Особенности сознательного отражения действительности человеком
Благодаря наличию языка, позволяющего закреплять и передавать от поколения к поколению представления, знания, мысли, выработанные в многовековой практике общества, отражение мира в голове человека становится чрезвычайно богатым.
В то время как у животных отражение действительностиограничивается исключительно явлениями, непосредственно воздействующими на них, человек не только видит, слышит, осязает окружающее, но и узнает от других людей то, что известно им о воздействующих на него явлениях действительности, а также о таких явлениях, с которыми он в своем личном опыте иногда не встречался.
Даже круг явлений, отражающийся в голове маленького ребенка, едва овладевшего языком, по сравнению с его еще крайне узким непосредственным опытом очень богат. Когда, например, ребенок видит перед собой зажженную спичку, он узнает от окружающих, что перед ним огонь, что огонь причиняет боль, обжигает, что гореть могут и другие вещи и т. д. В других случаях ему рассказывают о том, что он никогда непосредственно не воспринимал: о городах, которых он не видел, о людях, которых он не знает, об их действиях и т. д. Отражение действительности в его голове постепенно становится все более богатым.
Таким образом, в результате того, что человек овладевает языком и усваивает, в процессе общения с другими людьми, знания, накопленные человечеством, у него создается более полное отражение объективного мира.
Вместе с тем отражение действительности человекомобладает новым качеством: благодаря тому что оно приобретает словесную форму и, следовательно, его содержание выступает для человека в объективных явлениях — явлениях языка, человек не только получает впечатления от воздействующих на него предметов и явлений, но и приобретает возможность, словесно называя предметы и явления, отдавать себе отчет в содержании своих впечатлений. А это и означает, что его впечатления (образы, представления, мысли) становятся сознательными. Таким образом, хотя сознательное отражение, как и всякая другая форма отражения, возникает в мозгу на основе воздействия самих отражаемых предметов и явлений, однако это возможно лишь при том условии, если воздействующие явления так или иначе обозначаются в речи человека (внешней или внутренней, т. е. мысленно). Сознательное отражение действительности, как было сказано, осуществляется посредством языка, речи.
Сознательное отражение, представляя собой у человека высшую и главнейшую форму отражения действительности, не является, однако, единственно существующей у него формой ее отражения.
Если какой-нибудь раздражитель первой сигнальной системы не вступает в коре больших полушарий в связь с раздражителями второй сигнальной системы, то соответствующее явление не вызывает сознательного отражения, не осознается. Когда, например, человек, идущий по улице, занят разговором со своим спутником, то у него в голове не возникают сознательные образы идущих ему навстречу людей, проездов, пересекающих тротуар, через которые он проходит, и т. п. Однако, хотя он и не отдает себе отчета в этих воздействующих на него явлениях, его движения все же регулируются этими воздействиями. Ведь он не сталкивается с пешеходами, не оступается, когда сходит с. тротуара на мостовую, и т. д. Значит, эти воздействия отражаются в его мозгу и вызывают у него соответствующие акты поведения. Но человек не отдает себе отчета в этих отражаемых им явлениях. Их отражение не происходит в форме сознания. Это психическое, но не сознательное отражение.
Отмечая тот факт, что человеку свойственно как сознательное, так и неосознанное отражение действительности, необходимо особенно подчеркнуть, что две эти формы взаимосвязаны между собой и переходят одна в другую. Явления, воздействия которых в данном случае не вызывают сознательного отражения, при других условиях могут отчетливо сознаваться. Достаточно, например, пешеходу увидеть среди прохожих знакомое лицо, как это впечатление тотчас будет осознано.
Таким образом, отражение человеком объективной действительности приобретает в зависимости от условий, в которых оно происходит и которым оно отвечает, различные формы. При этом, хотя воздействующие на человека явления не всегда отражаются в его голове в форме сознания, однако, всякое воздействующее на органы чувств человека явление может при определенных условиях вызвать сознательное отражение его.
Сознательное отражение тех или иных явлений возникает у человека, как правило, в том случае, если он испытывает необходимость выделить данные явления в связи с какой-нибудь стоящей перед ним практической или познавательной задачей. Если человек, идущий по улице, разыскивает среди пешеходов своих знакомых, то встречающиеся ему люди будут вызывать у него сознательное отражение их. Вообще когда перед человеком стоит задача дать себе отчет в том или ином явлении или группе явлений, данные явления будут сознаваться им. Этим и объясняется впечатление, будто решительно все, что нас окружает и воздействует на органы чувств, сознается нами; ведь как только перед нами возникает задача дать себе отчет в окружающем, мы мысленно соотносим воздействующие явления с тем или другим имеющимся у нас словесным обобщением, мысленно обозначаем их словом, и тем самым данные явления сознаются нами (это — книга; а вот это — отдельно напечатанное слово, буква; а что рядом? — лампа, а возле нее? — чернильница и т. д.).
Сознательные образы, представления, понятия воспроизводят в голове человека объективную действительность во всем ее богатстве, во всем многообразии ее явлений. Перед человеком, воспринимающим мир, открывается широкая картина, сложный и целостный сознательный образ окружающего. Однако круг объектов, которые человек сознает в одно и то же время, является очень ограниченным.
Уже давно в психологии было описано явление, названное «узость сознания». Оно состоит в том, что при одновременном воздействии на человека многих объектов вызвать сознательное отражение могут только немногие из них. В обычных жизненных условиях заметить это довольно трудно. Допустим, например, что на столе разложено много отдельных небольших предметов, которые я могу охватить единым взглядом. Если передо мной ставится цель дать себе отчет в том, что именно я вижу сейчас на столе, то у меня возникнет впечатление, будто все отдельные предметы, на которые я смотрю, сознаются одновременно. На самом же деле, сознательное отражение их осуществляется последовательно: сначала происходит отражение одних, затем других и т. д., в результате чего и складывается сознательная картина окружающего, включающая иногда очень большое число отдельных элементов. Таким образом, возникновение одновременного сознательного отражения многих объектов является результатом ряда последовательно протекающих процессов.
«Узость сознания» выражает не просто ограниченную возможность глаза воспринимать многие одновременно воздействующие раздражители, а обусловлена особенностями работы коры мозга. Известно, что в каждый момент времени в коре протекает один главный, доминирующий процесс. В случае сознательного отражения предметов таким процессом является речевой ответ на воздействие данного раздражителя, словесное обозначение его, обычно беззвучное, «про себя». Каждая такая реакция отвечает лишь тем раздражителям, которые воздействуют на участок коры, обладающий в данный момент оптимальной возбудимостью. А так как другие одновременно воздействующие на кору раздражители падают на заторможенные (в силу отрицательной индукции) пункты коры, то речевой ответ на них в данный момент отсутствует. Иначе говоря, так называемая «узость сознания» объясняется тем, что сознательное отражение возникает в результате того рефлекторного процесса, который, являясь в настоящий момент доминирующим в деятельности коры, единственно только и приводит к обозначению данного предмета словом, т. е. к сознательному отражению этого предмета.
Сознательное отражение как образ мира, возникающий в голове человека, есть, следовательно, продукт процесса отражения, и в этом отношении он вовсе не похож на изображение, возникающее в фотоаппарате сразу всеми своими очертаниями; скорее такой образ можно сравнить с изображением на экране телевизора, создаваемым последовательным возбуждением отдельных точек люминесцирующей поверхности. Кратко это можно выразить так: сознательное отражение есть процесс.
Различные уровни интегральной индивидуальности и личность.
