logo search
СБОРНИК СТУДЕНЧЕСКИХ СТАТЕЙ 2012

Особенности личности подростков с делинквентным поведением

Девиантные проявления не являются уникальными и новыми, однако их исследование становится особенно актуальным в настоящее время. В современном обществе взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, которые вызывают не только позитивные, но и негативные изменения в различных сферах социальной жизни. Различные трудности, возникающие в процессе адаптации представителей тех или иных социальных групп к современной экономической ситуации, порождают деформацию межличностных связей, разобщение поколений, утрату традиций.

В современном мире все чаще и раньше в онтогенезе личности возникают патологические формы поведения. Причины отклонений в поведении различны. Многие исследователи сходятся на том, что они связаны с культурно-историческим процессом в целом, техническими, экономическими и политическими инновациями, вступающими в противоречие с традиционными культурными образцами, системами ценностей, стереотипами сознания и поведения, что затрудняет ориентацию людей в социокультурной ситуации и их адаптацию. Как указывает С.А. Инкина «...девиация постепенно превращается в сущность человеческого поведения. Вследствие разнообразных изменений, пронизывающих духовную, культурную, экономическую и другие сферы человеческой жизни почти во всех странах мира происходит ломка барьеров «старой морали», смещение акцентов в сторону индивидуализма и агрессии, наряду с установлением терпеливого отношения к разнообразным проявлениям девиаций».[2]

Девиантное поведение – устойчивое поведение личности, отклоняющееся от социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности и сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

Делинквентное поведением это форма девиантного поведения, которое не наказуемо с точки зрения Уголовного кодекса правонарушения, а чаще расцениваемое как правонарушения, за которые наступает административная ответственность.

Исследованию девиаций посвящены философско-методологические теории зарубежных ученых: антропоцентрические теории П. Келли, Э. Кречмера, Ч. Ломброзо, У. Шелдона; психоаналитические теории 3. Фрейда, К. Юнга, Э. Эриксона; теории аномии Э. Дюркгейма, Р. Мертона; культурологические теории А. Миллера, Э. Сатерленда; теория социального научения А. Бандуры; теория стигматизации Г. Беккера; конфликтологическая теория О. Тура; синтезированный подход Н. Смелзера; социально-психологический подход С. Линга, Р. Харре. [3]

Методологические основы изучения девиантного поведения представлены и в отечественных теориях: девиантологии B.C. Афанасьева, Я.И. Гилинского, Б.М. Левина, М.Е. Поздняковой; современной социологии права В.П. Казимирчука, В.Н. Кудрявцева, Ю.В. Кудрявцева, а также в трудах В.Ф. Левичевой, В.Т. Лисовского, И.А. Невского, А.С. Харчева. [3]

Наличие и широкая распространенность поведенческих девиаций, зачастую перерастающих в делинквентное поведение, подростков является неоспоримым фактом в настоящее время. Несовершеннолетние совершают, в среднем, каждое пятое из всех зарегистрированных по линии уголовного розыска преступлений, при этом краж, грабежей, разбойных нападений – каждое третье. В последние годы отмечаются тревожные тенденции:

1) снижение возрастного порога преступной активности подростков;

2) рост преступности среди девушек – его темп в среднем в 1,5-2 раза выше, чем у юношей;

3) значительный рост наркомании и токсикомании, пьянства и половой распущенности среди несовершеннолетних;

4) увеличение числа групп, совершающих преступления, в том числе, неформальные объединения криминальной направленности;

5) массовое вовлечение несовершеннолетних в многочисленные межнациональные и этнические конфликты, «политическую борьбу», в различные формы организованной преступности;

6) увеличение удельного веса тяжких, заранее подготовленных, продуманных преступлений, рост повторных преступлений несовершеннолетних;

7) садизм, как времяпровождение, акты вандализма. [3]

В силу особенностей возраста для подростков характерны следующие черты, способствующие девиантным формам поведения:

1. Не полностью выбранная, сложившаяся и укрепившаяся направленность личности, неопределенность своего отношения к миру и своего места в нем.

2. Небольшой социальный, жизненный опыт, уровень и степень социализации личности.

3. Недостаточно сформированные навыки обдумывать и планировать свои действия, их последствия. Не развитость рефлексии, повышенная эмоциональная возбудимость, негативизм, импульсивность. Внушаемость и конформность достаточно высоки. Подражательность – это основная форма приобретения поведенческих моделей.

