Формирование стрессоустойчивости как основа профилактики профессиональной деформации личности сотрудников пенитенциарной службы
Необходимым условием функционирования любого государства, жизнедеятельности ее граждан является обеспечение правопорядка. В системе органов, которые решают эту сложную задачу, особое место принадлежит пенитенциарным учреждениям. Они осуществляют карательное, воспитательное, профилактическое влияние на правонарушителей, оказывают содействие их ресоциализации.
Эффективность деятельности пенитенциарных учреждений во многом зависит от их сотрудников. Успешное выполнение ими функциональных обязанностей предусматривает наличие определенных профессионально важных качеств, в частности, так называемой стойкости к профессиональной деформации личности.
Очень остро эта проблема стоит перед работниками пенитенциарных учреждений, которые объективно в наибольшей мере испытают деформирующее влияние. Их служебная деятельность осуществляется, как правило, в виде продолжительного, систематического, содержательно насыщенного общения с осужденными.
Несмотря на тот факт, что исследованием профессиональной деформации занимались как отечественные (Т.А. Жалагина, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, А.К. Макарова и др.), так и зарубежные авторы (Д. Сивелл, Р. Блек, Н. Хайтину и др.), выявлены поведенческие критерии оценки проявления этого феномена (Э. Шев, Г. Сомодевилл, Г. Унковик и др.). Однако до сих пор остается актуальной задача теоретического и эмпирического исследования профессиональной деформации личности сотрудников пенитенциарной службы.
Исследования показывают, что профессиональная деформация представляет собой многоаспектное социальное явление, которое должно изучаться усилиями не только психологов, но и юристов.
Согласно Э.Ф. Зеер профессиональная деформация личности - постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности. Это выражается в росте агрессивности, неадекватности в восприятии людей и ситуаций, наконец, в потере вкуса к жизни. Порождает общую для многих проблему: падение (или утрату) способности к эффективному общению, самосовершенствованию, развитию [4].
Личностные деформации, характеризующиеся угасанием позитивных установок, усилением негативного отношения к себе или другим могут возникнуть, если человеку не удается преодолеть кризисное состояние «синдром эмоционального выгорания».
Согласно Н.Е. Водопьяновой синдром эмоционального выгорания - личностная деформация вследствие эмоционально затрудненных или напряженных отношений в системе «человек – человек»; «профессиональное выгорание» - негативные последствия межличностных рабочих коммуникаций (в контексте профессиональной деятельности) [2, 3].
В литературе выделяют фактор, обусловливающий синдром эмоционального сгорания - наличие психологически трудного контингента, с которым приходиться иметь дело профессионалу в сфере общения (тяжелые больные, конфликтные покупатели, «трудные» подростки, заключенные). «Выгорание» имеет прямое отношение к сохранению здоровья, психической устойчивости, надежности и профессиональному долголетию специалистов, включенных в длительные межличностные коммуникации [6].
«Выгорание» (в широком смысле) – «долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности» [2].
Согласно Н.В. Самоукиной профессиональный стресс - это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью». К этому можно было бы добавить, что профессиональный стресс — это также реакция на какие-то затруднения, выражающаяся в неспецифических действиях [7].
Существует много классификаций профессионального стресса, которые отличаются различной степенью детализации, однако, по мнению Ю.В. Щербатых, любой производственный стресс является эмоциональным, не зависимо от того, вызван ли он страхом совершить ошибку, стресс от несовпадения темпов общения работников, режима трудовой деятельности или внеорганизационные факторы (проблемы семейной жизни из-за сверхнормативных нагрузок на работе, корпоративной культуры предприятия, ограничение индивидуальной свободы и т.д.). Все факторы, вызывающие производственный стресс, по мнению автора, можно условно разделить на объективные (мало зависящие от личности работника) и субъективные (развитие которых больше зависит от самого человека) [8].
Основной задачей для предотвращения синдрома эмоционального выгорания как наиболее яркого проявления деформаций личности является формирование стрессоустойчивости.
Согласно Б.Х. Варданян стрессоустойчивость - особое взаимодействие всех компонентов психической деятельности, в том числе эмоциональных. Он пишет, что стрессоустойчивость «...можно более конкретно определить как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности».
