Консультирование лиц, находящихся в кризисной ситуации
В современном нам XXI веке каждый день можно слышать с экранов телевизоров, по радио, прочитать на страницах газет или узнать из новостей в Интернете о произошедшем трагическом событии: теракте, взрыве, военном столкновении, захвате заложников или об авиа- и автокатастрофе, или о стихийных бедствиях: землетрясение, наводнение, ураган, пожар. Эти явления объединяет то, что в результате страдают, а зачастую и гибнут люди, десятки, сотни, иногда и тысячи людей. Родственники выживших и погибших, очевидцы событий, их участники и ликвидаторы подвергаются сильнейшему стрессовому воздействию, которое в дальнейшем может привести к серьёзным проблемам психического и психологического плана. Нельзя не отметить, что информационное сопровожение событий со стороны СМИ неизбежно оказывают негативное влияние и на психику обычных граждан, которые впоследствии могут жаловаться на страх быть взятым в заложники или на страхспускаться в метро, опасаясь взрыва. Это привело к осознанию необходимости разработки программы по оказанию психологической помощи людям, находящимся или пережившим кризисную или экстремальную ситуацию.
Кризисная интервенция - экстренная психологическая помощь человеку, находящемуся в состоянии кризиса. Рассмотрим подробнее понятие "кризис". Кризис (с др.-греч. - решение, поворотный пункт) - переворот, пора переходного состояния, перелом, состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации и проблемы. Затяжной, хронический кризис несет в себе угрозу социальной дезадаптации, суицида, нервно-психического или психосоматического страдания.
Кризис можно рассмотреть как поворотный пункт человеческой судьбы, в котором рушатся сами основы предыдущей жизни, а новой ещё не существует, он требует особого подхода и специфических форм помощи человеку, его переживающему. Исследования психического состояния людей, находившихся в угрожающих жизни условиях, выявили у многих наличие различных нарушений психики, в том числе и посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). К счастью, большинство людей могут справиться с кризисом самостоятельно, причем это утверждение верно и по отношению к жертвам травматических событий. Задачей психолога или психотерапевта в данном случае является помощь человеку в поиске и активизации адаптационных ресурсом по преодолению кризисного состояния (Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И., 2007).
Методами кризисной интервенции являются кризисное консультирование и кризисная психотерапия. Последняя оказывается при осложненных кризисах. Кризисная интервенция базируется на следующих принципах: 1) эмпатический контроль; 2) Безотлагательность; 3) Высокий уровень активности консультанта; 4) Ограничение целей; 5) Поддержка; 6) Фокусированность на основной проблеме; 7) Уважение.
К методам кризисной психотерапии относят следующие: 1. Рациональная психотерапия; 2. Когнитивная психотерапия; 3. Гештальт-терапия; 4. Экзистенциальная терапия; 5. Групповая поведенческая терапия; 6. Телесно-ориентированная терапия; 7. Арт-терапия; 8. Краткосрочная позитивная терапия; 9. Нейро-лингвистическое программирование; 10. Суггестивные техники; 11. Метод прогрессивной мышечной релаксации и метод аутогенной тренировки.
Чувства, испытываемые человеком во время переживания кризиса: тревога, беспомощность, стыд, печаль, гнев, противоречивость. Специалисты, работающие в области оказания помощи в кризисных ситуациях, часто сталкиваются с людьми, пребывающими в состоянии горя.
Oдной из ведущих концепций кризисной интервенции является концепция Э. Линдеманна, основное положение которой - острое горе - это определённый синдром с психологической и соматической симптоматикой, который может возникнуть сразу же после кризиса или может быть отсроченным, может явным образом не проявляться или, наоборот, проявляться в чрезмерно подчёркнутом виде. Э.Линдеманн разделяет течение реакций горя на нормальные и болезненные, последние делятся на отсроченные и искажённые. И отдельно он выделил предвосхищяющие реакции горя.
