Особенности и различия в мотивационной сфере студентов-психологов и студентов-экологов
Студенческий возраст представляет собой особый период жизни человека. И.А. Зимняя рассматривает студенчество как особую социальную категорию, специфическую общность людей, организованно объединенных институтом высшего образования. Автор выделяет основные характеристики студенческого возраста: высокая познавательная мотивация, высокая социальная активность и достаточно гармоничное сочетание интеллектуальной и социальной зрелости [5].
Потребностно-мотивационная сфера является необходимым элементом любой деятельности, возможностью получения эффективных результатов в процессе приобретения знаний, умений и навыков. Изучению мотивационной сферы личности посвящено немалое количество научных исследований как отечественных [3, 4, 7], так и зарубежных авторов [8, 10]. Мотивация учебной деятельности рядом исследователей выделяется в особый вид мотивации. При этом мотив учебной деятельности понимается как фактор, обусловливающий проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т.п. Рассматривая структуру учебной мотивации, Е.П. Ильин отмечает ее сложность, проявляющуюся во внешнем (награда, избегание) и внутреннем (процесс и результат) планах [6].
Несмотря на достаточно большое количество работ, посвященных изучению потребностно-мотивационной сферы, наименее изученной остается проблема мотивации в профессиональном становлении студентов и у студентов разных специальностей. Студенческий возраст изучается в основном с точки зрения особенностей познавательных процессов и личностных особенностей студентов. Недостаточная степень изученности особенностей мотивации студентов разных специальностей обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
Целью исследования явилось изучение особенностей мотивационной сферы у студентов факультетов психологии и экологии Тверского института экологии и права. Количество студентов, принимавших участие в исследовании, составило 26 человек. Были использованы методики: методика мотивации профессиональной деятельности К. Замфира; тест-опросник для изучения мотивации достижения А. Мехрабиана (М.Ш. Магомед-Эминов); опросник мотивации учения студентов педагогического вуза (С.А. Пакулина, М.В. Овчинников); методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой); опросник терминальных ценностей И.Г. Сенина.
В результате обработки данных по методике К. Замфира установлено, что у большинства студентов факультета психологии преобладает промежуточный мотивационный комплекс (54%), представленный следующими сочетаниями: ВМ < ВПМ > ВОМ и ВМ > ВПМ < ВОМ, а у 46% опрошенных присутствует оптимальный мотивационный комплекс, представленный следующими сочетаниями (ВМ > ВПМ > ВОМ и ВМ = ВПМ > ВОМ). Также можно отметить, что у студентов факультета психологии в одинаковой степени выражены внутренняя мотивация – 38% и внешняя положительная мотивация – 38%. Можно предположить, что студенты с данным мотивационным комплексом на момент поступления в вуз имели определенные знания об особенностях данной профессии, были нацелены на получение образования в данном направлении. Полученные результаты могут свидетельствовать о том, что студентов-психологов привлекает непосредственно данный вид деятельности, а не ее внешние атрибуты. Вместе с тем, социальный статус данной профессии (перспектива трудоустройства в частных центрах, крупных организациях, частная практика) также может оказывать влияние на ее выбор. Таким образом, можно предположить, что у студентов факультета психологии с преобладанием внутренней мотивации выбранная ими профессия может являться самоцелью, а не средством достижения других целей.
У студентов факультета экологии было выявлено, что у 31% студентов-экологов присутствует оптимальный мотивационный комплекс, у 61% респондентов выявлен «промежуточный» вариант мотивационного комплекса. Наихудший вариант мотивационных комплексов представлены следующими комбинациями мотивов: ВМ < ВПМ < ВОМ (у 8% опрошенных). Можно предположить, что студенты с данным мотивационным комплексом на момент поступления в вуз придерживались советов родителей, друзей, имели слабое представление об особенностях данной профессии, а целью для данной группы студентов может выступать сам факт окончания вуза и получение высшего образования.
В целом, характеризуя результаты, полученные в ходе опроса по данной методике, можно сказать, что преобладающий мотивационный комплекс представлен следующим соотношением мотивов: ВМ < ВПМ > ВОМ, которые имеют числовые выражения: 3,9 < 4 > 3, причем следует отметить, что внешняя положительная мотивация преобладает над внутренней и внешней отрицательной мотивацией.
По методике А. Мехрабиана (в интерпретации М.Ш. Магомед-Эминова) выявлено, что у 30% студентов факультета психологии преобладает мотивация достижения, мотивация избегания неудач представлена у 38% респондентов. По результатам опроса студентов факультета экологии были получены следующие данные: мотивация достижения преобладает у 36% опрошенных, у 32% преобладает мотивация избегания неудач.
