Эмоции и личность
Эмоции играют важную роль в жизни человека. Но, несмотря на то, что они постоянно сопровождают нас, мало, кто знает о том, почему в некоторый момент времени, мы реагируем так, а не иначе на то или другое событие.
Через эмоции мы можем выразить свои чувства, свои отношения к другим людям. Ими нужно управлять, для чего необходимо их изучать. Выраженные эмоции являются показателем, характеризующим личность человека. Изучая эмоциональное состояние человека, мы познаем личность. Исследование эмоций уже ведется длительное время, эта тема привлекла умы самых известных ученых.
Эмоции человека, прежде всего, связаны с его потребностями. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребности. Эту мысль неоднократно подчеркивали практически все без исключения исследователи эмоций.
Помимо регуляции состояния организма, эмоции и чувства выполняют функцию регуляции поведения человека в целом. Это следует из того, что человеческие чувства и эмоции имеют длительную историю филогенетического развития, в ходе которого они стали выполнять целый ряд специфических функций, свойственных только для них. К таким функциям следует отнести отражательную функцию чувств, которая выражается в обобщённой оценке событий. Благодаря тому, что чувства охватывают весь организм, они позволяют определить полезность и вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие. Эмоциональная оценка событий может формироваться не только на основе личного опыта человека, но и в результате сопереживаний, возникающих в процессе общения с другими людьми.
За время изучения эмоций сформировались различные взгляды на природу, сущность, функции эмоций и их влияние на развитие личности.
Согласно представлениям В. Вундта эмоция состоит из определенных компонентов, своего рода базовых эмоций. Изард трактует эмоции как базовые переживания, проявляющиеся в различной степени. Есть нечто общее в понимании эмоции в теории когнитивного диссонанса и информационной теории. В частности, они обе сходятся на том, что эмоции есть результат сопоставления. В теории когнитивного диссонанса – сопоставление результатов действия и ожиданий, в информационной – объема информации, который требуется для удовлетворения потребности и того объема, которым обладает человек. Сходство во взглядах на механизм возникновения эмоций заметно в эволюционной и таламической теории. Обе теории считают, что в ответ на внешний раздражитель в мозге человека возникают импульсы, вызывающие эмоцию. Совсем иные, оппозиционные друг другу взгляды на проблему возникновения эмоций выдвигают эволюционная и периферическая теории. Согласно первой, эмоции являются психологической реакцией организма на внешний раздражитель, и вызывают изменения в функционировании определенных его систем, вторая же утверждает, что при воздействии раздражителя возникают изменения в функционировании систем организма, и лишь вследствие этих изменений возникают эмоции.
Что касается природы возникновения эмоций, то все существующие теории можно разбить на две группы. Первая группа теорий считает, что проявление эмоций заложено генетически и это психическое свойство является врожденным. Этого взгляда придерживались представители следующих теорий: эволюционная, «ассоциативная», «периферическая», «таламическая», биологическая и дифференциальная. Вторая группа теорий считает, что эмоции имеют социально детерминированную природу. Этой точки зрения придерживались представители когнитивных и информационной теорий.
Ученые задумывались и над функциями эмоций. Ч. Дарвин, У. Кеннон и П. Бард сходились на том, что эмоции служат механизмом адаптации к условиям окружающей среды. Шехтер же считал, что кроме физиологического возбуждения, служащего адаптацией организма, эмоции так же помогают человеку в оценке ситуации. Л. Фестингер, П. В. Симонов и В. Вундт считали, что эмоции являются регулятором поведения. Фестингер и Симонов придерживались мнения, что эмоции служат стимулом к достижению цели. У. Джемс и Г. Ланге считали , что эмоции лишь сигнализируют об изменениях в организме человека. К. Изард считал, что эмоции являются основной мотивационной системой организма человека.
