Иерархия профессиональных ценностей у будущих социальных работников на этапе вузовского обучения
Профессиональная деятельность человека составляет его основную форму активной жизнедеятельности и играет особую роль. Большое значение при этом играет совпадение ценностных и смысловых ориентаций индивида и непосредственно выбор профессиональной направленности [9]. При этом необходимо учитывать сферу профессии, которая и определяет предмет трудовой деятельности.
Социальная работа - это профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции [6, с.60]. Как профессия социальная работа в России появилась в конце 90-х годов и на данный момент подготовка специалистов по социальной работе проходит в более 200 вузах страны. Профессиональная деятельность социального работника характеризуется профессиональной сферой «человек-человек», где личность становится предметом трудовой деятельности. Целью же социальной работы становится удовлетворение социально-гарантированных интересов и потребностей представителей различных слоев населения.
Спецификой профессиональной деятельности социального работника являются:
в процессе профессиональной деятельности социальный работник взаимодействует с различными представителями социальных групп;
социальный работник сталкивается с разными сферами жизни своих клиентов: медициной, юридическими аспектами, социально-бытовыми условиями, планирование семьи, проблемами образования и трудоустройства и другими [7];
в процессе профессиональной помощи клиент относительно социального работника находится в зависимости от специалиста [5];
для социального работника характерны и имеют определяющий характер такие ценности как человеколюбие, справедливость и достоинство, удовлетворение основных потребностей человека и другие [6].
Эта специфика социальной работы определяет успешность выполнения своих трудовых обязанностей уровнем сформированности системы профессиональных ценностей работника. Профессиональные ценности социального работника – это, с одной стороны, ориентация личности на профессиональную деятельность как таковой и ее ценности, с другой стороны, ценность конкретной профессии. К основополагающим ценностям социальной работы можно отнести: гуманизм, альтруизм, самоопределение, человеколюбие, социальная справедливость и другие.
Ш. Рамон определяет такие основные ценности социальной работы как:
право индивидов на поддержку со стороны своего ближнего окружения и общества в целом в трудных жизненных ситуациях [5, с.31];
право на самоопределение и уважение собственного достоинства;
право на ошибку и реализацию своих потенциальных возможностей [2, с.20];
По мнению Шанти К. Хиндука, к основным ценностям профессиональной деятельности социального работника также можно отнести стремление к мирному сосуществованию и добрую волю [7, с.14].
Для выявления системы ценностей социального работников было проведено экспериментальное исследование. В исследовании приняли участие 32 студента (2-4 курса), проходящих обучение в Тверском государственном университете на кафедре педагогики и социальной работы. Из них - 15,63 мужского пола и 84,37 женского пола.
Для выявления уровня развития системы профессиональных ценностей у будущих социальных работников использовалась методика М. Рокича.
Разработанная М. Рокичем методика, основана на прямом ранжировании списка ценностей. Автор различает два класса ценностей:
Терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Стимульный материал представлен набором из 18 ценностей.
Инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Стимульный материал также представлен набором из 18 ценностей.
Респондентам был предъявлен набор из 18 профессиональных ценностей, которым испытуемый присваивал ранговой номер в порядке значимости.
Анализ полученных данных предоставил возможность сформировать представление об иерархии профессиональных ценностей у будущих социальных работников (Таблица 1).
Групповая иерархия профессиональных ценностей у студентов характеризуется большой ориентацией на такие ценности как: честность, образованность, терпимость.
Таблица 1
Иерархия профессиональных ценностей у будущих социальных работников
Профессиональные ценности | Ранг | Коэффициент значимости |
Честность | 1 | 0,90 |
Образованность | 2 | 0,79 |
Терпимость | 3 | 0,76 |
Воспитанность | 4 | 0,75 |
Самоконтроль | 5 | 0,74 |
Ответственность | 6 | 0,69 |
Исполнительность | 7 | 0,63 |
Чуткость | 8 | 0,59 |
Независимость | 9 | 0,56 |
Широта взглядов | 10 | 0,51 |
Аккуратность, чистоплотность | 11 | 0,5 |
Жизнерадостность | 12 | 0,49 |
Твердая воля | 13 | 0,42 |
Эффективность в делах | 14 | 0,40 |
Смелость в отстаивании своих взглядов | 15 | 0,38 |
Непримиримость к недостаткам в себе и других | 16 | 0,36 |
Рационализм | 17 | 0,34 |
Высокие запросы | 18 | 0,25 |
Анализ ценностей, которым отдают предпочтение студенты, позволяет сделать вывод о повторяющихся и неизменных профессиональных ценностях необходимых при выполнении трудовой деятельности. Таким образом, эти ценности можно отнести к базовым профессиональным ценностям.
