Влияние трудовой мотивации на эффективность деятельности сотрудников овд
Мотивационная сфера личности считается наиболее разработанной областью, как в общей, так и в организационной психологии. Несмотря на многообразие характеристик мотивационной сферы в различных концепциях, слабо изучены иерархические связи между структурными компонентами мотивационной сферы, изменения мотивационного профиля личности, вызванные сменой ведущей деятельности. Поэтому исследования динамики мотивационной сферы личности во взаимосвязи с профессиональной деятельностью представляют на сегодняшний день достаточно важное и актуальное направление.
Профессиональная деятельность сотрудников ОВД представляет собой разновидность государственной службы с присущими этой деятельности специфическими особенностями.
Значительную роль в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов играет трудовая мотивация. Она во многом определяет качество работы правоохранительных органов в целом, следовательно, оказывает значительное влияние на эффективность деятельности сотрудников ОВД. Мотивация труда - совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности, направленной на достижение определенных целей [3]. Исходя из рассмотренных классификаций трудовой мотивации, можно выделить ключевые виды трудовой мотивации [2]:
1) внутренняя мотивация (когда для личности имеет значение деятельность сама по себе);
2) внешняя положительная мотивация (основанная на положительных стимулах, более эффективная и более желательная со всех точек зрения);
3) внешняя отрицательная мотивация (основанная на отрицательных стимулах, менее эффективная и желательная).
Важной представляется классификация мотивационных типов работников. В нее входят такие типы, как [4]:
"Инструментально" мотивированный работник ориентирован на голый заработок, желательно наличными и незамедлительно. Индифферентен к форме собственности, работодателю, другим поощрениям.
Профессионально мотивированный работник считает важнейшим условием деятельности реализацию своих профессиональных способностей, знаний и возможностей.
«Патриот». Основа его мотивации к труду — высокие идейные и человеческие ценности. (Социалистический тип).
"Хозяйская мотивация" основана на достижении и приумножении богатства, собственности. Потребности таких работников практически неограниченны.
Люмпенизированный работник предпочитает уравнительное распределение материальных благ. Его постоянно преследует чувство зависти и неудовлетворенности порядком распределения благ в обществе. Они не любят ответственности, индивидуальных форм труда и распределения.
Исследование мотивации профессиональной деятельности сотрудников ОВД является особо актуальной задачей, так как от этого зависит эффективность их профессиональной деятельности.
Одним из первостепенных результатов анализа профессиональной деятельности сотрудников ОВД является изучение их профессиограммы. Она представлена в виде развернутой характеристики индивидуальных свойств и особенности их взаимосвязи. Каждая из сторон профессиограмм, представляющих важнейшие элементы модели психологических качеств личности сотрудников ОВД, отражает, во-первых, определенный цикл профессиональной деятельности, а во-вторых, в ней заложены эталонные личностные качества, навыки, умения и знания, обеспечивающие успех на различных уровнях правоприменительных отношений [1].
Особую значимость приобретает рассмотрение теоретических аспектов понятия эффективности деятельности. Наиболее распространенное понимание термина «эффективность» связано с действиями, приводящими к нужным результатам, то есть - эффективность как результативность, результат [5].
Для понимания сущности эффективности деятельности работников А.А. Камышанов раскрывает общенаучный смысл и содержание понятия «эффективность» следующим образом [4]:
1) нормативная эффективность - выражающая отношение целей к нормативным целям;
2) функциональная эффективность - выражающая отношение достигнутых результатов к целям (плану);
3) экономическая эффективность — выражающая отношение достигнутых результатов к финансово-экономическим затратам.
Рассматривая теоретические и прикладные аспекты оценки и измерения эффективности правоохранительной деятельности, можно отметить, что оценка - это одобрение или осуждение форм и методов ее осуществления с точки зрения существующих социальных норм, измерение - это процесс соотнесения эмпирической системы с некоторой цифровой системой.
Оценка и измерение эффективности должны осуществляться с помощью системы качественных и количественных показателей, характеризующих содержание, формы, методы и личностный стиль осуществления деятельности [5].
На примере сотрудников Управлени Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения (УГИБДД) УМВД можно рассмотреть подробную профессиограмму их деятельности.
Деятельность сотрудника УГИБДД связана в основном с регулированием движения транспорта и предупреждением дорожно-транспортных происшествий на улицах и дорогах.
Сотрудник УГИБДД должен хорошо управлять различными транспортными средствами и для этого обладать качествами, входящими в профессиограмму водителя: остротой зрения, устойчивостью к ослеплению, способностью различать цвета, определенной величиной поля зрения и т.д.
