logo search
СБОРНИК СТУДЕНЧЕСКИХ СТАТЕЙ 2012

Опыт составления профессиограммы дежурного пульта централизованного управления Управления вневедомственной охраны Министерства внутренних дел (пцу уво мвд)

В настоящее время профессия сотрудника правоохранительных органов достаточно актуальна. В этой профессии можно встретить такие должности как участковый, оперативный сотрудник, сотрудник ГБДД, а также мало известная, но в тоже время значимая должность дежурного ПЦУ. У всех этих должностей есть свои профессиограммы, кроме дежурного ПЦУ. Поэтому мы попытаемся составить профессиограмму дежурного ПЦУ на основе профессиограмм участкового и сотрудника ГБДД.

Профессиограмма дежурного ПЦУ должна представлять собой сложную иерархическую структуру, в которой все стороны профессиональной деятельности, а также личностные качества, навыки и умения представлены во взаимной связи или зависимости. Каждая из сторон профессиограммы должна отражать, во-первых, определенный цикл профессиональной деятельности, а во-вторых, в ней реализовываются личностные качества, навыки, умения, а также знания, которые обеспечивают профессиональный успех [3, с. 113-120].

Основными задачами дежурного ПЦУ являются обеспечение общественного порядка, выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятие мер к их устранению на обслуживаемой территории. Дежурный ПЦУ охраняет права и законные интересы каждого гражданина, а также предприятий, учреждений и организаций от преступных посягательств и иных незаконных действий. Вся его деятельность протекает в рамках законности.

В профессиограмме дежурного ПЦУ выделяются социальная, конструктивная, организационная, удостоверительная и коммуникативная стороны деятельности, в которых реализуются личностные качества, навыки и умения, обеспечивающие успех в его работе [1, с. 220-225]. Социальная деятельность состоит в том, что дежурный ПЦУ, опираясь на глубокое понимание законодательных актов государства, организует на порученном ему участке охранную деятельность.

Организационная деятельность проявляется и в волевой самоорганизации, и в организации действий других людей, когда для решения профессиональной задачи нужна поддержка и помощь населения. В процессе удостоверительной деятельности все сведения, например показания свидетелей преступления, дежурный ПЦУ должен не просто «записать», а придать им специальную, предусмотренную законом форму (протокол и т. п.).

Коммуникативная деятельность — установление и поддержание контактов с людьми. Главная особенность работы дежурного ПЦУ заключается в контактах со всеми гражданами на участке. Это не просто. Люди разные, по-разному настроены: дружественно, требовательно, настороженно, выжидающе или даже агрессивно. Особенность работы дежурного ПЦУ, заключается в том, что он порой оказывается втянутым в сложные квартирные и семейные конфликты, и должен сработать оперативно чтобы не было смертельного исхода. [1, с. 215-219].

Наконец, поисковая деятельность. Правонарушители нарушают общественный порядок и поэтому дежурный ПЦУ должен внимательно наблюдать за ситуацией в своем районе, чтобы граждане, которые доверили свои квартиры, могли не волноваться за своё имущество.

Дежурный ПЦУ должен хорошо разбираться в вычислительной технике, поэтому обладать качествами, входящими в профессиограмму оператора ЭВМ: остротой зрения, устойчивостью к ослеплению, определенной величиной поля зрения [2, с. 110-111]. Также он должен обладать профессиональными качествами электромонтера: динамическим глазомером, координацией и переключаемостью моторных и сенсорных реакций, переключением внимания в зрительном поле, выбором нужной реакции, устойчивостью внимания при длительной работе, способностью правильно действовать в сложных и аварийных ситуациях, так как его деятельность напрямую связана с телефонным оборудованием и радиотехникой [4, с. 45-48].

Таким образом, из выше изложенного можно выделить следующие профессионально-важные качества дежурного ПЦУ [5, с. 55-59]:

Все эти профессионально-важные качества помогают в личностном развитии дежурного ПЦУ. При должной подготовки и работе с психологической службой все эти качества так и останутся профессионально-важными, и не перерастут в деформации [3,85-96].

Литература

  1. Васильев В.Л. Юридическая психология. – 5-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – С.211-269

  2. Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Основы инженерной психологии. – М.: Академический проект. Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – С. 85-201.

  3. Жалагина Т.А. Актуальные проблемы психологии труда. – Тверь: Тверь госуниверситет. – 2010. – 160.

  4. Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ. – 1998. – С. 181-194.

  5. Носкова О.Г. Психология труда. – М.: Издательский центр «Академия

Ю. С. Кузина, студентка I курса магистратуры

Научный руководитель – кандидат психологических наук,

доцент Калинина С.Б.