Итоговые результаты, полученные в ходе обработки методики диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой), отражают особенности выраженности внешней и внутренней мотивации обучения студентов факультета психологии и экологии. Установлено, что у студентов факультета психологии преобладает профессиональная мотивация (3,95). По результатам опроса студентов факультета экологии были получены следующие данные: профессиональная мотивация является преобладающей у студентов факультета экологии (3,55). При сравнении результатов опроса по данной методике можно отметить, что у студентов факультета психологии и экологии преобладает профессиональная мотивация. Однако у студентов факультета психологии профессиональная мотивация выражена сильнее, чем у студентов-экологов.
В результате обработки данных по опроснику терминальных ценностей И.Г. Сенина выявлено, что преобладающей сферой жизни у студентов факультета психологии является «профессиональная жизнь» (52,6). Наиболее значимой терминальной ценностью является «высокое материальное положение» (34,2), на втором месте находятся такие ценность, как «развитие», «духовное удовлетворение» (33,1) на третьем – «достижения» (32,3). Полученные данные свидетельствуют о явной «положительной» профессиональной мотивации большинства студентов факультета психологии.
По результатам опроса студентов факультета экологии были получены следующие результаты: преобладающей сферой жизни является «обучение и образование» (54,7). Наиболее значимыми терминальными ценностями студентов факультета экологии являются «высокое материальное положение» (35,5), на втором месте «достижения» (34,6), а на третьем «сохранение собственной индивидуальности» (33,2).
С целью более тщательного изучения был проведен дополнительный статистический анализ полученных данных. Основные результаты сравнительного анализа с использованием t-критерия Стьюдента по указанным методикам показали, что респонденты первой группы (психологи) по сравнению со второй группой (экологи) имеют достоверно более высокие показатели по шкалам «учебно-познавательные мотивы» (3,51 ± 0,219 // 2,92 ± 0,23; p = 0,034); «социальные мотивы» (3,80 ± 0,18 // 3,03 ± 0,248; p = 0,011); «мотивация творческой самореализации» (3,77 ± 0,3 // 3,0 ± 0,310; p = 0,027). Полученные данные свидетельствуют об отличии мотивационных комплекса студентов факультета психологии от мотивационного комплекса студентов факультета экологии.
Проведённый корреляционный анализ по Пирсону (студенты-психологи) установил тесные связи между внутренней мотивацией и мотивацией престижа (r = 0,782; p < 0,01). Можно предположить, что чем выше у учащегося внутренняя мотивация (мотивация поступления в вуз, учебно-познавательные мотивы, мотивы самообразования и т.п.), тем выше у него мотивация престижа, т.к. статус «отличника» позволяет ему чувствовать себя более уверенно среди одногруппников. Кроме того, установлены взаимосвязи между коммуникативной мотивацией и актуальными социальными контактами (r = 0,822; p < 0,01); между коммуникативной мотивацией и профессиональной мотивацией (r = 0,779; p < 0,01). Также была установлена связь между мотивами престижа и активными социальными контактами (r = 0,735; p < 0,01). Можно предположить, что чем больше студент общается с представителями своей профессии, тем больше он получает практических знаний и опыта.
Выявлена связь между мотивами творческой самореализации и актуальными социальными контактами (r = 0,755; p < 0,01); мотивами творческой самореализации и профессиональной жизнью (r = 0,653; p < 0,01) – в процессе общения и взаимодействия с различными людьми развивающиеся творческие способности позволяют по-новому взглянуть на выбранную профессию. Кроме того, установлены связи между учебно-познавательной мотивацией и активными социальными контактами; учебно-познавательными мотивами и профессиональной жизнью (r = 0,677; p < 0,01). Также была выявлена связь между социальными мотивами и профессиональной жизнью (r = 0,747; p < 0,01).
У студентов факультета экологии корреляционный анализ по Пирсону выявил тесные взаимосвязи между внешней положительной мотивацией и профессиональной мотивацией (r = 0,306; p < 0,01); внешней мотивацией и мотивацией творческой самореализации (r = 0,802; p < 0,01); внешней мотивацией и профессиональной жизнью (r = 0,636; p < 0,01); внешней мотивацией и увлеченностью (r = 0,708; p < 0,01). Можно предположить, что чем больше студентов мотивируют (хвалят, поощряют) во время учебного процесса, тем более явно у них выражено стремление к профессиональному обучению, тем сильнее увлечённость учебой и активная творческая внеучебная деятельность. Кроме того, установлены связи между мотивацией достижения и коммуникативными мотивами (r = 0,732; p < 0,01); мотивацией достижения и мотивацией обучения и образования (r = 0,702; p < 0,01). В процессе обучения в вузе у студентов факультета экологии выявляется нацеленность на достижение успеха, что напрямую связано с общением в группе, а также влияет на обучение студентов выбранной специальности.
