Представления о любви у современной молодежи
Любовь – один из сложных и значимых феноменов человеческих отношений. Тема любви прослеживается от трактатов древнегреческих философов, встречается в христианской этике, остается актуальной и в наши дни. В психологии исследованиями любви и любовных отношений занимались известные ученые: З.Фрейд, К.Г.Юнг, Э.Фромм, К.Хорни, К.Э.Изард, Т.Н.Горобец, М.И.Розенова и другие.
В различных теоретических источниках встречаются разные определения любви. Советский энциклопедический словарь толкует понятие «любовь» как интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею [9, c.743] Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова дает понятие любви как чувства «самоотверженной и искренней привязанности» [6, c.336]. Встречаются нечеткие и размытые определения, так например у Ф.Альберони: «Любовь – это открытие чего-то такого, что оказывается сильнее нас» [1, c.13] или Э.Берна в книге «Секс в человеческой любви»: «Любовь – это отношение Ребенок-Ребенок…» [3, c.157] 3.Фрейд дает свою трактовку, беря только сексуальный аспект: «...Суть того, что мы называем любовью… половая любовь с конечной целью полового совокупления» [10, c.448]. Российский этолог, автор «Трактата о любви, как ее понимает жуткий зануда» Протопопов А.И. приводит этологическое определение, беря за основу инстинкт: «… любовь, как сильнейшее из чувств, является голосом того самого первобытийного инстинкта, который заставляет предпочитать для спаривания наилучшую особь другого пола» [7, c.304].
В психологии наиболее часто понятие любви трактуется как высокая степень эмоционально-положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта (любовь к родителям, матери, музыке, детям и т. д.) [8, c.198]. Колесов Д.В. дает определение любви не только с точки зрения системы человек-человек, но также и вещей, и объектов: «Любовь- это форма отношения человека к какому-либо объекту (не только к другому человеку), избирательное тяготение и избирательное сосредоточение душевных сил, психической активности, концентрация их на одном объекте, захватывающие личность целиком или существенную ее сферу. При этом любовь выделяет свой объект в качестве единственно возможного – вообще или в течение определенного времени» [5, c.192]. Горобец Т.Н. дает определение, исключая объекты, но затрагивая физиологический аспект: «Любовь — интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями, выражающееся в социально формируемом стремлении своими личностно значимыми чертами с максимальной полнотой быть представленным в жизнедеятельности другого человека таким образом, чтобы пробуждать у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости» [4, c.231].
На данный момент мы имеем множество определений понятия любовь. Некоторые ученые уделяют огромное внимание физиологическому аспекту любовных отношений, другие говорят о наличии положительного эмоционального отношения к другому человеку, третьи главным в любви считают сильную привязанность и т.д.
Таким образом, на протяжении долгого времени любовь была и остается предметом острых дискуссий в науке, искусстве, религии, а также в обыденном познания.
Наше исследование посвящено изучению социальных представлений о любви у современной молодежи.
Классическое определение социального представления дано C. Московичи и рядом его сотрудников. Московичи понимает под социальным представлением сеть понятий, утверждений и объяснений, рождающихся в повседневной жизни в ходе межличностной коммуникации [2, c. 108].
Одной из задач нашего исследования было выявление различий в социальных представлениях о любви у юношей и девушек.
Испытуемым была предложена анкета, открытые вопросы которой касались определения понятия «любовь», описания главных качеств любимого человека, роли сексуальных отношений в любви. Полученные данные были обработаны методом контент-анализа.
На вопрос, «любовь для вас – это…», 35% респондентов ответили, что «любовь – это доверительные отношения двух людей, основанные на взаимопонимании, поддержке, заботе». Также распространено мнение о том, что «любовь – это превосходное, светлое чувство, которое невозможно объяснить и передать словами». Девушки в отличие от юношей чаще отождествляют понятия любовь и счастье. Интересным представляется тот факт, что некоторые испытуемые не верят в любовь как таковую, смешивают понятия любви и дружбы или вообще рассматривают данное чувство как нечто отрицательное («зло, темнота, бред»).
Несмотря на то, что в современном обществе таким качествам человека, как доброта, отзывчивость, искренность, верность и т.д. уже не уделяется должного внимания, почти 80% опрошенных считают их главными в любимом человеке. Однако большинство юношей помимо психологических качеств выделяют и физические параметры («красивая, сексуальная»), которые, по их мнению, не менее важны в выборе «второй половинки». Девушки же, напротив, считают, что очень важным качеством мужчины является ум, интеллектуальные способности. Примерно 5 % молодых людей считают значимым отношение любимого человека к ним («чтобы меня любил(а)»).