Нельзя не отметить широкое применение в консультировании горюющих клиентов концепции Дж. Вильяма Вордена. Он описал реакции горя через четыре задачи, которые должны быть решены горюющим при нормальном течении горя. Эти задачи решаются субъектом последовательно. Первая задача - признание факта потери, вторая - пережить боль потери, третья - наладка окружения, где ощущается отсутствие усопшего и четвертая задача – это выстроить новое отношение к умершему и продолжить жить. Как пишет Ю.С. Шойгу: "В сознании человека экстремальные и чрезвычайные ситуации резко делят жизнь на «до» и «после». Трудно сделать однозначный вывод о том, какой вид ЧС оказывает наиболее тяжелые последствия на психическое состояние людей, а какие переживаются легче — природного происхождения или антропогенные". И.Г. Малкина-Пых в своей книге "Психологическая помощь в кризисных ситуациях" указывает, что: "При оказании психологической помощи людям, побывавшим в экстремальных ситуациях, следует принять во внимание следующее положение – настоящее бедствие наступает тогда, когда кончается действие стихии и начинается оказание помощи пострадавшим. Только в посткатастрофный период можно действительно определить степень деструктивного влияния катастрофы на динамику социальной структуры, на производственное, социокультурное, психологическое взаимодействие людей. (Малкина-Пых, 2008).
В заключение следует отметить, что нельзя определенно сказать, какое психическое последствие повлечет за собой та или иная чрезвычайная ситуация, так как каждый реагирует на нее в зависимости от особенностей своей личности, своих внутренних ресурсов адаптации.
Автор: Николаева Дарья Сергеевна, IV курс, 43 группа, дневная форма обучения.
Научный руководитель: Карасёва Елена Анатольевна, кандидат психологических наук специальность "Медицинская психология", доцент кафедры психологии труда, организационной и клинической психологии ТвГУ, ведущий клинический психолог Тверской области.
Литература
1. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: МГУ, 1984. - 200 с.
2. Колодзин Б. Как жить после психической травмы/ Пер. с англ., 1992. - 96с.
3. Линдеманн Э. Клиника острого горя/ Психология эмоций. Тексты/ Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М., 1984.
4. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь близким. – М.: Изд-во Эксмо, 2009. - 192 с.
5. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с. – (Справочник практического психолога).
6. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных /Под общей ред. Ю.С. Шойгу. М.: Смысл, 2007. – 319 с.
7. Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. - СПб.: Речь, 2007. - 256 с.
А-Т. Г. Ряполова, студентка III курса
Научный руководитель – кандидат психологических наук,
доцент И.О. Морозова
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- Актуальные проблемы социальной психологии
- Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- III. Будущее клинической психологии
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Приобщение вузовской молодежи к научной деятельности как ресурс развития общества
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Совладающее со стрессом поведение в профессиональной деятельности шахтеров
- Эмоциональный интеллект в деятельности современных менеджеров
- Психологические особенности профессионально-личностного развития педагога дошкольного образования
- Мандала как инструмент взаимодействия с внутренним миром. Психологические особенности рисования в круге
- Демотивация персонала: сущность, этапы, факторы
- Уроки здоровья в общеобразовательной школе как фактор психологического сопровождения
- Генезис и эволюция педагогических воззрений к.Н. Вентцеля
- Особенности социальной компетентности у подростков группы «риска»
- Специфика деятельности мастеров-консультантов автосервисных центров
- Мотивация и самомотивация к обучению
- Знания — Мышление — Способности — Умения — Навыки — Мастерство
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- I. Актуальные проблемы социальной психологии
- Оценка качества жизни у студенческой молодежи
- Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольников
- Представления о любви у современной молодежи
- Представления современной молодёжи об идеальных типах юноши и девушки
- Деятельность рекламных агентств в контексте синергетического влияния рекламы на личность потребителя
- Социально-психологические компоненты профессионального здоровья спасателей мчс
- II. Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- К вопросу об оценке уровня профессиональной компетентности студентов-психологов
- Детерминанты успешности профессиональной деятельности дистрибьюторов в сфере прямых продаж
- Опыт составления профессиограммы дежурного пульта централизованного управления Управления вневедомственной охраны Министерства внутренних дел (пцу уво мвд)
- Агрессия как профессионально обусловленная деформация личности педагога
- Дикова в.В. Проявление агрессии в профессиональной деятельности учителя. – Екатеринбург, 2005г.
- В.П. Зинченко и б.Г. Мещеряков Большой психологический словарь. – м.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.
