logo search
СБОРНИК СТУДЕНЧЕСКИХ СТАТЕЙ 2012

Эффективность технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями (на примере гбу «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Тверь)

Проблема детской инвалидности является актуальной во всём мире.

Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками.

Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.). Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации.

Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные работники, социальные психологи и другие специалисты вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации. Дивицына Н.Ф., Дементьева Н.Ф. и Андреева Т.В. рассматривают в своих работах проблему социокультурной реабилитации инвалидов в системе интеграции их в общество. Организации медико-социального обеспечения детей-инвалидов посвящены труды Камаева И.А. и Поздняковой М.А. [1]. Проблема социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями изучена в работах Холостовой Е.И. и Акатова Л.И.

Реабилитация инвалидов – процесс и система медицинских, психологических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма [5].

Технологии социальной реабилитации можно определить как способы осуществления деятельности по социальной реабилитации на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения [2].

Эмпирическое исследование эффективности технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями проводилось на базе ГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Тверь. В данном Центре осуществляется комплексная реабилитация, которая включает в себя: медицинскую, социальную, трудовую, педагогическую и психологическую реабилитации.

В качестве выборки исследования выступило 15 детей-инвалидов в возрасте от 5 до 7 лет с такими инвалидизирующими заболеваниями, как детский церебральный паралич (ДЦП), задержка психического развития (ЗПР) и синдром Дауна.

Исследование проходило в два этапа. На первом этапе исследовалось освоение навыков детьми-инвалидами по различным критериям программы обучения, таким как:

  1. Ознакомление с окружающим и развитие речи

  2. Формирование элементарных математических представлений

  3. Самообслуживание

  4. ИЗО (рисование)

  5. ИЗО (лепка)

  6. ИЗО (конструирование)

  7. ИЗО (аппликации)

На втором этапе проводилось повторное исследование освоения навыков у выборки детей-инвалидов по истечении полугода пребывания в Реабилитационном Центре и затем производилось сравнение среднестатистических показателей.

В результате эмпирического исследования было выявлено, что в течение полугодового периода проведения комплексной реабилитации у детей-инвалидов по каждому из 7 критериев программы наблюдается значительное повышение показателей освоения навыков. Следует отметить, что навык самообслуживания повысился в целом на 40%, по критерию «ознакомление с окружающим и развитие речи» выявлено увеличение показателя владения навыком на 20%. Далее увеличение показателей по критериям распределилось следующим образом:

- формирование элементарных математических представлений (12%);

- ИЗО (рисование) 13%

- ИЗО (лепка) 7%

- ИЗО (конструирование) 8%

- ИЗО (аппликации) 18%.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что технологии социальной реабилитации детей-инвалидов в ГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» имеют эффективность, если они используются в комплексе с другими реабилитационными технологиями. Важно также отметить эффективность принципа партнерства, используемого в социальной реабилитации детей-инвалидов в Реабилитационном Центре. Его суть заключается в том, что детям удается достичь гораздо больших результатов в реабилитационном процессе в целом, когда родители и специалисты становятся партнерами и работают вместе над решением поставленных задач. Партнерство – это такой стиль отношений, который позволяет ставить общие цели и достигать их с большей эффективностью, чем если бы участники действовали изолированно друг от друга.

Поэтому социальному работнику желательно консультироваться у родителей так же часто, как они консультируются у него. Это важно, по крайней мере, по трем причинам. Во-первых, этим предоставляется возможность родителям высказаться, скажем, не только о недостатках и проблемах, но об успехах и достижениях ребенка. Когда социальный работник спрашивает мать или отца, что им нравится в их детях, для родителей это порой бывает одним из редких случаев проявления интереса со стороны не к порокам, а к достоинствам ребенка. Во-вторых, такая информация помогает в разработке и мониторинге индивидуальных реабилитационных планов. Наконец, тем самым проявляется уважение к родителям и создается атмосфера доверия – залог успешной коммуникации.

Некоторые аспекты работы с семьей ребенка с ограниченными возможностями требуют особого внимания. Например, участие отца в реабилитационном процессе в целом намного повышает эффективность усилий специалистов [4, с. 257].

Таким образом, результаты данного исследования, во-первых, позволяют расширить представления о комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями, где важным является участие родителей в реабилитационном процессе и, во-вторых, использовать эти результаты в практике оказания помощи родителям, воспитывающим ребенка-инвалида.

Литература

  1. Камаев И.А., Позднякова М.А. Ребенок-инвалид: организация медико-социального обеспечения. Нижний Новгород: Изд-во Нижегородской государственной медицинской академии, 2004. – 304 с.

  2. Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов. Вып. 26. «Технология социальной реабилитации инвалидов» (Методические рекомендации). – М., 2003. С.5

  3. Руководство по врачебно-трудовой экспертизе. Т.1. Под. Ред. Ю.Д. Арабатской. М.: Медицина, 1981. – 559 с.

  4. Технологии социальной работы: Учебник / А.А. Черницкая и др. – Ростов н/Д: «Феникс», 2006. – 400 с.

  5. Федеральный закон от 24 ноября 1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" "(с изменениями от 9 декабря 2010 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995г. N 48, ст. 4563.

Ю.В. Артющик, студентка I курса магистратуры

Научный руководитель – доктор педагогических наук,

профессор И. Д. Лельчицкий