ТЕОРИЯ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ (B.C.Мерлин)
Концепция личности Мерлинараскрывается через его подход к пониманию чел. как интегральнойиндивидуальности, т. е. взаимосвязям ряда свойств, относящихся к нескольким иерархическим уровням, подчиненным различным закономерностям. Например., интегральным является изучение связи свойств нервной системы и свойствтемпераментаили связи свойств личн. и взаимоотношений в социальной группе. Свойства каждого иерархического уровня являются его образцами, отражают своеобразие связи между уровнями и образуют закономерную систему. Так, для нейродинамичическго уровня такими образцами являются показатели силы и динамичности нервных процессов; для психодинамического – экстраверсия и эмоциональность; для социально-психологического –ценностные ориентацииимежличностные отношения. Во всякой характеристике любого иерархического уровня (биохимического, физиологического, психологического) есть нечто типичное, общее для определенной группы людей, и нечто индивидуально-своеобразное, неповторимое, присущее только одному чел. Основная проблема психологии личности состоит в том, чтобы определить соотношение социально-типичных и индивидуально-своеобразных черт.
Социально-типичное – это обобщенное отношениек определенным сторонам действительности (к людям, коллективу, труду, к самому себе,культуреи др.), отражающеенаправленностьличности.
В индивидуальное включены две группы психических особенностей. Первая группа – свойства индивидуума (свойства темперамента и индивид, качественные особенности психических процессов). Свойства темперамента – это психические свойства, обусловленные общим типом нервной системы и определяющие динамику психической деятельности при самом различном ее содержании. Индивидуальна в каждом свойстве темперамента лишь количественная его сторона – степень выраженности, определяемая соответствующими поведенческими количественными показателями. Качественная же сторона каждого свойства темперамента характерна для определенного его типа. Индивид, качественные особенности психических процессов определяют продуктивность психической деятельности (напр., острота и точность восприятия).
Ко второй группе индивид, особенностей относятся, во-первых, устойчивые и постоянные мотивыдействий в определенныхситуациях(напр., мотив самолюбия, честолюбия, интерес к музыке и др.). Так как социально-типичное отношение личности определяется системой мотивов, то и каждый отдельный мотив является необходимым компонентом отношения личности. Во-вторых, индивид, чертыхарактера: инициативность или пассивность, общительность или замкнутость в установлении социальных контактов. Индивид, своеобразие черт характера выражается в особых качествахдействийипоступковв определенных типичных ситуациях. Черты характера проявляются в динамических. особенностях мотивов и отношений (напр., в устойчивости социальных связей или их кратковременности и неустойчивости). И, наконец, в-третьих, это – такие свойства восприятия, памяти, мышления и т. п., от которых зависит продуктивность деятельности. Они определяются качественными особенностями психических процессов.
Все индивидуальное в личности, возникая на почве психических свойств индивидуума, формируется в зависимости от ее определенных социально-типичных отношений. Индивидуальное и социально-типичное – это не разные группы свойств личности, а различные стороны одних и тех же свойств. Неразложимым компонентом личности являются свойства, каждое из которых есть выражение и способности, и характера, и направленности. Т. о., структура личности представляется как взаимная связь и организация свойств личности. Структура образования личности характеризуются понятием"симптомокамплекса". Индивидуальное и социально-типичное нельзя рассматривать как два различных симптомокомплекса или фактора личности.
Уникальность и неповторимость личности.
В личности важно видеть не только единое и общее, но и уникальное. Углубленное постижение сущности личности предполагает рассмотрение ее не только как социального, но и как индивидуально-самобытного существа. Уникальность человека проявляется уже на биологическом уровне. Сама природа зорко бережет в человеке не только его родовую сущность, но и уникальное, особенное в нем, хранимое в его генофонде. Все клетки организма заключают в себе генетически контролируемые специфические молекулы, делающие данного индивида биологически неповторимым: ребенок появляется на свет уже с даром уникальности. Разнообразие человеческих индивидуальностей поразительно, и на этом уровне уникальность наблюдается даже у животных: кто имел возможность хоть сколько-нибудь наблюдать за поведением нескольких животных одного вида в одинаковых условиях, не мог не заметить различий в их “характерах”. Уникальность людей поразительна даже в своем внешнем проявлении. Однако подлинный ее смысл связан не столько с внешним обликом человека, сколько с его внутренним духовным миром, с особенным способом его бытия в мире, с манерой его поведения, общения с людьми и природой. Уникальность личностей имеет существенный социальный смысл. Что же представляет собой личностная уникальность? Личность включает в себя общие черты, свойственные ей как представителю человеческого рода; ей свойственны и особенные признаки как представителю определенного общества с его специфическими социально-политическими, национальными, историческими традициями, формами, культуры. Но вместе с тем личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды, в которых она взращивается. Но это еще не все. Наследственные особенности, неповторимые условия микросреды и разворачивающаяся в этих условиях деятельность личности создают неповторимый личностный опыт. Все это вместе формирует социально-психологическую уникальность личности. Но индивидуальность есть не некая сумма этих аспектов, а их органическое единство, такой сплав, который в действительности неразложим на составляющие: личность не может по своему произволу оторвать от себя что-то одно и заменить его на другое, она всегда обременеиа багажом своей биографии. Индивидуальность — это неделимость, единство, целостность, бесконечность; с головы до ног, от первого до последнего атома, насквозь, повсюду я — индивидуальное существо.
Индивидуальность не есть, конечно, некий абсолют, она не обладает полной и окончательной завершенностью, что является условием ее постоянного движения, изменения, развития, но в то же время индивидуальность — это самый устойчивый инвариант личностной структуры человека, изменяющийся и одновременно неизменный на протяжении всей жизни человека, скрывающаяся под множеством оболочек самая нежная, самая сакраментальная часть его — душа.
Чтобы понять, какова же значимость уникальных особенностей личности в жизни общества, ответим на вопрос: каким было бы общество, случись вдруг, что в силу каких-то причин все люди в нем оказались бы на одно лицо, со штампованными мозгами, мыслями, чувствами, способностями? Представим себе мысленно, что все люди данного общества оказались каким-то искусственным образом перемешанными в однородную массу телесного и духовного, из которого рука всесильного экспериментатора, разделив эту массу ровно пополам на женскую и мужскую части, сделала всех однотипными и во всем равными друг другу. Могла ли бы эта двойная одинаковость образовать нормальное общество?
Разнообразие индивидуальностей — существенное условие и форма проявления успешного развития общества. Индивидуальная неповторимость и оригинальность личности — это не просто величайшая общественная ценность, а настоятельная потребность развития здорового, разумно организованного общества.
Таким образом, понятие человеческой уникальности имеет существенное значение в социальном познании, в постижении социальных явлений, событий, в уяснении механизма функционирования и развития общества, эффективного управления им.
Знание людей, направленное не только на сущностное понимание, скажем, основных типов личностей, но и на неисчислимые формы своеобразия отдельных индивидуумов (даже с их причудами), очень важно. Как говорил Г. Гегель, для жизни такое знание несомненно полезно и нужно, в особенности при дурных политических обстоятельствах, когда господствуют не право и нравственность, но упрямство, прихоть и произвол индивидуумов, в обстановке интриг, когда характеры людей в своих проявлениях опираются не на существо дела, а держатся только на хитром использовании своеобразных особенностей других людей и таким путем хотят достичь своих корыстных целей.
Личность как высшая ценность
В философии Э.Канта и Н. Бердяева осмысление предназначения человека является нравственным ядром, основанным на стремлении к духовной свободе вне всякого принуждения. Э. Кант отмечал, что главный смысл философских исканий заключается в помощи человеку «научиться тому, каким надо быть», заняв подобающее место в мире, где личность является высшей ценностью и абсолютной цель. Она возвышает человека, мыслящего рассудком и подчиняющего чувственно воспринимаемый мир, над самим собой. Быть человеком — значит быть личностью в условиях правового государства как деятельным субъектом свободы. В философии Э. Канта человек имеет двойственную природу: он одновременно принадлежит миру «природы» (мир чувственных явлений) и миру «свободы» (мир «вещей в себе»).
