logo search
СБОРНИК СТУДЕНЧЕСКИХ СТАТЕЙ 2012

Формирование стрессоустойчивости как основа профилактики профессиональной деформации личности сотрудников пенитенциарной службы

Необходимым условием функционирования любого государства, жизнедеятельности ее граждан является обеспечение правопорядка. В системе органов, которые решают эту сложную задачу, особое место принадлежит пенитенциарным учреждениям. Они осуществляют карательное, воспитательное, профилактическое влияние на правонарушителей, оказывают содействие их ресоциализации.

Эффективность деятельности пенитенциарных учреждений во многом зависит от их сотрудников. Успешное выполнение ими функциональных обязанностей предусматривает наличие определенных профессионально важных качеств, в частности, так называемой стойкости к профессиональной деформации личности.

Очень остро эта проблема стоит перед работниками пенитенциарных учреждений, которые объективно в наибольшей мере испытают деформирующее влияние. Их служебная деятельность осуществляется, как правило, в виде продолжительного, систематического, содержательно насыщенного общения с осужденными.

Несмотря на тот факт, что исследованием профессиональной деформации занимались как отечественные (Т.А. Жалагина, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, А.К. Макарова и др.), так и зарубежные авторы (Д. Сивелл, Р. Блек, Н. Хайтину и др.), выявлены поведенческие критерии оценки проявления этого феномена (Э. Шев, Г. Сомодевилл, Г. Унковик и др.). Однако до сих пор остается актуальной задача теоретического и эмпирического исследования профессиональной деформации личности сотрудников пенитенциарной службы.

Исследования показывают, что профессиональная деформация представляет собой многоаспектное социальное явление, которое должно изучаться усилиями не только психологов, но и юристов.

Согласно Э.Ф. Зеер профессиональная деформация личности - постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности. Это выражается в росте агрессивности, неадекватности в восприятии людей и ситуаций, наконец, в потере вкуса к жизни. Порождает общую для многих проблему: падение (или утрату) способности к эффективному общению, самосовершенствованию, развитию [4].

Личностные деформации, характеризующиеся угасанием позитивных установок, усилением негативного отношения к себе или другим могут возникнуть, если человеку не удается преодолеть кризисное состояние «синдром эмоционального выгорания».

Согласно Н.Е. Водопьяновой синдром эмоционального выгорания - личностная деформация вследствие эмоционально затрудненных или напряженных отношений в системе «человек – человек»; «профессиональное выгорание» - негативные последствия межличностных рабочих коммуникаций (в контексте профессиональной деятельности) [2, 3].

В литературе выделяют фактор, обусловливающий синдром эмоционального сгорания - наличие психологически трудного контингента, с которым приходиться иметь дело профессионалу в сфере общения (тяжелые больные, конфликтные покупатели, «трудные» подростки, заключенные). «Выгорание» имеет прямое отношение к сохранению здоровья, психической устойчивости, надежности и профессиональному долголетию специалистов, включенных в длительные межличностные коммуникации [6].

«Выгорание» (в широком смысле) – «долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности» [2].

Согласно Н.В. Самоукиной профессиональный стресс - это напряженное состояние работника, возникающее у него при воз­действии эмоционально-отрицательных и экстремальных факто­ров, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью». К этому можно было бы добавить, что профессиональ­ный стресс — это также реакция на какие-то затруд­нения, выражающаяся в неспецифических действиях [7].

Существует много классификаций профессионального стресса, которые отличаются различной степенью детализации, однако, по мнению Ю.В. Щербатых, любой производственный стресс является эмоциональным, не зависимо от того, вызван ли он страхом совершить ошибку, стресс от несовпадения темпов общения работников, режима трудовой деятельности или внеорганизационные факторы (проблемы семейной жизни из-за сверхнормативных нагрузок на работе, корпоративной культуры предприятия, ограничение индивидуальной свободы и т.д.). Все факторы, вызывающие производственный стресс, по мнению автора, можно условно разделить на объективные (мало зависящие от личности работника) и субъективные (развитие которых больше зависит от самого человека) [8].

Основной задачей для предотвращения синдрома эмоционального выгорания как наиболее яркого проявления деформаций личности является формирование стрессоустойчивости.

Согласно Б.Х. Варданян стрессоустойчивость - особое взаимодействие всех компонентов психической деятельности, в том числе эмоциональных. Он пишет, что стрессоустойчивость «...можно более конкретно определить как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности».

Стрессоустойчивость (в широком смысле) - это самооценка способности и возможности преодоления экстремальной ситуации, связаная с ресурсом личности или запасом, потенциалом различных структурно-функциональных характеристик, обеспечивающих общие виды жизнедеятельности и специфические формы поведения, реагирования, адаптации и т.д. [1].

Формирование стрессоустойчивости – основа профилактики ПДЛ. Стрессоустойчивость обеспечивает гармоничное отношение между всеми компонентами психической деятельности человека, а значит, способствует успешному выполнению деятельности, в частности профессиональной. При успешном выполнении профессиональной деятельности, ПДЛ возникает крайне редко.

Кроме того, для предотвращения ПДЛ и синдрома эмоционального выгорания необходимо проводить профилактические мероприятия во избежание возникновения этих деформаций.

Целью психопрофилактики профессиональных деформаций личности – является устранение внешних и внутренних факторов, вредно отражающихся на психике человека, его акмеологическом потенциале и результатах профессиональной деятельности, и использование внешних и внутренних факторов, положительно влияющих на субъекта профессиональной деятельности и ее эффективность [4].

Литература

  1. Варданян Б.Х. Механизмы саморегуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы, и методы психологии. Психологические процессы. – М.: 1983.

  2. Водопьянова Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях // психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: СПбГУ, 2000. – 504 с. – С. 443 – 462.

  3. Жалагина Т.А. Монография: Профессиональная деформация преподавателя ВУЗа: структура и содержание. Тверь, 2002, с. 122.

  4. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М..: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с.

  5. Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. – Екатеринбург: УЕППУ, 2000. – 258 с.

  6. Пенитенциарная психология: Программа для высших учебных заведений МВД РФ / Под ред. А.И. Ушатикова. Рязань. 1995. С. 212.

  7. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: ЭКМОС. 2000. – 281 с.

  8. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.

Ю.А. Степанова, студентка IV курса

Научный руководитель - кандидат психологических наук,

ассистент Е.А. Кильмаева