logo search
СБОРНИК СТУДЕНЧЕСКИХ СТАТЕЙ 2012

Представления о любви у современной молодежи

Любовь – один из сложных и значимых феноменов человеческих отношений. Тема любви прослеживается от трактатов древнегреческих философов, встречается в христианской этике, остается актуальной и в наши дни. В психологии исследованиями любви и любовных отношений занимались известные ученые: З.Фрейд, К.Г.Юнг, Э.Фромм, К.Хорни, К.Э.Изард, Т.Н.Горобец, М.И.Розенова и другие.

В различных теоретических источниках встречаются разные определения любви. Советский энциклопедический словарь толкует понятие «любовь» как интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею [9, c.743] Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова дает понятие любви как чувства «самоотверженной и искренней привязанности» [6, c.336]. Встречаются нечеткие и размытые определения, так например у Ф.Альберони: «Любовь – это открытие чего-то такого, что оказывается сильнее нас» [1, c.13] или Э.Берна в книге «Секс в человеческой любви»: «Любовь – это отношение Ребенок-Ребенок…» [3, c.157] 3.Фрейд дает свою трактовку, беря только сексуальный аспект: «...Суть того, что мы называем любовью… половая любовь с конечной целью полового совокупления» [10, c.448]. Российский этолог, автор «Трактата о любви, как ее понимает жуткий зануда» Протопопов А.И. приводит этологическое определение, беря за основу инстинкт: «… любовь, как сильнейшее из чувств, является голосом того самого первобытийного инстинкта, который заставляет предпочитать для спаривания наилучшую особь другого пола» [7, c.304].

В психологии наиболее часто понятие любви трактуется как высокая степень эмоционально-положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта (любовь к родителям, матери, музыке, детям и т. д.) [8, c.198]. Колесов Д.В. дает определение любви не только с точки зрения системы человек-человек, но также и вещей, и объектов: «Любовь- это форма отношения человека к какому-либо объекту (не только к другому человеку), избирательное тяготение и избирательное сосредоточение душевных сил, психической активности, концентрация их на одном объекте, захватывающие личность целиком или существенную ее сферу. При этом любовь выделяет свой объект в качестве единственно возможного – вообще или в течение определенного времени» [5, c.192]. Горобец Т.Н. дает определение, исключая объекты, но затрагивая физиологический аспект: «Любовь — интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями, выражающееся в социально формируемом стремлении своими личностно значимыми чертами с максимальной полнотой быть представленным в жизнедеятельности другого человека таким образом, чтобы пробуждать у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости» [4, c.231].

На данный момент мы имеем множество определений понятия любовь. Некоторые ученые уделяют огромное внимание физиологическому аспекту любовных отношений, другие говорят о наличии положительного эмоционального отношения к другому человеку, третьи главным в любви считают сильную привязанность и т.д.

Таким образом, на протяжении долгого времени любовь была и остается предметом острых дискуссий в науке, искусстве, религии, а также в обыденном познания.

Наше исследование посвящено изучению социальных представлений о любви у современной молодежи.

Классическое определение социального представления дано C. Московичи и рядом его сотрудников. Московичи понимает под социальным представлением сеть понятий, утверждений и объяснений, рождающихся в повседневной жизни в ходе межличностной коммуникации [2, c. 108].

Одной из задач нашего исследования было выявление различий в социальных представлениях о любви у юношей и девушек.

Испытуемым была предложена анкета, открытые вопросы которой касались определения понятия «любовь», описания главных качеств любимого человека, роли сексуальных отношений в любви. Полученные данные были обработаны методом контент-анализа.

На вопрос, «любовь для вас – это…», 35% респондентов ответили, что «любовь – это доверительные отношения двух людей, основанные на взаимопонимании, поддержке, заботе». Также распространено мнение о том, что «любовь – это превосходное, светлое чувство, которое невозможно объяснить и передать словами». Девушки в отличие от юношей чаще отождествляют понятия любовь и счастье. Интересным представляется тот факт, что некоторые испытуемые не верят в любовь как таковую, смешивают понятия любви и дружбы или вообще рассматривают данное чувство как нечто отрицательное («зло, темнота, бред»).

Несмотря на то, что в современном обществе таким качествам человека, как доброта, отзывчивость, искренность, верность и т.д. уже не уделяется должного внимания, почти 80% опрошенных считают их главными в любимом человеке. Однако большинство юношей помимо психологических качеств выделяют и физические параметры («красивая, сексуальная»), которые, по их мнению, не менее важны в выборе «второй половинки». Девушки же, напротив, считают, что очень важным качеством мужчины является ум, интеллектуальные способности. Примерно 5 % молодых людей считают значимым отношение любимого человека к ним («чтобы меня любил(а)»).

Большинство юношей считают, что сексуальные отношения играют главную роль в любви, а вот девушки склоняются к ответу «немаловажную роль». Однако, и те, и другие упоминают о том, что интимные отношения – это проявление любви, способ самораскрытия и познания любимого человека.

Таким образом, в нашей работе мы попытались осветить главные моменты, на которых строятся социальные представления молодых людей о любви в современном обществе. Важно отметить, что современная молодежь отводит любви далеко не последнее место, уделяя огромное внимание взаимопониманию и взаимоподдержке в отношениях между мужчиной и женщиной. Очень многие задумываются над конкретными качествами своего будущего спутника жизни.

Тема любви очень актуальна в современном обществе, однако это понятие еще изучено не до конца, много спорных и неясных моментов. В связи с этим необходимо дальнейшее изучение любви на теоретическом уровне, а также разработка практических рекомендаций для молодых людей касающихся успешного межличностного взаимодействия, учета психологических особенностей человека при выборе партнера.

Литература

  1. Альберони Ф. Дружба и любовь.- М., 1991

  2. Андреева Г.М. Психология социального познания. Учебное пособие, Гриф Минобр., 2004

  3. Берн Э. Секс в человеческой любви/ Пер с англ М.П. Папуша.- М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000

  4. Горобец, Т.Н. Любовь – духовная потребность в реализации жизненной стратегии //Мир психологии, 2006, №1

  5. Колесов Д.В. Пол и секс в современном обществе.- М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001

  6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.- 4-е изд., доп.-М., 1999

  7. Протопопов А. Трактат о любви, как ее понимает жуткий зануда.- М.: Изд-во «КСП+», 2002

  8. Психология: Словарь/Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.-2-е изд., испр. и доп.- М., 1990

  9. Советский энциклопедический словарь/Под ред. А.М. Прохорова.- М., 1984

  10. Фрейд З. Психоаналитические этюды/З. Фрейд.- Минск, 1996

Д. Разумова, студентка II курса факультета управления и социологии ТвГУ

Научный руководитель – кандидат психологических наук,

доцент С.Б. Калинина