У другого великого философа и мыслителя Н. Бердяева, личность рассматривается как высшая ценность, стоящая выше государства, нации, человеческого рода, природы, представляющая собой религиозно-духовную категорию. Человек у Бердяева рассматривается как творец самого себя и мира. Это природное и сверхприродное существо, принадлежащее соответственно к двум мирам. Он способен преодолевать себя в противоречиях и парадоксах, совмещая полярно несовместимые противоположности. Если у Э. Канта человек должен осуществить своеобразный скачок из царства необходимости в царство свободы посредством развития собственного разума с непреложными принципами долга и ответственности перед человечеством в целях совершенствования человеческого рода, начиная с самого себя, то у Н. Бердяева этот процесс предполагает создание нового, прежде неведомого мира, где от человека требуется высочайшее напряжение сил для поиска высшего смысла, жесточайшая аскеза во имя творчества и постижения Предельной Истины. Высшее предназначение человека рассматривается как активное познание Смысла Вселенной и разумное творческое преобразование Космоса. В этом Н. Бердяев видел конец истории в переходе к космическому мироощущению, которому чуждо стремление к мещанскому благополучию и гедонизму, но присуща аристократическая самодисциплина, аскеза, высочайшее напряжение физических и духовных сил, риск на грани выживания.
Предназначение человека непосредственно связано с формированием духовного мира личности, что во многих фундаментальных философских трудах отражено в понятии духовного производства, введенного К.Марксом, которое в современную эпоху также находится в центре философских исканий судеб человечества. Оно отражает как общую внешнюю зависимость развития иррациональной духовной сферы от рациональной материальной, так и внутреннюю диалектику культурного творчества и созидания при господствующих материальных социальных отношениях. Конечный смысл всякого духовного производства заключается в личностном самосовершенствовании и развитии духовного мира человека. В широком смысле оно представляет собой как производство знаний, нравственных ценностей, так и воспроизводство духовного мира личности через систему воспитания, обучения, образования во взаимосодействии иррациональных и рациональных факторов, приводит к исчезновению различий между умственным и физическим трудом, что соответствует коммунистической формации как высшей стадии общественного развития (по К.Марксу).
Предназначение человека как высшая цель развития и идеальная форма, включающая эталон личности, содержится в философской концепции А.Ф. Лосева в парадигме категории мифа, понимаемого как символ жизни, действительность, несущая в себе собственную историческую истинность и смысловую структуру, на заднем фоне которой находится религия. Здесь диалектическая формула мифа выглядит как «в словах данная чудесная личная история», где окончательным смысловым ядром является «развернутое магическое имя», наиболее значимо фигурирующее в христианских молитвах. Это не сказочность или фантастичность убеждений, а способ открытия человеку действительности, в зависимости от его внутреннего психического состояния и внешних социо-исторических условий. Миф, как живое субъект-объектное взаимообщение, заключает в себе собственную истинность и смысловую суть, формирующуюся в личности, где «чудесным» образом встречаются два плана: 1)личность сама по себе как идея, принцип, смысл всего становления, неизменное правило развития и 2) история этой личности как реальное протекание ее развития. В диалектическом синтезе этих двух планов состоит сущность воплощения идеи высшего предназначения, для реализации которой необходимо, чтобы специально определялось реальное культурно-историческое психологическое состояние личности в сравнении с ее идеальной моделью. Это соотношение реального и идеального в обыденной жизни фокусируется в осмыслении и осознании человеком своего «развернутого магического имени», рассматриваемого нами как включающего содержание «личностных деформаций» на всех уровнях бытия, что определяется как основной предмет психологической практики самоопределения и развития.
Мы полагаем, что высшее предназначение постигается в раскрытии тайны развития личности, которая в психологической культурно-исторической теории рассматривается в контексте понятия символизма как опосредованности психики и сознания, превращения реальной формы в идеальную и наоборот, взаимоотношения субъекта с «другим» на «поверхностном», «глубинном» и «вершинном» уровнях (по Л.С.Выготскому). Л.С.Выготский, как и К.Г. Юнг, указывал, что при рождении ребенка и возникновении начальной формы уже имеет место образ взрослости как идеальная форма, которая задает целостность детства и человека в целом. Это достигается с помощью соответственной практики умственной и рефлексивной психологической работы, вступления во взаимоотношение с более высоким Другим в силовом потоке двойной духопроводности как введения идеальной формы, так и очеловечивания. Такую ситуацию В. С. Соловьев рассматривал в контексте принципа всеединства в коммуникативном плане медиации через знак, слово, смысл, символ, миф и в ценностно-смысловом плане христианства через любовь к ближнему, вечную жизнь, свободу.
В современной науке заслуживает внимания постановка этой проблемы на основании фундаментальных постулатов развития человека, представленных в христианстве, в контексте «философии ненасильственного развития» как продукта пост неклассической науки. Она построена на основе строгого научного понимания фундаментальной христианской аксиомы о триединстве, где наряду с иррациональным и материальным миром постулируется существование индивидуального иррационального объекта, проявляющегося лишь во взаимодействии с «другим» (групповым детерминированным миром). Это имеет непосредственное отношение к высшему предназначению человека, заключающемуся в необратимом увеличении массива активного разума и его нетленности как главном условии реального развития. Осознание личностью своего предназначения высвобождает огромный энергетический потенциал Разума, достаточный для решения задачи преобразования и дальнейшего прогресса Человечества. Тогда, исходя из научно обоснованной христианской аксиоматики триединства высшее предназначение человека мы связываем с «Духом» и обозначаем как «духовный продукт», определяющий формирование Идеальной Личности.
Таким образом, представленная общефилософская аналитическая картина в своем концетрированном обобщении позволяет полагать, что высшее предназначение человека, как индивидуальный объект научного познания, включает: Идеальную личность как высшую форму ее развития; методологию формирования такой личности как переход от начальной к идеальной форме; практику, направленную на самоопределение личности в достижении своего высшего предназначения посредством психологической работы с личностными деформациями, обусловленными отклонениями реальной формы от идеальной, что сопровождается возникновением критических ситуаций и предельно высоким психическим напряжением.
На основе проведенного анализа выделяются две глобальные теоретические и практические парадигмы развития человека и общества, из которых вытекают соответствующие методологические концепты самоопределения личности и построения жизненного пути. Первый — обусловленный рациональной материальной составляющей, направлен лишь «на себя», собственные физиологические, гедонические потребности комфортного существования и самосохранения, предусматривающий уклонение от критических профессиональных и жизненных ситуаций и отработки личностных деформаций. Он ориентирован на деятельностную психологическую теоретико-методологическую базу и материальное производство, неизбежным детерминированным результатом которого является самоуничтожение. Второй — обусловленный иррациональной нематериальной составляющей, направлен на овладение смыслом жизни, творение духовного продукта путем развития и работы души, достижение высшего предназначения человека благодаря преодолению критических профессиональных и жизненных ситуаций посредством психологической работы с личностными деформациями. Он ориентирован на поступковую психологическую теоретико-методологическую базу и духовное производство, дальнейшее развитие благодаря наполнению разума. Если для первого направления существует обширная научно-теоретическая, методологическая и практическая основа, то второе направление гораздо меньше разработано, научно обосновано и практически апробировано.
