logo search
СБОРНИК СТУДЕНЧЕСКИХ СТАТЕЙ 2012

Уроки здоровья в общеобразовательной школе как фактор психологического сопровождения

В современной России, благодаря реформе образования, появилось такое направление работы в школах, как «здоровьесберегающие образовательные технологии» – комплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, сориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения его здоровья.

Всех в нашей стране заботит здоровье наших детей, ведь без образования подрастающего поколения невозможно строить цивилизованное и младшим, возрождения института семьи и брака невозможно достичь гармоничного развития государства. В каждой школе России обеспокоены, каким вырастет будущее поколение, насколько устойчивым и крепким будет здоровье ребенка в физическом, психическом, интеллектуальном и социальном планах. Помимо этого, в России в настоящее время достаточно остро стоят такие проблемы, как алкоголизм, наркомания и табакокурение среди молодежи.

В связи с этим в обществе появилась потребность в организации здоровьесберегающей образовательной среды – совокупности социально-гигиенических, психолого-педагогических условий и физиологических факторов, способствующих реализации адаптивных возможностей индивида, формированию, сохранению и укреплению психического и физического здоровья обучающихся и гармоничному развитию личности.

В своей статье В.Г. Давыдов, кандидат биологических наук, доцент Тверского института экологии и права отмечает: «К сожалению, в период глубоких социально-экономических перемен в России факторы риска для детства резко обострились, при этом, пожалуй, единственным социальным институтом защиты детства осталась школа» [1].

По данным Всероссийской диспансеризации детей и подростков, на сегодняшний день лишь каждый третий ребенок может быть признан здоровым. Однако 16% детей страдают различными хроническими заболеваниями, а половина детей имеют те или иные функциональные отклонения, что может спровоцировать хронические заболевания.

Итак, первая составляющая здоровья – это физическое и физиологическое состояние, а вторая – это высокий уровень интеллектуального развития, способность к постоянному самообразованию и самовоспитанию, стремление и умение в любом возрасте учиться и познавать мир. И, наконец, третья составляющая здоровья – это здоровье психологическое, нравственное или социальное – умение контактировать с людьми, доброжелательность и уважение к окружающим, готовность к сотрудничеству и способность к эффективной совместной деятельности.

Исходя из всех составляющих здоровья, психолого-педагогическое здоровьесберегающее сопровождение образовательного процесса можно осуществлять во всех трех концепциях, но основная цель – это создать условия в социально-педагогической среде для максимального личностного и интеллектуального развития ребенка. Объектом сопровождения, конечно же, выступает образовательный процесс, предметом деятельности становится развитие ребенка как система отношений с миром, с окружающими и с самим собой («Я – концепция»)[5].

В основу идеи психолого-педагогического здоровьесберегающего сопровождения образовательного процесса можно положить следующие принципы.

  1. Отслеживание психолого-педагогических особенностей и динамики психического развития учащихся в процессе школьного обучения.

  2. Создание социально-психологических условий для развития деятельности учащихся и их успешного обучения.

  3. Создание социально-психологических условий для оказания помощи детям с проблемами в психологическом развитии, обучении, поведении (так называемая «группа риска»).

К основным направлениям психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса относятся:

  1. психолого-педагогическое сопровождение учащихся в переходные периоды [3];

  2. консультативная работа;

  3. психодиагностика образовательного процесса;

  4. психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска»;

  5. психологическое просвещение всех участников образовательного процесса.

Деятельность педагога-психолога по этим направлениям осуществляется разными формами работы с педагогами, родителями и учащимися.

Так, к формам работы психологического сопровождения педагогов можно отнести:

  1. Участие в проведении постоянно действующих семинаров, педагогических советов, методических объединений учителей начальных классов и классных руководителей.

  2. Консультирование.

  3. Анкетирование-тестирование.

Что касается формы работы с родителями, то здесь можно выделить:

  1. Консультирование по вопросам воспитания и конфликтных ситуаций.

  2. Лекции для родителей по вопросам психологии.

  3. Пропаганда психологических знаний.

И, конечно же, основными формами работы психолого-педагогического сопровождения учащихся являются:

  1. психодиагностика (психологическое тестирование, анкетирование);

  2. психокоррекция;

  3. диагностика психологической готовности детей 6-7-летнего возраста к школьному обучению;

  4. диагностика психологической готовности учащихся третьих и четвертых классов к переходу в среднее звено;

  5. профориентационная работа;

  6. разрешение конфликтных ситуаций;

  7. индивидуальное и групповое консультирование;

  8. коррекционно-развивающие занятия с учащимися 1-11-х классов.

