Особенности социальной компетентности у подростков группы «риска»
В настоящее время выявление особенностей социальной компетентности и ее формирование у подростков приобретает все большее значение в связи с усложнением и расширением социального опыта, возникновением все новых и весьма разнообразных форм предъявления и переработки информации, с все возрастающим уровнем тех запросов, которые предъявляет подростку общество.
Существуют проблемы социализации в формировании личности, низкий уровень социальной компетентности подростков группы «риска», что в свою очередь обостряет необходимость решения этих проблем с целью формирования социальных навыков, обеспечивающих способность к социально - адекватному поведению [3,4].
По мнению ряда исследователей, рискованное поведение в подростковом возрасте проявляется в форме ситуационно обусловленных реакций, таких как: демонстрация, агрессия, вызов, уходы из дома, бродяжничество, суицид, уклонение от учебной и трудовой деятельности (Б.Н.Алмазов, С.А.Беличева, А.И.Захаров, В.Л.Леви и др.). Следовательно, от того насколько вовремя выявляются проблемы и насколько адекватна помощь, предлагаемая подростку, зависит его социальное благополучие в будущем. Поэтому подростков группы «риска» можно отнести к категории детей, которым не была оказана квалифицированная помощь в тот момент, когда они в ней особенно нуждались.
Традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с момента его непосредственного рождения, была и остается семья. Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей, взглядов и социальных навыков, то есть формирование социальной компетентности. Семья представляет собой первый институт социализации, действие которого ребенок испытывает на себе [8,5].
Работа с детьми группы «риска» приобрела особую остроту, так как происходит увеличение числа общественно опасных действий, совершаемых несовершеннолетними. Появляется необходимость готовить подрастающее поколение к жизни в условиях меняющегося общества, формировать личность, способную адаптироваться к социально-экономическим переменам, устойчивую к воздействию негативных факторов внешней среды [6,17].
В социально-педагогической литературе подчеркивается, что достижение успеха в жизни во многом связано с наличием и уровнем развития социальной компетентности у подростков, их умений взаимодействовать с окружающими людьми, гармонизировать свои отношения с обществом, принимать адекватные сложившейся ситуации решения.[1,32]
Социальная компетентность - это способность человека эффективно действовать в повседневной жизни, соответствовать ее требованиям и изменениям. Это способность сохранять хороший уровень умственной деятельности и быть адекватным при взаимодействии с другими людьми в различных ситуациях. Социальная компетентность играет важную роль в охране здоровья в самом широком смысле слова - это основа физического, умственного, социального благополучия. Появляется необходимость исследования особенностей социальной компетентности у подростков группы «риска» и формирования следующих социальных навыков: навыки позитивного и конструктивного отношения к собственной личности; навыки позитивного общения; навыки самооценки и понимания других; навыки управления собственными эмоциями и эмоциональным состоянием; навыки продуктивного взаимодействия; навык самостоятельного принятия решений; навык решения проблемных ситуаций [3,7].
Рассматривая социальную компетентность как личностное формирование, исследователь М. И. Лукьянова трактует данный феномен как сознательное выражение личности, проявляющееся в ее убеждениях, взглядах, отношениях, мотивах, установках на определенное поведение, в сформированности личностных качеств, способствующих конструктивному взаимодействию. Поэтому ориентирами для формирования социальной компетентности, по мнению автора М. И. Лукьяновой, должны стать такие как:
осознание необходимости принятия норм конкретного социума;
стремление к его пониманию;
осознание необходимости расширения специальных знаний - умений с целью достижения высокого уровня адаптивности;
осмысление и адекватная оценка своих возможностей в данной ситуации по достижению предполагаемого результата;
умение (способность, готовность) актуализировать свой личностный опыт применительно к конкретной ситуации;
определение возможных и наиболее эффективных способов деятельности, вариантов поведения;
готовность к принятию личной ответственности за выбор собственного поведения в ситуации социального взаимодействия. Выявление и изучение особенностей социальной компетентности у подростков является актуальным направлением для специалистов в работе с детьми [7,43].
