logo search
СБОРНИК СТУДЕНЧЕСКИХ СТАТЕЙ 2012

Особенности и различия в мотивационной сфере студентов-психологов и студентов-экологов

Студенческий возраст представляет собой особый период жизни человека. И.А. Зимняя рассматривает студенчество как особую социальную категорию, специфическую общность людей, организованно объединенных институтом высшего образования. Автор выделяет основные характеристики студенческого возраста: высокая познавательная мотивация, высокая социальная активность и достаточно гармоничное сочетание интеллектуальной и социальной зрелости [5].

Потребностно-мотивационная сфера является необходимым элементом любой деятельности, возможностью получения эффективных результатов в процессе приобретения знаний, умений и навыков. Изучению мотивационной сферы личности посвящено немалое количество научных исследований как отечественных [3, 4, 7], так и зарубежных авторов [8, 10]. Мотивация учебной деятельности рядом исследователей выделяется в особый вид мотивации. При этом мотив учебной деятельности понимается как фактор, обусловливающий проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т.п. Рассматривая структуру учебной мотивации, Е.П. Ильин отмечает ее сложность, проявляющуюся во внешнем (награда, избегание) и внутреннем (процесс и результат) планах [6].

Несмотря на достаточно большое количество работ, посвященных изучению потребностно-мотивационной сферы, наименее изученной остается проблема мотивации в профессиональном становлении студентов и у студентов разных специальностей. Студенческий возраст изучается в основном с точки зрения особенностей познавательных процессов и личностных особенностей студентов. Недостаточная степень изученности особенностей мотивации студентов разных специальностей обуславливает актуальность выбранной темы исследования.

Целью исследования явилось изучение особенностей мотивационной сферы у студентов факультетов психологии и экологии Тверского института экологии и права. Количество студентов, принимавших участие в исследовании, составило 26 человек. Были использованы методики: методика мотивации профессиональной деятельности К. Замфира; тест-опросник для изучения мотивации достижения А. Мехрабиана (М.Ш. Магомед-Эминов); опросник мотивации учения студентов педагогического вуза (С.А. Пакулина, М.В. Овчинников); методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой); опросник терминальных ценностей И.Г. Сенина.

В результате обработки данных по методике К. Замфира установлено, что у большинства студентов факультета психологии преобладает промежуточный мотивационный комплекс (54%), представленный следующими сочетаниями: ВМ < ВПМ > ВОМ и ВМ > ВПМ < ВОМ, а у 46% опрошенных присутствует оптимальный мотивационный комплекс, представленный следующими сочетаниями (ВМ > ВПМ > ВОМ и ВМ = ВПМ > ВОМ). Также можно отметить, что у студентов факультета психологии в одинаковой степени выражены внутренняя мотивация – 38% и внешняя положительная мотивация – 38%. Можно предположить, что студенты с данным мотивационным комплексом на момент поступления в вуз имели определенные знания об особенностях данной профессии, были нацелены на получение образования в данном направлении. Полученные результаты могут свидетельствовать о том, что студентов-психологов привлекает непосредственно данный вид деятельности, а не ее внешние атрибуты. Вместе с тем, социальный статус данной профессии (перспектива трудоустройства в частных центрах, крупных организациях, частная практика) также может оказывать влияние на ее выбор. Таким образом, можно предположить, что у студентов факультета психологии с преобладанием внутренней мотивации выбранная ими профессия может являться самоцелью, а не средством достижения других целей.

У студентов факультета экологии было выявлено, что у 31% студентов-экологов присутствует оптимальный мотивационный комплекс, у 61% респондентов выявлен «промежуточный» вариант мотивационного комплекса. Наихудший вариант мотивационных комплексов представлены следующими комбинациями мотивов: ВМ < ВПМ < ВОМ (у 8% опрошенных). Можно предположить, что студенты с данным мотивационным комплексом на момент поступления в вуз придерживались советов родителей, друзей, имели слабое представление об особенностях данной профессии, а целью для данной группы студентов может выступать сам факт окончания вуза и получение высшего образования.

