Особенности личности подростков с делинквентным поведением
Девиантные проявления не являются уникальными и новыми, однако их исследование становится особенно актуальным в настоящее время. В современном обществе взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, которые вызывают не только позитивные, но и негативные изменения в различных сферах социальной жизни. Различные трудности, возникающие в процессе адаптации представителей тех или иных социальных групп к современной экономической ситуации, порождают деформацию межличностных связей, разобщение поколений, утрату традиций.
В современном мире все чаще и раньше в онтогенезе личности возникают патологические формы поведения. Причины отклонений в поведении различны. Многие исследователи сходятся на том, что они связаны с культурно-историческим процессом в целом, техническими, экономическими и политическими инновациями, вступающими в противоречие с традиционными культурными образцами, системами ценностей, стереотипами сознания и поведения, что затрудняет ориентацию людей в социокультурной ситуации и их адаптацию. Как указывает С.А. Инкина «...девиация постепенно превращается в сущность человеческого поведения. Вследствие разнообразных изменений, пронизывающих духовную, культурную, экономическую и другие сферы человеческой жизни почти во всех странах мира происходит ломка барьеров «старой морали», смещение акцентов в сторону индивидуализма и агрессии, наряду с установлением терпеливого отношения к разнообразным проявлениям девиаций».[2]
Девиантное поведение – устойчивое поведение личности, отклоняющееся от социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности и сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.
Делинквентное поведением это форма девиантного поведения, которое не наказуемо с точки зрения Уголовного кодекса правонарушения, а чаще расцениваемое как правонарушения, за которые наступает административная ответственность.
Исследованию девиаций посвящены философско-методологические теории зарубежных ученых: антропоцентрические теории П. Келли, Э. Кречмера, Ч. Ломброзо, У. Шелдона; психоаналитические теории 3. Фрейда, К. Юнга, Э. Эриксона; теории аномии Э. Дюркгейма, Р. Мертона; культурологические теории А. Миллера, Э. Сатерленда; теория социального научения А. Бандуры; теория стигматизации Г. Беккера; конфликтологическая теория О. Тура; синтезированный подход Н. Смелзера; социально-психологический подход С. Линга, Р. Харре. [3]
Методологические основы изучения девиантного поведения представлены и в отечественных теориях: девиантологии B.C. Афанасьева, Я.И. Гилинского, Б.М. Левина, М.Е. Поздняковой; современной социологии права В.П. Казимирчука, В.Н. Кудрявцева, Ю.В. Кудрявцева, а также в трудах В.Ф. Левичевой, В.Т. Лисовского, И.А. Невского, А.С. Харчева. [3]
Наличие и широкая распространенность поведенческих девиаций, зачастую перерастающих в делинквентное поведение, подростков является неоспоримым фактом в настоящее время. Несовершеннолетние совершают, в среднем, каждое пятое из всех зарегистрированных по линии уголовного розыска преступлений, при этом краж, грабежей, разбойных нападений – каждое третье. В последние годы отмечаются тревожные тенденции:
1) снижение возрастного порога преступной активности подростков;
2) рост преступности среди девушек – его темп в среднем в 1,5-2 раза выше, чем у юношей;
3) значительный рост наркомании и токсикомании, пьянства и половой распущенности среди несовершеннолетних;
4) увеличение числа групп, совершающих преступления, в том числе, неформальные объединения криминальной направленности;
5) массовое вовлечение несовершеннолетних в многочисленные межнациональные и этнические конфликты, «политическую борьбу», в различные формы организованной преступности;
6) увеличение удельного веса тяжких, заранее подготовленных, продуманных преступлений, рост повторных преступлений несовершеннолетних;
7) садизм, как времяпровождение, акты вандализма. [3]
В силу особенностей возраста для подростков характерны следующие черты, способствующие девиантным формам поведения:
1. Не полностью выбранная, сложившаяся и укрепившаяся направленность личности, неопределенность своего отношения к миру и своего места в нем.