Он должен не только в совершенстве знать действующие правила движения транспорта по улицам и дорогам нашей страны, но и иметь хорошие навыки водителя, должен уметь провести квалифицированный технический осмотр транспортных средств, а значит, хорошо разбираться в транспортной технике, быстро обнаруживать неисправности и их причины.
Сотрудник УГИБДД должен быть очень внимательным и решительным человеком. Он обязан не только постоянно контролировать движение транспортных средств, но и уметь предвидеть аварийную ситуацию. Он должен быть бдительным, чтобы суметь предвидеть развитие аварийной ситуации до того, как она переросла в транспортное происшествие. Чтобы в сложных условиях, располагая несколькими секундами, предотвратить дорожно-транспортное происшествие, он должен обладать высокой эмоциональной устойчивостью, быть смелым и решительным.
Находясь при исполнении служебных обязанностей, работник УГИБДД в буквальном смысле слова находится и центре внимания сотен, а иногда тысяч людей: водителей, пассажиров, пешеходов. Поэтому он должен быть подтянут, корректен и вежлив.
В настоящее время инспектор УГИБДД располагает значительным арсеналом технических средств: специальными приборами для определения скорости транспортных средств на расстоянии, мотоциклом, автомобилем. Хорошего инспектора отличает великолепное знание этой разнообразной техники, тщательно отработанные навыки владения ею.
В соответствии с этим нужно отметить, что эффективность профессиональной деятельности сотрудников УГИБДД УМВД определяется не только наличием профессионально важных качеств и знаний в области своей профессии, но и высокой трудовой мотивацией, которая в свою очередь оказывает значительное влияние на эффективность их деятельности.
Дальнейшее изучение влияния трудовой мотивации на эффективность деятельности является очень актуальным, так как мотивация является одним из ключевых феноменов, оказыващих значительное влияние на поведение человека в сфере его трудовой жизни и эффективность его деятельности в этой сфере.
Литература
Жалагина Т.А. Введение в психологию труда. Учеб.-метод. пособие. – Тверь: Тверской гос. ун-т,2008;
Поршнев А . Г . Управление организацией / Поршнев А . Г ., Румянцева З. П., Саломатин И. А. – Москва, 2007;
Шапиро С. А. Мотивация и стимулирование персонала . - М.: ГроссМедиа, 2005;
Шахова В.А., Шапиро С.А. Мотивация трудовой деятельности . Учебное пособие. - М.: Вершина, 2003;
Эффективность функционирования органов внутренних дел: количественные методы оценки и измерения. Монография.
С.В. Смирнов, студент II курса магистратуры
Научный руководитель – доктор психологических наук,
профессор Т.А. Жалагина
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- Актуальные проблемы социальной психологии
- Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- III. Будущее клинической психологии
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Приобщение вузовской молодежи к научной деятельности как ресурс развития общества
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Совладающее со стрессом поведение в профессиональной деятельности шахтеров
- Эмоциональный интеллект в деятельности современных менеджеров
- Психологические особенности профессионально-личностного развития педагога дошкольного образования
- Мандала как инструмент взаимодействия с внутренним миром. Психологические особенности рисования в круге
- Демотивация персонала: сущность, этапы, факторы
- Уроки здоровья в общеобразовательной школе как фактор психологического сопровождения
- Генезис и эволюция педагогических воззрений к.Н. Вентцеля
- Особенности социальной компетентности у подростков группы «риска»
- Специфика деятельности мастеров-консультантов автосервисных центров
- Мотивация и самомотивация к обучению
- Знания — Мышление — Способности — Умения — Навыки — Мастерство
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- I. Актуальные проблемы социальной психологии
- Оценка качества жизни у студенческой молодежи
- Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольников
- Представления о любви у современной молодежи
- Представления современной молодёжи об идеальных типах юноши и девушки
- Деятельность рекламных агентств в контексте синергетического влияния рекламы на личность потребителя
- Социально-психологические компоненты профессионального здоровья спасателей мчс
- II. Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- К вопросу об оценке уровня профессиональной компетентности студентов-психологов
- Детерминанты успешности профессиональной деятельности дистрибьюторов в сфере прямых продаж
- Опыт составления профессиограммы дежурного пульта централизованного управления Управления вневедомственной охраны Министерства внутренних дел (пцу уво мвд)
- Агрессия как профессионально обусловленная деформация личности педагога
- Дикова в.В. Проявление агрессии в профессиональной деятельности учителя. – Екатеринбург, 2005г.
- В.П. Зинченко и б.Г. Мещеряков Большой психологический словарь. – м.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.