В целом, характеризуя результаты, полученные в ходе опроса по данной методике, можно сказать, что преобладающий мотивационный комплекс представлен следующим соотношением мотивов: ВМ < ВПМ > ВОМ, которые имеют числовые выражения: 3,9 < 4 > 3, причем следует отметить, что внешняя положительная мотивация преобладает над внутренней и внешней отрицательной мотивацией.

По методике А. Мехрабиана (в интерпретации М.Ш. Магомед-Эминова) выявлено, что у 30% студентов факультета психологии преобладает мотивация достижения, мотивация избегания неудач представлена у 38% респондентов. По результатам опроса студентов факультета экологии были получены следующие данные: мотивация достижения преобладает у 36% опрошенных, у 32% преобладает мотивация избегания неудач.

Итоговые результаты, полученные в ходе обработки методики диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой), отражают особенности выраженности внешней и внутренней мотивации обучения студентов факультета психологии и экологии. Установлено, что у студентов факультета психологии преобладает профессиональная мотивация (3,95). По результатам опроса студентов факультета экологии были получены следующие данные: профессиональная мотивация является преобладающей у студентов факультета экологии (3,55). При сравнении результатов опроса по данной методике можно отметить, что у студентов факультета психологии и экологии преобладает профессиональная мотивация. Однако у студентов факультета психологии профессиональная мотивация выражена сильнее, чем у студентов-экологов.

В результате обработки данных по опроснику терминальных ценностей И.Г. Сенина выявлено, что преобладающей сферой жизни у студентов факультета психологии является «профессиональная жизнь» (52,6). Наиболее значимой терминальной ценностью является «высокое материальное положение» (34,2), на втором месте находятся такие ценность, как «развитие», «духовное удовлетворение» (33,1) на третьем – «достижения» (32,3). Полученные данные свидетельствуют о явной «положительной» профессиональной мотивации большинства студентов факультета психологии.

По результатам опроса студентов факультета экологии были получены следующие результаты: преобладающей сферой жизни является «обучение и образование» (54,7). Наиболее значимыми терминальными ценностями студентов факультета экологии являются «высокое материальное положение» (35,5), на втором месте «достижения» (34,6), а на третьем «сохранение собственной индивидуальности» (33,2).

С целью более тщательного изучения был проведен дополнительный статистический анализ полученных данных. Основные результаты сравнительного анализа с использованием t-критерия Стьюдента по указанным методикам показали, что респонденты первой группы (психологи) по сравнению со второй группой (экологи) имеют достоверно более высокие показатели по шкалам «учебно-познавательные мотивы» (3,51 ± 0,219 // 2,92 ± 0,23; p = 0,034); «социальные мотивы» (3,80 ± 0,18 // 3,03 ± 0,248; p = 0,011); «мотивация творческой самореализации» (3,77 ± 0,3 // 3,0 ± 0,310; p = 0,027). Полученные данные свидетельствуют об отличии мотивационных комплекса студентов факультета психологии от мотивационного комплекса студентов факультета экологии.

Проведённый корреляционный анализ по Пирсону (студенты-психологи) установил тесные связи между внутренней мотивацией и мотивацией престижа (r = 0,782; p < 0,01). Можно предположить, что чем выше у учащегося внутренняя мотивация (мотивация поступления в вуз, учебно-познавательные мотивы, мотивы самообразования и т.п.), тем выше у него мотивация престижа, т.к. статус «отличника» позволяет ему чувствовать себя более уверенно среди одногруппников. Кроме того, установлены взаимосвязи между коммуникативной мотивацией и актуальными социальными контактами (r = 0,822; p < 0,01); между коммуникативной мотивацией и профессиональной мотивацией (r = 0,779; p < 0,01). Также была установлена связь между мотивами престижа и активными социальными контактами (r = 0,735; p < 0,01). Можно предположить, что чем больше студент общается с представителями своей профессии, тем больше он получает практических знаний и опыта.