2. Небольшой социальный, жизненный опыт, уровень и степень социализации личности.
3. Недостаточно сформированные навыки обдумывать и планировать свои действия, их последствия. Не развитость рефлексии, повышенная эмоциональная возбудимость, негативизм, импульсивность. Внушаемость и конформность достаточно высоки. Подражательность – это основная форма приобретения поведенческих моделей.
4. Неумение контролировать свое поведение и эмоции в различных, особенно сложных жизненных ситуациях, в которых и взрослому не всегда легко найти правильное решение
5. Несформированность устойчивых нравственных позиций и высокая подверженность групповым воздействиям, стремление к престижу в референтной группе.
6. Обостренное чувство независимости, стремление к эмансипации.
На склонности к девиантным формам поведения могут влиять следующие особенности личности подростка, а именно: мотивационная сфера; высокий уровень агрессивности и конфликтности; система ценностных ориентаций, среди которых предпочтение отдается ценностям «богатство», «независимость», и отвергаются ценности «жить по совести», «знания, образование»; неадекватно завышенный уровень притязаний; характерологические и индивидуально психологические особенности и наиболее важным является стиль семейного воспитания.
Стиль семейного воспитания, особенности воспитания в семье в результате формируют мотивационную сферу, ценностные ориентации личности, характерологические особенности, агрессивность личности.
Г.Г. Бочкарева, характеризуя мотивационную сферу подростков правонарушителей, выделяет три группы:
1. У правонарушителей типа «раскаивающихся» имеются нравственные чувства и оценки, выражением которых является переживание стыда и раскаяния. Их поступки мотивированы сильной потребностью примитивного, общественно-отрицательного характера, которая победила противостоящее ей нравственное побуждение – воздержаться от бесчестного поведения.
2. Для «бесконфликтных» правонарушителей характерно типично слабое развитие положительных моральных переживаний и убеждений, которые регулировали бы их поведение. Все правонарушители этого типа обнаруживают мотивы или примитивного, или утилитарного характера. У них проявляются сильно развитые примитивные потребности, главным образом к спиртному. Эти особенности приводят к тому, что они легко склоняются на преступление. У некоторых подростков этой группы общественно-отрицательные потребности могут быть не очень сильно выраженными, но слабость нравственных тенденций, связанных с правонарушением, приводит их к антиобщественным поступкам. В которых они часто являются соучастниками.
3. Для мотивационной сферы правонарушителей – «циников» характерна именно циничная мораль. Они характеризуются не только слабостью нравственных мотивов, но и наличием аморальных убеждений.[3]
О.Д. Ситковская, Л.П. Конышева, М.М. Коченов указывают, что психологические исследования выявили наиболее значимые личностные особенности, присущие лицам, склонным к совершению правонарушений: низкий уровень морально-этических представлений; ярко выраженная агрессивность, особенно проявляющаяся в отношении слабых; эмоциональная холодность, неспособность к сопереживанию; стремление к самоутверждению, болезненное самолюбие, вспыльчивость, неуравновешенность. Конфликтность, трудности в общении с людьми.
С.Н. Еникопов, Н.П. Цибульский пришли к выводу, что делинквентные подростки отличаются от обычных школьников более высоким уровнем легитимизации агрессии в различных сферах культуры и слаборазвитыми представлениями о нормах поведения, принятых в обществе. Особо агрессивные более эгоистичны, безразличны к интересам других людей. [1]
Характерологические особенности преступников, состоящих на учете за совершение правонарушений, рассматривал А.Е. Личко. Оказалось, что гипертимная и неустойчивая акцентуации составляют 76%; эпилептоидный тип занимает второе место; на третьем месте демонстративный тип акцентуации – 56%. Подростки гипертимной и неустойчивой акцентуаций характеризуются шумливостью, подвижностью, поведенческой неустойчивостью, «безторможенностью». Эпилептоидному типу свойственны жестокость, чрезмерная требовательность, мстительность. Для истероидов характерна аутоагрессивная направленность девиантного поведения.