- Психическая саморегуляция деятельности, как основной показатель её эффективности
- Эмоциональное выгорание в деятельности операторов call-центра
- Влияние трудовой мотивации на эффективность деятельности сотрудников овд
- Формирование стрессоустойчивости как основа профилактики профессиональной деформации личности сотрудников пенитенциарной службы
- Проблема эффективности использования рабочего времени сотрудниками организации
- Стрессоустойчивость как профессионально важное качество субъекта труда
- Социальная, профессиональная адаптация как составляющие процесса труда
- Взаимосвязь трудовой мотивации и креативности учителей средней образовательной школы
- Проблема выученной беспомощности у осужденных
- Актуальные вопросы изучения регуляторов труда субъекта педагогической деятельности
- III. Будущее клинической психологии
- Значение эмпатии в регуляции поведения у больных шизофренией
- Ю. А. Коряпина, студентка V курса
- Научный руководитель – кандидат психологических наук,
- Доцент т.М. Васильева
- Драматерапия для лиц, страдающих шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением (адн)
- Андерсен-Уоррен м., Грейнджер р., Драматерапия. Практикум по психотерапии. СПб, 2001
- Консультирование лиц, находящихся в кризисной ситуации
- Взаимосвязь деперсонализационно-дереализационного синдрома с общим, социальным, эмоциональным интеллектом и аффективным расстройством (тревогой)
- Сравнительное исследование эмоционально-волевой регуляции поведения осужденных мужского пола совершивших корыстные и корыстно-насильственные преступления
- Особенности я-концепции у больных шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- Эффективность технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями (на примере гбу «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Тверь)
- Иерархия профессиональных ценностей у будущих социальных работников на этапе вузовского обучения
- Приоритетные личностные ценности будущих социальных работников
- Социально-психологическая помощь незанятому населению: реализация программы
- Алкоголизм в подростковой среде
- Деятельность социального педагога по формированию этнокультурной компетентности подростков в полиэтнической образовательной среде
- Психосоциальная поддержка граждан пожилого возраста
- Социальная адаптация к гражданской жизни военнослужащих, уволенных в запас
- Социальная работа с детьми-инвалидами
- Гендерные особенности ценностного отношения к семье у старшеклассников
- Личностные особенности при интернет-зависимости
- Воздействие телевидения на дезадаптированных подростков
- Молодая семья как объект социальной работы
- Социальная деятельность церкви и государства в вопросах укрепления семьи
- Социальный патронаж как перспективная форма поддержки молодой семьи
- Репродуктивная сфера студенческой семьи
- Программа профилактики профессиональных деформаций специалистов по социальной работе
- Социальная работа с подростками девиантного поведения
- Факторы, оказывающие негативное влияние на процесс социализации ребенка
- Социальная безопасность в системе социальной работы
- Актуальные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей в современной России
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Гендерные особенности агрессивного поведения подростков
- Терапевтическое воздействие искусства на человека
- Влияние мультипликационных фильмов на поведение детей младшего школьного возраста
- Когнитивные и эмоционально-поведенческие особенности подростков, выбирающих определённые виды компьютерных игр
- Внимание и его психологические особенности
- Особенности и различия в мотивационной сфере студентов-психологов и студентов-экологов
- Взаимосвязь стилей общения с типами темперамента
- Взаимосвязь уровня тревожности и уровня жизненной стратегии личности
- Особенности личности подростков с делинквентным поведением
- Юношеский возраст и кризис идентичности
- Развитие ребенка в дошкольный период
- Систематическая десенсибилизация как метод эффективного психокоррекционного воздействия на личность, пребывающую в состоянии фрустрации
- Взаимосвязь агрессии и тревожности в подростковом возрасте
- Роль саморегуляции в становлении характера
- Сравнительный анализ процесса запоминания
- Подростковый возраст как этап формирования личности
- Игра как средство развития нравственной сферы дошкольников
- Воображение и творчество
- Исследование структуры личности
- Взаимосвязь характера, механизмов психологической защиты и фрустрационных реакций
- Эмоции и личность
- Развитие творческого мышления
- Эмоции и деятельность человека
- Связь индивидуальных способностей и темперамента личности
- Эмоциональные нарушения у детей и способы их коррекции на примере
- Дидактическая игра в развитии младших школьников
- Развитие речи и мелкой моторики в дошкольном возрасте
- Взаимосвязь темперамента и толерантности человека
- Теории памяти
- Особенности организации учебного процесса с учётом индивидуального латерального профиля
- Функции и виды эмоций у человека
- Характер в общей психологии. Акцентуации характера
- Влияние темперамента на эффективность деятельности
- Эстетическая деятельность как средство развития психических функций у детей дошкольного возраста
- Особенности восприятия детьми-дошкольниками художественных произведений
- Эмоции в жизни человека
- Игра - ведущая деятельность в развитии ребенка
- Речь как психологический процесс
- Факторы, влияющие на формирование отклонений в поведении подростков
- Период новорожденности