Эмоциональное выгорание в деятельности операторов call-центра
Впервые телефонные центры (от англ. «call»- звонить) появились в начале 60-х годов XX века в СШA. Их создание стало результатом распространившейся по всей Америке «телефонизации». К началу 70-х годов автоматические телефонные станции уже обслуживали всю территорию Соединенных Штатов, в каждом доме и в каждой квартире имелся телефон, который перешел из разряда роскоши в категорию атрибута простой жизни.
Состояние «телефонизированности» населения немедленно повлекло за собой применение этого средства связи и информирования для различных рекламных акций, директ-маркетинговых программ и другой работы с населением, которая требовала профессиональных операторов и специализированных предприятий, работающих только в сфере телефонных контактов. Так появились телефонные центры - профессиональные переговорщики, занимающиеся установлением контактов посредством телефонной связи. Первые такие центры открылись в авиакомпаниях, которые имели достаточно средств для приобретения этого дорогостоящего оборудования, потом телекоммуникационные компании стали предлагать свои услуги в режиме аутсорсинга и появились самостоятельные компании.
Европейские call-центры, образовавшиеся вслед за американскими, перенимали многие организационные и структурные построения у своих заокеанских коллег [3]. На российском рынке call-центры присутствуют в течение последних 5-7 лет.
Работа оператора Call-центра, имеет следующие особенности [3]: - четкие, конкретные обязанности;
- строжайшая дисциплина;
- отсутствие инициативы;
- работа под постоянным контролем;
- однообразие и монотонность;
- неуклонное следование схеме работы, отсутствие всякого рода творчества; - «рванные», аритмичные нагрузки (в зависимости от особенностей выполняемого проекта, времени суток, дня недели);
- наличие нестандартных ситуаций, в которых нужно соблюдать выдержку и терпение.
Кроме того, трудность телефонных коммуникаций обусловлена, прежде всего, отсутствием зрительного контакта, необходимого как для восприятия невербальной информации о личностных характеристиках абонента и его эмоциональном состоянии, так и для визуального воздействия на собеседника и передачи ему необходимой информации. Более того, все виды телефонных переговоров, как правило, имеют временные ограничения при высокой мере ответственности за качество и достоверность информации. Плохая слышимость или искажение тембра голоса затрудняют взаимопонимание собеседников, неизбежно создают определенную напряженность. Следствием специфики трудовой деятельность операторов call-центра становится появление эмоционального выгорания.
Жеглова К.Ю. по итогам своей работы «Особенность динамики формирования психического выгорания в профессии оператора телекоммуникационной связи» указывает [1]:
Эмоциональное выгорание в процессе профессиональной деятельности возникает в следующей последовательности: сначала появляется эмоционально истощение, затем – редукция профессиональных достижений и редукция.
Воздействие факторов профессиональной среды на уровень эмоционального выгорания в профессии оператора телекоммуникационной связи носит как общий для профессий «субъект-субъектного» типа, так и специфичный характер. Общими факторами являются: низкий уровень вовлеченности в деятельность, поддержка со стороны руководства, поощрение самостоятельности в принятии решений, высокий контроль со стороны руководства, ориентация организации на высокую эффективность работы, низкий уровень комфорта рабочей среды. Специфичными факторами являются: включенность в работу, сплоченность в коллективе, введение инноваций.
Структура личности операторов с низким уровнем выгорания представляется более организованной, по сравнению со структурой личности операторов с высоким уровнем выгорания.
Особенности развития синдрома эмоционального выгорания в профессии оператора телекоммуникационной связи определяются наличием личностных факторов. Специфичной личностной детерминантой выгорания операторов является низкий уровень экстраверсии.
Эмоциональное выгорание является относительно самостоятельным психологическим феноменом, отличающимся от таких психофизиологических состоянии как утомление, стресс, депрессия. Синдром эмоционального выгорания вызывает депрессивные настроения, бессмысленность и низкую оценку своей трудовой деятельности, что сказывается на работоспособности человека, что приводит к снижению продуктивности деятельности. С медицинской точки зрения синдром эмоционального выгорания рассматривается как состояние полного истощения, сочетающего в себе психопатологические, психосоматические, соматические симптомы и признаки социальной дисфункции.
Научный и практический интерес к данному феномену обусловлен тем, фактом, что выгорание представляет собой непосредственный симптом возрастающих проблем, связанных с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью жизнедеятельности. Синдром эмоционального выгорания уже достаточно давно известен и описан в психологической литературе таким отечественными авторами как Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова, В.Е. Орел, Е.С. Романова, М.Ю. Горохова.
