logo search
СБОРНИК СТУДЕНЧЕСКИХ СТАТЕЙ 2012

Взаимосвязь деперсонализационно-дереализационного синдрома с общим, социальным, эмоциональным интеллектом и аффективным расстройством (тревогой)

При всех психических заболеваниях самосознание поражается раньше, чем предметное сознание. Одной из специфических форм его нарушения является деперсонализация.

Люди с деперсонализационно-дереализационным синдромом должны быть социально адаптированы, но существует мало программ для их адаптации и полноценного функционирования в обществе. Мы решили посмотреть, как синдром влияет на интеллектуальную деятельность человека, в частности, наименее исследованная область – взаимосвязь данных параметров (социального, общего, эмоционального интеллекта) с аффективным расстройством (тревогой), который является ведущим симптомом. Тема в данном ракурсе не поднималась, в нашей работе она звучит впервые.

Гипотеза исследования: наличие взаимосвязи деперсонализационно-дереализационного синдрома с общим, социальным, эмоциональным интеллектом и аффективным расстройством (тревогой).

Основными итогами нашего исследования можно считать:

Показатели вербальной экспрессии (социальный интеллект) отрицательно связаны с интергральными показателями эмоционального интеллекта (r = -,529*, p > 0,05). Люди с деперсонализационно-дереализационным синдромом плохо распознают различные смыслы, которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения в зависимости от характера взаимоотношений людей и контекста ситуации общения.

Также при высоком уровне значимости достоверную взаимосвязь с тревогой мы наблюдали: вербальной экспрессии (соц. интеллекта) r = ,550*, p > 0,05, и ОЭИ (общего эмоционального интеллекта). Связь тревоги с вербальной экспрессией можно интерпретировать тем, что при тревоге люди с данным синдромом более склонны к яркому проявлению чувств, настроений, мыслей. Чем выше уровень тревоги, тем выразительней экспрессия. Так как из-за переживаний эмоциональный фон становится более сильным.

Взаимосвязь тревоги с эмоциональным интеллектом (r = ,592*, p > 0,05) можно интерпретировать так, что люди с низким уровнем эмоционального интеллекта плохо понимают свои эмоции и чувства других людей. Такие люди не всегда способны управлять своей эмоциональной сферой, и поэтому в обществе их поведение менее адаптивно, они труднее добиваются своих целей во взаимодействии с окружающими, соответственно уровень тревоги у таких людей будет выше.

Общий уровень развития социального интеллекта (интегрального фактора познания поведения) мы определяли на основе композитной оценки. Она в данной выборке в большинстве случаях была равна 3 баллам – средний социальный интеллект.

Показатели по комплексу вербальных субтестов (общий интеллект) имеет значения выше среднего. Предполагается общая способность оперировать словами как сигналами и символами. При высоких результатах по этому комплексу преобладает вербальный интеллект, имеется общая ориентация на общественные науки и изучение иностранных языков.

По комплексу математических субтестов (5, 6), предполагающему способности в области практической математики и программирования, показатели испытуемых средние и низкие. Т.е. операции с числами при данном синдроме выполняются хуже.

По комплексу конструктивных субтестов (7, 8), предполагающему развитые конструктивные (пространственные) способности теоретического и практического плана, показатели также в основном средние и низкие. Данные результаты были ожидаемы в виду того, что деперсонализационно-дереализационному синдрому присуще временная плохая ориентированность не только окружающем пространстве, но и в своей схеме тела.

При высоких показателях тревоги были «низкие» и «очень низкие» показатели по методике эмоционального интеллекта. Способность понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса) и/или интуитивно; чуткость к внутренним состояниям других людей при данном синдроме снижена. Также низкие показатели по способности вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций.

В эмпирическом плане мы выявили, что при деперсонализационно-дереализационном синдроме общий интеллект остаётся сохранен, но при нём страдает социальный и эмоциональный интеллекты. Также было выявлено, что тревога при синдроме взаимосвязана с вербальной экспрессией (соц. интеллектом) и эмоциональным интеллектом. При синдроме операции с числами выполняются хуже, т.е. больше страдает математическая сфера, но менее страдает вербальный интеллект.

Данное исследование можно рассматривать как пилотажное и результаты, полученные в ходе его проведения, требуют ещё дальнейшей проверки. Необходимо выявить факторы, влияющие на полученные данные.

Литература

  1. Гилфорд Дж. (1965). Структурная модель интеллекта// Психология мышления. М.: Прогресс.

  2. Люсин Д.В. Современный представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. М.: Институт психологии РАН, 2004. с. 29-36.

  3. Меграбян А. А. Деперсонализация. Ереван, 1962.

  4. Нуллер Ю.Л. «Депрессия и деперсонализация», — Л: Медицина, 1981.

  5. Панкратова А.А. Практический, социальный и эмоциональный виды интеллекта: сравнительный анализ. – Журн. Вопросы психологии № 2, 2010. с. 111-119.

  6. Пиаже Ж. (1969). Психология интеллекта // Избранные психологические труды. М.: Просвещение.

А.В. Слугина, студентка V курса

Научный руководитель – кандидат психологических наук

доцент, Н.В. Оглезнева