logo search
СБОРНИК СТУДЕНЧЕСКИХ СТАТЕЙ 2012

Факторы, влияющие на формирование отклонений в поведении подростков

Подростковый возраст – это стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь [5].

По Ж. Пиаже центральным событием качественных изменений в поведении подростков является когнитивная перенастройка. После 12 лет отмечается переход к стадии формальных операций, характеризуемой способностью вырабатывать и применять эффективные стратегии планирования поиска и организации информации. Задержка физического или психического созревания, нарушая развитие личности, проявляется в различных формах девиантного поведения. Снижение способности к счету и чтению, если их вовремя не скорригировать, могут стимулировать возникновение невротических расстройств, глубоких кризисов самооценки, асоциального поведения. С. А. Беличева подчеркивает, что асоциальное поведение несовершеннолетних имеет свою специфическую природу и рассматривается как результат социопатогенеза, идущего под влиянием различных целенаправленных и стихийных воздействий на личность ребенка, подростка, юноши. Отклонения в поведении рассматриваются как результат педагогической запущенности психически неустойчивых подростков, которые по физическому и половому развитию отстают от сверстников; с аномалиями развития организма; подростков с ускоренным половым развитием и повышенной аффективностью, возбудимостью, агрессивностью, а так же с расторможенностью влечений – жестоких, бродяжничающих, употребляющих наркотики [1].

Современные исследования показывают сложность отношений подростка к взрослым, отчуждение между подростком и родителями, которое выражается в ссорах, дефиците общения, отдалении подростка от семьи, неодобрении родителями его друзей, является фактором риска возникновения психических нарушений и поведенческих отклонений, одним из пусковых механизмов делинквентности. Таким образом, к девиантному поведению прибегает отклоненная социумом личность; слабые связи «семья-ребенок», «школа-ребенок» способствуют ориентации молодежи на группы сверстников, которые являются преимущественно источником девиантных норм. А. Е. Личко и А. .В. Мудрик подчеркивают важность для подростка складывающейся «системы отношений» со сверстниками; общение со сверстниками выделяется в качестве ведущей деятельности этого периода; потребность подростков в общении, в изучении межличностного взаимодействия становиться основным фактором в их психологическом развитии. Многие действия, свойственны подростку в ситуации общения, следует оценить как поисковые, направленные на удовлетворение потребности в получении новой информации, новых переживаний, расширения своего опыта. Исследователи отмечают, что отклонение в поведении подростка оказывают влияние следующие особенности взаимоотношения: положение изгоя в классе, отвержение со стороны учителей, ярлык девианта в школе [6, 7.].

Как отечественные, так и зарубежные исследователи считают подростковый период – периодом противоречий, притязаний на взрослость и признание, углубления самоанализа, развития самосознания, становления «Я-концепции», стремление к социальному и личностному самоопределению. Подростковый протест, негативизм, искаженные формы самоутверждения могут возникнуть, если взрослые при этом продолжают относиться к подростку как к ребенку. Подростковый период является тем периодом, когда уже отчетливо выступает потребность в самовоспитании и ведется активная работа над собой; это возраст становления самостоятельности; формируется чувство собственного достоинства, выражающего потребность в самоопределении и самоутверждении подростка в среде взрослых [2].

Труднообъяснимые поведенческие реакции подростков могут быть следствием заострений, акцентуаций характера (А. Е. Личко, А. В. Мудрик и др.). Если раньше акцентуации считались аномалией личности, то теперь они входят в критерий нормы, поскольку характерны 90 % подростков. И все же они способствуют определенным нарушениям в сфере общения. Например, при гипертимной акцентуации характера – наиболее распространенной среди подростков – выраженная реакция эмансипации и высокий уровень конформности, проявление в системе отношений черт мужественности создают почву для возникновения социальной дезадаптации, риска алкоголизации и наркотизации подростка. Акцентуация неустойчивого типа связана с изменчивостью настроения, поступков, и действий без видимых причин, с нежеланием трудиться, праздностью, слабоволием, трусостью, поверхностью контактов. Экзальтированному типу свойственна высокая впечатлительность, сильная привязанность к друзьям, искреннее и глубокое переживание чужих проблем. Тревожный тип склонен к страху, чрезмерной подчиненности, дерзкому выбросу негативных эмоций. Следовательно, при наличии какой-либо акцентуации характера личность отличается некоторыми индивидуальными гипертрофированными качествами, нарушающими социальные контакты или содействующие развитию отношений [3, 4].

Отклоняющееся поведение индивида, как и нормальное, является следствием обучения социальному поведению, продуктом взаимодействия социальных, культурных и психологических характеристик.

Литература

  1. Беличева С. А, Основы превентивной психологии – М., 1994.

  2. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание – М., 1986.

  3. Леонгард К. Акцентуированные личности – Киев, 1981.

  4. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у детей и подростков – Спб., 1996.

  5. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Сещерякова – М., 1997.

  6. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: в 2 кн. – М. 2005

  7. Рожков М. И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением – М., 2005.

К.С. Юдина, студентка II курса

Научный руководитель – кандидат психологических наук,

доцент Л. Ж. Караванова