Программа профилактики профессиональных деформаций специалистов по социальной работе
Эффективность решения проблем социальной политики государства сегодня во многом зависит от социально-психологического сопровождения деятельности специалистов по социальной работе. По роду своей деятельности такой специалист вовлечен в длительное напряженное общение с другими людьми, сопровождающееся эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью, что вызывает состояние физического и психического истощения. Постоянные стрессовые ситуации, возникающие в процессе взаимодействия специалиста по социальной работе с клиентом, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на личность социального работника, способствуют возникновению профессиональных деформаций.
Профессиональные деформации личности социального работника представляют собой процесс и результат изменения сущностных (интегральных) характеристик личности профессионала, которые ведут к упрощению системы профессиональной деятельности, профессионального общения, образа профессии и себя в ней, упрощая как саму личность, так и ту среду, которую она организует вокруг себя. В связи с этим актуализируется проблема специально организуемой работы по профилактике и коррекции профессиональной деформации личности данной категории специалистов [1].
За последние два десятилетия возрос интерес к проблеме профессиональных деформаций личности как явления, сопровождающего профессиональную жизнь индивида, объективно обусловленного дифференциацией и специализацией труда в обществе.
Изучением особенностей профессиональных деформаций медицинских работников занимались: С.П. Безносов, М. Боухал, А.С. Димова, Р. Конечный, Л.А. Цветкова; сотрудников правоохранительных органов: С.П. Безносов, Р.Ф. Робозеров, А.Н. Роша, А.Н. Шатохин, А.И. Шестак; учителей: К.А. Аветисян, Н.А. Аминов, Е.С. Асмаковец, С.Н. Батракова, Б.Р. Бекингем, М.В. Борисова, В.Н. Вершинин, Т.А. Вострикова; преподавателей вузов: К.А. Абульханова-Славская, А.К. Алберт, С.В. Бажанова, Д.Б. Богоявленская и др. В тоже время публикаций о профессиональных деформациях специалистов по социальной работе недостаточно.
Исследователями выделен целый ряд факторов, способствующих возникновению профессиональных деформаций специалиста. К ним относятся: объективные, связанные с социально-профессиональной средой; субъективные, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений; объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионального процесса; психологические детерминанты (мотивы выбора профессии; деструкции ожидания на стадии вхождения в самостоятельную профессиональную жизнь; стереотипы; психологическая защита; эмоциональная напряженность; профессиональная стагнация; снижение уровня интеллекта специалиста; предел развития уровня образования и профессионализма; акцентуация характера личности; возрастные изменения, связанные со старением); специфика профессиональной деятельности (предмет профессиональной деятельности; объект; средства; способности; способ; усвоенная технология).
Многие исследователи данные факторы рассматривают как стресс-факторы, т.е. источники стресса, факторы, вызывающие стресс. Поэтому будет правильно отметить, что развитию профессиональных деформаций у специалистов способствуют стрессы. Именно подверженность стрессам, в первую очередь, способствует развитию профессиональных деформаций.
Поэтому процесс формирования профессиональных деформаций специалиста можно представить следующим образом: в профессиональной деятельности есть (или появился) некий фактор, если этот фактор является для сотрудника стресс-фактором, т.е. вызывает стресс, то, как следствие, у человека начинает формироваться профессиональная деформация. В данном случае мы говорим о дистрессе, вызывающем отрицательный эффект, проявляющийся в физических, эмоциональных и поведенческих признаках. В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяют: физиологический и психологический; эмоциональный и информационный стресс, коммуникативный, рабочий, профессиональный, организационный и другие.
Но, несмотря на такое разнообразие стрессов, важно отметить, что главной причиной возникновения любого из них являются внутренние личностные (субъективные) факторы, предрасполагающие к возникновению стресса и усиливающие воздействие стресс-факторов. Поэтому для противостояния стрессам специалист должен обладать стрессоустойчивостью, под которой понимается способность человека, благодаря совокупности личностных качеств, противостоять вредоносным воздействиям стрессовых факторов. Чем выше стрессоустойчивость, тем здоровее и работоспособнее человек, тем ниже риск развития профессиональных деформаций. Для профилактики профессиональных деформаций необходимо создание системы мероприятий, повышающих стрессоустойчивость специалистов.