Проблема делинквентного поведения подростков все больше актуальна в современном обществе. Для ее решения крайне важным является проведение эмпирических исследований и мониторинг динамики проявления правонарушений.
Литература
1. Еникопов С.Н. Проблема легитимизации агрессии в юридической психологии. – М.: МГПУ, 2005. С. 20-22.
2. Инкина С.А. Девиация как «негативная интеграция» в общество риска. – М.: Изд-во МГУ, 2002. – С. 213-214.
3. Медведев А.М. Т.В. Прокофьева, Юнда А.В., Зиновьева Д.М., Панкратова Е.В. Психологическая работа с девиантными подростками: проблемы и возможности. – Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2009.
М.А. Дементьянова, студентка II курса
Научный руководитель – кандидат психологических наук,
доцент Л. Ж. Караванова
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- Актуальные проблемы социальной психологии
- Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- III. Будущее клинической психологии
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Приобщение вузовской молодежи к научной деятельности как ресурс развития общества
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Совладающее со стрессом поведение в профессиональной деятельности шахтеров
- Эмоциональный интеллект в деятельности современных менеджеров
- Психологические особенности профессионально-личностного развития педагога дошкольного образования
- Мандала как инструмент взаимодействия с внутренним миром. Психологические особенности рисования в круге
- Демотивация персонала: сущность, этапы, факторы
- Уроки здоровья в общеобразовательной школе как фактор психологического сопровождения
- Генезис и эволюция педагогических воззрений к.Н. Вентцеля
- Особенности социальной компетентности у подростков группы «риска»
- Специфика деятельности мастеров-консультантов автосервисных центров
- Мотивация и самомотивация к обучению
- Знания — Мышление — Способности — Умения — Навыки — Мастерство
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- I. Актуальные проблемы социальной психологии
- Оценка качества жизни у студенческой молодежи
- Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольников
- Представления о любви у современной молодежи
- Представления современной молодёжи об идеальных типах юноши и девушки
- Деятельность рекламных агентств в контексте синергетического влияния рекламы на личность потребителя
- Социально-психологические компоненты профессионального здоровья спасателей мчс
- II. Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- К вопросу об оценке уровня профессиональной компетентности студентов-психологов
- Детерминанты успешности профессиональной деятельности дистрибьюторов в сфере прямых продаж
- Опыт составления профессиограммы дежурного пульта централизованного управления Управления вневедомственной охраны Министерства внутренних дел (пцу уво мвд)
- Агрессия как профессионально обусловленная деформация личности педагога
- Дикова в.В. Проявление агрессии в профессиональной деятельности учителя. – Екатеринбург, 2005г.
- В.П. Зинченко и б.Г. Мещеряков Большой психологический словарь. – м.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.
