logo search
СБОРНИК СТУДЕНЧЕСКИХ СТАТЕЙ 2012

Терапевтическое воздействие искусства на человека

Искусство - чувственный способ познания мира, оно многогранно, как душа человека, так как представляет собой богатейший мир прекрасных образов, полет фантазии, желание понять смысл жизни и человеческого бытия. Еще Ф.М.Достоевский писал: «Искусство есть такая же потребность для человека, как есть и пить». И это поистине так, ведь оно оказывает колоссальное воздействие на человека.

Искусство пронизывает все сферы жизни общества, в связи с этим принято выделять ряд его функций, таких как общественно-преобразующая, познавательно-эвристическая, коммуникативная, воспитательная, внушающая, эстетическая и многие другие. Однако лишь в ХХ веке искусству стали приписывать терапевтическую функцию. Основу для этого дали конкретные положительные результаты научных исследований.

Многоплановое воздействие искусства позволяло применять его к пациентам разного возраста в самых широких пределах. Занятия живописью с успехом использовались при коррекции нарушений психологического состояния детей, поскольку снижали уровень возбуждения. Подросткам, для которых свойственны резкие перепады настроения, достаточно было прослушать мелодии, соответствующие их настроению в данный момент, а затем постепенно сменить характер музыки в соответствии с желаемой переменой в настроении. Такой метод, применяемый, в частности, В.М.Бехтеревым, позволял вывести подростка из нежелательного состояния. Также ни для кого не секрет, что каждому человеку необходимо в какой-либо форме выплескивать новые впечатления, позитивные и негативные эмоции, возникающие в связи с жизненными событиями. Это является одной из составляющих психического здоровья человека. Терапию творческим самовыражением, подходящую для работы как с детьми, так и со взрослыми, предложил М.Е.Бурно. Предложенный им ряд методик (создание творческих произведений, творческое общение с природой, погружение в прошлое) очень актуальны в современном обществе и позволяют достичь душевной гармонии и равновесия. А, как известно, душевное здоровье неразрывно связано с физическим.

Интересны исследования, проводимые под руководством профессора Марины де Томмазо: в ходе исследования группу людей, состоящую как их мужчин, так и их женщин, попросили посмотреть 300 картин работы таких мастеров как Леонардо да Винчи и Сандро Боттичелли, а также отобрать из них по 20 картин, которые они находят самыми красивыми и самыми некрасивыми. На следующем этапе испытуемым показывали эти картины или не показывали ничего, оставляя большую черную стену для картин свободной, и одновременно ударяли участников коротким лазерным импульсом, сравнимым по силе с прикосновением к раскаленной сковороде. Было установлено, что когда люди наблюдают картины, которые им нравятся, боль ощущается в три раза менее интенсивно, чем в случаях, когда они вынуждены смотреть на некрасивые картины или черную стену.

Нельзя не отметить ценность влияния искусства на детей с проблемами в развитии. О коррекционно-развивающих возможностях искусства говорил еще Л.С.Выготский. В своих исследованиях он обнаружил, что если воздействовать на детей, имеющих проблемы в развитии, средствами искусства, то у них происходит совершенствование психических функций. Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен. Средством, помогающим таким детям услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, является искусство. Благодаря творчеству, дети с ограниченными способностями, вырастая, становятся полноценными членами общества.

Неоспорима важность искусства и для больных неврозами. По мнению А.Х.Маслоу, основным источником человеческой деятельности является непрерывное стремление к самоактуализации и самовыражению. У больных неврозами эта потребность заблокирована, и искусство может быть одним из способов ее восстановления. Говоря о способах, ведущих к самоактуализации, А.Х.Маслоу указывает на мгновения высшего переживания красоты и экстаза. Задача искусства — помочь людям ощутить эти мгновения, создать условия для их возникновения, помочь пациенту высвобождать подавленное, познавать собственное «Я». Сдерживание творческой силы является причиной неврозов, и смысл психотерапии — в ее высвобождении, поэтому стимуляция творчества может служить и психопрофилактическим средством.

Терапевтическая функция искусства еще не до конца изучена, но существуют результаты многочисленных исследований, которые подтверждают, что искусство действительно очень положительно влияет на ЦНС, а тем самым и на здоровье человека. В своих работах это показали А.Л.Гросман и В.Райков. Например, нормализация работы сердечно-сосудистой системы происходит под звуки музыки, исполняемой на кларнете и скрипке.

Делая вывод, хочется отметить, что каждый вид искусства имеет свои неповторимые особенности, свой арсенал художественных средств и по-своему воздействует на человека. Но терапевтическая функция искусства неоспорима, и это доказано тем, что в современном обществе широко применяются различные виды искусства как арт-терапевтический инструментарий.

М.С. Бархатова,студентка II курса

Научный руководитель – кандидат психологических наук,

доцент Л. Ж. Караванова