По результатам экспериментального исследования можно сделать следующий вывод: большинство студентов определило максимальную значимость таких профессиональных ценностей как: честность, образованность, терпимость, самоконтроль и воспитанность. Данная иерархия ценностей определяет содержательную сторону направленности личности студента и составляет его основу взглядов на профессиональную деятельность, а также на профессиональную подготовку.
Литература
1. Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. М., 1992. 342 с.
2. Обучение практике социальной работы. Международный взгляд и перспективы / Под ред. М. Доэла и С. Шардлоу; Пер. с англ. под. ред. Ю.Б. Шапиро М.: Аспект Пресс. 1997. 223 с.
3. Обучение социальной работе: преемственность и инновации /Под ред. Ш. Рамон и Р. Сарри; Пер. с англ. под ред. Ю.Б. Шапиро. М.: Аспект Пресс, 1996. 157 с.
4. Павленок П.Д. Введение в профессию «Социальная работа». Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 1998. 174 с.
5. Рамон Ш. Исследование и обучение с точки зрения перспектив клиентов и опекунов / Под ред. Ш. Рамон и Р. Сарри; Пер. с англ. под ред. Ю.Б. Шапиро. М.: Аспект Пресс, 1996. С. 29 - 44.
6. Сарри Р. Отбор студентов и обучение их социальной работе / Под ред. Ш. Рамон и Р. Сарри; Пер. с англ. под ред. Ю.Б. Шапиро. М.: Аспект Пресс, 1996. С.59 - 69.
7. Хиндука Ш.К. О возможных путях развития системы подготовки социальных работников в России / Под ред. Ш. Рамон и Р. Сарри; Пер. с англ. под ред. Ю.Б. Шапиро. М.: Аспект Пресс, 1996. С.13-28.
8. Шмелева Н.Б. Ценностные ориентации, мотивации и психологические установки в профессиональной подготовке социального работника // Российский журнал социальной работы. 1997. №1. С. 115-124.
9. Юпитов А.В. Проблематика и особенности психологического консультирования в ВУЗе // Вопр. психол. 1995. № 4. С. 50-56.
10. Soyer, R. The Right to Fail. In: McDermott J.(ed.) Self Determination in Social Work. Routledge. London, 1975.
Е.А. Байрамова, студентка I курса магистратуры
Научный руководитель – доктор педагогических наук,
профессор И. Д. Лельчицкий
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- Актуальные проблемы социальной психологии
- Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- III. Будущее клинической психологии
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Приобщение вузовской молодежи к научной деятельности как ресурс развития общества
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Совладающее со стрессом поведение в профессиональной деятельности шахтеров
- Эмоциональный интеллект в деятельности современных менеджеров
- Психологические особенности профессионально-личностного развития педагога дошкольного образования
- Мандала как инструмент взаимодействия с внутренним миром. Психологические особенности рисования в круге
- Демотивация персонала: сущность, этапы, факторы
- Уроки здоровья в общеобразовательной школе как фактор психологического сопровождения
- Генезис и эволюция педагогических воззрений к.Н. Вентцеля
- Особенности социальной компетентности у подростков группы «риска»
- Специфика деятельности мастеров-консультантов автосервисных центров
- Мотивация и самомотивация к обучению
- Знания — Мышление — Способности — Умения — Навыки — Мастерство
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- I. Актуальные проблемы социальной психологии
- Оценка качества жизни у студенческой молодежи
- Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольников
- Представления о любви у современной молодежи
- Представления современной молодёжи об идеальных типах юноши и девушки
- Деятельность рекламных агентств в контексте синергетического влияния рекламы на личность потребителя
- Социально-психологические компоненты профессионального здоровья спасателей мчс
- II. Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- К вопросу об оценке уровня профессиональной компетентности студентов-психологов
- Детерминанты успешности профессиональной деятельности дистрибьюторов в сфере прямых продаж
- Опыт составления профессиограммы дежурного пульта централизованного управления Управления вневедомственной охраны Министерства внутренних дел (пцу уво мвд)
- Агрессия как профессионально обусловленная деформация личности педагога
- Дикова в.В. Проявление агрессии в профессиональной деятельности учителя. – Екатеринбург, 2005г.
- В.П. Зинченко и б.Г. Мещеряков Большой психологический словарь. – м.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.