Стрессоустойчивость (в широком смысле) - это самооценка способности и возможности преодоления экстремальной ситуации, связаная с ресурсом личности или запасом, потенциалом различных структурно-функциональных характеристик, обеспечивающих общие виды жизнедеятельности и специфические формы поведения, реагирования, адаптации и т.д. [1].
Формирование стрессоустойчивости – основа профилактики ПДЛ. Стрессоустойчивость обеспечивает гармоничное отношение между всеми компонентами психической деятельности человека, а значит, способствует успешному выполнению деятельности, в частности профессиональной. При успешном выполнении профессиональной деятельности, ПДЛ возникает крайне редко.
Кроме того, для предотвращения ПДЛ и синдрома эмоционального выгорания необходимо проводить профилактические мероприятия во избежание возникновения этих деформаций.
Целью психопрофилактики профессиональных деформаций личности – является устранение внешних и внутренних факторов, вредно отражающихся на психике человека, его акмеологическом потенциале и результатах профессиональной деятельности, и использование внешних и внутренних факторов, положительно влияющих на субъекта профессиональной деятельности и ее эффективность [4].
Литература
Варданян Б.Х. Механизмы саморегуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы, и методы психологии. Психологические процессы. – М.: 1983.
Водопьянова Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях // психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: СПбГУ, 2000. – 504 с. – С. 443 – 462.
Жалагина Т.А. Монография: Профессиональная деформация преподавателя ВУЗа: структура и содержание. Тверь, 2002, с. 122.
Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М..: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с.
Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. – Екатеринбург: УЕППУ, 2000. – 258 с.
Пенитенциарная психология: Программа для высших учебных заведений МВД РФ / Под ред. А.И. Ушатикова. Рязань. 1995. С. 212.
Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: ЭКМОС. 2000. – 281 с.
Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.
Ю.А. Степанова, студентка IV курса
Научный руководитель - кандидат психологических наук,
ассистент Е.А. Кильмаева
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- Актуальные проблемы социальной психологии
- Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- III. Будущее клинической психологии
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Приобщение вузовской молодежи к научной деятельности как ресурс развития общества
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Совладающее со стрессом поведение в профессиональной деятельности шахтеров
- Эмоциональный интеллект в деятельности современных менеджеров
- Психологические особенности профессионально-личностного развития педагога дошкольного образования
- Мандала как инструмент взаимодействия с внутренним миром. Психологические особенности рисования в круге
- Демотивация персонала: сущность, этапы, факторы
- Уроки здоровья в общеобразовательной школе как фактор психологического сопровождения
- Генезис и эволюция педагогических воззрений к.Н. Вентцеля
- Особенности социальной компетентности у подростков группы «риска»
- Специфика деятельности мастеров-консультантов автосервисных центров
- Мотивация и самомотивация к обучению
- Знания — Мышление — Способности — Умения — Навыки — Мастерство
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- I. Актуальные проблемы социальной психологии
- Оценка качества жизни у студенческой молодежи
- Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольников
- Представления о любви у современной молодежи
- Представления современной молодёжи об идеальных типах юноши и девушки
- Деятельность рекламных агентств в контексте синергетического влияния рекламы на личность потребителя
- Социально-психологические компоненты профессионального здоровья спасателей мчс
- II. Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- К вопросу об оценке уровня профессиональной компетентности студентов-психологов
- Детерминанты успешности профессиональной деятельности дистрибьюторов в сфере прямых продаж
- Опыт составления профессиограммы дежурного пульта централизованного управления Управления вневедомственной охраны Министерства внутренних дел (пцу уво мвд)
- Агрессия как профессионально обусловленная деформация личности педагога
- Дикова в.В. Проявление агрессии в профессиональной деятельности учителя. – Екатеринбург, 2005г.
- В.П. Зинченко и б.Г. Мещеряков Большой психологический словарь. – м.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.
