Стадии социализации
- Критерии социализации:
- 5. Проблема социальной идентичности личности.
- 6. Понятия десоциализации и ресоциализации.
- 7. Понятие социальной установки.
- 8. Структура социальной установки: когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
- 9.Функции социальных установок в регуляции социального поведения личности.
- 10. Соотношение социальных установок и реального поведения (эксперимент Лапьера).
- 11. Диспозиционная концепция регуляции социального поведения в.А. Ядова.
- 12. Теоретические и практические аспекты проблемы изменения социальных установок.
- 3. Ценностно-нормативная система регуляции социального поведения личности.
- 1. Понятие социальной нормы.
- 2. Обычаи, традиции, ритуалы, стыд, вина как регуляторы социального поведения.
- 3. Понятие социальных ценностей. Роль ценностных ориентаций в регуляции социального поведения.
- 4. Классификация ценностей, соотношение личностных и социальных ценностей.
- 4. Закономерности общения и взаимодействия
- 1. Понятие и виды социальных отношений.
- 2. Определяющая роль общественных отношений в развитии индивидуального сознания.
- 3. Социальная роль как общественно-необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности. «Личностная» окраска (стиль) исполнения социальной роли.
- 4. Методологические проблемы исследования связи общественных и межличностных отношений.
- 5. Значение общественных отношений для понимания содержательной стороны межличностных отношений.
- 6. Межличностные отношения как реальность общественных отношений, форма их проявления.
- 7. Эмоциональная основа межличностных отношений.
- 8. Общение как реализация общественных и межличностных отношений.
- 9. Соотношение понятий «общение», «деятельность», «личность».
- 10. Личность как субъект общения.
- 11. Значение и функции общения.
- 12. Структура общения: коммуникативная, перцептивная, интерактивная сторона.
- 13. Общение как обмен информацией.
- 14. Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе.
- 15. Типы информации, передаваемой в процессе общения.
- 16. Средства коммуникации. Вербальная и невербальная коммуникация.
- Вербальная коммуникация
- Невербальная коммуникация
- 17. Общение как восприятие людьми друг друга.
- Содержание межличностной перцепции
- Имплицитные теории личности
- 18. Понятие социальной перцепции.
- 19. Механизмы взаимопонимания в процессе общения.
- 20. Содержание и эффекты межличностного восприятия.
- Эффекты, возникающие при восприятии людьми друг друга
- 21. Межличностная аттракция.
- 22. Общение как взаимодействие.
- Социально-психологические механизмы общения
- 23. Место взаимодействия в структуре общения.
- Эффективность общения:
- Классификации ситуации взаимодействия:
- 24. Типы взаимодействия.
- Кооперация
- Конкуренция
- 25. Проблема межличностного конфликта.
- 26. Взаимодействие как организация совместной деятельности.
- Психология больших социальных групп
- Психология социальных классов
- Психология этнических групп
- II. Реальные
- 1. Понятие и признаки малой группы.
- Границы
- Причины возникновения малых групп
- 2. Основные теории малой группы в зарубежной и отечественной социальной психологии.
- 1. Поуровневый анализ групповой структуры
- Модель многоуровневой структуры межличностных отношений Петровского
- Многомерный анализ структуры малой группы
- Композиция и каналы коммуникации малой группы Коммуникативные сети
- 4. Виды малой группы.
- 5. Понятие коллектива и команды.
- 6. Социально-психологический климат группы и его структура. Понятие социально-психологического климата
- Структура социально-психологического климата
- Модели социально-психологического климата
- 7. Понятие сработанности группы.
- 8. Понятие сплоченности: основные подходы в зарубежной и отечественной социальной психологии.
- 9. Психологическая совместимость.
- 10. Понятие, виды и функции норм малой группы
- 11. Основные феномены группового влияния.
- 12. Конформизм: понятие, виды, условия возникновения, значение.
- 13. Общее представление о групповой динамике: понятие и основные элементы.
- Механизмы групповой динамики
- 14. Лидерство и руководство в малой группе. Соотношение понятий «руководство» и «лидерство».