Влияние эмоций на развитие личности рассматривалось в теоретических подходах по-разному. Согласно теориям Ч. Дарвина и П. Симонова эмоции стимулируют работу мозга. В. Вундт, П. К. Анохин и К. Изард – придерживались мнения, что эмоции обуславливают духовную жизнь человека, её направленность. Шехтер и Фестингер сходились на том, что эмоции способствуют регуляции мышления и выработке личных поведенческих реакций на те или иные ситуации. По теории же Кеннона-Барда эмоции служат настройкой всего организма на ситуацию, т.е. подготавливают человека к активным действиям.
Анализ теоретических подходов к проблеме эмоций, позволяет сделать вывод, что до сих пор не существует точного и однозначного объяснения природы возникновения эмоций и их влияния на личность. Очень мало экспериментальных работ в этой области и в этом смысле проблема эмоций актуальна и предоставляет широкое поле исследований для учёных.
Литература
Вилюнас В. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2008.- 496с.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова.— М.: Педагогика, 1982. — 504 с
Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб: Питер, 2001. – 752 с.
К. Е. Изард. Эмоции человека. М., 1980.
А.А. Никонорова, студентка III курса
Научный руководитель – кандидат психологических наук,
старший преподаватель Н.В. Губская-Борисова
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- Актуальные проблемы социальной психологии
- Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- III. Будущее клинической психологии
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Приобщение вузовской молодежи к научной деятельности как ресурс развития общества
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Совладающее со стрессом поведение в профессиональной деятельности шахтеров
- Эмоциональный интеллект в деятельности современных менеджеров
- Психологические особенности профессионально-личностного развития педагога дошкольного образования
- Мандала как инструмент взаимодействия с внутренним миром. Психологические особенности рисования в круге
- Демотивация персонала: сущность, этапы, факторы
- Уроки здоровья в общеобразовательной школе как фактор психологического сопровождения
- Генезис и эволюция педагогических воззрений к.Н. Вентцеля
- Особенности социальной компетентности у подростков группы «риска»
- Специфика деятельности мастеров-консультантов автосервисных центров
- Мотивация и самомотивация к обучению
- Знания — Мышление — Способности — Умения — Навыки — Мастерство
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- I. Актуальные проблемы социальной психологии
- Оценка качества жизни у студенческой молодежи
- Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольников
- Представления о любви у современной молодежи
- Представления современной молодёжи об идеальных типах юноши и девушки
- Деятельность рекламных агентств в контексте синергетического влияния рекламы на личность потребителя
- Социально-психологические компоненты профессионального здоровья спасателей мчс
- II. Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- К вопросу об оценке уровня профессиональной компетентности студентов-психологов
- Детерминанты успешности профессиональной деятельности дистрибьюторов в сфере прямых продаж
- Опыт составления профессиограммы дежурного пульта централизованного управления Управления вневедомственной охраны Министерства внутренних дел (пцу уво мвд)
- Агрессия как профессионально обусловленная деформация личности педагога
- Дикова в.В. Проявление агрессии в профессиональной деятельности учителя. – Екатеринбург, 2005г.
- В.П. Зинченко и б.Г. Мещеряков Большой психологический словарь. – м.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.