Таким образом, опираясь на основные цели, идеи, задачи и формы работы в психолого-педагогическом сопровождении учебно-воспитательного процесса, появилась такая задача, каким способом донести до учащихся информацию по всем направлениям здоровьесберегающих технологий в образовании. Самым конструктивным и логичным становится курс здоровьеформирующей деятельности школы с помощью различных мероприятий, таких как конкурсы, социальные ролики, концерты, школьные игры, дни здоровья, и, конечно же, лекционно-просветительское направление в форме урока, где раскрываются теоретические и практические способы просвещения учащихся.

Целесообразно выстроить курс занятий по здоровьесбережению в школах как отдельную дисциплину, рассчитанную на разные возрастные категории учащихся.

Так, например, уроки здоровья, проводимые педагогом-психологом в школе, могут быть своеобразным дополнением к урокам биологии, физкультуры, труда и т.д., а также это могут быть и отдельные уроки психологии.

Допустим, в пятых классах можно обозначить такие темы, как умения, навыки и привычки, чтобы, переходя из начальной школы, дети приспособились к новым условиям и хорошо адаптировались в средней школе. В этот момент будет полезно просветить их по таким вопросам. Тогда для пятиклассников станет ближе жизнь средней и старшей школы и то, что они должны увидеть в себе будущие навыки, понять, какие привычки помогут им дальше учиться, а какие помешают, и, конечно, учащиеся должны различать все эти понятия, что они обозначают [2].

Однако по данной теме за один академический час всю информацию предоставить учащимся достаточно сложно. Проведя несколько уроков по теме «Умения», затем «Навыки» и, наконец, «Привычки», учащимся можно предложить провести какое-нибудь исследование или написать сочинение, реферат, с которыми школьники могут выступить во время заключительного занятия. Данный урок будет полезен тем, что ученики смелей станут вести себя на уроках и легче преодолеют процесс адаптации к среднему звену. В то же время это будет первым шагом, или ступенью к развитию культурного поведения, интеллекта, непосредственно навыков, умения и привычек.

В шестых классах целесообразно провести уроки, раскрывающие такие понятия, как внимание, память, мышление, речь и показать их взаимосвязь в практической деятельности. Ученики научатся на таких уроках различать эти понятия, применять определенные техники для развития данных психических процессов (смогут научиться сосредоточить, переключать свое внимание, тренировать свою память и т.д.).

Говоря об уроках здоровья под руководством педагога-психолога, нельзя забывать и о таких темах, как темперамент, характер и личность [2]. Ведь основное направление в учебно-воспитательном процессе – это личностно-ориентированное взаимодействие с учащимися. И личность в данном случае выступает на первый план с целью ее здорового развития. Такие уроки лучше начинать проводить с восьмых классов как дополнительный этап профориентационной подготовки школьников [4].

Если говорить о целостной системе такого курса, то к урокам здоровья можно добавить и такие темы, как сравнение психики человека и животных (как дополнение к урокам биологии), о природе человеческого сознания, о возникновении сна (психология сна, почему человеку нужно спать), о конфликтах и их профилактике, об агрессии, о развитии воли и мотивации в обучении.

Таким образом, школы нуждаются в подобном курсе. Задача психологов – донести до учащихся основы этого предмета, чтобы дети научились правильному, доброжелательному общению и уважению с окружающими их людьми. Чтобы школьники подготовились к сотрудничеству и совместной деятельности с детьми и взрослыми. Чтобы они стали умными, разносторонне талантливыми и добрыми. Чтобы ученики владели навыками поведения, сберегающими здоровье (отказ от вредных привычек, табакокурения, наркомании и алкоголизма). Только в таком случае можно будет смело утверждать, что в российских школах воспитываются и учатся физически, психически и социально здоровые личности.

Литература

  1. Давыдов, В.Г. Интеграция здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс [Текст] / В.Г. Давыдов // Региональные тенденции и проблемы развития психологии образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Тверь, 27-28 октября 2011 г. / под ред. Е.М. Муравьева, А.В. Антоновского. – Тверь: ООО «СФК-офис», 2011. – С. 62-67.

  2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]: учебник для вузов / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2002. – 384 с.

  3. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека [Текст]: учеб. пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 252 с.

  4. Науменко, Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности [Текст] / Ю.В. Науменко. – М.: «Планета», 2011. – С. 15.

  5. Немов, Р.С. Психология [Текст]: учеб., для студ. высш. пед. учеб. заведений: Книга 3 / Р.С. Немов. – М.: Изд. центр «Владос», 2001. – 688 с.

Е.В. Теплякова, аспирант,

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

Тверской государственный университет

Научный руководитель – доктор педагогических наук,

профессор И.Д. Лельчицкий