Эмоциональный интеллект в деятельности современных менеджеров
Современная рыночная бизнес-среда, в которой осуществляется профессиональная деятельность человека, характеризуется высокой степенью сложности. Внедрение новых технологий, революционное обновление средств производства, появление новых продуктов требует поддержания конкурентоспособности со стороны предприятий и их сотрудников, а изменчивость и динамизм рынка – быстрого реагирования и применения современных, зачастую нестандартных, подходов и решений в управлении ресурсами. Управление человеческими ресурсами, построенное на эффективных технологиях с учетом актуальных исследований в области психологии профессиональной деятельности, может помочь в достижении целей, поставленных как перед фирмой, так и перед отдельным ее сотрудником. Одним из таких подходов является эмоциональный менеджмент, который имеет свою основу – эмоциональный интеллект.
По данным сайтов по трудоустройству, на сегодняшний день от 25% до 50% вакансий на рынке труда принадлежит специалистам по продажам [10]. Менеджеры по продажам – самая востребованная позиция в любой компании, т.к. именно от этих людей зависит ее прибыль. Какую бы замечательную продукцию не производила фирма или не предоставляла услуги, все ее усилия сойдут на «нет», если она станет терять клиентов. Профессия «менеджер по продажам» относится к субъект-субъектному типу и характеризуется высоким эмоциогенным характером деятельности, интенсивной коммуникацией и стрессогенностью, что требует повышения эмоционально-волевой регуляции личности [7, с. 72]. Таким образом, овладение знаниями об эмоциях и умениями их саморегуляции способствует развитию эмоционального интеллекта и эмоциональной компетентности специалистов в целом. Необходимо отметить, что эмоциональная компетентность напрямую связана с эмоциональным интеллектом и основывается на нем [1, с. 137].
В последнее время модно говорить о том, что эмоциональный интеллект (ЭИ) в два раза важнее для успеха в менеджменте, чем общий интеллект. Проведенные исследования действительно доказывают, что развитый ЭИ выступает значимой детерминантой эффективности профессиональной управленческой деятельности. [5, с. 34]. Для того, чтобы добиться профессионального успеха посредством развития эмоциональной компетентности, необходимо выяснить, какие именно эмоциональные знания и умения нужно развивать.
Ученые определяют понятие ЭИ как совокупность способностей к опознанию, пониманию эмоций и управлению ими как на внутриличностном, так и на межличностном уровнях. Отмечается, что на сегодняшний день отсутствует единая концепция эмоционального интеллекта и его структуры. Конструкты, связанные с социальными и эмоциональными способностями, оказались сложны с точки зрения их операционализации и различения с традиционными формами интеллекта.
За последние несколько лет сформированы разнообразные концепции ЭИ. Для их описания использованы модели, на которых основывается его измерение. Выделяют смешанные модели ЭИ и модели способностей. Смешанные модели включают в себя когнитивные, личностные и мотивационные черты, предполагающие измерение ЭИ с помощью опросников, основанных на самоотчете. Эти модели трактуют ЭИ как сложное психическое образование, имеющее одновременно и когнитивную, и личностную природу. Модели способностей определяют ЭИ как набор способностей, измеряемых с помощью тестов, состоящих из заданий, имеющих правильные и ошибочные ответы [9, с. 5].
Популяризированная модель ЭИ Д. Гоулмана в сфере трудовой деятельности включает в себя пять элементов [4, с. 44]:
самосознание как способность понимать и распознавать свои эмоции и побуждения (эмоциональное самосознание, точная самооценка, уверенность в себе);
самоконтроль (контроль эмоций, открытость, адаптивность, воля к победе, инициативность, оптимизм);
эмпатия (осознание эмоций других людей);
социальные навыки отношений;
мотивация как стремление добиваться поставленных целей.
Анализ профессионально важных качеств менеджера, среди которых самыми существенными являются коммуникативные качества [3], позволяет сделать предположение, что ЭИ может быть отнесен к набору ПВК современного менеджера, а развитый ЭИ позволит личности повысить эффективность трудовой деятельности и добиться профессионального успеха.
