logo search
СБОРНИК СТУДЕНЧЕСКИХ СТАТЕЙ 2012

Дидактическая игра в развитии младших школьников

Школьное образование должно выполнять важную функцию: дать адекватные знания и соответствующее воспитание в процессе становления личности школьника как полноправного социального члена общества. Данный возрастной период определяет большую перспективу разностороннего развития ребенка. Многие специалисты подчеркивают особую значимость младшего школьного возраста в становлении личности человека и формировании у него продуктивного интеллекта. Поэтому условия обучения на начальной ступени школы во многом определяют успешность дальнейшего образования личности, а также продуктивность интеллектуального труда будущего специалиста.

Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него как стрессогенная. У каждого ребенка, поступившего в школу, повышается психологическая напряженность, которая отражается не только на его физическом здоровье, но и на поведении. Несоответствие психофизиологического состояния учащихся формам и методам обучения приводит к тому, что у значительной части детей снижается желание учиться, по мере взросления от класса к классу, у ребенка падает мотивация учиться, у некоторых учащихся возникает синдром разочарования в школе. Как подчеркивает В.С. Мухина [4], «если с приходом ребенка в школу сразу поставить его в условия собственно учебной деятельности, это может привести к тому, что он и в самом деле быстро включится в учебную деятельность (в этом случае готовность к обучению уже сформировалась), либо к тому, что он растеряется перед непосильными учебными задачами, потеряет веру в себя, начнет негативно относиться к школе и к учению, а возможно “уйдет в болезнь”».

Детям, для которых обучение оказывается поначалу непосильным, игра помогает преодолеть это состояние, постепенно включая непосредственно в учебную деятельность. Поэтому использование ресурсов детской игры, которые позволяют ей максимально эффективно воздействовать на самые разные стороны развития: на формирование у младших школьников творческой и социальной активности, становление навыков учебной деятельности, особенно актуально.

В основном игру рассматривают как ведущую деятельность ребенка дошкольного возраста, но еще Л.С. Выготский [2] подчеркивал, что в дальнейшем «игра не должна исчезнуть из жизни ребенка, имея свое продолжение в школьном обучении и труде».

Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания детей. Время, когда воспитание выделилось в особую общественную функцию, уходит вглубь веков, так же как и использование игры как средства воспитания. Особое место игры в различных системах воспитания, видимо, определялась тем, что игра в чем-то созвучна природе ребенка. 

Дж. Брунер [1] высоко оценивает значение игры для интеллектуального развития, так как в ходе игры могут возникать такие комбинации материала и такая ориентация в его свойствах, которая может приводить к последующему использованию этого материала в качестве орудий при решении задач. Здесь идет речь о свободном, не связанном решением какой-либо определенной задачи, экспериментировании материалом, своего рода свободной конструктивной деятельности. В игре же развиваются более общие механизмы интеллектуальной деятельности. 

Игра имеет значение и для формирования дружного коллектива, и для формирования самостоятельности, положительного отношения к труду, для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей и для многого другого. Все эти воспитывающие эффекты опираются на влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, и на становление его личности. 

Мы рассматриваем игру как средство воспитания. Основными аспектами развития личности ребенка в этой связи можно назвать следующие: 

1. В игре развивается мотивационно - потребностная сфера 

2. Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм

3. Развивается произвольность поведения

4. Развиваются умственные действия: 

В.В. Петрусинский выделяет следующие функции игры:

Д. Б. Эльконин выделял ролевую и игру с правилами. А.В. Запорожец [3] и А.П. Усова [5] разработали следующую классификацию: «Игры творческие и их разновидности: игры – драматизации и строительные игры; подвижные игры; дидактические игры».

О.С. Газман выделяет группы игр, используемых в учебно-воспитательном процессе: сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические [6].

Подробнее разберем последний вид игр, который мы будем использовать для развития познавательных процессов младших школьников.

Дидактическая игра – разновидность игры с правилами, специально созданными в целях обучения и воспитания детей. Она имеет педагогическую и игровую задачи, правила действия, результат [6]. Дидактическая задача не выступает открыто, реализуется косвенным образом через игровую задачу, игровые действия и правила. Осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей и определяется педагогом, а так же отражает его обучающую деятельность.

Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на: предметные (с дидактическими игрушками и материалами), настольно-печатные, основанные на подборе картинок по принципу сходства (лото, домино) или по принципу сложения целого из частей (типа разрезных картинок), словесные [6].

К таким играм относят: игры на внимание, развитие чувства времени, тренировку наблюдательности, на быстроту реакции, развитие творческих способностей [6].

Они дают возможность многогранного развития личности, развития способностей, сплочения детей на основе общих замыслов и интересов.

На уроке игра позволяет младшему школьнику испытать радость умственного напряжения и преодоления интеллектуальных трудностей, которые сопряжены с решением учебных задач. Использование игровых методов в обучении позволяет формировать у детей такие необходимые для становления учебной деятельности качества, как общее положительное отношение к школе и учебному предмету, желание постоянно расширять свои возможности и способности, «строить» себя в сотворчестве с учителем и одноклассниками, осознание способов, направленных на расширение своих возможностей (учебных действий), и в том числе - способом самоконтроля и самооценки.

Литература:

  1. Брунер Дж. Психология познания /перевод под ред. А.Р.Лурия. М. Прогресс, 1977.

  2. Выготский Л.С. Психологическое значение игры // Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996.

  3. Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка: для психологов и педагогов. – М.: Педагогика, 1986.

  4. Степанова О.А. Научно-методические подходы к использованию игры в педагогической работе с младшими школьниками // Начальная школа плюс До и После, 2003. №8.

  5. Усова А.П. Русское народное творчество детскому саду. Книга для воспитателей детских садов. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 1972.

  6. Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского [Электронный ресурс] : Учебно-методическое пособие / кол. авторов Чернявская А. П., Байбородова Л. В., Серебренников Л. Н., Харисова И. Г., Белкина В. В., Гаибова В. Е. - Электрон. дан. – Ярославль, 2006. - Режим доступа: cito-web.yspu.org., свободный. — Загл. с экрана.

С.А.Петрова, студентка I курса

Научный руководитель – кандидат психологических наук,

доцент И.А. Бариляк