logo search
СБОРНИК СТУДЕНЧЕСКИХ СТАТЕЙ 2012

Эмоции и деятельность человека

В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для человека в форме переживаний. Эмоции необходимы для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру. Эмоции зависят от характера психической деятельности и одновременно оказывают на нее свое влияние. Эмоции образуют основную побудительную силу и своим влиянием способны изменить образ жизни, действий и общения. Когда человек в хорошем настроении активизируется его познавательная и волевая деятельность. Неспособность или нежелание понять эмоциональное состояние другого человека приводит к психологической несовместимости и зачастую становится причиной тех или иных конфликтов. Стремление к поддержанию у себя и у окружающих положительного эмоционального настроя обеспечивает здоровье, бодрость и счастье.

Таким образом, эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности, но только в форме переживания. При этом понятия "эмоции" и "чувства" обозначают различные психические явления, которые очень тесно связаны между собой. И в эмоциях и в чувствах отражаются потребности человека, точнее, то, как эти потребности удовлетворяются.

Важное отличие чувств от эмоций заключается в том, что чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, а эмоции возникают в ответ на конкретную ситуацию.

Эмоции возникают как результат изменений в нервной системе, и эти изменения могут быть обусловлены как внешними, так и внутренними факторами. Они могут существовать относительно независимо от других состояний сознания, но обычно они взаимодействуют с ними и влияют на сосуществующие в сознании состояния или процессы. Эмоции влияют на человека в целом, но каждая эмоция влияет на субъект по-разному. Они воздействуют на уровень активности мозга, степень напряжения мышц лица и тела, на функционирование кровеносной, дыхательной и эндокринной систем.

В различных теоретических подходах эмоции рассматриваются по разному. Бихевиористы считают, что изменяя стимулы и подкрепления, можно моделировать нужное поведение, в том числе и эмоциональные реакции. А основное понятие когнитивного подхода – когнитивный диссонанс, то есть отрицательное эмоциональное состояние, возникающее при наличии противоречивой информации. Согласно данной теории, положительные эмоциональные переживания возникают у человека, когда его ожидания подтверждаются, то есть когда реальные результаты его действий согласуются с намеченными.

Одной из главнейших способностей человека является способность его к деятельности. Деятельность является динамической системой взаимодействия субъекта с миром. Деятельность – это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны окружения. С самого раннего возраста индивид проявляет активность в различных сферах его жизнедеятельности. Под жизнедеятельностью понимается все многообразие занятий человека. Пока человек живет, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят – трудится, учиться, занимается спортом, играет, общается с людьми, читает и т.д. Словом, он проявляет активность, то есть внешнюю или внутреннюю деятельность.

Деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В процессе деятельности человек развивается, формирует свое отношение к окружающей действительности. Неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность.

Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей среды. Для человека же характерно сознательное выделение себя из природы, познание ее закономерностей и осознанное воздействие на нее. Человек как личность ставит перед собой цели, сознает мотивы, побуждающие его к активности.

В структуре деятельности выделяются:

- мотивы – побуждающие субъекта к деятельности;

- цели как прогнозируемые результаты этой деятельности;

- операции - с помощью которых деятельность выполняется.

Основными характеристики деятельности являются: предметность и субъектность.

Субъективность деятельности выражается в таких аспектах активности субъекта, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, установками в поведении, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность личности и избирательность деятельности; и в смысле личностном – «значении для себя», придаваемом мотивами различным событиям, действиям и деяниям.

Специфика предметной определенности деятельности в том, что объекты внешнего мира не воздействуют на субъекта непосредственно, но лишь будучи преобразованы в ходе деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании.

А. А. Новикова, студентка III курса

Научный руководитель – кандидат психологических наук,

старший преподаватель Н. В. Губская-Борисова