В итоге можно констатировать, что в современных жизненных реалиях начала третьего тысячелетия проблема человеческой личности, ориентированной на достижение своего высшего предназначения, предельно обострилась и остается не только нерешенной, но даже корректно не поставленной на современном научном уровне. Очевидно, подобные попытки всякий раз наталкивались на недостаточное стремление человека преодолевать психологическую деструктивность и активизировать созидательные творческие возможности своей личности в угоду самоудовлетворению и физическому самосохранению. Но нельзя забывать одну из ключевых мыслей философии Н. Бердяева, что устройство сытого, самодовольного социального мира в принципе невозможно из-за заложенного в человеке потенциала иррациональной энергии Космоса. Если эта энергия не направлена на постоянное творческое познание и преобразование бесконечной Вселенной, то она оборачивается различными формами деструктивной деформации личности, неизбежно приводящей к саморазрушению.
В сложившейся ситуации современная психолого-педагогическая наука и практика все больше ориентируются на жизненные общечеловеческие ценности, которые актуализируются во взаимоотношениях внешне обусловленной общественной «коллективной идеологической практики», как атрибута тоталитарного общества уходящей эпохи, и внутренне обусловленной общественной «индивидуальной психологической практики», как атрибута появляющегося нового адекватного общества «высшего предназначения», где личность получает полную свободу (по К. Попперу), а основной акцент делается на самоопределении и самореализации в процессе жизнетворчества в единстве с Разумным Миром. Психика человека, живущего в современном глобализирующемся мире, приобретает все более трансцендентный иррациональный характер. На первый план выступает необходимость развития личности путем поиска смысла и осуществления дела жизни как субъекта ее высшего предназначения.
Метод интроспекции.
Самонаблюдение (интерспекция) или наблюдение за своими переживаниями, является одним из специфических методов, применяемых только в психологии. При самонаблюдении очень трудно избежать субъективизма, поскольку наше восприятие происходящего имеет субъективную окраску. Самонаблюдение бывает непосредственное и отсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал).
Особый интерес вызывает самонаблюдение (или интроспекция). Отношение к данному виду наблюдения в психологии неоднозначно. В некоторых классификационных подходах к методам исследования прослеживается строгое разграничение в понимании наблюдения и самонаблюдения (Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф., Рубинштейн С.Л., Асеев В.Г., Иванова И.И. и др.). В данном случае самонаблюдение рассматривается как автономный метод исследования, при этом как синоним интроспекции (Ананьев Б.Г., Рубинштейн С.Л., Горбатов Д.С. и др.).
Некоторые исследователи различают понятия «самонаблюдения» и «интроспекции» (Асеев В.Г., Иванова И.И.). В отличие от самонаблюдения как метода получения эмпирических данных, интроспекция представляет собой методологический принцип, «лежащий в основе не только получения, но и понимания психологического материала». В.В.Никандров, например, рассматривает интроспекцию как «конкретизацию» метода самонаблюдения.
Выбор представителями идеалистического направления самонаблюдения в качестве единственного, по существу, метода исследования душевных явлений был обусловлен представлением о том, что “душа” (психика, сознание)- это особый замкнутый в себе внутренний мир, особая духовная субстанция (первооснова), не связанная с внешним миром и поэтому не постигаемая иным способом, как внутренним зрением. При этом самонаблюдение как субъективный метод особо противопоставляется методам, которыми пользовались другие общественные и естественные науки. Психологи-идеалисты утверждали, что психические явления могут быть познаваемы только при помощи самонаблюдения.
Между тем признание самонаблюдения единственным методом психологии такая же иллюзия, как и признание предметом психологии особой нематериальной души, деятельность которой якобы не подчинена законам естествознания. Данные, полученные исключительно путем самонаблюдения, лишены научной достоверности даже в том случае, если самонаблюдение поручается специально подготовленным психологам. Еще дальше от науки лежат попытки истолковать психику маленького ребенка или животного на основании данных самонаблюдения взрослого образованного человека. Между тем и такие попытки предпринимались наиболее последовательными психологами-интроспективистами. Так, американский ученый Титченерписал, что психолог “старается, насколько это только возможно, поставить с-бя на место животного, найти условия, при которых его собственные выразительные движения были бы в общем того же рода; и затем он старается воссоздать сознание животного по свойствам своего человеческого сознания”.
Иллюзорно представление о том, что знание об индивидуальных психологических особенностях (чертах характера, способностях, качествах ума и т. п.) мы получаем путем интроспекции.
Как показывают многочисленные исследования, правильную характеристику личности человека дает не он сам, а окружающие и давно знающие его люди. Об этом, в частности, свидетельствуют данные изучения юношеского возраста, из которых следует, что юноша сначала научается объективно оценивать индивидуально-психологические особенности своих товарищей и близких, а затем как бы переносит опыт эмпирически добытых психологических знаний на себя и начинает довольно правильно оценивать свои черты и свойства.
Иллюзорность возможности интроспекции вытекает и из понимания сущности и специфики психической отражательной деятельности. Пытаясь интроспективно “заглянуть в себя”, увидеть свои психические процессы, их связи, зависимости, механизмы, человек все равно глядит “наружу” и видит объективный мир, отраженный в мозгу, а не сам мозг с его психическими свойствами. Тем самым интроспекция оказывается такой же иллюзией, как и душа, о которой говорили психологи-идеалисты.
С.Л.Рубинштейн писал о многочисленных возражениях против интроспективного метода, отмечая трудность и ненадежность самонаблюдения:
« … 1) самонаблюдение не столько интроспекция, сколько ретроспекция, не столько непосредственное восприятие, сколько восстановление ранее воспринятого, потому что невозможно одновременное сосуществование процесса наблюдаемого с процессом его наблюдения;
2) в самонаблюдении объект наблюдения независим от самого наблюдения: наблюдая явление сознания, мы его изменяем, и поэтому не исключена возможность того, что мы делаем мнимое открытие того, что сами внесли туда … » (Рубинштейн С.Л., 2001, с.44).
Как отмечал Б.Г.Ананьев, самонаблюдение не методологическая, а методическая «обработка, которая еще ожидает систематического изучения и технических совершенствований» (Ананьев Б.Г., 2001 с.210).
Применение метода самонаблюдения достаточно специфично. Его можно использовать в форме словесного отчета в экспериментальном исследовании. Возможность применения самонаблюдения может быть связана с описанием испытуемых тех психологических фактов, на которые направлено исследование. Необходимо учитывать и возрастные ограничения данного метода.
Отрицание самонаблюдения как особого непосредственного метода исследованияпсихики не ведет к отрицанию самонаблюдения вообще. Вполне допустимо самонаблюдение, принимающееформу словесного отчета отом, что видит, слышит, чувствует, переживает, желает и т. п. человек. Подобный словесный отчет фиксируется, как и всякое внешнее объективное выражение и проявление психических состояний человека. Но необходимо подчеркнуть, что в этом случае перед намине метод, а объект исследования.Имеется также возможностьнаблюдать свои поступки и действия путем своеобразного самонаблюдения,т. е. подвергать их рассмотрению и анализу принципиально теми же средствами, которыми располагают другие люди, изучающие эти поступки. Но подобное самонаблюдение не может быть отождествлено с интроспекцией, так как является опосредствованным, а не непосредственным методом исследования. От обычного наблюдения оно отличается лишь меньшей степенью достоверности в связи с возможными субъективными истолкованиями. Наконец, не следует смешивать с интроспекциейрефлексию(размышления и переживания по поводу собственных психических состояний и качеств), которая, в свою очередь, имеет опосредствованный характер и представляет собой переработку данных словесного отчета, анализа собственных поступков, умозаключений по этому поводу, сопоставление собственного мнения о себе с мнениями других людей и т. д.
Самонаблюдение как метод психологии– способ получения данных, заключающийся в непосредственном усмотрении особой психической реальности.