В ходе диагностических мероприятий по исследованию особенностей социальной компетентности у подростков группы «риска» нами были выявлены ценностные представления подростков, социально-психологические особенности, проблемы, связанные с недостаточным пониманием социальной компетентности. Особенности социальной компетентности у подростков группы «риска» отличны от особенностей у просоциальных детей. Понятие социальной компетентности чаще всего определяется как способность, состоятельность, правомочность, предназначенность для выполнения конкретных функций или решения задач, или как способность и готовность человека к действиям, обладание личностью в необходимом объеме специальными знаниями, умение ими пользоваться в типичных и нестандартных ситуациях, освоенность видов и способов деятельности, которые обеспечивают успешность решения поставленных задач. В связи с тем, что у подростков с рискованным поведением отмечается недостаток сформированности понятия о социальных навыках, им требуется повышенное внимание специалистов, коррекция поведения, с целью обретения социальной компетентности.
Литература
1. Аксенова Л.И.: Социальная педагогика в специальном образовании. - М, 2001.
2. Басова В. М.: Формирование социальной компетентности сельских
школьников: Автореф. дис... д-ра пед. наук. — Кострома, 2005.
3. Беседина И.: Формирование социальной компетентности. //
http://www.pmuc.ru/joumal/number 9/besedina.shtml. - S.
4. Битянова М.Р. Социальная психология: Учебное пособие. – СПб., 2008.
5. Казанская ВТ.: Подросток: трудности взросления. - СПб., 2006.
6. Корнилова Т.В., Григоренко Е. Л., Смирнова С. Д.: Подростки групп риска. - М., 2005.
7. Лукьянова, М.И. Моя профессия – детский психолог: Практическое пособие для специалистов образовательных учреждений /М.И.Лукьянова. – М.: Аркти, 2007.
8. Олифиренко Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы «риска». Учебное пособие – М.: Академия, 2002.
9. Орлова Ю.Р. Особенности расследования и предупреждения преступлений несовершеннолетних. - М., 2006.
10. Рысь Ю.И. Психология и педагогика. - М., 2002.
О.В. Чернышова, аспирант,
19.00.03 - психология труда, инженерная психологи и эргономика,
Тверской институт экологии и права
Научный руководитель – доктор психологических наук,
профессор С.Н. Федотов
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- Актуальные проблемы социальной психологии
- Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- III. Будущее клинической психологии
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Приобщение вузовской молодежи к научной деятельности как ресурс развития общества
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Совладающее со стрессом поведение в профессиональной деятельности шахтеров
- Эмоциональный интеллект в деятельности современных менеджеров
- Психологические особенности профессионально-личностного развития педагога дошкольного образования
- Мандала как инструмент взаимодействия с внутренним миром. Психологические особенности рисования в круге
- Демотивация персонала: сущность, этапы, факторы
- Уроки здоровья в общеобразовательной школе как фактор психологического сопровождения
- Генезис и эволюция педагогических воззрений к.Н. Вентцеля
- Особенности социальной компетентности у подростков группы «риска»
- Специфика деятельности мастеров-консультантов автосервисных центров
- Мотивация и самомотивация к обучению
- Знания — Мышление — Способности — Умения — Навыки — Мастерство
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- I. Актуальные проблемы социальной психологии
- Оценка качества жизни у студенческой молодежи
- Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольников
- Представления о любви у современной молодежи
- Представления современной молодёжи об идеальных типах юноши и девушки
- Деятельность рекламных агентств в контексте синергетического влияния рекламы на личность потребителя
- Социально-психологические компоненты профессионального здоровья спасателей мчс
- II. Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- К вопросу об оценке уровня профессиональной компетентности студентов-психологов
- Детерминанты успешности профессиональной деятельности дистрибьюторов в сфере прямых продаж
- Опыт составления профессиограммы дежурного пульта централизованного управления Управления вневедомственной охраны Министерства внутренних дел (пцу уво мвд)
- Агрессия как профессионально обусловленная деформация личности педагога
- Дикова в.В. Проявление агрессии в профессиональной деятельности учителя. – Екатеринбург, 2005г.
- В.П. Зинченко и б.Г. Мещеряков Большой психологический словарь. – м.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.