Нами была разработана программа профилактики профессиональных деформаций специалистов по социальной работе. Для того, чтобы программа была адресной и более эффективной, для разработки программы профилактики профессиональных деформаций специалистов по социальной работе, необходимо выявить особенности стрессов в их профессиональной деятельности. Поэтому разработке программы предшествовало выявление подверженности стрессам, как фактора развития профессиональных деформации специалистов по социальной работе БУ Омской области Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Надежда» г. Омска.
Для выявления уровня стрессоустойчивости мы использовали методику «Шкала организационного стресса» (Мак-Лина) [2]. Для выявления факторов, влияющих на уровень стрессоустойчивости специалистов по социальной работе центра, мы использовали методику «Стрессоры»[3] и анкету «Профессиональный стресс» [4].
Проведенное нами исследование показало: Большинство сотрудников центра имеют низкий уровень стрессоустойчивости; Чем в меньшей степени развиты личностные качества - факторы, повышающие стрессоустойчивость: способность самопознания, широта интересов, принятие ценностей других, гибкость поведения, активность и продуктивность, тем ниже уровень стрессоустойчивости. В большей степени подвергаются воздействию стресс-факторов: конфликтность, перегрузка, сфера деятельности и напряженность в отношениях с руководством, специалисты по социальной работе с низким уровнем стрессоустойчивости; У сотрудников центра наиболее сильное влияние на возникновение стрессов в профессиональной деятельности оказывают: проблемы, постоянно возникающие в процессе работы; трудновыполнимое желание держать под контролем ситуацию в своем подразделении, собственные ошибки и просчеты в работе, нехватка времени, необоснованные требования со стороны чиновников и проверяющих организаций, несоответствие между затраченными усилиями и реальными результатами, отсутствие должного внимания к нуждам подразделения со стороны руководства, отсутствие взаимопонимания с деловыми партнерами, конфликты с ними, сложность и противоречивость законодательства и нормативных инструкций; Сотрудники центра в ситуации стресса используют эффективные, позитивные житейские приемы снятия стрессов (сон, общение с друзьями и членами семьи, перерывы в работе, хобби, физическая активность). В тоже время, есть специалисты, которые в ситуации стресса используют неэффективные, вредные для здоровья способы: еда; алкоголь; курение; Большинство сотрудников центра не владеют специальными приемами снятия стрессов (аутотренинг, медитация, дыхательные техники, релаксация).
Таким образом, факторами, способствующими снижению стрессоустойчивости специалистов по социальной работе, являются личностные качества: неспособность самопознания, узкий круг интересов, непринятие ценностей других, негибкость поведения, отсутствие активности и продуктивности; стресс-факторы профессиональной деятельности: конфликтность, перегрузка, сфера деятельности и напряженность в отношениях с руководством; проблемы, постоянно возникающие в процессе работы; трудновыполнимое желание держать под контролем ситуацию в своем подразделении; собственные ошибки и просчеты в работе; нехватка времени; необоснованные требования со стороны чиновников и проверяющих организаций; несоответствие между затраченными усилиями и реальными результатами; отсутствие должного внимания к нуждам подразделения со стороны руководства; отсутствие взаимопонимания с деловыми партнерами, конфликты с ними; сложность и противоречивость законодательства и нормативных инструкций.
Поэтому программа профилактики профессиональных деформаций для сотрудников центра «Надежда» должна быть направлена на повышение стрессоустойчивости и снижение воздействия данных факторов посредством информирования о профессиональных деформациях и стрессах: их специфики, причинах, последствиях; повышения уровня коммуникативных навыков; формирования уверенного поведения; овладения приемами снятия симптомов стресса; формирования алгоритма борьбы со стрессом в зависимости от времени его наступления.
Программа реализуется в форме тренинга-семинара и включает в себя пять блоков: Блок 1. Роль стресса в формировании профессиональной деформации: информирование о профессиональных деформациях и стрессах, их видах, симптомах, причинах, последствиях; актуализация личного опыта переживания стресса; обучение основным навыкам релаксации для минимизации негативного влияния стресса. Блок 2. Коммуникативная компетентность: информирование о сторонах общения; о конфликтах, механизмах их возникновения, стратегиях поведения в конфликтах; осознание своих коммуникативных навыков, своего поведения в конфликтах; выработка навыков эффективного общения, конструктивного поведения в конфликтах. Блок 3. Уверенное поведение: информирование об уверенном поведении: уверенность как чувство, как состояние, как свойство, источники уверенного и неуверенного поведения; осознание своей уверенности; формирование навыков уверенного поведения. Блок 4. Развитие навыков саморегуляции: информирование о саморегуляции, ее основных методах, приемах снятия стресса; актуализация личного опыта использования различных приемов снятия стресса, саморегуляции; обучение основным приемам саморегуляции. Блок 5. Тактики борьбы со стрессом в зависимости от времени его наступления: информирование о тактиках борьбы со стрессом в зависимости от времени его наступления: о стрессах в прошлом, настоящем, будущем; формирование алгоритма действий для борьбы со стрессом.