Данные самонаблюдения подвержены субъективному контролю:
1 - бессознательный субъективный контроль испытуемого (бессознательное, вытеснение);
2 - сознательный субъективный контроль испытуемого:
а) не хочет говорить; б) не может вербализовать;
3) субъективный контроль со стороны экспериментатора (недопонимает испытуемого).
Но самонаблюдение применяется там, где другие методы непримиримы (содержание сновидений).
Ухтомский: Данные самонаблюдения объективны, как и другие данные. Важны методы обработки и интерпретации.
- 1. Определение методологии науки. Понятие метода в узком и широком смысле
- 2. Рефлексивный характер методологического знания, виды рефлексии в науке.
- 3. Соотношение понятий «философия», «мировоззрение», «наука». Методология науки и науковедение
- 4. Структура методологического знания: уровень философской методологии, уровень общенаучной методологии, уровень частно-научной методологии, уровень процедур и методик исследования.
- 5. Понятие методологического подхода.
- 6. Функции дескриптивной и нормативной методологии в научном исследовании, сущность методологического эксперимента.
- 7. Вклад психологии в развитие методологии науки и особое значение методологического знания для психологии
- 8. Методология психологии как самостоятельная область научного познания.
- 9. Историческая относительность форм, средств, эталонов, идеалов и норм научного познания. Стадии развития науки: классическая, неклассическая, постнеклассическая.
- I. Классическая наука:
- II. Неклассическая наука
- III. Постнеклассическая наука
- 10. Онтологизм, гносеологизм и методологизм как стадии развития рефлексивной составляющей научного познания
- 11. Понятие парадигмы и научной революции по т. Куну
- 1. История психологии - ее предмет и задачи
- 2. Методологические проблемы историко-психологического исследования. Условия и закономерности развития психологического знания.
- 3. Периодизация истории психологических знаний.
- 4. Методы и источники истории психологии.
- 5. Принципы историко-психологического анализа.
- 3. Выявление социально-психологической направленности или идеологической сущности психических явлений.
- 6. Значение и место истории в системе современной психологии.
- 1. Развитие физиологии нервной системы и органов чувств в х1х. Исследования ч. Белла, и. Мюллера, э.Х. Вебера, г. Гельмгольца, ф.А. Галля.
- 2. Возникновение психофизики и психометрии. Работы г. Фехнера и Дондерса
- 3. В. Вундт и становление экспериментальной психологии.
- 4. И. М. Сеченов и становление научной психологии в России.
- 5. Экспериментальные исследования в области восприятия, памяти, мышления, навыков.
- 6. Возникновение дифференциальной психологии.
- 7. Исследование ф. Гальтона в области способностей и измерения интеллекта.
- 8. Тесты Бинэ-Симона
- 9. Приложение психологии к медицине, к области промышленного производства.
- 10. Возникновение психотехники.
- 11. Проблема соотношения теории и практики в связи с ростом прикладных исследований в психологии.
- 1. Общая характеристика кризиса в психологии.
- 2. Бихевиоризм как новое направление в психологии.
- 3. Необихевиоризм и его варианты.
- 4. Анализ решения проблемы объективности психологического исследования в бихевиоризме.
- 5. Гештальтисихология. Основные направления в области восприятия, мышления, личности. Оценка решения проблемы целостности в гештальтисихологии.
- 6. Глубинная психология. Психоанализ з. Фрейда. Проблема бессознательного в психологии.
- Метод лечения неврозов
- Теория личности
- Теория общества
- 7. Индивидуальная психология а. Адлера.
- 8. Аналитическая психология к. Юнга.
- 9. Неофрейдизм и его варианты.
- 10. Концепция человека и личности в глубинной психологии.
- 11. Французская социологическая школа. Основные идеи э. Дюркгейма. Учение Леви-Брюля о типах мышления.
- 12. Описательная психология. «Философия жизни» в Дильтея.
- 13.Основные идеи э. Шпрангера
- 4. Становление и тенденции развития отечественной психологии.
- 1. Работа в области психологической теории.
- 1 Этап: 20-30-е гг. Хх в.
- 2 Этап: развитие психологии в годы вов
- 3 Этап: вторая половина 60 – конец 80 гг.
- 4 Этап: 90-е гг. И современность
- 2. Поведенческие направления (рефлексология, реактология, психология м.Я. Басова и др.)
- 3. Культурно-историческая теория л.С. Выготского.
- 4. Учение о деятельности а.Н. Леонтьева.
- 5.Психология с.Л. Рубинштейна.
- 6. Теория формирования умственных действий и понятий п.Я. Гальперина
- 7. Развитие психологической теории в трудах б.Г. Ананьева.
- 8. Исследования б.Г. Теплова в области дифференциальной психофизиологии.
- 9. Основные идеи и работы а.Р. Лурии.
- 10. Основные достижения в области детской и педагогической психологии (л.И. Божович, ав. Запорожец, д.Б. Эльконин, в.В. Давыдов).
- 5. Современное состояние и важнейшие тенденции развития зарубежной психологии
- 1. Основные идеи когнитивной психологии и ее представители (д. Брунер, д. Норман, л. Фестингер, ф. Хайдер и др.)
- Классификация
- 2. Гуманистическая психология: основные представители, понятия, идеи (г. Олпорт, ш. Бюлер, к. Роджерс, а. Маслоу.)
- 3. Логотерапия в. Франкла.
- 4. Женевская школа генетической психологии ж. Пиаже.
- 1. Познавательные процессы: общая характеристика.
- 1. Психика и познание.
- 2. Взаимосвязь познавательных процессов.
- 3. Общая характеристика ступени чувственного познания.
- 4. Понятие и критерии чувствительности по а.Н. Леонтьеву.
- 5. Проблема происхождения чувствительности.
- 6. Связь познавательных психических процессов с деятельностью.
- 2. Понятие об ощущении.
- 1. Ощущение как компонент сенсомоторной реакции (с.Л. Рубинштейн).
- 2. Физиологические механизмы возникновения ощущений. Строение анализатора.
- 3. Концепция специфической энергии органов чувств й. Мюллера.
- 4. Свойства и закономерности ощущений.
- 3. Классификация ощущений
- 1. Классификация ощущений по модальности.
- 2. Классификация ощущений исходя из свойств раздражителей.
- 3. Генетическая классификация г. Хэда.
- 4. Классификация ч. Шеррингтона.
- 5. Абсолютная и разностная чувствительность. Понятие сенсорного порога. Абсолютные и разностный пороги. Основной психофизический закон Вебера-Фехнера
- 4. Восприятие
- 1. Феноменология восприятия.
- 2. Связь восприятия с другими психическими процессами.
- Сравнение ощущения и восприятия
- 3. Теории восприятия.
- Структурализм
- Функционализм
- Конфигуроционизм (гештальт подход)
- Конструктивистский подход
- Экономический подход
- 4. Теория перцептивных действий.
- 5. Понятие «гештальт».
- Принципы гештальта
- Гештальт качества
- Константы восприятия
- Фигура и фон
- 6. Законы формирования образа восприятия в гештальтпсихологии.
- 7. Восприятие пространства (расстояния, направления, величины, формы)
- 8. Восприятие времени.
- 9. Основные свойства перцептивных образов.
- 10. Отличие образов восприятия от представления.
- 11. Виды представлений.
- По ведущим анализаторы (по модальностям)
- По степени обобщенности
- По происхождению
- По степени волевых усилий
- 12. Роль представлений в формировании образа объективной действительности.
- 1. Понятие «внимания», его значение и функции.
- 1. Особенности внимания как психического процесса.
- 2. Характеристики внимания как самостоятельного процесса.
- 3. Функции внимания.
- 4. Факторы, определяющие внимание.
- 5. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.
- 6. Свойства внимания: объем, концентрация, устойчивость, колебание, распределение, переключение.