По поводу возможности развития ЭИ в психологии существуют два отличных друг от друга мнения. Ряд ученых (Дж. Мейер) придерживаются позиции, что ЭИ – относительно устойчивая способность, недоступная для развития. Их оппоненты (Д. Гоулман) считают, что ЭИ можно и нужно развивать. Веским аргументом этой позиции является то, что нервные пути мозга продолжают развиваться вплоть до середины человеческой жизни. [2, с. 58]. Однако эмпирические исследования подтверждают факт, что ЭИ поддается развитию. В исследовании Т.П. Березовской установлено, что обучение сценической деятельности способствует расширению эмоциональной компетентности [там же], а эксперимент А.К. Кравцовой показал, что уровень развития ЭИ у детей ниже, чем у людей среднего возраста [6, с. 73].
Таким образом, необходимо определиться со способами эффективного развития ЭИ менеджеров по продажам. Для более успешной организации данного процесса возникает необходимость определения структурных компонентов эмоционального интеллекта успешных менеджеров продаж и их составляющих, разработка методики развития эмоциональной компетентности менеджеров как способа повышения профессиональной успешности. Однозначно, эти цели должны быть реализованы с помощью следующих задач:
– формирования знаний в области коммуникативной компетентности;
– активизации процесса самопознания и самопонимания других людей;
– развития способности эффективной переработки эмоциональной информации: идентификации, понимания и управления эмоциями;
– овладения способами стабилизации собственного эмоционального состояния и повышения личной стрессоустойчивости и стабильности;
– закрепления в деятельности полученных результатов.
Эффективными формами развития ЭИ могут быть:
Тренинги, которые направлены на диагностику и повышение уровня эмоционального интеллекта. Могут применяться различное тестирование, обучающие и развивающие упражнения, моделирование ситуаций.
Психологическое профессиональное консультирование, включающее методики развития ЭИ.
Компьютерные обучающие программы, повышающие уровень развития способности распознавать эмоции.
Рационально-эмотивная психотерапия. В основе рационально-эмотивной психотерапии лежит когнитивная теория эмоций, согласно которой эмоция – это ответ не столько на реальное событие, сколько на то, как человек его интерпретирует.
Применение нетрадиционных методик развития ЭИ, как, например, тренинг анализа лирического текста, который строится на лексико-семантическом анализе, интерпретации поэтических текстов [11, c. 41].
Актерская практика, в которой на более глубоком уровне описаны приемы, применяемые в других подходах к формированию эмоционального интеллекта.
Итак, в современном менеджменте и психологии профессиональной деятельности развивается новая отрасль – эмоциональный менеджмент, обусловленная актуальными потребностями экономической и трудовой среды функционирования человека, а также развитием исследований в психологической науке. Управление эмоциями приобретает статус важного ресурса менеджмента предприятий. Следовательно, эффективность деятельности менеджера по продажам зависит от эмоциональной компетентности, которая основывается на эмоциональном интеллекте. Данный психологический феномен является объектом изучения многих исследователей, научные подходы к формированию теоретических представлений об этом конструкте продолжают развиваться, они должны стать прочной основой для прикладных разработок в области организационной психологии и психологии труда.
Литература
Андреева, И.Н. Концептуальное поле понятия «Эмоциональный интеллект» [Текст] / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2009. – № 4. – С. 131-141.
Андреева, И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта [Текст] / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2007. – № 5. – С. 57-64.
Бабенко, О.А. Профессионально важные качества личности менеджера [Текст] / О.А. Бабенко. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.psi.lib.ru/statyi/sbornik/profklm.htm (дата обращения: 01.04.2012).
Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект на работе [Текст] / Д. Гоулман. – М.: АСТ, 2010. – 476 с.
Карпов, А.В. Эмоциональный интеллект как детерминанта результативных параметров и процессуальных характеристик управленческой деятельности [Текст] / А.В. Карпов // Вестник Ярославского государственного университета. – 2008. – № 10. – С. 34-37.
Кравцова, А.К. Влияние степени развития эмоционального интеллекта на эффективность управленческой деятельности в контексте организационной культуры [Текст] / А.К. Кравцова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2010. – Т. 1. – № 4. – С. 69-73.