Большинство юношей считают, что сексуальные отношения играют главную роль в любви, а вот девушки склоняются к ответу «немаловажную роль». Однако, и те, и другие упоминают о том, что интимные отношения – это проявление любви, способ самораскрытия и познания любимого человека.
Таким образом, в нашей работе мы попытались осветить главные моменты, на которых строятся социальные представления молодых людей о любви в современном обществе. Важно отметить, что современная молодежь отводит любви далеко не последнее место, уделяя огромное внимание взаимопониманию и взаимоподдержке в отношениях между мужчиной и женщиной. Очень многие задумываются над конкретными качествами своего будущего спутника жизни.
Тема любви очень актуальна в современном обществе, однако это понятие еще изучено не до конца, много спорных и неясных моментов. В связи с этим необходимо дальнейшее изучение любви на теоретическом уровне, а также разработка практических рекомендаций для молодых людей касающихся успешного межличностного взаимодействия, учета психологических особенностей человека при выборе партнера.
Литература
Альберони Ф. Дружба и любовь.- М., 1991
Андреева Г.М. Психология социального познания. Учебное пособие, Гриф Минобр., 2004
Берн Э. Секс в человеческой любви/ Пер с англ М.П. Папуша.- М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000
Горобец, Т.Н. Любовь – духовная потребность в реализации жизненной стратегии //Мир психологии, 2006, №1
Колесов Д.В. Пол и секс в современном обществе.- М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.- 4-е изд., доп.-М., 1999
Протопопов А. Трактат о любви, как ее понимает жуткий зануда.- М.: Изд-во «КСП+», 2002
Психология: Словарь/Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.-2-е изд., испр. и доп.- М., 1990
Советский энциклопедический словарь/Под ред. А.М. Прохорова.- М., 1984
Фрейд З. Психоаналитические этюды/З. Фрейд.- Минск, 1996
Д. Разумова, студентка II курса факультета управления и социологии ТвГУ
Научный руководитель – кандидат психологических наук,
доцент С.Б. Калинина
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- Актуальные проблемы социальной психологии
- Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- III. Будущее клинической психологии
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Приобщение вузовской молодежи к научной деятельности как ресурс развития общества
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Совладающее со стрессом поведение в профессиональной деятельности шахтеров
- Эмоциональный интеллект в деятельности современных менеджеров
- Психологические особенности профессионально-личностного развития педагога дошкольного образования
- Мандала как инструмент взаимодействия с внутренним миром. Психологические особенности рисования в круге
- Демотивация персонала: сущность, этапы, факторы
- Уроки здоровья в общеобразовательной школе как фактор психологического сопровождения
- Генезис и эволюция педагогических воззрений к.Н. Вентцеля
- Особенности социальной компетентности у подростков группы «риска»
- Специфика деятельности мастеров-консультантов автосервисных центров
- Мотивация и самомотивация к обучению
- Знания — Мышление — Способности — Умения — Навыки — Мастерство
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- I. Актуальные проблемы социальной психологии
- Оценка качества жизни у студенческой молодежи
- Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольников
- Представления о любви у современной молодежи
- Представления современной молодёжи об идеальных типах юноши и девушки
- Деятельность рекламных агентств в контексте синергетического влияния рекламы на личность потребителя
- Социально-психологические компоненты профессионального здоровья спасателей мчс
- II. Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- К вопросу об оценке уровня профессиональной компетентности студентов-психологов
- Детерминанты успешности профессиональной деятельности дистрибьюторов в сфере прямых продаж
- Опыт составления профессиограммы дежурного пульта централизованного управления Управления вневедомственной охраны Министерства внутренних дел (пцу уво мвд)
- Агрессия как профессионально обусловленная деформация личности педагога
- Дикова в.В. Проявление агрессии в профессиональной деятельности учителя. – Екатеринбург, 2005г.
- В.П. Зинченко и б.Г. Мещеряков Большой психологический словарь. – м.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.