- 2. Физиологические основы внимания.
- 1. Теория общего двигательного поля («воронка Шеррингтона»).
- 2. Принцип доминанты а.А. Ухтомского.
- 3. Нейрофизиологические механизмы внимания.
- 4. Ориентировочный рефлекс как основа внимания.
- 3. Теории внимания.
- 1. Внимание как результат двигательного приспособления.
- 2. Внимание как результат ограниченности объема сознания.
- 3. Внимание как результат эмоций.
- 4. Внимание как усиление нервного раздражения.
- 5. Внимание как результат апперцепции.
- 6. Понятие внимания в гештальт-психологии.
- 7. Теории внимания в когнитивной психологии.
- 8. Модели ранней селекции: модель фильтра д. Бродбента, модель аттенюатора а. Трейсман.
- 9. Теории поздней секции.
- 10. Концепция внимания как умственного усилия д. Канемана.
- 11. Внимание как функция умственного контроля (п.Я. Гальперин).
- 12. Теория установки и проблема внимания по д.Н. Узнадзе.
- 13. Внимание как высшая психическая функция (л.С. Выготский).
- 1. Понятие о памяти.
- 1. Понятие «память».
- 2. Роль памяти в жизнедеятельности человека.
- 3. Виды памяти: по характеру психической активности, по использованию средств для запоминания, по времени хранения информации в памяти, по наличию цели.
- I. По характеру психической активности:
- III. По использованию дополнительных средств:
- IV. По продолжительности сохранения материала:
- V. По участию наследственных механизмов:
- 4. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.
- 6. Виды воспроизведения: узнавание, собственно воспроизведение, припоминание, воспоминание.
- 7. Факторы, влияющие на сохранение и препятствующие забыванию информации.
- 2. Теории памяти.
- 1. Теория памяти в ассоциативной психологии.
- 2. Теория памяти в бихевиоризме.
- 3. Структурная теория памяти в гештальтпсихологии.
- 4. Эксперименты б.В. Зейгарник, г.В. Биренбаум. Эффект Зейгарник
- 5. Проблема памяти в когнитивной психологии.
- 6. Эксперименты а.А. Смирнова, п.И. Зинченко.
- 7. Культурно-исторический подход к процессу развития памяти.
- 1. Понятие мышления, методы исследования мышления.
- 1. Науки, изучающие мышление.
- 2. Специфика изучения мышления в психологии.
- 3. Мышление и непосредственно-чувственное познание.
- 4. Методы исследования мышления.
- 5. Понятие мышления в зарубежной и отечественной психологии (у.Джемс, к.Дункер, отечественный подход – с.Л. Рубинштейн, а.Н. Леонтьев). У. Джемс
- К. Дункер (гештальтпсихология)
- 6. Мышление как познавательный психический процесс.
- Мышление как процесс
- 2. Виды мышления.
- 1. Критерии классификации видов мышления.
- 2. По последовательности формирования в онтогенезе: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление.
- 3. По типу решаемых задач: практическое и теоретическое мышление (б.М. Теплов).
- 4. Интуитивное и аналитическое мышление.
- 5. Творческое и критическое мышление (г.Линдсей, к.С.Холл, р.Ф.Томпсон).
- 6. Реалистическое и аутистическое мышление (э.Блейлер).
- 7. Первобытное мышление (л.Леви-Брюль и др., с.Л. Рубинштейн).
- 8. Произвольное и непроизвольное мышление.
- 3. Теоретические подходы к изучению мышления.
- Ассоциативная теория мышления
- Вюрцбургская школа
- Теория мышления в гештальтпсихологии
- Теория мышления в бихевиоризме (Дж.Уотсон, б.Скиннер, э.Толмен)
- Психоаналитическая теория мышления (з.Фрейд, э.Блейлер)
- Теория интеллекта ж.Пиаже
- 1) Учение о функциях интеллекта
- 2) Учение о стадиях развитии интеллекта
- Культурно-историческая теория высших психических функций (л.С.Выготский)
- Теория развития понятийного мышления (л.С. Выготский)
- Теория мышления с.Л. Рубинштейна
- Теория мышления как деятельности (о.К.Тихомиров)
- Теория формирования умственных действий п.Я. Гальперина
- 4. Интеллект
- 1. Подходы к определению понятия интеллекта.
- 2. Теории и модели интеллекта: двух-факторная модель к.Спирмена, многофакторная модель интеллекта л.Терстоуна, модель интеллекта Дж.Гилфорда, теория интеллекта Дж.Кеттелла
- 5. Развитие мышления.
- 2. Филогенетический аспект развития мышления: врожденные и индивидуально-изменчивые формы поведения, интеллектуальное поведение животных.
- 3. Социогенетический аспект развития мышления: различия интеллектуального поведения животных и интеллектуального поведения человека, роль трудовой деятельности в развитии мышления.
- 6. Психология речи
- 1. Понятия языка и речи.
- 2. Взаимосвязь мышления и речи.
- 3. Генетические корни мышления и речи (л.С.Выготский).
- 4. Виды речи: внешняя, внутренняя, устная, письменная, кинетическая речь.
- 5. Формы устной речи: диалогическая и монологическая речь.
- 6. Функции речи.
- Теория Жинкина-Горелова
- Теории эгоцентрической речи л.С. Выготского и ж.Пиаже
- Теория автономной речи Выготского
- 8. Онтогенетическое развитие речи.
- 1. Основные проблемы психологии эмоций
- 1. Основные проблемы психологии эмоций: условия возникновения эмоций, эмоции и процессы познания, эмоции и процессы мотивации, функции эмоций.
- 2. Виды эмоциональных процессов: эмоциональный тон ощущений, собственно эмоции, аффект, настроение, чувства. Понятие эмоционального состояния.
- 3. Психологический стресс. Стадии стресса. Влияние психологического стресса на соматические функции.
- 4. Возможность экспериментального исследования эмоций. Психофизиологические и психологические методы исследования эмоций.
- 2. Основные направления развития представлений об эмоциях
- 1. Проблема выражения эмоций в теории ч. Дарвина.
- 2. Интроспективная традиция изучения чувств. Взгляды в. Вундта на природу чувств и их характеристики (3 измерения чувств).
- 3. Периферическая теория у. Джеймса и к. Ланге.
- 4. Таламическая теория эмоций Кеннона-Барда.
- 5. Бихевиористский подход к проблеме эмоций.
- 6. Когнитивные теории эмоций (с. Шехтер, р. Лазарус).
- 7. Теория эмоций п.В. Симонова.
- 8. Теория дифференциальных эмоций к. Изарда.
- 1. Общая характеристика потребностно-мотивационной сферы личности.
- 1. Потребности как источник активности.
- 2. Стадии существования потребности (а.Н. Леонтьев).
- 3. Общая характеристика мотива.
- 4. Виды мотивационных образований.
- 5. Понятие и виды ценностных ориентаций.
- 6. Мотивация как процесс.
- 7. Виды мотивации.
- 8. Мотивация отдельных видов деятельности.
- 9. Методы исследования мотивации.
- 2. Основные теоретические подходы к изучению мотивации.
- 1. История изучения детерминации активности человека и животных (Демокрит, Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель, французские материалисты 18 века и др.).
- 2. Бихевиоризм и необихевиоризм о мотивации поведения (Дж.Уотсон, к. Халл, э. Толмен).
- 3. Психоаналитические теории мотивации (з. Фрейд, а. Адлер, к. Юнг).
- Модель редукции влечения (теория мотивации Фрейда)
- 4. Вопросы мотивации в работах гештальт-психологов (к. Левин).
- 5. Когнитивные теории мотивации (Дж. Роттер, г. Келли, х. Хекхаузен, д. Макклелланд).