- 15. Статус лидера, способы его достижения.
- 16. Теоретические подходы к изучению лидерства: теория "черт", "ситуационная" и "системная" теории лидерства.
- 17. Функции лидерства.
- 18. Динамика лидерства.
- 19. Типология лидерства.
- 20. Экспериментальное исследование стиля лидерства в школе "групповой динамики" к.Левина.
- 21. Концепция ценностного обмена (р. Л. Кричевский).
- 22. Критерий эффективности лидерства.
- 23. Представление о стадиях развития малой группы в зарубежной и отечественной психологии.
- Зарубежные модели развития
- Двухмерные модели
- Линейные модели
- Отечественные модели развития
- 24. Процесс принятия групповых решений. Основные факторы, влияющие на механизм формирования группового мнения и на процесс принятия решения группой.
- 25. Роль групповой дискуссии в принятии группового решения.
- 26. Методы повышения эффективности принятия решений группой: "брэйнсторминг", "синэктика" и др.
- 27. Явление "поляризации группы".
- 28. Проблема соотношения качества группового и индивидуального решения.
- 29. Феномен "сдвига риска" и его роль в объяснении природы группового решения (Дж.Стоунер). Сравнительная эффективность групповых и индивидуальных решений.
- 30. Факторы ошибочных групповых решений.
- 31. Феномен "группового духа" (и. Джанис).
- Социальный слой
- Профессиональные группы
- Профессиональная группа - совокупность лиц одной профессии:
- - Объединенных сходными знаниями и навыками, чувством идентичности с профессией и другими ее представителями;
- - Осознающими общность интересов.
- Проблема национального характера в этнопсихологии
- Этническая идентичность и самосознание.
- Формирование этнического самосознания.
- Основные понятия:
- Гюстав Лебон. Психология народов и масс
- Мнения и верования толпы.
- Эффективность убеждения
- Психологические особенности индивида в толпе
- Поведение толпы
- Слухи и их разновидности
- Психология сплетни
- О пользе слухов и сплетен
- Категория деятельности (По книге Ярошевского) Активность как "субстанция" деятельности
- Внутренняя организация активности
- Внешняя организация активности
- Единство внешней и внутренней организации активности
- Самодвижение активности
- Уровни исследования отражения
- Особенности сознательного отражения действительности человеком
- Методические процедуры самонаблюдения.
- Структура эксперимента.
- Преимущества и недостатки эксперимента
- Проблема валидности и надежности психологического эксперимента.
- Факторы, угрожающие валидности.
- Надежность
- Типы экспериментов по р. Готтсданкеру. Экспериментальные схемы Дж. Кэмпбелла. Типы экспериментов по р. Готтсданкеру.
- Экспериментальные схемы Дж. Кэмпбелла.
- 1.4. Формирующие методы
- Классификация психодиагностических методик
- Культурно-историческая теория развития психики л.С. Выготского. Понятие о высших психических функциях
- Сознание и отражение
- 1. По сложности научения (у. Торп):
- 2. Связь научения с инстинктом (г. Темборк)
- 3. По скорости образования временных связей и прочности их сохранения
- 5. По способу научения
- Интеллект животных
- Учение об уровне материи, которая свойственна психике
- С. Л. Рубинштейн. Сознание человека историческое развитие сознания у человека проблема антропогенеза.
- 3. Основные принципы психологии
- 1. Принцип детерминизма как ведущий принцип научной психологии
- 2. Исторические этапы в развитии детерминистического объяснения психического.
- 2) Эпоха механистического детерминизма.
- 3. Принцип развития в психологии
- 4. Определения и основные характеристики процесса развития: необратимость, единство прогрессивных и регрессивных тенденций, неравномерность и др.
- 6. Предпосылки возникновения системного подхода; определение системы.
- 1 Стадия: элементарно-сенсорная психика
- 2. Стадия перцептивной психики
- Развитие психики в ходе онтогенеза
- 1. Пренатальный (эмбриональный) период
- 2. Ранний постанатальный период
- 3. Ювенильный период
- Проблема личности в философии