Ненашев, Д.В. К проблеме эмоциональной компетентности в профессиональной подготовке будущих специалистов-менеджеров [Текст] / Д.В. Ненашев // Вестник Университета Российской академии образования. – 2008. – № 4. – С. 72-74.
Панкратова, А.А. Эмоциональный интеллект: примеры программы формирования. 2010. № 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2010n1-9/289-pankratova9.html (дата обращения: 01.04.2012).
Робертс и др. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике [Текст] / Робертс [и др.] // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2004. – Т. 1. – № 4. – С. 3-26.
Шевченко, Д.А. О профессии (или кто такой менеджер по продажам) [Текст] / Д.А. Шевченко. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://marketologi.ru/lib/shev/sales.html (дата обращения: 01.04.2012).
Юрасов, И.А. О нетрадиционных средствах развития эмоционального интеллекта [Текст] / И.А. Юрасов // Управление персоналом. – 2008. – № 16. – С. 44-45.
Ю.Ю. Гудименко, соискатель кафедры
психологии труда, организационной и клинической психологии ТвГУ
19.00.03 - психология труда, инженерная психология и эргономика,
Научный руководитель – доктор психологических наук,
профессор Т.А. Жалагина
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- Актуальные проблемы социальной психологии
- Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- III. Будущее клинической психологии
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Приобщение вузовской молодежи к научной деятельности как ресурс развития общества
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Совладающее со стрессом поведение в профессиональной деятельности шахтеров
- Эмоциональный интеллект в деятельности современных менеджеров
- Психологические особенности профессионально-личностного развития педагога дошкольного образования
- Мандала как инструмент взаимодействия с внутренним миром. Психологические особенности рисования в круге
- Демотивация персонала: сущность, этапы, факторы
- Уроки здоровья в общеобразовательной школе как фактор психологического сопровождения
- Генезис и эволюция педагогических воззрений к.Н. Вентцеля
- Особенности социальной компетентности у подростков группы «риска»
- Специфика деятельности мастеров-консультантов автосервисных центров
- Мотивация и самомотивация к обучению
- Знания — Мышление — Способности — Умения — Навыки — Мастерство
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- I. Актуальные проблемы социальной психологии
- Оценка качества жизни у студенческой молодежи
- Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольников
- Представления о любви у современной молодежи
- Представления современной молодёжи об идеальных типах юноши и девушки
- Деятельность рекламных агентств в контексте синергетического влияния рекламы на личность потребителя
- Социально-психологические компоненты профессионального здоровья спасателей мчс
- II. Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- К вопросу об оценке уровня профессиональной компетентности студентов-психологов
- Детерминанты успешности профессиональной деятельности дистрибьюторов в сфере прямых продаж
- Опыт составления профессиограммы дежурного пульта централизованного управления Управления вневедомственной охраны Министерства внутренних дел (пцу уво мвд)
- Агрессия как профессионально обусловленная деформация личности педагога
- Дикова в.В. Проявление агрессии в профессиональной деятельности учителя. – Екатеринбург, 2005г.
- В.П. Зинченко и б.Г. Мещеряков Большой психологический словарь. – м.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.