- Психическая саморегуляция деятельности, как основной показатель её эффективности
- Эмоциональное выгорание в деятельности операторов call-центра
- Влияние трудовой мотивации на эффективность деятельности сотрудников овд
- Формирование стрессоустойчивости как основа профилактики профессиональной деформации личности сотрудников пенитенциарной службы
- Проблема эффективности использования рабочего времени сотрудниками организации
- Стрессоустойчивость как профессионально важное качество субъекта труда
- Социальная, профессиональная адаптация как составляющие процесса труда
- Взаимосвязь трудовой мотивации и креативности учителей средней образовательной школы
- Проблема выученной беспомощности у осужденных
- Актуальные вопросы изучения регуляторов труда субъекта педагогической деятельности
- III. Будущее клинической психологии
- Значение эмпатии в регуляции поведения у больных шизофренией
- Ю. А. Коряпина, студентка V курса
- Научный руководитель – кандидат психологических наук,
- Доцент т.М. Васильева
- Драматерапия для лиц, страдающих шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением (адн)
- Андерсен-Уоррен м., Грейнджер р., Драматерапия. Практикум по психотерапии. СПб, 2001
- Консультирование лиц, находящихся в кризисной ситуации
- Взаимосвязь деперсонализационно-дереализационного синдрома с общим, социальным, эмоциональным интеллектом и аффективным расстройством (тревогой)
- Сравнительное исследование эмоционально-волевой регуляции поведения осужденных мужского пола совершивших корыстные и корыстно-насильственные преступления
- Особенности я-концепции у больных шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- Эффективность технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями (на примере гбу «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Тверь)
- Иерархия профессиональных ценностей у будущих социальных работников на этапе вузовского обучения
- Приоритетные личностные ценности будущих социальных работников
- Социально-психологическая помощь незанятому населению: реализация программы
- Алкоголизм в подростковой среде
- Деятельность социального педагога по формированию этнокультурной компетентности подростков в полиэтнической образовательной среде
- Психосоциальная поддержка граждан пожилого возраста
- Социальная адаптация к гражданской жизни военнослужащих, уволенных в запас
- Социальная работа с детьми-инвалидами
- Гендерные особенности ценностного отношения к семье у старшеклассников
- Личностные особенности при интернет-зависимости
- Воздействие телевидения на дезадаптированных подростков
- Молодая семья как объект социальной работы
- Социальная деятельность церкви и государства в вопросах укрепления семьи
- Социальный патронаж как перспективная форма поддержки молодой семьи
- Репродуктивная сфера студенческой семьи
- Программа профилактики профессиональных деформаций специалистов по социальной работе
- Социальная работа с подростками девиантного поведения
- Факторы, оказывающие негативное влияние на процесс социализации ребенка
- Социальная безопасность в системе социальной работы
- Актуальные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей в современной России
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Гендерные особенности агрессивного поведения подростков
- Терапевтическое воздействие искусства на человека
- Влияние мультипликационных фильмов на поведение детей младшего школьного возраста
- Когнитивные и эмоционально-поведенческие особенности подростков, выбирающих определённые виды компьютерных игр
- Внимание и его психологические особенности
- Особенности и различия в мотивационной сфере студентов-психологов и студентов-экологов
- Взаимосвязь стилей общения с типами темперамента
- Взаимосвязь уровня тревожности и уровня жизненной стратегии личности
- Особенности личности подростков с делинквентным поведением
- Юношеский возраст и кризис идентичности
- Развитие ребенка в дошкольный период
- Систематическая десенсибилизация как метод эффективного психокоррекционного воздействия на личность, пребывающую в состоянии фрустрации
- Взаимосвязь агрессии и тревожности в подростковом возрасте
- Роль саморегуляции в становлении характера
- Сравнительный анализ процесса запоминания
- Подростковый возраст как этап формирования личности
- Игра как средство развития нравственной сферы дошкольников
- Воображение и творчество
- Исследование структуры личности
- Взаимосвязь характера, механизмов психологической защиты и фрустрационных реакций
- Эмоции и личность
- Развитие творческого мышления
- Эмоции и деятельность человека
- Связь индивидуальных способностей и темперамента личности
- Эмоциональные нарушения у детей и способы их коррекции на примере
- Дидактическая игра в развитии младших школьников
- Развитие речи и мелкой моторики в дошкольном возрасте
- Взаимосвязь темперамента и толерантности человека
- Теории памяти
- Особенности организации учебного процесса с учётом индивидуального латерального профиля
- Функции и виды эмоций у человека
- Характер в общей психологии. Акцентуации характера
- Влияние темперамента на эффективность деятельности
- Эстетическая деятельность как средство развития психических функций у детей дошкольного возраста
- Особенности восприятия детьми-дошкольниками художественных произведений
- Эмоции в жизни человека
- Игра - ведущая деятельность в развитии ребенка
- Речь как психологический процесс
- Факторы, влияющие на формирование отклонений в поведении подростков
- Период новорожденности