Также установлены взаимосвязи между внутренней мотивацией и собственным престижем (r = 0,847; p < 0,01); внутренней мотивацией и креативностью (r = 0,751; p < 0,01); внутренней мотивацией и профессиональной жизнью (r = 0,883; p < 0,01); внутренней мотивацией и сохранением собственной индивидуальностью (r = 0,639; p < 0,01). Можно предположить, что чем лучше студент мотивирует себя, тем продуктивнее его учебная деятельность и социальная жизнь. Выявлена связь между коммуникативной мотивацией и развитием себя (r = 0,695; p < 0,01) – в процессе межличностного общения студенты узнают много нового и тем самым развивают свои умения, навыки, способности. Установлена связь между мотивами престижа и развитием себя (r = 0,706; p < 0,01) – приобретённый социальный статус «требует» постоянного личностного развития.
Таким образом, проведенное исследование позволило более детально рассмотреть особенности мотивационной сферы студентов разных специальностей, в частности, студентов факультетов психологии и экологии с учетом следующих, подлежащих анализу, переменных: профессиональная мотивация, мотивация достижения, мотивация творческой самореализации, терминальные ценности личности, учебно-познавательные мотивы, социальные мотивы.
Литература
Акулич, О.Е. Методика реализации ценностно-смысловых ориентиров студентов при изучении медицинской и биологической физики [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / О.Е. Акулич. – Челябинск, 2005. – 223 с.
Алексеева, М.И. Мотивация учения студентов и удовлетворенность выбором вузом [Текст] / М.И. Алексеева // В кн. Эмоциональная регуляция учебной и трудовой деятельности. – М., Одесса. 1986. – С. 34-37.
Асеев, В.Г. Мотивация учебной деятельности и формирование личности [Текст] / В.Г. Асеев. – М., 1976. – 223 с.
Вилюнас, В. Психология развития мотивации [Текст] / В. Вилюнас. – СПб.: Речь, 2006. – 458 с.
Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. – 384 с.
Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. – Мастера психологии. Серия: Санкт-Петербург-Москва-Харьков-Минск, 2006. – 264 с.
Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 304 с.
Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. – СПб.: Издательство Питер, 2009. – 352 с.
Попов, О.Н. Ценностно-смысловые ориентации студентов педагогического вуза [Текст] : дис. ... канд. психол. наук / О.Н. Попов. – М., 2006. – 240 с.
Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность. В 2 т. [Текст] / Х. Хекхаузен. СПб.: Питер, 2004. – 860 с.
Т.З. Гацерелия, студентка III курса
Научный руководитель - доктор психологических наук,
профессор Н.В. Копылова
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- Актуальные проблемы социальной психологии
- Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- III. Будущее клинической психологии
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Приобщение вузовской молодежи к научной деятельности как ресурс развития общества
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Совладающее со стрессом поведение в профессиональной деятельности шахтеров
- Эмоциональный интеллект в деятельности современных менеджеров
- Психологические особенности профессионально-личностного развития педагога дошкольного образования
- Мандала как инструмент взаимодействия с внутренним миром. Психологические особенности рисования в круге
- Демотивация персонала: сущность, этапы, факторы
- Уроки здоровья в общеобразовательной школе как фактор психологического сопровождения
- Генезис и эволюция педагогических воззрений к.Н. Вентцеля
- Особенности социальной компетентности у подростков группы «риска»
- Специфика деятельности мастеров-консультантов автосервисных центров
- Мотивация и самомотивация к обучению
- Знания — Мышление — Способности — Умения — Навыки — Мастерство
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- I. Актуальные проблемы социальной психологии
- Оценка качества жизни у студенческой молодежи
- Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольников
- Представления о любви у современной молодежи
- Представления современной молодёжи об идеальных типах юноши и девушки
- Деятельность рекламных агентств в контексте синергетического влияния рекламы на личность потребителя
- Социально-психологические компоненты профессионального здоровья спасателей мчс
- II. Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- К вопросу об оценке уровня профессиональной компетентности студентов-психологов
- Детерминанты успешности профессиональной деятельности дистрибьюторов в сфере прямых продаж
- Опыт составления профессиограммы дежурного пульта централизованного управления Управления вневедомственной охраны Министерства внутренних дел (пцу уво мвд)
- Агрессия как профессионально обусловленная деформация личности педагога
- Дикова в.В. Проявление агрессии в профессиональной деятельности учителя. – Екатеринбург, 2005г.
- В.П. Зинченко и б.Г. Мещеряков Большой психологический словарь. – м.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.