Выявлена связь между мотивами творческой самореализации и актуальными социальными контактами (r = 0,755; p < 0,01); мотивами творческой самореализации и профессиональной жизнью (r = 0,653; p < 0,01) – в процессе общения и взаимодействия с различными людьми развивающиеся творческие способности позволяют по-новому взглянуть на выбранную профессию. Кроме того, установлены связи между учебно-познавательной мотивацией и активными социальными контактами; учебно-познавательными мотивами и профессиональной жизнью (r = 0,677; p < 0,01). Также была выявлена связь между социальными мотивами и профессиональной жизнью (r = 0,747; p < 0,01).

У студентов факультета экологии корреляционный анализ по Пирсону выявил тесные взаимосвязи между внешней положительной мотивацией и профессиональной мотивацией (r = 0,306; p < 0,01); внешней мотивацией и мотивацией творческой самореализации (r = 0,802; p < 0,01); внешней мотивацией и профессиональной жизнью (r = 0,636; p < 0,01); внешней мотивацией и увлеченностью (r = 0,708; p < 0,01). Можно предположить, что чем больше студентов мотивируют (хвалят, поощряют) во время учебного процесса, тем более явно у них выражено стремление к профессиональному обучению, тем сильнее увлечённость учебой и активная творческая внеучебная деятельность. Кроме того, установлены связи между мотивацией достижения и коммуникативными мотивами (r = 0,732; p < 0,01); мотивацией достижения и мотивацией обучения и образования (r = 0,702; p < 0,01). В процессе обучения в вузе у студентов факультета экологии выявляется нацеленность на достижение успеха, что напрямую связано с общением в группе, а также влияет на обучение студентов выбранной специальности.

Также установлены взаимосвязи между внутренней мотивацией и собственным престижем (r = 0,847; p < 0,01); внутренней мотивацией и креативностью (r = 0,751; p < 0,01); внутренней мотивацией и профессиональной жизнью (r = 0,883; p < 0,01); внутренней мотивацией и сохранением собственной индивидуальностью (r = 0,639; p < 0,01). Можно предположить, что чем лучше студент мотивирует себя, тем продуктивнее его учебная деятельность и социальная жизнь. Выявлена связь между коммуникативной мотивацией и развитием себя (r = 0,695; p < 0,01) – в процессе межличностного общения студенты узнают много нового и тем самым развивают свои умения, навыки, способности. Установлена связь между мотивами престижа и развитием себя (r = 0,706; p < 0,01) – приобретённый социальный статус «требует» постоянного личностного развития.

Таким образом, проведенное исследование позволило более детально рассмотреть особенности мотивационной сферы студентов разных специальностей, в частности, студентов факультетов психологии и экологии с учетом следующих, подлежащих анализу, переменных: профессиональная мотивация, мотивация достижения, мотивация творческой самореализации, терминальные ценности личности, учебно-познавательные мотивы, социальные мотивы.

Литература

  1. Акулич, О.Е. Методика реализации ценностно-смысловых ориентиров студентов при изучении медицинской и биологической физики [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / О.Е. Акулич. – Челябинск, 2005. – 223 с.

  2. Алексеева, М.И. Мотивация учения студентов и удовлетворенность выбором вузом [Текст] / М.И. Алексеева // В кн. Эмоциональная регуляция учебной и трудовой деятельности. – М., Одесса. 1986. – С. 34-37.

  3. Асеев, В.Г. Мотивация учебной деятельности и формирование личности [Текст] / В.Г. Асеев. – М., 1976. – 223 с.

  4. Вилюнас, В. Психология развития мотивации [Текст] / В. Вилюнас. – СПб.: Речь, 2006. – 458 с.

  5. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. – 384 с.

  6. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. – Мастера психологии. Серия: Санкт-Петербург-Москва-Харьков-Минск, 2006. – 264 с.

  7. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 304 с.

  8. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. – СПб.: Издательство Питер, 2009. – 352 с.

  9. Попов, О.Н. Ценностно-смысловые ориентации студентов педагогического вуза [Текст] : дис. ... канд. психол. наук / О.Н. Попов. – М., 2006. – 240 с.

  10. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность. В 2 т. [Текст] / Х. Хекхаузен. СПб.: Питер, 2004. – 860 с.

Т.З. Гацерелия, студентка III курса

Научный руководитель - доктор психологических наук,

профессор Н.В. Копылова