Уроки здоровья в общеобразовательной школе как фактор психологического сопровождения
В современной России, благодаря реформе образования, появилось такое направление работы в школах, как «здоровьесберегающие образовательные технологии» – комплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, сориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения его здоровья.
Всех в нашей стране заботит здоровье наших детей, ведь без образования подрастающего поколения невозможно строить цивилизованное и младшим, возрождения института семьи и брака невозможно достичь гармоничного развития государства. В каждой школе России обеспокоены, каким вырастет будущее поколение, насколько устойчивым и крепким будет здоровье ребенка в физическом, психическом, интеллектуальном и социальном планах. Помимо этого, в России в настоящее время достаточно остро стоят такие проблемы, как алкоголизм, наркомания и табакокурение среди молодежи.
В связи с этим в обществе появилась потребность в организации здоровьесберегающей образовательной среды – совокупности социально-гигиенических, психолого-педагогических условий и физиологических факторов, способствующих реализации адаптивных возможностей индивида, формированию, сохранению и укреплению психического и физического здоровья обучающихся и гармоничному развитию личности.
В своей статье В.Г. Давыдов, кандидат биологических наук, доцент Тверского института экологии и права отмечает: «К сожалению, в период глубоких социально-экономических перемен в России факторы риска для детства резко обострились, при этом, пожалуй, единственным социальным институтом защиты детства осталась школа» [1].
По данным Всероссийской диспансеризации детей и подростков, на сегодняшний день лишь каждый третий ребенок может быть признан здоровым. Однако 16% детей страдают различными хроническими заболеваниями, а половина детей имеют те или иные функциональные отклонения, что может спровоцировать хронические заболевания.
Итак, первая составляющая здоровья – это физическое и физиологическое состояние, а вторая – это высокий уровень интеллектуального развития, способность к постоянному самообразованию и самовоспитанию, стремление и умение в любом возрасте учиться и познавать мир. И, наконец, третья составляющая здоровья – это здоровье психологическое, нравственное или социальное – умение контактировать с людьми, доброжелательность и уважение к окружающим, готовность к сотрудничеству и способность к эффективной совместной деятельности.
Исходя из всех составляющих здоровья, психолого-педагогическое здоровьесберегающее сопровождение образовательного процесса можно осуществлять во всех трех концепциях, но основная цель – это создать условия в социально-педагогической среде для максимального личностного и интеллектуального развития ребенка. Объектом сопровождения, конечно же, выступает образовательный процесс, предметом деятельности становится развитие ребенка как система отношений с миром, с окружающими и с самим собой («Я – концепция»)[5].
В основу идеи психолого-педагогического здоровьесберегающего сопровождения образовательного процесса можно положить следующие принципы.
Отслеживание психолого-педагогических особенностей и динамики психического развития учащихся в процессе школьного обучения.
Создание социально-психологических условий для развития деятельности учащихся и их успешного обучения.
Создание социально-психологических условий для оказания помощи детям с проблемами в психологическом развитии, обучении, поведении (так называемая «группа риска»).
К основным направлениям психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса относятся:
психолого-педагогическое сопровождение учащихся в переходные периоды [3];
консультативная работа;
психодиагностика образовательного процесса;
психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска»;
психологическое просвещение всех участников образовательного процесса.
Деятельность педагога-психолога по этим направлениям осуществляется разными формами работы с педагогами, родителями и учащимися.
Так, к формам работы психологического сопровождения педагогов можно отнести:
Участие в проведении постоянно действующих семинаров, педагогических советов, методических объединений учителей начальных классов и классных руководителей.
Консультирование.
Анкетирование-тестирование.
Что касается формы работы с родителями, то здесь можно выделить:
Консультирование по вопросам воспитания и конфликтных ситуаций.
Лекции для родителей по вопросам психологии.
Пропаганда психологических знаний.