- Психическая саморегуляция деятельности, как основной показатель её эффективности
- Эмоциональное выгорание в деятельности операторов call-центра
- Влияние трудовой мотивации на эффективность деятельности сотрудников овд
- Формирование стрессоустойчивости как основа профилактики профессиональной деформации личности сотрудников пенитенциарной службы
- Проблема эффективности использования рабочего времени сотрудниками организации
- Стрессоустойчивость как профессионально важное качество субъекта труда
- Социальная, профессиональная адаптация как составляющие процесса труда
- Взаимосвязь трудовой мотивации и креативности учителей средней образовательной школы
- Проблема выученной беспомощности у осужденных
- Актуальные вопросы изучения регуляторов труда субъекта педагогической деятельности
- III. Будущее клинической психологии
- Значение эмпатии в регуляции поведения у больных шизофренией
- Ю. А. Коряпина, студентка V курса
- Научный руководитель – кандидат психологических наук,
- Доцент т.М. Васильева
- Драматерапия для лиц, страдающих шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением (адн)
- Андерсен-Уоррен м., Грейнджер р., Драматерапия. Практикум по психотерапии. СПб, 2001
- Консультирование лиц, находящихся в кризисной ситуации
- Взаимосвязь деперсонализационно-дереализационного синдрома с общим, социальным, эмоциональным интеллектом и аффективным расстройством (тревогой)
- Сравнительное исследование эмоционально-волевой регуляции поведения осужденных мужского пола совершивших корыстные и корыстно-насильственные преступления
- Особенности я-концепции у больных шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- Эффективность технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями (на примере гбу «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Тверь)
- Иерархия профессиональных ценностей у будущих социальных работников на этапе вузовского обучения
- Приоритетные личностные ценности будущих социальных работников
- Социально-психологическая помощь незанятому населению: реализация программы
- Алкоголизм в подростковой среде
- Деятельность социального педагога по формированию этнокультурной компетентности подростков в полиэтнической образовательной среде
- Психосоциальная поддержка граждан пожилого возраста
- Социальная адаптация к гражданской жизни военнослужащих, уволенных в запас
- Социальная работа с детьми-инвалидами
- Гендерные особенности ценностного отношения к семье у старшеклассников
- Личностные особенности при интернет-зависимости
- Воздействие телевидения на дезадаптированных подростков
- Молодая семья как объект социальной работы
- Социальная деятельность церкви и государства в вопросах укрепления семьи
- Социальный патронаж как перспективная форма поддержки молодой семьи
- Репродуктивная сфера студенческой семьи
- Программа профилактики профессиональных деформаций специалистов по социальной работе
- Социальная работа с подростками девиантного поведения
- Факторы, оказывающие негативное влияние на процесс социализации ребенка
- Социальная безопасность в системе социальной работы
- Актуальные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей в современной России
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Гендерные особенности агрессивного поведения подростков
- Терапевтическое воздействие искусства на человека
- Влияние мультипликационных фильмов на поведение детей младшего школьного возраста
- Когнитивные и эмоционально-поведенческие особенности подростков, выбирающих определённые виды компьютерных игр
- Внимание и его психологические особенности
- Особенности и различия в мотивационной сфере студентов-психологов и студентов-экологов
- Взаимосвязь стилей общения с типами темперамента
- Взаимосвязь уровня тревожности и уровня жизненной стратегии личности
- Особенности личности подростков с делинквентным поведением
- Юношеский возраст и кризис идентичности
- Развитие ребенка в дошкольный период
- Систематическая десенсибилизация как метод эффективного психокоррекционного воздействия на личность, пребывающую в состоянии фрустрации
- Взаимосвязь агрессии и тревожности в подростковом возрасте
- Роль саморегуляции в становлении характера
- Сравнительный анализ процесса запоминания
- Подростковый возраст как этап формирования личности
- Игра как средство развития нравственной сферы дошкольников
- Воображение и творчество
- Исследование структуры личности
- Взаимосвязь характера, механизмов психологической защиты и фрустрационных реакций
- Эмоции и личность
- Развитие творческого мышления
- Эмоции и деятельность человека
- Связь индивидуальных способностей и темперамента личности
- Эмоциональные нарушения у детей и способы их коррекции на примере
- Дидактическая игра в развитии младших школьников
- Развитие речи и мелкой моторики в дошкольном возрасте
- Взаимосвязь темперамента и толерантности человека
- Теории памяти
- Особенности организации учебного процесса с учётом индивидуального латерального профиля
- Функции и виды эмоций у человека
- Характер в общей психологии. Акцентуации характера
- Влияние темперамента на эффективность деятельности
- Эстетическая деятельность как средство развития психических функций у детей дошкольного возраста
- Особенности восприятия детьми-дошкольниками художественных произведений
- Эмоции в жизни человека
- Игра - ведущая деятельность в развитии ребенка
- Речь как психологический процесс
- Факторы, влияющие на формирование отклонений в поведении подростков
- Период новорожденности