- Психическая саморегуляция деятельности, как основной показатель её эффективности
- Эмоциональное выгорание в деятельности операторов call-центра
- Влияние трудовой мотивации на эффективность деятельности сотрудников овд
- Формирование стрессоустойчивости как основа профилактики профессиональной деформации личности сотрудников пенитенциарной службы
- Проблема эффективности использования рабочего времени сотрудниками организации
- Стрессоустойчивость как профессионально важное качество субъекта труда
- Социальная, профессиональная адаптация как составляющие процесса труда
- Взаимосвязь трудовой мотивации и креативности учителей средней образовательной школы
- Проблема выученной беспомощности у осужденных
- Актуальные вопросы изучения регуляторов труда субъекта педагогической деятельности
- III. Будущее клинической психологии
- Значение эмпатии в регуляции поведения у больных шизофренией
- Ю. А. Коряпина, студентка V курса
- Научный руководитель – кандидат психологических наук,
- Доцент т.М. Васильева
- Драматерапия для лиц, страдающих шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением (адн)
- Андерсен-Уоррен м., Грейнджер р., Драматерапия. Практикум по психотерапии. СПб, 2001
- Консультирование лиц, находящихся в кризисной ситуации
- Взаимосвязь деперсонализационно-дереализационного синдрома с общим, социальным, эмоциональным интеллектом и аффективным расстройством (тревогой)
- Сравнительное исследование эмоционально-волевой регуляции поведения осужденных мужского пола совершивших корыстные и корыстно-насильственные преступления
- Особенности я-концепции у больных шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- Эффективность технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями (на примере гбу «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Тверь)
- Иерархия профессиональных ценностей у будущих социальных работников на этапе вузовского обучения
- Приоритетные личностные ценности будущих социальных работников
- Социально-психологическая помощь незанятому населению: реализация программы
- Алкоголизм в подростковой среде
- Деятельность социального педагога по формированию этнокультурной компетентности подростков в полиэтнической образовательной среде
- Психосоциальная поддержка граждан пожилого возраста
- Социальная адаптация к гражданской жизни военнослужащих, уволенных в запас
- Социальная работа с детьми-инвалидами
- Гендерные особенности ценностного отношения к семье у старшеклассников
- Личностные особенности при интернет-зависимости
- Воздействие телевидения на дезадаптированных подростков
- Молодая семья как объект социальной работы
- Социальная деятельность церкви и государства в вопросах укрепления семьи
- Социальный патронаж как перспективная форма поддержки молодой семьи
- Репродуктивная сфера студенческой семьи
- Программа профилактики профессиональных деформаций специалистов по социальной работе
- Социальная работа с подростками девиантного поведения
- Факторы, оказывающие негативное влияние на процесс социализации ребенка
- Социальная безопасность в системе социальной работы
- Актуальные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей в современной России
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Гендерные особенности агрессивного поведения подростков
- Терапевтическое воздействие искусства на человека
- Влияние мультипликационных фильмов на поведение детей младшего школьного возраста
- Когнитивные и эмоционально-поведенческие особенности подростков, выбирающих определённые виды компьютерных игр
- Внимание и его психологические особенности
- Особенности и различия в мотивационной сфере студентов-психологов и студентов-экологов
- Взаимосвязь стилей общения с типами темперамента
- Взаимосвязь уровня тревожности и уровня жизненной стратегии личности
- Особенности личности подростков с делинквентным поведением
- Юношеский возраст и кризис идентичности
- Развитие ребенка в дошкольный период
- Систематическая десенсибилизация как метод эффективного психокоррекционного воздействия на личность, пребывающую в состоянии фрустрации
- Взаимосвязь агрессии и тревожности в подростковом возрасте
- Роль саморегуляции в становлении характера
- Сравнительный анализ процесса запоминания
- Подростковый возраст как этап формирования личности
- Игра как средство развития нравственной сферы дошкольников
- Воображение и творчество
- Исследование структуры личности
- Взаимосвязь характера, механизмов психологической защиты и фрустрационных реакций
- Эмоции и личность
- Развитие творческого мышления
- Эмоции и деятельность человека
- Связь индивидуальных способностей и темперамента личности
- Эмоциональные нарушения у детей и способы их коррекции на примере
- Дидактическая игра в развитии младших школьников
- Развитие речи и мелкой моторики в дошкольном возрасте
- Взаимосвязь темперамента и толерантности человека
- Теории памяти
- Особенности организации учебного процесса с учётом индивидуального латерального профиля
- Функции и виды эмоций у человека
- Характер в общей психологии. Акцентуации характера
- Влияние темперамента на эффективность деятельности
- Эстетическая деятельность как средство развития психических функций у детей дошкольного возраста
- Особенности восприятия детьми-дошкольниками художественных произведений
- Эмоции в жизни человека
- Игра - ведущая деятельность в развитии ребенка
- Речь как психологический процесс
- Факторы, влияющие на формирование отклонений в поведении подростков
- Период новорожденности