И, конечно же, основными формами работы психолого-педагогического сопровождения учащихся являются:
психодиагностика (психологическое тестирование, анкетирование);
психокоррекция;
диагностика психологической готовности детей 6-7-летнего возраста к школьному обучению;
диагностика психологической готовности учащихся третьих и четвертых классов к переходу в среднее звено;
профориентационная работа;
разрешение конфликтных ситуаций;
индивидуальное и групповое консультирование;
коррекционно-развивающие занятия с учащимися 1-11-х классов.
Таким образом, опираясь на основные цели, идеи, задачи и формы работы в психолого-педагогическом сопровождении учебно-воспитательного процесса, появилась такая задача, каким способом донести до учащихся информацию по всем направлениям здоровьесберегающих технологий в образовании. Самым конструктивным и логичным становится курс здоровьеформирующей деятельности школы с помощью различных мероприятий, таких как конкурсы, социальные ролики, концерты, школьные игры, дни здоровья, и, конечно же, лекционно-просветительское направление в форме урока, где раскрываются теоретические и практические способы просвещения учащихся.
Целесообразно выстроить курс занятий по здоровьесбережению в школах как отдельную дисциплину, рассчитанную на разные возрастные категории учащихся.
Так, например, уроки здоровья, проводимые педагогом-психологом в школе, могут быть своеобразным дополнением к урокам биологии, физкультуры, труда и т.д., а также это могут быть и отдельные уроки психологии.
Допустим, в пятых классах можно обозначить такие темы, как умения, навыки и привычки, чтобы, переходя из начальной школы, дети приспособились к новым условиям и хорошо адаптировались в средней школе. В этот момент будет полезно просветить их по таким вопросам. Тогда для пятиклассников станет ближе жизнь средней и старшей школы и то, что они должны увидеть в себе будущие навыки, понять, какие привычки помогут им дальше учиться, а какие помешают, и, конечно, учащиеся должны различать все эти понятия, что они обозначают [2].
Однако по данной теме за один академический час всю информацию предоставить учащимся достаточно сложно. Проведя несколько уроков по теме «Умения», затем «Навыки» и, наконец, «Привычки», учащимся можно предложить провести какое-нибудь исследование или написать сочинение, реферат, с которыми школьники могут выступить во время заключительного занятия. Данный урок будет полезен тем, что ученики смелей станут вести себя на уроках и легче преодолеют процесс адаптации к среднему звену. В то же время это будет первым шагом, или ступенью к развитию культурного поведения, интеллекта, непосредственно навыков, умения и привычек.
В шестых классах целесообразно провести уроки, раскрывающие такие понятия, как внимание, память, мышление, речь и показать их взаимосвязь в практической деятельности. Ученики научатся на таких уроках различать эти понятия, применять определенные техники для развития данных психических процессов (смогут научиться сосредоточить, переключать свое внимание, тренировать свою память и т.д.).
Говоря об уроках здоровья под руководством педагога-психолога, нельзя забывать и о таких темах, как темперамент, характер и личность [2]. Ведь основное направление в учебно-воспитательном процессе – это личностно-ориентированное взаимодействие с учащимися. И личность в данном случае выступает на первый план с целью ее здорового развития. Такие уроки лучше начинать проводить с восьмых классов как дополнительный этап профориентационной подготовки школьников [4].
Если говорить о целостной системе такого курса, то к урокам здоровья можно добавить и такие темы, как сравнение психики человека и животных (как дополнение к урокам биологии), о природе человеческого сознания, о возникновении сна (психология сна, почему человеку нужно спать), о конфликтах и их профилактике, об агрессии, о развитии воли и мотивации в обучении.
Таким образом, школы нуждаются в подобном курсе. Задача психологов – донести до учащихся основы этого предмета, чтобы дети научились правильному, доброжелательному общению и уважению с окружающими их людьми. Чтобы школьники подготовились к сотрудничеству и совместной деятельности с детьми и взрослыми. Чтобы они стали умными, разносторонне талантливыми и добрыми. Чтобы ученики владели навыками поведения, сберегающими здоровье (отказ от вредных привычек, табакокурения, наркомании и алкоголизма). Только в таком случае можно будет смело утверждать, что в российских школах воспитываются и учатся физически, психически и социально здоровые личности.