В отечественной психологии, феномен эмоционального выгорания начали изучать с последнего десятилетия ХХ века, в то время как на западе интерес к проблеме эмоционального выгорания возник в 70-х годах ХХ века.
Одним из первых термин «выгорание» (англ. Burnout) предложил американский психиатр Х.Д. Фрейденберг в 1974 году для определения психологического состояния здоровых людей, которые находятся в тесном общении с клиентами, пациентами, с эмоционально нагруженной атмосферой при оказании профессиональной помощи [2].
В последнее время все больше практических исследований подтверждает факт проявления симптомов эмоционального выгорания не только у представителей профессий типа «человек-человек», но и среди сотрудников профессий «субъект-объектного» типа.
Исследования синдрома эмоционального выгорания у операторов телефонного центра является вкладом в решение проблемы выявления детерминант синдрома эмоционального выгорания личности и расширяет знания в таких разделах организационной психологии как, становление и развитие личности в профессиональной деятельности, проблема профессиональных деструкций, детерминанты эмоционального выгорания в профессиональной сфере.
Литература
1. Жеглова, К.Ю. Особенности динамики формирования психического выгорания в профессии оператора телекоммуникационной связи [Текст] : автореф. дис. … канд. психол. наук / К.Ю. Жеглова. – Ярославль, 2007. – 26 с.
2. Орел, В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии [Текст] / В.Е. Орел // Психологический журнал. – 2001. – № 1. – С. 34-42.
3. Современный call-центр: взгляд изнутри и снаружи (на примере работы аутсорсингого call-центра) [Текст] – М., 2006 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: // www.ihl.ru (дата обращения 25.03.2012).
А. В. Сикан, студентка V курса
Научный руководитель – доктор психологических наук,
профессор Т.А. Жалагина
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- Актуальные проблемы социальной психологии
- Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- III. Будущее клинической психологии
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Приобщение вузовской молодежи к научной деятельности как ресурс развития общества
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Совладающее со стрессом поведение в профессиональной деятельности шахтеров
- Эмоциональный интеллект в деятельности современных менеджеров
- Психологические особенности профессионально-личностного развития педагога дошкольного образования
- Мандала как инструмент взаимодействия с внутренним миром. Психологические особенности рисования в круге
- Демотивация персонала: сущность, этапы, факторы
- Уроки здоровья в общеобразовательной школе как фактор психологического сопровождения
- Генезис и эволюция педагогических воззрений к.Н. Вентцеля
- Особенности социальной компетентности у подростков группы «риска»
- Специфика деятельности мастеров-консультантов автосервисных центров
- Мотивация и самомотивация к обучению
- Знания — Мышление — Способности — Умения — Навыки — Мастерство
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- I. Актуальные проблемы социальной психологии
- Оценка качества жизни у студенческой молодежи
- Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольников
- Представления о любви у современной молодежи
- Представления современной молодёжи об идеальных типах юноши и девушки
- Деятельность рекламных агентств в контексте синергетического влияния рекламы на личность потребителя
- Социально-психологические компоненты профессионального здоровья спасателей мчс
- II. Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- К вопросу об оценке уровня профессиональной компетентности студентов-психологов
- Детерминанты успешности профессиональной деятельности дистрибьюторов в сфере прямых продаж
- Опыт составления профессиограммы дежурного пульта централизованного управления Управления вневедомственной охраны Министерства внутренних дел (пцу уво мвд)
- Агрессия как профессионально обусловленная деформация личности педагога
- Дикова в.В. Проявление агрессии в профессиональной деятельности учителя. – Екатеринбург, 2005г.
- В.П. Зинченко и б.Г. Мещеряков Большой психологический словарь. – м.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.
