logo search
СБОРНИК СТУДЕНЧЕСКИХ СТАТЕЙ 2012

Генезис и эволюция педагогических воззрений к.Н. Вентцеля

Целостный и системный анализ проблемы социального развития ребенка детерминирует необходимость обращения к педагогическому творчеству выдающегося теоретика и практика свободного воспитания К.Н. Вентцеля. В связи с этим представляется значимым изучение творческого пути и истоков формирования педагогических воззрений К.Н. Вентцеля.

К.Н. Вентцель родился 7 декабря 1857 года в Петербурге в дворянской семье. Долгие годы он ищет свое призвание, обучаясь в Петербургском технологическом институте, на юридическом факультете Петербургского университета, в институте инженеров путей сообщения. Однако ни одно из учебных заведений он так и не закончил. К.Н. Вентцель увлекался музыкой, философией, участвовал в деятельности революционного кружка, за что в 1985 году был арестован.

В данном контексте стоит отметить, что именно период заключения сыграл важную роль в формировании и развитии педагогических взглядов К.Н. Вентцеля. Так, находясь в тюрьме, Вентцель перечитывает роман «Эмиль, или О воспитании» Ж-Ж. Руссо и приходит к выводу, что не добродетельный человек составляет смысл воспитания, но – «живой человек». Иными словами, цель воспитания, по убеждению Вентцеля, состоит в развитии человека, который чувствовал бы полноту жизни, понимал жизнь и хотел увеличить эту сумму жизни в себе и других, в человечестве и в мире. Педагог подчеркивает, что это «человек, у которого свободны ум, чувство и воля; человек, представляющий из себя гармоничное целое; человек естественный и нравственный; с развитием индивидуальности он должен развивать общественные чувства» [1, с. 124]. Примечательно, что в данных высказываниях мыслителя, по существу, содержатся основные максимы свободного воспитания.

Не менее значимым в контексте формирования воззрений будущего педагога представляется его знакомство с работой мыслителя и поэта Жана Гюйо «Очерк морали без обязательства и санкции». «Начертанная смелыми штрихами теория нравственности» вызвала особый интерес и желание К.Н. Вентцеля познакомить с ней русское общество. Так в 1888 году появилась статья «Мораль жизни и свободного идеала».

Вместе с тем ведущую роль в становлении педагогических взглядов К.Н. Вентцеля сыграло учение Л.Н. Толстого. С одной стороны, К.Н. Вентцель развивал традиции, заложенные Л.Н. Толстым, и в некоторых вопросах соглашался с ним. Так, мыслитель утверждал, что «родительское и учительское самодержавие должно быть свергнуто» [2,c.61]. Иными словами, на смену педагогическому насилию, согласно позиции философа, должна прийти педагогика сотрудничества. С другой стороны, важно отметить ряд положений концепции Л.Н. Толстого, вызывающих протест и несогласие К.Н. Вентцеля. В первую очередь, педагог не принимал определения толстовского понятия «образование» как внешнего, простого процесса передачи знаний и отмечал, что «центр тяжести в вопросе об образовании состоит не в передаче знаний, а в творческой, внутренней переработке их» [3, c. 614]. Данное утверждение мыслителя означает, что в вопросе об образовании ключевую роль играет пробуждение в личности ребенка творческих сил, а также создание условий, при которых раскрытие индивидуальности и уникальности совершалось бы наиболее совершенным и плодотворным образом. Кроме того, К.Н. Вентцель являлся принципиальным противником религиозного воспитания и образования, предложенного Л.Н. Толстым, поскольку уверенно доказывал, что «воспитание на религиозных началах, как бы возвышенно оно ни было, может воспитывать только личностей, скованных цепями невидимого рабства» [3, c. 620]. Педагог особенно настаивал на положении, в соответствии с которым только свободное отношение к религиозному развитию ребенка может открыть «родник религиозного чувства, таящийся в нем» [5, c. 54]. Представленная идея позволяет сделать вывод о том, что религия, согласно точке зрения философа, является не исходной точкой, а представляет собой плод долгих исканий, результат осознания личностью необходимости следовать избранным духовно-нравственным ориентирам. Таким образом, в русле исследуемой проблемы важно подчеркнуть, что учение Л.Н. Толстого явилось мощным «катализатором» развития педагогической концепции К.Н. Вентцеля, основанной на принципах индивидуальности, самобытности, своеобразия, творческой активности и самодеятельности личности.

Однако наряду с учениями выдающихся педагогов и философов на становление воспитательной системы К.Н. Вентцеля особое влияние оказали обстоятельства его личной жизни. В частности, размышления философа, касающиеся «более разумного воспитания своих детей», послужили основанием для написания в 1896 году статьи «Основные задачи нравственного воспитания», в которой педагог рассматривал вопросы о воле и возможностях раннего развития в ребенке творческого отношения к жизни.