Литература
Давыдов, В.Г. Интеграция здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс [Текст] / В.Г. Давыдов // Региональные тенденции и проблемы развития психологии образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Тверь, 27-28 октября 2011 г. / под ред. Е.М. Муравьева, А.В. Антоновского. – Тверь: ООО «СФК-офис», 2011. – С. 62-67.
Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]: учебник для вузов / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2002. – 384 с.
Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека [Текст]: учеб. пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 252 с.
Науменко, Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности [Текст] / Ю.В. Науменко. – М.: «Планета», 2011. – С. 15.
Немов, Р.С. Психология [Текст]: учеб., для студ. высш. пед. учеб. заведений: Книга 3 / Р.С. Немов. – М.: Изд. центр «Владос», 2001. – 688 с.
Е.В. Теплякова, аспирант,
13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования
Тверской государственный университет
Научный руководитель – доктор педагогических наук,
профессор И.Д. Лельчицкий
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- Актуальные проблемы социальной психологии
- Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- III. Будущее клинической психологии
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Приобщение вузовской молодежи к научной деятельности как ресурс развития общества
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Совладающее со стрессом поведение в профессиональной деятельности шахтеров
- Эмоциональный интеллект в деятельности современных менеджеров
- Психологические особенности профессионально-личностного развития педагога дошкольного образования
- Мандала как инструмент взаимодействия с внутренним миром. Психологические особенности рисования в круге
- Демотивация персонала: сущность, этапы, факторы
- Уроки здоровья в общеобразовательной школе как фактор психологического сопровождения
- Генезис и эволюция педагогических воззрений к.Н. Вентцеля
- Особенности социальной компетентности у подростков группы «риска»
- Специфика деятельности мастеров-консультантов автосервисных центров
- Мотивация и самомотивация к обучению
- Знания — Мышление — Способности — Умения — Навыки — Мастерство
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- I. Актуальные проблемы социальной психологии
- Оценка качества жизни у студенческой молодежи
- Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольников
- Представления о любви у современной молодежи
- Представления современной молодёжи об идеальных типах юноши и девушки
- Деятельность рекламных агентств в контексте синергетического влияния рекламы на личность потребителя
- Социально-психологические компоненты профессионального здоровья спасателей мчс
- II. Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- К вопросу об оценке уровня профессиональной компетентности студентов-психологов
- Детерминанты успешности профессиональной деятельности дистрибьюторов в сфере прямых продаж
- Опыт составления профессиограммы дежурного пульта централизованного управления Управления вневедомственной охраны Министерства внутренних дел (пцу уво мвд)
- Агрессия как профессионально обусловленная деформация личности педагога
- Дикова в.В. Проявление агрессии в профессиональной деятельности учителя. – Екатеринбург, 2005г.
- В.П. Зинченко и б.Г. Мещеряков Большой психологический словарь. – м.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.
