logo search
СБОРНИК СТУДЕНЧЕСКИХ СТАТЕЙ 2012

Эмоции и личность

Эмоции играют важную роль в жизни человека. Но, несмотря на то, что они постоянно сопровождают нас, мало, кто знает о том, почему в некоторый момент времени, мы реагируем так, а не иначе на то или другое событие.

Через эмоции мы можем выразить свои чувства, свои отношения к другим людям. Ими нужно управлять, для чего необходимо их изучать. Выраженные эмоции являются показателем, характеризующим личность человека. Изучая эмоциональное состояние человека, мы познаем личность. Исследование эмоций уже ведется длительное время, эта тема привлекла умы самых известных ученых.

Эмоции человека, прежде всего, связаны с его потребностями. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребности. Эту мысль неоднократно подчеркивали практически все без исключения исследователи эмоций.

Помимо регуляции состояния организма, эмоции и чувства выполняют функцию регуляции поведения человека в целом. Это следует из того, что человеческие чувства и эмоции имеют длительную историю филогенетического развития, в ходе которого они стали выполнять целый ряд специфических функций, свойственных только для них. К таким функциям следует отнести отражательную функцию чувств, которая выражается в обобщённой оценке событий. Благодаря тому, что чувства охватывают весь организм, они позволяют определить полезность и вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие. Эмоциональная оценка событий может формироваться не только на основе личного опыта человека, но и в результате сопереживаний, возникающих в процессе общения с другими людьми.

За время изучения эмоций сформировались различные взгляды на природу, сущность, функции эмоций и их влияние на развитие личности.

Согласно представлениям В. Вундта эмоция состоит из определенных компонентов, своего рода базовых эмоций. Изард трактует эмоции как базовые переживания, проявляющиеся в различной степени. Есть нечто общее в понимании эмоции в теории когнитивного диссонанса и информационной теории. В частности, они обе сходятся на том, что эмоции есть результат сопоставления. В теории когнитивного диссонанса – сопоставление результатов действия и ожиданий, в информационной – объема информации, который требуется для удовлетворения потребности и того объема, которым обладает человек. Сходство во взглядах на механизм возникновения эмоций заметно в эволюционной и таламической теории. Обе теории считают, что в ответ на внешний раздражитель в мозге человека возникают импульсы, вызывающие эмоцию. Совсем иные, оппозиционные друг другу взгляды на проблему возникновения эмоций выдвигают эволюционная и периферическая теории. Согласно первой, эмоции являются психологической реакцией организма на внешний раздражитель, и вызывают изменения в функционировании определенных его систем, вторая же утверждает, что при воздействии раздражителя возникают изменения в функционировании систем организма, и лишь вследствие этих изменений возникают эмоции.

Что касается природы возникновения эмоций, то все существующие теории можно разбить на две группы. Первая группа теорий считает, что проявление эмоций заложено генетически и это психическое свойство является врожденным. Этого взгляда придерживались представители следующих теорий: эволюционная, «ассоциативная», «периферическая», «таламическая», биологическая и дифференциальная. Вторая группа теорий считает, что эмоции имеют социально детерминированную природу. Этой точки зрения придерживались представители когнитивных и информационной теорий.

Ученые задумывались и над функциями эмоций. Ч. Дарвин, У. Кеннон и П. Бард сходились на том, что эмоции служат механизмом адаптации к условиям окружающей среды. Шехтер же считал, что кроме физиологического возбуждения, служащего адаптацией организма, эмоции так же помогают человеку в оценке ситуации. Л. Фестингер, П. В. Симонов и В. Вундт считали, что эмоции являются регулятором поведения. Фестингер и Симонов придерживались мнения, что эмоции служат стимулом к достижению цели. У. Джемс и Г. Ланге считали , что эмоции лишь сигнализируют об изменениях в организме человека. К. Изард считал, что эмоции являются основной мотивационной системой организма человека.

Влияние эмоций на развитие личности рассматривалось в теоретических подходах по-разному. Согласно теориям Ч. Дарвина и П. Симонова эмоции стимулируют работу мозга. В. Вундт, П. К. Анохин и К. Изард – придерживались мнения, что эмоции обуславливают духовную жизнь человека, её направленность. Шехтер и Фестингер сходились на том, что эмоции способствуют регуляции мышления и выработке личных поведенческих реакций на те или иные ситуации. По теории же Кеннона-Барда эмоции служат настройкой всего организма на ситуацию, т.е. подготавливают человека к активным действиям.

Анализ теоретических подходов к проблеме эмоций, позволяет сделать вывод, что до сих пор не существует точного и однозначного объяснения природы возникновения эмоций и их влияния на личность. Очень мало экспериментальных работ в этой области и в этом смысле проблема эмоций актуальна и предоставляет широкое поле исследований для учёных.

Литература

  1. Вилюнас В. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2008.- 496с.

  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова.— М.: Педагогика, 1982. — 504 с

  3. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб: Питер, 2001. – 752 с.

  4. К. Е. Изард. Эмоции человека. М., 1980.

А.А. Никонорова, студентка III курса

Научный руководитель – кандидат психологических наук,

старший преподаватель Н.В. Губская-Борисова