- Психическая саморегуляция деятельности, как основной показатель её эффективности
- Эмоциональное выгорание в деятельности операторов call-центра
- Влияние трудовой мотивации на эффективность деятельности сотрудников овд
- Формирование стрессоустойчивости как основа профилактики профессиональной деформации личности сотрудников пенитенциарной службы
- Проблема эффективности использования рабочего времени сотрудниками организации
- Стрессоустойчивость как профессионально важное качество субъекта труда
- Социальная, профессиональная адаптация как составляющие процесса труда
- Взаимосвязь трудовой мотивации и креативности учителей средней образовательной школы
- Проблема выученной беспомощности у осужденных
- Актуальные вопросы изучения регуляторов труда субъекта педагогической деятельности
- III. Будущее клинической психологии
- Значение эмпатии в регуляции поведения у больных шизофренией
- Ю. А. Коряпина, студентка V курса
- Научный руководитель – кандидат психологических наук,
- Доцент т.М. Васильева
- Драматерапия для лиц, страдающих шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением (адн)
- Андерсен-Уоррен м., Грейнджер р., Драматерапия. Практикум по психотерапии. СПб, 2001
- Консультирование лиц, находящихся в кризисной ситуации
- Взаимосвязь деперсонализационно-дереализационного синдрома с общим, социальным, эмоциональным интеллектом и аффективным расстройством (тревогой)
- Сравнительное исследование эмоционально-волевой регуляции поведения осужденных мужского пола совершивших корыстные и корыстно-насильственные преступления
- Особенности я-концепции у больных шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- Эффективность технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями (на примере гбу «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Тверь)
- Иерархия профессиональных ценностей у будущих социальных работников на этапе вузовского обучения
- Приоритетные личностные ценности будущих социальных работников
- Социально-психологическая помощь незанятому населению: реализация программы
- Алкоголизм в подростковой среде
- Деятельность социального педагога по формированию этнокультурной компетентности подростков в полиэтнической образовательной среде
- Психосоциальная поддержка граждан пожилого возраста
- Социальная адаптация к гражданской жизни военнослужащих, уволенных в запас
- Социальная работа с детьми-инвалидами
- Гендерные особенности ценностного отношения к семье у старшеклассников
- Личностные особенности при интернет-зависимости
- Воздействие телевидения на дезадаптированных подростков
- Молодая семья как объект социальной работы
- Социальная деятельность церкви и государства в вопросах укрепления семьи
- Социальный патронаж как перспективная форма поддержки молодой семьи
- Репродуктивная сфера студенческой семьи
- Программа профилактики профессиональных деформаций специалистов по социальной работе
- Социальная работа с подростками девиантного поведения
- Факторы, оказывающие негативное влияние на процесс социализации ребенка
- Социальная безопасность в системе социальной работы
- Актуальные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей в современной России
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Гендерные особенности агрессивного поведения подростков
- Терапевтическое воздействие искусства на человека
- Влияние мультипликационных фильмов на поведение детей младшего школьного возраста
- Когнитивные и эмоционально-поведенческие особенности подростков, выбирающих определённые виды компьютерных игр
- Внимание и его психологические особенности
- Особенности и различия в мотивационной сфере студентов-психологов и студентов-экологов
- Взаимосвязь стилей общения с типами темперамента
- Взаимосвязь уровня тревожности и уровня жизненной стратегии личности
- Особенности личности подростков с делинквентным поведением
- Юношеский возраст и кризис идентичности
- Развитие ребенка в дошкольный период
- Систематическая десенсибилизация как метод эффективного психокоррекционного воздействия на личность, пребывающую в состоянии фрустрации
- Взаимосвязь агрессии и тревожности в подростковом возрасте
- Роль саморегуляции в становлении характера
- Сравнительный анализ процесса запоминания
- Подростковый возраст как этап формирования личности
- Игра как средство развития нравственной сферы дошкольников
- Воображение и творчество
- Исследование структуры личности
- Взаимосвязь характера, механизмов психологической защиты и фрустрационных реакций
- Эмоции и личность
- Развитие творческого мышления
- Эмоции и деятельность человека
- Связь индивидуальных способностей и темперамента личности
- Эмоциональные нарушения у детей и способы их коррекции на примере
- Дидактическая игра в развитии младших школьников
- Развитие речи и мелкой моторики в дошкольном возрасте
- Взаимосвязь темперамента и толерантности человека
- Теории памяти
- Особенности организации учебного процесса с учётом индивидуального латерального профиля
- Функции и виды эмоций у человека
- Характер в общей психологии. Акцентуации характера
- Влияние темперамента на эффективность деятельности
- Эстетическая деятельность как средство развития психических функций у детей дошкольного возраста
- Особенности восприятия детьми-дошкольниками художественных произведений
- Эмоции в жизни человека
- Игра - ведущая деятельность в развитии ребенка
- Речь как психологический процесс
- Факторы, влияющие на формирование отклонений в поведении подростков
- Период новорожденности