Апробация программы проводилась на базе БУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» г. Омска» в период с сентября по октябрь 2011г. В апробации принимали участие специалисты по социальной работе – сотрудники центра.
Анализ самоотчетов участников программы, показал: они отмечают значимость проделанной работы, позитивный эмоциональный настрой и повышение навыков совладания со стрессами, практическое использование методов нейтрализации профессиональных стрессов.
Литература
Асмаковец, Е.С. Познавательная ситуация в решении проблемы психологической профилактики и коррекции профессиональной деформации личности социального работника [Текст] / Е.С. Асмаковец, С.П. Мельничкин // Социальная политика: современность и будущее: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 21 янв. 2010г. / Под общ.ред. В.Н. Скворцова. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010. – С.23-27.
Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н.Е. Водопьянова, Н.Е. Старченкова. – СПб.: Питер, 2005.
Розанова, В.А. Психология управления [Текст] : учебное пособие / В.А. Розанова. – М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2000.
Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции [Текст]: учебное пособие / Ю.В. Щербатых. – СПб.: Питер, 2006.
Т.С. Смирнова, студентка IV курса
научный руководитель - кандидат философских наук,
доцент Борисова О.Н.
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- Актуальные проблемы социальной психологии
- Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- III. Будущее клинической психологии
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Приобщение вузовской молодежи к научной деятельности как ресурс развития общества
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Совладающее со стрессом поведение в профессиональной деятельности шахтеров
- Эмоциональный интеллект в деятельности современных менеджеров
- Психологические особенности профессионально-личностного развития педагога дошкольного образования
- Мандала как инструмент взаимодействия с внутренним миром. Психологические особенности рисования в круге
- Демотивация персонала: сущность, этапы, факторы
- Уроки здоровья в общеобразовательной школе как фактор психологического сопровождения
- Генезис и эволюция педагогических воззрений к.Н. Вентцеля
- Особенности социальной компетентности у подростков группы «риска»
- Специфика деятельности мастеров-консультантов автосервисных центров
- Мотивация и самомотивация к обучению
- Знания — Мышление — Способности — Умения — Навыки — Мастерство
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- I. Актуальные проблемы социальной психологии
- Оценка качества жизни у студенческой молодежи
- Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольников
- Представления о любви у современной молодежи
- Представления современной молодёжи об идеальных типах юноши и девушки
- Деятельность рекламных агентств в контексте синергетического влияния рекламы на личность потребителя
- Социально-психологические компоненты профессионального здоровья спасателей мчс
- II. Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- К вопросу об оценке уровня профессиональной компетентности студентов-психологов
- Детерминанты успешности профессиональной деятельности дистрибьюторов в сфере прямых продаж
- Опыт составления профессиограммы дежурного пульта централизованного управления Управления вневедомственной охраны Министерства внутренних дел (пцу уво мвд)
- Агрессия как профессионально обусловленная деформация личности педагога
- Дикова в.В. Проявление агрессии в профессиональной деятельности учителя. – Екатеринбург, 2005г.
- В.П. Зинченко и б.Г. Мещеряков Большой психологический словарь. – м.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.