- Психическая саморегуляция деятельности, как основной показатель её эффективности
- Эмоциональное выгорание в деятельности операторов call-центра
- Влияние трудовой мотивации на эффективность деятельности сотрудников овд
- Формирование стрессоустойчивости как основа профилактики профессиональной деформации личности сотрудников пенитенциарной службы
- Проблема эффективности использования рабочего времени сотрудниками организации
- Стрессоустойчивость как профессионально важное качество субъекта труда
- Социальная, профессиональная адаптация как составляющие процесса труда
- Взаимосвязь трудовой мотивации и креативности учителей средней образовательной школы
- Проблема выученной беспомощности у осужденных
- Актуальные вопросы изучения регуляторов труда субъекта педагогической деятельности
- III. Будущее клинической психологии
- Значение эмпатии в регуляции поведения у больных шизофренией
- Ю. А. Коряпина, студентка V курса
- Научный руководитель – кандидат психологических наук,
- Доцент т.М. Васильева
- Драматерапия для лиц, страдающих шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением (адн)
- Андерсен-Уоррен м., Грейнджер р., Драматерапия. Практикум по психотерапии. СПб, 2001
- Консультирование лиц, находящихся в кризисной ситуации
- Взаимосвязь деперсонализационно-дереализационного синдрома с общим, социальным, эмоциональным интеллектом и аффективным расстройством (тревогой)
- Сравнительное исследование эмоционально-волевой регуляции поведения осужденных мужского пола совершивших корыстные и корыстно-насильственные преступления
- Особенности я-концепции у больных шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- Эффективность технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями (на примере гбу «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Тверь)
- Иерархия профессиональных ценностей у будущих социальных работников на этапе вузовского обучения
- Приоритетные личностные ценности будущих социальных работников
- Социально-психологическая помощь незанятому населению: реализация программы
- Алкоголизм в подростковой среде
- Деятельность социального педагога по формированию этнокультурной компетентности подростков в полиэтнической образовательной среде
- Психосоциальная поддержка граждан пожилого возраста
- Социальная адаптация к гражданской жизни военнослужащих, уволенных в запас
- Социальная работа с детьми-инвалидами
- Гендерные особенности ценностного отношения к семье у старшеклассников
- Личностные особенности при интернет-зависимости
- Воздействие телевидения на дезадаптированных подростков
- Молодая семья как объект социальной работы
- Социальная деятельность церкви и государства в вопросах укрепления семьи
- Социальный патронаж как перспективная форма поддержки молодой семьи
- Репродуктивная сфера студенческой семьи
- Программа профилактики профессиональных деформаций специалистов по социальной работе
- Социальная работа с подростками девиантного поведения
- Факторы, оказывающие негативное влияние на процесс социализации ребенка
- Социальная безопасность в системе социальной работы
- Актуальные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей в современной России
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Гендерные особенности агрессивного поведения подростков
- Терапевтическое воздействие искусства на человека
- Влияние мультипликационных фильмов на поведение детей младшего школьного возраста
- Когнитивные и эмоционально-поведенческие особенности подростков, выбирающих определённые виды компьютерных игр
- Внимание и его психологические особенности
- Особенности и различия в мотивационной сфере студентов-психологов и студентов-экологов
- Взаимосвязь стилей общения с типами темперамента
- Взаимосвязь уровня тревожности и уровня жизненной стратегии личности
- Особенности личности подростков с делинквентным поведением
- Юношеский возраст и кризис идентичности
- Развитие ребенка в дошкольный период
- Систематическая десенсибилизация как метод эффективного психокоррекционного воздействия на личность, пребывающую в состоянии фрустрации
- Взаимосвязь агрессии и тревожности в подростковом возрасте
- Роль саморегуляции в становлении характера
- Сравнительный анализ процесса запоминания
- Подростковый возраст как этап формирования личности
- Игра как средство развития нравственной сферы дошкольников
- Воображение и творчество
- Исследование структуры личности
- Взаимосвязь характера, механизмов психологической защиты и фрустрационных реакций
- Эмоции и личность
- Развитие творческого мышления
- Эмоции и деятельность человека
- Связь индивидуальных способностей и темперамента личности
- Эмоциональные нарушения у детей и способы их коррекции на примере
- Дидактическая игра в развитии младших школьников
- Развитие речи и мелкой моторики в дошкольном возрасте
- Взаимосвязь темперамента и толерантности человека
- Теории памяти
- Особенности организации учебного процесса с учётом индивидуального латерального профиля
- Функции и виды эмоций у человека
- Характер в общей психологии. Акцентуации характера
- Влияние темперамента на эффективность деятельности
- Эстетическая деятельность как средство развития психических функций у детей дошкольного возраста
- Особенности восприятия детьми-дошкольниками художественных произведений
- Эмоции в жизни человека
- Игра - ведущая деятельность в развитии ребенка
- Речь как психологический процесс
- Факторы, влияющие на формирование отклонений в поведении подростков
- Период новорожденности