- Психическая саморегуляция деятельности, как основной показатель её эффективности
- Эмоциональное выгорание в деятельности операторов call-центра
- Влияние трудовой мотивации на эффективность деятельности сотрудников овд
- Формирование стрессоустойчивости как основа профилактики профессиональной деформации личности сотрудников пенитенциарной службы
- Проблема эффективности использования рабочего времени сотрудниками организации
- Стрессоустойчивость как профессионально важное качество субъекта труда
- Социальная, профессиональная адаптация как составляющие процесса труда
- Взаимосвязь трудовой мотивации и креативности учителей средней образовательной школы
- Проблема выученной беспомощности у осужденных
- Актуальные вопросы изучения регуляторов труда субъекта педагогической деятельности
- III. Будущее клинической психологии
- Значение эмпатии в регуляции поведения у больных шизофренией
- Ю. А. Коряпина, студентка V курса
- Научный руководитель – кандидат психологических наук,
- Доцент т.М. Васильева
- Драматерапия для лиц, страдающих шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением (адн)
- Андерсен-Уоррен м., Грейнджер р., Драматерапия. Практикум по психотерапии. СПб, 2001
- Консультирование лиц, находящихся в кризисной ситуации
- Взаимосвязь деперсонализационно-дереализационного синдрома с общим, социальным, эмоциональным интеллектом и аффективным расстройством (тревогой)
- Сравнительное исследование эмоционально-волевой регуляции поведения осужденных мужского пола совершивших корыстные и корыстно-насильственные преступления
- Особенности я-концепции у больных шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- Эффективность технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями (на примере гбу «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Тверь)
- Иерархия профессиональных ценностей у будущих социальных работников на этапе вузовского обучения
- Приоритетные личностные ценности будущих социальных работников
- Социально-психологическая помощь незанятому населению: реализация программы
- Алкоголизм в подростковой среде
- Деятельность социального педагога по формированию этнокультурной компетентности подростков в полиэтнической образовательной среде
- Психосоциальная поддержка граждан пожилого возраста
- Социальная адаптация к гражданской жизни военнослужащих, уволенных в запас
- Социальная работа с детьми-инвалидами
- Гендерные особенности ценностного отношения к семье у старшеклассников
- Личностные особенности при интернет-зависимости
- Воздействие телевидения на дезадаптированных подростков
- Молодая семья как объект социальной работы
- Социальная деятельность церкви и государства в вопросах укрепления семьи
- Социальный патронаж как перспективная форма поддержки молодой семьи
- Репродуктивная сфера студенческой семьи
- Программа профилактики профессиональных деформаций специалистов по социальной работе
- Социальная работа с подростками девиантного поведения
- Факторы, оказывающие негативное влияние на процесс социализации ребенка
- Социальная безопасность в системе социальной работы
- Актуальные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей в современной России
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Гендерные особенности агрессивного поведения подростков
- Терапевтическое воздействие искусства на человека
- Влияние мультипликационных фильмов на поведение детей младшего школьного возраста
- Когнитивные и эмоционально-поведенческие особенности подростков, выбирающих определённые виды компьютерных игр
- Внимание и его психологические особенности
- Особенности и различия в мотивационной сфере студентов-психологов и студентов-экологов
- Взаимосвязь стилей общения с типами темперамента
- Взаимосвязь уровня тревожности и уровня жизненной стратегии личности
- Особенности личности подростков с делинквентным поведением
- Юношеский возраст и кризис идентичности
- Развитие ребенка в дошкольный период
- Систематическая десенсибилизация как метод эффективного психокоррекционного воздействия на личность, пребывающую в состоянии фрустрации
- Взаимосвязь агрессии и тревожности в подростковом возрасте
- Роль саморегуляции в становлении характера
- Сравнительный анализ процесса запоминания
- Подростковый возраст как этап формирования личности
- Игра как средство развития нравственной сферы дошкольников
- Воображение и творчество
- Исследование структуры личности
- Взаимосвязь характера, механизмов психологической защиты и фрустрационных реакций
- Эмоции и личность
- Развитие творческого мышления
- Эмоции и деятельность человека
- Связь индивидуальных способностей и темперамента личности
- Эмоциональные нарушения у детей и способы их коррекции на примере
- Дидактическая игра в развитии младших школьников
- Развитие речи и мелкой моторики в дошкольном возрасте
- Взаимосвязь темперамента и толерантности человека
- Теории памяти
- Особенности организации учебного процесса с учётом индивидуального латерального профиля
- Функции и виды эмоций у человека
- Характер в общей психологии. Акцентуации характера
- Влияние темперамента на эффективность деятельности
- Эстетическая деятельность как средство развития психических функций у детей дошкольного возраста
- Особенности восприятия детьми-дошкольниками художественных произведений
- Эмоции в жизни человека
- Игра - ведущая деятельность в развитии ребенка
- Речь как психологический процесс
- Факторы, влияющие на формирование отклонений в поведении подростков
- Период новорожденности