- Психическая саморегуляция деятельности, как основной показатель её эффективности
- Эмоциональное выгорание в деятельности операторов call-центра
- Влияние трудовой мотивации на эффективность деятельности сотрудников овд
- Формирование стрессоустойчивости как основа профилактики профессиональной деформации личности сотрудников пенитенциарной службы
- Проблема эффективности использования рабочего времени сотрудниками организации
- Стрессоустойчивость как профессионально важное качество субъекта труда
- Социальная, профессиональная адаптация как составляющие процесса труда
- Взаимосвязь трудовой мотивации и креативности учителей средней образовательной школы
- Проблема выученной беспомощности у осужденных
- Актуальные вопросы изучения регуляторов труда субъекта педагогической деятельности
- III. Будущее клинической психологии
- Значение эмпатии в регуляции поведения у больных шизофренией
- Ю. А. Коряпина, студентка V курса
- Научный руководитель – кандидат психологических наук,
- Доцент т.М. Васильева
- Драматерапия для лиц, страдающих шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением (адн)
- Андерсен-Уоррен м., Грейнджер р., Драматерапия. Практикум по психотерапии. СПб, 2001
- Консультирование лиц, находящихся в кризисной ситуации
- Взаимосвязь деперсонализационно-дереализационного синдрома с общим, социальным, эмоциональным интеллектом и аффективным расстройством (тревогой)
- Сравнительное исследование эмоционально-волевой регуляции поведения осужденных мужского пола совершивших корыстные и корыстно-насильственные преступления
- Особенности я-концепции у больных шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- Эффективность технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями (на примере гбу «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Тверь)
- Иерархия профессиональных ценностей у будущих социальных работников на этапе вузовского обучения
- Приоритетные личностные ценности будущих социальных работников
- Социально-психологическая помощь незанятому населению: реализация программы
- Алкоголизм в подростковой среде
- Деятельность социального педагога по формированию этнокультурной компетентности подростков в полиэтнической образовательной среде
- Психосоциальная поддержка граждан пожилого возраста
- Социальная адаптация к гражданской жизни военнослужащих, уволенных в запас
- Социальная работа с детьми-инвалидами
- Гендерные особенности ценностного отношения к семье у старшеклассников
- Личностные особенности при интернет-зависимости
- Воздействие телевидения на дезадаптированных подростков
- Молодая семья как объект социальной работы
- Социальная деятельность церкви и государства в вопросах укрепления семьи
- Социальный патронаж как перспективная форма поддержки молодой семьи
- Репродуктивная сфера студенческой семьи
- Программа профилактики профессиональных деформаций специалистов по социальной работе
- Социальная работа с подростками девиантного поведения
- Факторы, оказывающие негативное влияние на процесс социализации ребенка
- Социальная безопасность в системе социальной работы
- Актуальные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей в современной России
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Гендерные особенности агрессивного поведения подростков
- Терапевтическое воздействие искусства на человека
- Влияние мультипликационных фильмов на поведение детей младшего школьного возраста
- Когнитивные и эмоционально-поведенческие особенности подростков, выбирающих определённые виды компьютерных игр
- Внимание и его психологические особенности
- Особенности и различия в мотивационной сфере студентов-психологов и студентов-экологов
- Взаимосвязь стилей общения с типами темперамента
- Взаимосвязь уровня тревожности и уровня жизненной стратегии личности
- Особенности личности подростков с делинквентным поведением
- Юношеский возраст и кризис идентичности
- Развитие ребенка в дошкольный период
- Систематическая десенсибилизация как метод эффективного психокоррекционного воздействия на личность, пребывающую в состоянии фрустрации
- Взаимосвязь агрессии и тревожности в подростковом возрасте
- Роль саморегуляции в становлении характера
- Сравнительный анализ процесса запоминания
- Подростковый возраст как этап формирования личности
- Игра как средство развития нравственной сферы дошкольников
- Воображение и творчество
- Исследование структуры личности
- Взаимосвязь характера, механизмов психологической защиты и фрустрационных реакций
- Эмоции и личность
- Развитие творческого мышления
- Эмоции и деятельность человека
- Связь индивидуальных способностей и темперамента личности
- Эмоциональные нарушения у детей и способы их коррекции на примере
- Дидактическая игра в развитии младших школьников
- Развитие речи и мелкой моторики в дошкольном возрасте
- Взаимосвязь темперамента и толерантности человека
- Теории памяти
- Особенности организации учебного процесса с учётом индивидуального латерального профиля
- Функции и виды эмоций у человека
- Характер в общей психологии. Акцентуации характера
- Влияние темперамента на эффективность деятельности
- Эстетическая деятельность как средство развития психических функций у детей дошкольного возраста
- Особенности восприятия детьми-дошкольниками художественных произведений
- Эмоции в жизни человека
- Игра - ведущая деятельность в развитии ребенка
- Речь как психологический процесс
- Факторы, влияющие на формирование отклонений в поведении подростков
- Период новорожденности