- 6. Проблема мотивации в деятельностном подходе.
- 7. Понимание потребностно-мотивационной сферы деятельности в работах а.Н. Леонтьева. Проблема полимотивации деятельности.
- 8. Представления с.Л. Рубинштейна о мотивационной сфере личности.
- 4. Специфика непроизвольной и произвольной детерминации активности. Сравнительная характеристика произвольного и волевого действия.
- 5. Функции воли: селективная, стабилизирующая, инициирующая, тормозящая.
- 6. Структура волевого акта (с.Л. Рубинштейн).
- 7. Волевые процессы и их изучение.
- 8. Понятие волевых качеств личности.
- 9. Структура волевых качеств (е.П. Ильин).
- 1. Методологические основы психологии личности.
- 1. История и развитие представлений о личности.
- 2. Европейский рационализм 17-18 веков и его концепции человека.
- 3. Концепция личности в разных философско-методологических системах.
- 4. Личность как предмет психологического исследования.
- 5. Понятие о личности в современной психологии.
- 6. Методологические проблемы психологии личности.
- 7. Четыре методологических уровня изучения личности (в концепции а.Г. Асмолова). Основные пути исследования личности в отечественной и зарубежной психологии.
- 1. Уровень философской методологии.
- 3. Уровень конкретной научной методологии
- 8. Идея личности в российской психологии. Проблема личности в отечественных психологических школах
- Современные исследования в области психологии личности
- 2. Органические предпосылки и социальные условия развития личности.
- 1. Индивид и личность в концепциях а.Н. Леонтьева, б.Г. Ананьева, а.Г. Асмолова.
- 2. Индивидные свойства как предмет дифференциальной психологии.
- 3. Возрастно-половые и индивидуально-типические свойства человека.
- 4. Социальные условия развития личности.
- 5. Понятие социальной ситуации развития личности (л.C. Выготский, б.Г. Ананьев, л.И. Божович).
- 6. Характеристика понятий "социальная роль" и "социальный статус".
- 7. Процесс социализации личности, институты социализации.
- 3. Теория личности.
- 1. Психологическая теория: понятие, задачи, требования.
- 3. Теория личности как разновидность психологической теории. Методологические основания теории личности в отечественной психологии.
- 4. Структура личности.
- 1. Понятие о структуре личности.
- 2. Диадный характер построения структуры личности. Проблема соотношения биологического и социального начал в структуре личности. Биологическое и социальное в структуре личности (б.Г. Ананьев)
- 3. Факторный подход к структуре личности (р. Кеттелл, г. Айзенк). Теория типов личности (Айзенк)
- Теория черт личности (р. Кеттелл)
- 4. Личностный конструкт как элемент структуры личности (Дж. Келли).
- 5. Влечение как элемент анализа структуры личности (з. Фрейд).
- 6. «Я» как единица личности (у. Джемс).
- 7. Диспозиция как элемент анализа строения личности (в.А. Ядов).
- 8. Отношение как единица строения личности (а.Ф. Лазурский, в.Н. Мясищев).
- 9. Личность как субъект общественных отношений (с.Л. Рубинштейн).
- 10. Деятельность как единица структуры личности (а.Н. Леонтьев).
- Структура личности
- 5. Индивидные свойства личности. Личность и индивидуальность.
- 1. Темперамент как форма интеграции первичных индивидных свойств.
- 2. Классические теории темперамента.
- 3. Современные представления о типах внд человека и их значение для понимания динамических особенностей деятельности (б.М. Теплов, в.Д. Небылицын, в.С. Мерлин, я. Стреляу).
- 4. Личность и индивидуальность. Человек
- Индивидуальность
- 5. Понятие «индивидуальность».
- 6. Подходы к изучению индивидуального характера: постановка проблемы характера в психоанализе з. Фрейда.
- 7. Опыт характерологии к. Юнга: понятие об экстраверсии и интроверсии.
- 8. Клинический подход к изучению индивидуального характера. Акцентуированная черта как основа классификации характеров: концепции к. Леонгарда, п.Б. Ганнушкина, а.Е. Личко.
- 10. Понятие о способностях.
- 11. Задатки как органические предпосылки способностей.
- 12. Общие и специальные способности.
- 13. Взгляды на проблему способностей б.М. Теплова, а.Н. Леонтьева, в.В. Давыдова. А. Н. Леонтьев о формировании способностей
- Б. М. Теплов. Способности и одаренность
- 14. Понятие «одаренность» и ее критерии.
- Признаки одаренности
- Виды одаренности
- 2. Первичное и вторичное обусловливание как механизм развития личности.
- 3. Инстинкты как движущая сила развития личности в психоаналитической теории з. Фрейда.
- 4. Модификация идей классического психоанализа в теориях к. Юнга, а. Адлера, к. Хорни, э. Фромма.
- 5. Представление о движущих силах развития личности в когнитивистской теории (к. Левин, л. Фестингер, Дж. Келли).
- 6. Тенденция к самоактуализации и самореализации как движущая сила развития личности в теории а. Маслоу.
- 7. Тенденция к поиску смысла жизни и самосозиданию как движущая сила развития личности (в. Франкл, к. Роджерс).
- 8. Активность субъекта в деятельности как движущая сила развития личности (с.Л. Рубинштейн, а.Н. Леонтьев).
- 7. Периодизация развития личности
- 1. Гетерохронность развития человека. Биологическая, психологическая и социальная зрелость.
- 2. Понятие жизненного пути (б.Г. Ананьев).
- 3. Когнитивисткая ориентация в периодизации развития личности (ж. Пиаже).
- 4. Развитие личности как субъекта нравственного действия (л. Кольберг). Уровни нравственного развития (л.Кольберг)
- 5. Психодинамическая ориентация в периодизации развития личности. Этапы психосексуального развития ребенка в психоанализе (з. Фрейд).
- 6. Эпигенетическая периодизация развития личности (э. Эриксон).
- 7. Периодизация развития личности по критерию ведущей деятельности (а.Н. Леонтьев, б.Д. Эльконин).
- Периодизация психического развития ребенка (д.Б. Эльконин
- 8. Социально-психологический подход к периодизации развития личности.
- 1. Социальная психология как наука
- 1. Специфика понимания предмета социальной психологии в американской, европейской и отечественной парадигме.
- Американская парадигма
- Европейская парадигма (парадигма понимания)
- Советская парадигма (парадигма преобразования)
- 2. Соотношение общей и социальной психологии, социальной психологии и социологии.
- 3. Пограничный статус социальной психологии, тенденции его изменения.
- 4. Исторические условия и непосредственные научные предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную науку.
- Психология народов
- Психология масс
- 5. Первые социально-психологические теории.
- Психология народов
- Психология масс
- Теория инстинктов социального поведения (Макдауголл)
- 6. Основные этапы развития и современное состояние социальной психологии. Первые социально-психологические теории и выделение социальной психологии в самостоятельную науку
- Теория инстинктов социального поведения (Макдауголл)
- Кризис социальной психологии (с 50-х нню хх в.)
- Современный период развития социальной психологии
- 2. Социальная психология личности
- 1. Интегральное определение личности.
- 2. Социально-психологическая структура личности: статическая и динамическая составляющие. Статическая составляющая
- Динамическая составляющая
- 3. Понятие социализации.
- 4. Содержание, механизмы, институты, агенты, факторы, стадии социализации. Содержание
- Адаптация – механизм социализации.
- Стадии социализации
- Критерии социализации:
- 5. Проблема социальной идентичности личности.
- 6. Понятия десоциализации и ресоциализации.
- 7. Понятие социальной установки.
- 8. Структура социальной установки: когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
- 9.Функции социальных установок в регуляции социального поведения личности.