Между тем важно отметить, что наиболее значимым этапом, как для формирования, так и для практической реализации представленных педагогических идей К.Н. Вентцеля следует считать период его участия в работе Педагогического общества, созданного при Московском университете. Так, в 1906 году педагог разработал проект создания нового воспитательно-образовательного учреждения «Дом свободного ребенка». Основные принципы создания своеобразной общины, объединяющей детей, их родителей и педагогов представлены в основных трудах К.Н. Вентцеля, среди которых следует особо отметить: «Как создать свободную школу (Дом свободного ребенка)», «Борьба за свободную школу». Важнейшими задачами реализации данного проекта являются: в первую очередь, развитие воли и формирование у детей активного отношения к жизни; во-вторых, организация всего процесса образования и воспитания как самообразования и самовоспитания; в-третьих, оказание педагогической помощи «на основе собственной работы и на основе собственного личного опыта» в формировании у ребенка нравственного идеала; в-четвертых, создание свободного сообщества людей на основе самоуправления. Краеугольным базисом воспитания и образования в системе К.Н. Вентцеля выступает свободный творческий производительный труд. Таким образом, педагог предпринимает попытку создания качественно нового воспитательно-образовательного учреждения, основанного на идеях братства, свободы и справедливости, в котором личность ребенка становится истинным центром педагогической деятельности.

В революционный период К.Н. Вентцель решительно переходит от проповеди борьбы за освобождение ребенка к провозглашению битвы за свободу «от цепей невидимого рабства» всего общества, к призыву осуществлять педагогическую революцию. Более того, педагог убежден в том, что только через «воспитание из каждого ребенка свободной творческой личности будет достигнуто создание нового типа человека». Так, в работе «Отделение школы от государства и Декларация прав ребенка» педагог провозглашал, что воспитание и образование касаются внутренней духовной культуры личности, которая может быть реализована только в атмосфере свободы. Следовательно, К.Н. Вентцель отвергал возможность существования государственной школы, служащей, по его убеждению, орудием для осуществления тех или иных политических задач конкретного исторического момента и призывал передать дело народного образования из рук государственной власти в руки общества.

Своеобразной квинтэссенцией представленных взглядов педагога стала «Декларация прав ребенка», в которой мыслитель, в первую очередь, постулирует необходимость признания самоценности детской жизни. Педагог также уделял особое внимание проблеме реализации ведущих прав ребенка, создающих предпосылки для его физического, умственного, нравственного, духовного здоровья и развития «в условиях свободы и достоинства». Представленные констатации позволяют утверждать, что созданный К.Н. Вентцелем документ, прежде всего, носит «субъектный характер». Провозглашение принципов свободы, уважения личности и прав ребенка делают его активной, действенной силой, способной вести борьбу за освобождение себя и всего общества.

Не принимая насилия одних личностей над другими, К.Н. Вентцель признавал необходимость создания новой религии – Религии Единой Целостной Жизни и Вселенной, в которой важнейшую роль будет играть идея Культа творческой личности, Культа ребенка, поскольку ребенок – это естественный зародыш и зерно всех свобод.

Не отрицая значимости индивидуального и социального воспитания, философ подчеркивал важность развития в ребенке космического самосознания, которое педагог трактовал как «осознание ребенком себя как нераздельной части беспредельного космоса». В связи с этим главной задачей космической педагогики мыслитель считал содействие, помощь воспитаннику в осознании общности его жизни с жизнью космической. Построение новой культуры на космическом базисе позволит, как это представляется из утверждений педагога, не только преодолеть узость и ограниченность жизни каждого человека, но и будет способствовать солидарности и единению людей в деле возвышения космоса и «поднятия его на более высокие ступени развития» [4, c. 161]. Необходимо указать на значимую идею К.Н. Вентцеля о том, что «человек, обладающий космическим сознанием и преодолевший свою обособленность, отдельность, теряет всякие поводы и мотивы для совершения зла» [4, c. 166]. Приведенная точка зрения философа демонстрирует эффективность космической педагогики в решении проблемы нравственного совершенствования личности.

Данные утверждения мыслителя имеют принципиальное значение в русле исследуемой проблемы и означают, что К.Н. Вентцель, по существу, обозначил новую отрасль педагогики, для которой приоритетным являлось саморазвитие и самореализация растущей свободной, творческой личности, осознающей свою ответственность и сопричастность к жизни мирового целого.

Ретроспективный анализ становления и развития педагогических воззрений К.Н. Вентцеля позволяет констатировать, что выдающимся отечественным педагогом, по существу, были обозначены и обоснованы ключевые принципы деятельности, направленной на воспитание и образование ребенка. Их конструктивный учет представляется важным в процессе осмысления современных подходов к обоснованию идеала социально развитой личности.

Литература

  1. Богданов В. «На первом плане не душа ребенка, а достижение внешнего результата» // Народное образование. – 1997, № 10. С. 124-127.

  2. Вентцель К.Н. Новые пути воспитания и образования детей. - М., 1923.

  3. Вентцель К.Н. Педагогика творческой личности // Этика и педагогика творческой личности: В 2 т. - М., 1912. - Т.2.

  4. Вентцель К.Н. Свободное воспитание: Сборник избр. тр. / Сост. Л.Д. Филоненко. - М.: АПО, 1993.- 169 с.

  5. Вентцель К.Н. Свободное воспитание и семья // Свободное воспитание. 1912-1913. C. 52-54.

О.В. Цветкова, специалист по учебно-методической работе кафедры

педагогики, социальной работы и социальной психологии ТвГУ

Руководитель – доктор педагогических наук,

профессор И.Д. Лельчицкий