- Психическая саморегуляция деятельности, как основной показатель её эффективности
- Эмоциональное выгорание в деятельности операторов call-центра
- Влияние трудовой мотивации на эффективность деятельности сотрудников овд
- Формирование стрессоустойчивости как основа профилактики профессиональной деформации личности сотрудников пенитенциарной службы
- Проблема эффективности использования рабочего времени сотрудниками организации
- Стрессоустойчивость как профессионально важное качество субъекта труда
- Социальная, профессиональная адаптация как составляющие процесса труда
- Взаимосвязь трудовой мотивации и креативности учителей средней образовательной школы
- Проблема выученной беспомощности у осужденных
- Актуальные вопросы изучения регуляторов труда субъекта педагогической деятельности
- III. Будущее клинической психологии
- Значение эмпатии в регуляции поведения у больных шизофренией
- Ю. А. Коряпина, студентка V курса
- Научный руководитель – кандидат психологических наук,
- Доцент т.М. Васильева
- Драматерапия для лиц, страдающих шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением (адн)
- Андерсен-Уоррен м., Грейнджер р., Драматерапия. Практикум по психотерапии. СПб, 2001
- Консультирование лиц, находящихся в кризисной ситуации
- Взаимосвязь деперсонализационно-дереализационного синдрома с общим, социальным, эмоциональным интеллектом и аффективным расстройством (тревогой)
- Сравнительное исследование эмоционально-волевой регуляции поведения осужденных мужского пола совершивших корыстные и корыстно-насильственные преступления
- Особенности я-концепции у больных шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- Эффективность технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями (на примере гбу «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Тверь)
- Иерархия профессиональных ценностей у будущих социальных работников на этапе вузовского обучения
- Приоритетные личностные ценности будущих социальных работников
- Социально-психологическая помощь незанятому населению: реализация программы
- Алкоголизм в подростковой среде
- Деятельность социального педагога по формированию этнокультурной компетентности подростков в полиэтнической образовательной среде
- Психосоциальная поддержка граждан пожилого возраста
- Социальная адаптация к гражданской жизни военнослужащих, уволенных в запас
- Социальная работа с детьми-инвалидами
- Гендерные особенности ценностного отношения к семье у старшеклассников
- Личностные особенности при интернет-зависимости
- Воздействие телевидения на дезадаптированных подростков
- Молодая семья как объект социальной работы
- Социальная деятельность церкви и государства в вопросах укрепления семьи
- Социальный патронаж как перспективная форма поддержки молодой семьи
- Репродуктивная сфера студенческой семьи
- Программа профилактики профессиональных деформаций специалистов по социальной работе
- Социальная работа с подростками девиантного поведения
- Факторы, оказывающие негативное влияние на процесс социализации ребенка
- Социальная безопасность в системе социальной работы
- Актуальные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей в современной России
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Гендерные особенности агрессивного поведения подростков
- Терапевтическое воздействие искусства на человека
- Влияние мультипликационных фильмов на поведение детей младшего школьного возраста
- Когнитивные и эмоционально-поведенческие особенности подростков, выбирающих определённые виды компьютерных игр
- Внимание и его психологические особенности
- Особенности и различия в мотивационной сфере студентов-психологов и студентов-экологов
- Взаимосвязь стилей общения с типами темперамента
- Взаимосвязь уровня тревожности и уровня жизненной стратегии личности
- Особенности личности подростков с делинквентным поведением
- Юношеский возраст и кризис идентичности
- Развитие ребенка в дошкольный период
- Систематическая десенсибилизация как метод эффективного психокоррекционного воздействия на личность, пребывающую в состоянии фрустрации
- Взаимосвязь агрессии и тревожности в подростковом возрасте
- Роль саморегуляции в становлении характера
- Сравнительный анализ процесса запоминания
- Подростковый возраст как этап формирования личности
- Игра как средство развития нравственной сферы дошкольников
- Воображение и творчество
- Исследование структуры личности
- Взаимосвязь характера, механизмов психологической защиты и фрустрационных реакций
- Эмоции и личность
- Развитие творческого мышления
- Эмоции и деятельность человека
- Связь индивидуальных способностей и темперамента личности
- Эмоциональные нарушения у детей и способы их коррекции на примере
- Дидактическая игра в развитии младших школьников
- Развитие речи и мелкой моторики в дошкольном возрасте
- Взаимосвязь темперамента и толерантности человека
- Теории памяти
- Особенности организации учебного процесса с учётом индивидуального латерального профиля
- Функции и виды эмоций у человека
- Характер в общей психологии. Акцентуации характера
- Влияние темперамента на эффективность деятельности
- Эстетическая деятельность как средство развития психических функций у детей дошкольного возраста
- Особенности восприятия детьми-дошкольниками художественных произведений
- Эмоции в жизни человека
- Игра - ведущая деятельность в развитии ребенка
- Речь как психологический процесс
- Факторы, влияющие на формирование отклонений в поведении подростков
- Период новорожденности