- 10. Соотношение социальных установок и реального поведения (эксперимент Лапьера).
- 11. Диспозиционная концепция регуляции социального поведения в.А. Ядова.
- 12. Теоретические и практические аспекты проблемы изменения социальных установок.
- 3. Ценностно-нормативная система регуляции социального поведения личности.
- 1. Понятие социальной нормы.
- 2. Обычаи, традиции, ритуалы, стыд, вина как регуляторы социального поведения.
- 3. Понятие социальных ценностей. Роль ценностных ориентаций в регуляции социального поведения.
- 4. Классификация ценностей, соотношение личностных и социальных ценностей.
- 4. Закономерности общения и взаимодействия
- 1. Понятие и виды социальных отношений.
- 2. Определяющая роль общественных отношений в развитии индивидуального сознания.
- 3. Социальная роль как общественно-необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности. «Личностная» окраска (стиль) исполнения социальной роли.
- 4. Методологические проблемы исследования связи общественных и межличностных отношений.
- 5. Значение общественных отношений для понимания содержательной стороны межличностных отношений.
- 6. Межличностные отношения как реальность общественных отношений, форма их проявления.
- 7. Эмоциональная основа межличностных отношений.
- 8. Общение как реализация общественных и межличностных отношений.
- 9. Соотношение понятий «общение», «деятельность», «личность».
- 10. Личность как субъект общения.
- 11. Значение и функции общения.
- 12. Структура общения: коммуникативная, перцептивная, интерактивная сторона.
- 13. Общение как обмен информацией.
- 14. Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе.
- 15. Типы информации, передаваемой в процессе общения.
- 16. Средства коммуникации. Вербальная и невербальная коммуникация.
- Вербальная коммуникация
- Невербальная коммуникация
- 17. Общение как восприятие людьми друг друга.
- Содержание межличностной перцепции
- Имплицитные теории личности
- 18. Понятие социальной перцепции.
- 19. Механизмы взаимопонимания в процессе общения.
- 20. Содержание и эффекты межличностного восприятия.
- Эффекты, возникающие при восприятии людьми друг друга
- 21. Межличностная аттракция.
- 22. Общение как взаимодействие.
- Социально-психологические механизмы общения
- 23. Место взаимодействия в структуре общения.
- Эффективность общения:
- Классификации ситуации взаимодействия:
- 24. Типы взаимодействия.
- Кооперация
- Конкуренция
- 25. Проблема межличностного конфликта.
- 26. Взаимодействие как организация совместной деятельности.
- Психология больших социальных групп
- Психология социальных классов
- Психология этнических групп
- II. Реальные
- 1. Понятие и признаки малой группы.
- Границы
- Причины возникновения малых групп
- 2. Основные теории малой группы в зарубежной и отечественной социальной психологии.
- 1. Поуровневый анализ групповой структуры
- Модель многоуровневой структуры межличностных отношений Петровского
- Многомерный анализ структуры малой группы
- Композиция и каналы коммуникации малой группы Коммуникативные сети
- 4. Виды малой группы.
- 5. Понятие коллектива и команды.
- 6. Социально-психологический климат группы и его структура. Понятие социально-психологического климата
- Структура социально-психологического климата
- Модели социально-психологического климата
- 7. Понятие сработанности группы.
- 8. Понятие сплоченности: основные подходы в зарубежной и отечественной социальной психологии.
- 9. Психологическая совместимость.
- 10. Понятие, виды и функции норм малой группы
- 11. Основные феномены группового влияния.
- 12. Конформизм: понятие, виды, условия возникновения, значение.
- 13. Общее представление о групповой динамике: понятие и основные элементы.
- Механизмы групповой динамики
- 14. Лидерство и руководство в малой группе. Соотношение понятий «руководство» и «лидерство».
- 15. Статус лидера, способы его достижения.
- 16. Теоретические подходы к изучению лидерства: теория "черт", "ситуационная" и "системная" теории лидерства.
- 17. Функции лидерства.
- 18. Динамика лидерства.
- 19. Типология лидерства.
- 20. Экспериментальное исследование стиля лидерства в школе "групповой динамики" к.Левина.
- 21. Концепция ценностного обмена (р. Л. Кричевский).
- 22. Критерий эффективности лидерства.
- 23. Представление о стадиях развития малой группы в зарубежной и отечественной психологии.
- Зарубежные модели развития
- Двухмерные модели
- Линейные модели
- Отечественные модели развития
- 24. Процесс принятия групповых решений. Основные факторы, влияющие на механизм формирования группового мнения и на процесс принятия решения группой.
- 25. Роль групповой дискуссии в принятии группового решения.
- 26. Методы повышения эффективности принятия решений группой: "брэйнсторминг", "синэктика" и др.
- 27. Явление "поляризации группы".
- 28. Проблема соотношения качества группового и индивидуального решения.
- 29. Феномен "сдвига риска" и его роль в объяснении природы группового решения (Дж.Стоунер). Сравнительная эффективность групповых и индивидуальных решений.
- 30. Факторы ошибочных групповых решений.
- 31. Феномен "группового духа" (и. Джанис).
- Социальный слой
- Профессиональные группы
- Профессиональная группа - совокупность лиц одной профессии:
- - Объединенных сходными знаниями и навыками, чувством идентичности с профессией и другими ее представителями;
- - Осознающими общность интересов.
- Проблема национального характера в этнопсихологии
- Этническая идентичность и самосознание.
- Формирование этнического самосознания.
- Основные понятия:
- Гюстав Лебон. Психология народов и масс
- Мнения и верования толпы.
- Эффективность убеждения
- Психологические особенности индивида в толпе
- Поведение толпы
- Слухи и их разновидности
- Психология сплетни
- О пользе слухов и сплетен
- Категория деятельности (По книге Ярошевского) Активность как "субстанция" деятельности
- Внутренняя организация активности
- Внешняя организация активности
- Единство внешней и внутренней организации активности
- Самодвижение активности
- Уровни исследования отражения
- Особенности сознательного отражения действительности человеком
- Методические процедуры самонаблюдения.
- Структура эксперимента.
- Преимущества и недостатки эксперимента
- Проблема валидности и надежности психологического эксперимента.
- Факторы, угрожающие валидности.
- Надежность
- Типы экспериментов по р. Готтсданкеру. Экспериментальные схемы Дж. Кэмпбелла. Типы экспериментов по р. Готтсданкеру.
- Экспериментальные схемы Дж. Кэмпбелла.
- 1.4. Формирующие методы
- Классификация психодиагностических методик
- Культурно-историческая теория развития психики л.С. Выготского. Понятие о высших психических функциях
- Сознание и отражение
- 1. По сложности научения (у. Торп):
- 2. Связь научения с инстинктом (г. Темборк)
- 3. По скорости образования временных связей и прочности их сохранения
- 5. По способу научения
- Интеллект животных
- Учение об уровне материи, которая свойственна психике
- С. Л. Рубинштейн. Сознание человека историческое развитие сознания у человека проблема антропогенеза.
- 3. Основные принципы психологии
- 1. Принцип детерминизма как ведущий принцип научной психологии
- 2. Исторические этапы в развитии детерминистического объяснения психического.
- 2) Эпоха механистического детерминизма.
- 3. Принцип развития в психологии
- 4. Определения и основные характеристики процесса развития: необратимость, единство прогрессивных и регрессивных тенденций, неравномерность и др.
- 6. Предпосылки возникновения системного подхода; определение системы.
- 1 Стадия: элементарно-сенсорная психика
- 2. Стадия перцептивной психики
- Развитие психики в ходе онтогенеза
- 1. Пренатальный (эмбриональный) период
- 2. Ранний постанатальный период
- 3. Ювенильный период
- Проблема личности в философии