- Психическая саморегуляция деятельности, как основной показатель её эффективности
- Эмоциональное выгорание в деятельности операторов call-центра
- Влияние трудовой мотивации на эффективность деятельности сотрудников овд
- Формирование стрессоустойчивости как основа профилактики профессиональной деформации личности сотрудников пенитенциарной службы
- Проблема эффективности использования рабочего времени сотрудниками организации
- Стрессоустойчивость как профессионально важное качество субъекта труда
- Социальная, профессиональная адаптация как составляющие процесса труда
- Взаимосвязь трудовой мотивации и креативности учителей средней образовательной школы
- Проблема выученной беспомощности у осужденных
- Актуальные вопросы изучения регуляторов труда субъекта педагогической деятельности
- III. Будущее клинической психологии
- Значение эмпатии в регуляции поведения у больных шизофренией
- Ю. А. Коряпина, студентка V курса
- Научный руководитель – кандидат психологических наук,
- Доцент т.М. Васильева
- Драматерапия для лиц, страдающих шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением (адн)
- Андерсен-Уоррен м., Грейнджер р., Драматерапия. Практикум по психотерапии. СПб, 2001
- Консультирование лиц, находящихся в кризисной ситуации
- Взаимосвязь деперсонализационно-дереализационного синдрома с общим, социальным, эмоциональным интеллектом и аффективным расстройством (тревогой)
- Сравнительное исследование эмоционально-волевой регуляции поведения осужденных мужского пола совершивших корыстные и корыстно-насильственные преступления
- Особенности я-концепции у больных шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- Эффективность технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями (на примере гбу «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Тверь)
- Иерархия профессиональных ценностей у будущих социальных работников на этапе вузовского обучения
- Приоритетные личностные ценности будущих социальных работников
- Социально-психологическая помощь незанятому населению: реализация программы
- Алкоголизм в подростковой среде
- Деятельность социального педагога по формированию этнокультурной компетентности подростков в полиэтнической образовательной среде
- Психосоциальная поддержка граждан пожилого возраста
- Социальная адаптация к гражданской жизни военнослужащих, уволенных в запас
- Социальная работа с детьми-инвалидами
- Гендерные особенности ценностного отношения к семье у старшеклассников
- Личностные особенности при интернет-зависимости
- Воздействие телевидения на дезадаптированных подростков
- Молодая семья как объект социальной работы
- Социальная деятельность церкви и государства в вопросах укрепления семьи
- Социальный патронаж как перспективная форма поддержки молодой семьи
- Репродуктивная сфера студенческой семьи
- Программа профилактики профессиональных деформаций специалистов по социальной работе
- Социальная работа с подростками девиантного поведения
- Факторы, оказывающие негативное влияние на процесс социализации ребенка
- Социальная безопасность в системе социальной работы
- Актуальные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей в современной России
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Гендерные особенности агрессивного поведения подростков
- Терапевтическое воздействие искусства на человека
- Влияние мультипликационных фильмов на поведение детей младшего школьного возраста
- Когнитивные и эмоционально-поведенческие особенности подростков, выбирающих определённые виды компьютерных игр
- Внимание и его психологические особенности
- Особенности и различия в мотивационной сфере студентов-психологов и студентов-экологов
- Взаимосвязь стилей общения с типами темперамента
- Взаимосвязь уровня тревожности и уровня жизненной стратегии личности
- Особенности личности подростков с делинквентным поведением
- Юношеский возраст и кризис идентичности
- Развитие ребенка в дошкольный период
- Систематическая десенсибилизация как метод эффективного психокоррекционного воздействия на личность, пребывающую в состоянии фрустрации
- Взаимосвязь агрессии и тревожности в подростковом возрасте
- Роль саморегуляции в становлении характера
- Сравнительный анализ процесса запоминания
- Подростковый возраст как этап формирования личности
- Игра как средство развития нравственной сферы дошкольников
- Воображение и творчество
- Исследование структуры личности
- Взаимосвязь характера, механизмов психологической защиты и фрустрационных реакций
- Эмоции и личность
- Развитие творческого мышления
- Эмоции и деятельность человека
- Связь индивидуальных способностей и темперамента личности
- Эмоциональные нарушения у детей и способы их коррекции на примере
- Дидактическая игра в развитии младших школьников
- Развитие речи и мелкой моторики в дошкольном возрасте
- Взаимосвязь темперамента и толерантности человека
- Теории памяти
- Особенности организации учебного процесса с учётом индивидуального латерального профиля
- Функции и виды эмоций у человека
- Характер в общей психологии. Акцентуации характера
- Влияние темперамента на эффективность деятельности
- Эстетическая деятельность как средство развития психических функций у детей дошкольного возраста
- Особенности восприятия детьми-дошкольниками художественных произведений
- Эмоции в жизни человека
- Игра - ведущая деятельность в развитии ребенка
- Речь как психологический процесс
- Факторы, влияющие на формирование отклонений в поведении подростков
- Период новорожденности