- Психическая саморегуляция деятельности, как основной показатель её эффективности
- Эмоциональное выгорание в деятельности операторов call-центра
- Влияние трудовой мотивации на эффективность деятельности сотрудников овд
- Формирование стрессоустойчивости как основа профилактики профессиональной деформации личности сотрудников пенитенциарной службы
- Проблема эффективности использования рабочего времени сотрудниками организации
- Стрессоустойчивость как профессионально важное качество субъекта труда
- Социальная, профессиональная адаптация как составляющие процесса труда
- Взаимосвязь трудовой мотивации и креативности учителей средней образовательной школы
- Проблема выученной беспомощности у осужденных
- Актуальные вопросы изучения регуляторов труда субъекта педагогической деятельности
- III. Будущее клинической психологии
- Значение эмпатии в регуляции поведения у больных шизофренией
- Ю. А. Коряпина, студентка V курса
- Научный руководитель – кандидат психологических наук,
- Доцент т.М. Васильева
- Драматерапия для лиц, страдающих шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением (адн)
- Андерсен-Уоррен м., Грейнджер р., Драматерапия. Практикум по психотерапии. СПб, 2001
- Консультирование лиц, находящихся в кризисной ситуации
- Взаимосвязь деперсонализационно-дереализационного синдрома с общим, социальным, эмоциональным интеллектом и аффективным расстройством (тревогой)
- Сравнительное исследование эмоционально-волевой регуляции поведения осужденных мужского пола совершивших корыстные и корыстно-насильственные преступления
- Особенности я-концепции у больных шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- Эффективность технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями (на примере гбу «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Тверь)
- Иерархия профессиональных ценностей у будущих социальных работников на этапе вузовского обучения
- Приоритетные личностные ценности будущих социальных работников
- Социально-психологическая помощь незанятому населению: реализация программы
- Алкоголизм в подростковой среде
- Деятельность социального педагога по формированию этнокультурной компетентности подростков в полиэтнической образовательной среде
- Психосоциальная поддержка граждан пожилого возраста
- Социальная адаптация к гражданской жизни военнослужащих, уволенных в запас
- Социальная работа с детьми-инвалидами
- Гендерные особенности ценностного отношения к семье у старшеклассников
- Личностные особенности при интернет-зависимости
- Воздействие телевидения на дезадаптированных подростков
- Молодая семья как объект социальной работы
- Социальная деятельность церкви и государства в вопросах укрепления семьи
- Социальный патронаж как перспективная форма поддержки молодой семьи
- Репродуктивная сфера студенческой семьи
- Программа профилактики профессиональных деформаций специалистов по социальной работе
- Социальная работа с подростками девиантного поведения
- Факторы, оказывающие негативное влияние на процесс социализации ребенка
- Социальная безопасность в системе социальной работы
- Актуальные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей в современной России
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Гендерные особенности агрессивного поведения подростков
- Терапевтическое воздействие искусства на человека
- Влияние мультипликационных фильмов на поведение детей младшего школьного возраста
- Когнитивные и эмоционально-поведенческие особенности подростков, выбирающих определённые виды компьютерных игр
- Внимание и его психологические особенности
- Особенности и различия в мотивационной сфере студентов-психологов и студентов-экологов
- Взаимосвязь стилей общения с типами темперамента
- Взаимосвязь уровня тревожности и уровня жизненной стратегии личности
- Особенности личности подростков с делинквентным поведением
- Юношеский возраст и кризис идентичности
- Развитие ребенка в дошкольный период
- Систематическая десенсибилизация как метод эффективного психокоррекционного воздействия на личность, пребывающую в состоянии фрустрации
- Взаимосвязь агрессии и тревожности в подростковом возрасте
- Роль саморегуляции в становлении характера
- Сравнительный анализ процесса запоминания
- Подростковый возраст как этап формирования личности
- Игра как средство развития нравственной сферы дошкольников
- Воображение и творчество
- Исследование структуры личности
- Взаимосвязь характера, механизмов психологической защиты и фрустрационных реакций
- Эмоции и личность
- Развитие творческого мышления
- Эмоции и деятельность человека
- Связь индивидуальных способностей и темперамента личности
- Эмоциональные нарушения у детей и способы их коррекции на примере
- Дидактическая игра в развитии младших школьников
- Развитие речи и мелкой моторики в дошкольном возрасте
- Взаимосвязь темперамента и толерантности человека
- Теории памяти
- Особенности организации учебного процесса с учётом индивидуального латерального профиля
- Функции и виды эмоций у человека
- Характер в общей психологии. Акцентуации характера
- Влияние темперамента на эффективность деятельности
- Эстетическая деятельность как средство развития психических функций у детей дошкольного возраста
- Особенности восприятия детьми-дошкольниками художественных произведений
- Эмоции в жизни человека
- Игра - ведущая деятельность в развитии ребенка
- Речь как психологический процесс
- Факторы, влияющие на формирование отклонений в поведении подростков
- Период новорожденности