logo search
СБОРНИК СТУДЕНЧЕСКИХ СТАТЕЙ 2012

Влияние темперамента на эффективность деятельности

Выбор профессии можно считать оправданным лишь в том случае, если есть надежда, что активность личности приведет к такому взаимоотношению между личностью и трудом, при котором будет успешно происходить дальнейшее развитие творческих и нравственных сил человека. Соответствие интересов основному содержанию избираемой профессии – не единственная предпосылка возможности найти в этой деятельности свое призвание. Многое будет зависеть и от характерологических особенностей личности, и от качественного своеобразия и уровня развития ее способностей. Отсутствие биологически обусловленных предпосылок не является непреодолимым препятствием на пути к профессии. Однако задача состоит в том, чтобы выбор профессии оказывался логическим следствием уникальной неповторимости субъекта, чтобы профессия представляла собой наиболее благоприятные условия для раскрытия данного от рождения творческого потенциала субъекта

Психические особенности человеческой личности характеризуются различными свойствами, природные возможности являются анатомо-физиологическими особенностями, которые прежде всего необходимо учитывать уже на этапе выбора профессии.

Одним из психических свойств личности является темперамент человека.

Тип темперамента зависит от врожденных анатомо-физиологических особенностей. И.П. Павлов и его последователи научно доказали непосредственную и прямую зависимость типа темперамента от общего типа нервной системы. Как для темперамента, так и для способностей характерна высокая стабильность. Конечно, в формировании способностей (Б.М.Теплов) большую роль играют задатки, система воспитания, сенситивный возраст. Способности проявляются в динамике формирования знаний, умений и навыков в условиях конкретной деятельности. [2]

Темперамент – природно обусловленная склонность индивида к определенному стилю поведения. В нем проявляются чувствительность индивида к внешним воздействиям, эмоциональность его поведения, импульсивность или сдержанность, общительность или замкнутость, легкость или затрудненность социальной адаптации.[4]

К.Роджерс психологически характеризует человека как феномен, как уникальное, от рождения наделенное творческим потенциалом существо. Будет ли реализован творческий потенциал личности - зависит от тех условий жизни и деятельности, в которых он окажется.

Согласно Е.А.Климову наилучшее осуществление данной деятельности, индивидуальный стиль деятельности в узком смысле обусловлены типологическими особенностями человека.

Таким образом, изучив труды знаменитых психологов, мы старались охватить характерные особенности данной проблемы.

До сих пор существуют несколько разные взгляды на природу темперамента. Значительная часть ученых считает темперамент врожденным качеством. Мне ближе подход, сформулированный Крутецким [1], считающим, что роль среды (воспитания) при формировании темперамента велика и что при правильном учете свойств темперамента и на основе этих свойств возможно формирование полноценной для общества личности. Данное положение перекликается с точкой зрения Немова [3] о сложном процессе взаимодействия темперамента и характера, темперамента и личности в целом.

Исследования связи темперамента и деятельности показывают важность учета этого фактора при выборе профессии, как самим человеком, так и производствами при приеме и работу.

Гипотеза, озвученная в начале исследования, полностью подтвердилась. Результаты проведенного нами исследования доказали, что эффективность деятельности не зависит от типа темперамента. Это доказывает наличие различных типов темперамента в каждой группе.

Перспективой для нашего исследования является разработка практических рекомендации для специалистов (психологов и менеджеров по работе с персоналом) в области приёма на работу, а также для соискателей.

Литература

  1. Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 1986. – С. 186-193.

  2. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. М., 1966

  3. Немов Р.С. Психология: Учебник. В 3 кн.1. Общие основы психологии. 4-е изд., доп, и перераб, М., 2000.

  4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие, В 2кн. 3-е изд., перераб и доп. Кн.2. Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. М., 2000.

Ю.А. Тобанёва, студентка IV курса

Научный руководитель – кандидат психологических наук,

доцент И.А. Бариляк