- Психическая саморегуляция деятельности, как основной показатель её эффективности
- Эмоциональное выгорание в деятельности операторов call-центра
- Влияние трудовой мотивации на эффективность деятельности сотрудников овд
- Формирование стрессоустойчивости как основа профилактики профессиональной деформации личности сотрудников пенитенциарной службы
- Проблема эффективности использования рабочего времени сотрудниками организации
- Стрессоустойчивость как профессионально важное качество субъекта труда
- Социальная, профессиональная адаптация как составляющие процесса труда
- Взаимосвязь трудовой мотивации и креативности учителей средней образовательной школы
- Проблема выученной беспомощности у осужденных
- Актуальные вопросы изучения регуляторов труда субъекта педагогической деятельности
- III. Будущее клинической психологии
- Значение эмпатии в регуляции поведения у больных шизофренией
- Ю. А. Коряпина, студентка V курса
- Научный руководитель – кандидат психологических наук,
- Доцент т.М. Васильева
- Драматерапия для лиц, страдающих шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением (адн)
- Андерсен-Уоррен м., Грейнджер р., Драматерапия. Практикум по психотерапии. СПб, 2001
- Консультирование лиц, находящихся в кризисной ситуации
- Взаимосвязь деперсонализационно-дереализационного синдрома с общим, социальным, эмоциональным интеллектом и аффективным расстройством (тревогой)
- Сравнительное исследование эмоционально-волевой регуляции поведения осужденных мужского пола совершивших корыстные и корыстно-насильственные преступления
- Особенности я-концепции у больных шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- Эффективность технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями (на примере гбу «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Тверь)
- Иерархия профессиональных ценностей у будущих социальных работников на этапе вузовского обучения
- Приоритетные личностные ценности будущих социальных работников
- Социально-психологическая помощь незанятому населению: реализация программы
- Алкоголизм в подростковой среде
- Деятельность социального педагога по формированию этнокультурной компетентности подростков в полиэтнической образовательной среде
- Психосоциальная поддержка граждан пожилого возраста
- Социальная адаптация к гражданской жизни военнослужащих, уволенных в запас
- Социальная работа с детьми-инвалидами
- Гендерные особенности ценностного отношения к семье у старшеклассников
- Личностные особенности при интернет-зависимости
- Воздействие телевидения на дезадаптированных подростков
- Молодая семья как объект социальной работы
- Социальная деятельность церкви и государства в вопросах укрепления семьи
- Социальный патронаж как перспективная форма поддержки молодой семьи
- Репродуктивная сфера студенческой семьи
- Программа профилактики профессиональных деформаций специалистов по социальной работе
- Социальная работа с подростками девиантного поведения
- Факторы, оказывающие негативное влияние на процесс социализации ребенка
- Социальная безопасность в системе социальной работы
- Актуальные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей в современной России
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Гендерные особенности агрессивного поведения подростков
- Терапевтическое воздействие искусства на человека
- Влияние мультипликационных фильмов на поведение детей младшего школьного возраста
- Когнитивные и эмоционально-поведенческие особенности подростков, выбирающих определённые виды компьютерных игр
- Внимание и его психологические особенности
- Особенности и различия в мотивационной сфере студентов-психологов и студентов-экологов
- Взаимосвязь стилей общения с типами темперамента
- Взаимосвязь уровня тревожности и уровня жизненной стратегии личности
- Особенности личности подростков с делинквентным поведением
- Юношеский возраст и кризис идентичности
- Развитие ребенка в дошкольный период
- Систематическая десенсибилизация как метод эффективного психокоррекционного воздействия на личность, пребывающую в состоянии фрустрации
- Взаимосвязь агрессии и тревожности в подростковом возрасте
- Роль саморегуляции в становлении характера
- Сравнительный анализ процесса запоминания
- Подростковый возраст как этап формирования личности
- Игра как средство развития нравственной сферы дошкольников
- Воображение и творчество
- Исследование структуры личности
- Взаимосвязь характера, механизмов психологической защиты и фрустрационных реакций
- Эмоции и личность
- Развитие творческого мышления
- Эмоции и деятельность человека
- Связь индивидуальных способностей и темперамента личности
- Эмоциональные нарушения у детей и способы их коррекции на примере
- Дидактическая игра в развитии младших школьников
- Развитие речи и мелкой моторики в дошкольном возрасте
- Взаимосвязь темперамента и толерантности человека
- Теории памяти
- Особенности организации учебного процесса с учётом индивидуального латерального профиля
- Функции и виды эмоций у человека
- Характер в общей психологии. Акцентуации характера
- Влияние темперамента на эффективность деятельности
- Эстетическая деятельность как средство развития психических функций у детей дошкольного возраста
- Особенности восприятия детьми-дошкольниками художественных произведений
- Эмоции в жизни человека
- Игра - ведущая деятельность в развитии ребенка
- Речь как психологический процесс
- Факторы, влияющие на формирование отклонений в поведении подростков
- Период новорожденности