- Психическая саморегуляция деятельности, как основной показатель её эффективности
- Эмоциональное выгорание в деятельности операторов call-центра
- Влияние трудовой мотивации на эффективность деятельности сотрудников овд
- Формирование стрессоустойчивости как основа профилактики профессиональной деформации личности сотрудников пенитенциарной службы
- Проблема эффективности использования рабочего времени сотрудниками организации
- Стрессоустойчивость как профессионально важное качество субъекта труда
- Социальная, профессиональная адаптация как составляющие процесса труда
- Взаимосвязь трудовой мотивации и креативности учителей средней образовательной школы
- Проблема выученной беспомощности у осужденных
- Актуальные вопросы изучения регуляторов труда субъекта педагогической деятельности
- III. Будущее клинической психологии
- Значение эмпатии в регуляции поведения у больных шизофренией
- Ю. А. Коряпина, студентка V курса
- Научный руководитель – кандидат психологических наук,
- Доцент т.М. Васильева
- Драматерапия для лиц, страдающих шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением (адн)
- Андерсен-Уоррен м., Грейнджер р., Драматерапия. Практикум по психотерапии. СПб, 2001
- Консультирование лиц, находящихся в кризисной ситуации
- Взаимосвязь деперсонализационно-дереализационного синдрома с общим, социальным, эмоциональным интеллектом и аффективным расстройством (тревогой)
- Сравнительное исследование эмоционально-волевой регуляции поведения осужденных мужского пола совершивших корыстные и корыстно-насильственные преступления
- Особенности я-концепции у больных шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- Эффективность технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями (на примере гбу «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Тверь)
- Иерархия профессиональных ценностей у будущих социальных работников на этапе вузовского обучения
- Приоритетные личностные ценности будущих социальных работников
- Социально-психологическая помощь незанятому населению: реализация программы
- Алкоголизм в подростковой среде
- Деятельность социального педагога по формированию этнокультурной компетентности подростков в полиэтнической образовательной среде
- Психосоциальная поддержка граждан пожилого возраста
- Социальная адаптация к гражданской жизни военнослужащих, уволенных в запас
- Социальная работа с детьми-инвалидами
- Гендерные особенности ценностного отношения к семье у старшеклассников
- Личностные особенности при интернет-зависимости
- Воздействие телевидения на дезадаптированных подростков
- Молодая семья как объект социальной работы
- Социальная деятельность церкви и государства в вопросах укрепления семьи
- Социальный патронаж как перспективная форма поддержки молодой семьи
- Репродуктивная сфера студенческой семьи
- Программа профилактики профессиональных деформаций специалистов по социальной работе
- Социальная работа с подростками девиантного поведения
- Факторы, оказывающие негативное влияние на процесс социализации ребенка
- Социальная безопасность в системе социальной работы
- Актуальные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей в современной России
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Гендерные особенности агрессивного поведения подростков
- Терапевтическое воздействие искусства на человека
- Влияние мультипликационных фильмов на поведение детей младшего школьного возраста
- Когнитивные и эмоционально-поведенческие особенности подростков, выбирающих определённые виды компьютерных игр
- Внимание и его психологические особенности
- Особенности и различия в мотивационной сфере студентов-психологов и студентов-экологов
- Взаимосвязь стилей общения с типами темперамента
- Взаимосвязь уровня тревожности и уровня жизненной стратегии личности
- Особенности личности подростков с делинквентным поведением
- Юношеский возраст и кризис идентичности
- Развитие ребенка в дошкольный период
- Систематическая десенсибилизация как метод эффективного психокоррекционного воздействия на личность, пребывающую в состоянии фрустрации
- Взаимосвязь агрессии и тревожности в подростковом возрасте
- Роль саморегуляции в становлении характера
- Сравнительный анализ процесса запоминания
- Подростковый возраст как этап формирования личности
- Игра как средство развития нравственной сферы дошкольников
- Воображение и творчество
- Исследование структуры личности
- Взаимосвязь характера, механизмов психологической защиты и фрустрационных реакций
- Эмоции и личность
- Развитие творческого мышления
- Эмоции и деятельность человека
- Связь индивидуальных способностей и темперамента личности
- Эмоциональные нарушения у детей и способы их коррекции на примере
- Дидактическая игра в развитии младших школьников
- Развитие речи и мелкой моторики в дошкольном возрасте
- Взаимосвязь темперамента и толерантности человека
- Теории памяти
- Особенности организации учебного процесса с учётом индивидуального латерального профиля
- Функции и виды эмоций у человека
- Характер в общей психологии. Акцентуации характера
- Влияние темперамента на эффективность деятельности
- Эстетическая деятельность как средство развития психических функций у детей дошкольного возраста
- Особенности восприятия детьми-дошкольниками художественных произведений
- Эмоции в жизни человека
- Игра - ведущая деятельность в развитии ребенка
- Речь как психологический процесс
- Факторы, влияющие на формирование отклонений в поведении подростков
- Период новорожденности