4. Неумение контролировать свое поведение и эмоции в различных, особенно сложных жизненных ситуациях, в которых и взрослому не всегда легко найти правильное решение

5. Несформированность устойчивых нравственных позиций и высокая подверженность групповым воздействиям, стремление к престижу в референтной группе.

6. Обостренное чувство независимости, стремление к эмансипации.

На склонности к девиантным формам поведения могут влиять следующие особенности личности подростка, а именно: мотивационная сфера; высокий уровень агрессивности и конфликтности; система ценностных ориентаций, среди которых предпочтение отдается ценностям «богатство», «независимость», и отвергаются ценности «жить по совести», «знания, образование»; неадекватно завышенный уровень притязаний; характерологические и индивидуально психологические особенности и наиболее важным является стиль семейного воспитания.

Стиль семейного воспитания, особенности воспитания в семье в результате формируют мотивационную сферу, ценностные ориентации личности, характерологические особенности, агрессивность личности.

Г.Г. Бочкарева, характеризуя мотивационную сферу подростков правонарушителей, выделяет три группы:

1. У правонарушителей типа «раскаивающихся» имеются нравственные чувства и оценки, выражением которых является переживание стыда и раскаяния. Их поступки мотивированы сильной потребностью примитивного, общественно-отрицательного характера, которая победила противостоящее ей нравственное побуждение – воздержаться от бесчестного поведения.

2. Для «бесконфликтных» правонарушителей характерно типично слабое развитие положительных моральных переживаний и убеждений, которые регулировали бы их поведение. Все правонарушители этого типа обнаруживают мотивы или примитивного, или утилитарного характера. У них проявляются сильно развитые примитивные потребности, главным образом к спиртному. Эти особенности приводят к тому, что они легко склоняются на преступление. У некоторых подростков этой группы общественно-отрицательные потребности могут быть не очень сильно выраженными, но слабость нравственных тенденций, связанных с правонарушением, приводит их к антиобщественным поступкам. В которых они часто являются соучастниками.

3. Для мотивационной сферы правонарушителей – «циников» характерна именно циничная мораль. Они характеризуются не только слабостью нравственных мотивов, но и наличием аморальных убеждений.[3]

О.Д. Ситковская, Л.П. Конышева, М.М. Коченов указывают, что психологические исследования выявили наиболее значимые личностные особенности, присущие лицам, склонным к совершению правонарушений: низкий уровень морально-этических представлений; ярко выраженная агрессивность, особенно проявляющаяся в отношении слабых; эмоциональная холодность, неспособность к сопереживанию; стремление к самоутверждению, болезненное самолюбие, вспыльчивость, неуравновешенность. Конфликтность, трудности в общении с людьми.

С.Н. Еникопов, Н.П. Цибульский пришли к выводу, что делинквентные подростки отличаются от обычных школьников более высоким уровнем легитимизации агрессии в различных сферах культуры и слаборазвитыми представлениями о нормах поведения, принятых в обществе. Особо агрессивные более эгоистичны, безразличны к интересам других людей. [1]

Характерологические особенности преступников, состоящих на учете за совершение правонарушений, рассматривал А.Е. Личко. Оказалось, что гипертимная и неустойчивая акцентуации составляют 76%; эпилептоидный тип занимает второе место; на третьем месте демонстративный тип акцентуации – 56%. Подростки гипертимной и неустойчивой акцентуаций характеризуются шумливостью, подвижностью, поведенческой неустойчивостью, «безторможенностью». Эпилептоидному типу свойственны жестокость, чрезмерная требовательность, мстительность. Для истероидов характерна аутоагрессивная направленность девиантного поведения.

Проблема делинквентного поведения подростков все больше актуальна в современном обществе. Для ее решения крайне важным является проведение эмпирических исследований и мониторинг динамики проявления правонарушений.

Литература

1. Еникопов С.Н. Проблема легитимизации агрессии в юридической психологии. – М.: МГПУ, 2005. С. 20-22.

2. Инкина С.А. Девиация как «негативная интеграция» в общество риска. – М.: Изд-во МГУ, 2002. – С. 213-214.

3. Медведев А.М. Т.В. Прокофьева, Юнда А.В., Зиновьева Д.М., Панкратова Е.В. Психологическая работа с девиантными подростками: проблемы и возможности. – Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2009.

М.А. Дементьянова,студентка II курса

Научный руководитель – кандидат психологических наук,

доцент Л. Ж. Караванова