logo search
СБОРНИК СТУДЕНЧЕСКИХ СТАТЕЙ 2012

Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольников

Исследование эмоционального благополучия ребенка обусловлено научными и практическими предпосылками.

Научный интерес исследования эмоционального благополучия заключается в неоднозначности понимания этого феномена, раскрытии его структурных составляющих, показателей и детерминант.

Запросы практики диктуют решение задач связанных с гармоничным развитием личности ребенка, формированием и в ряде случаев коррекцией особенностей межличностного взаимодействия дошкольника с ровесниками и значимыми старшими в семье и вне семьи, отношением дошкольника к окружающему миру в целом. Всё это детерминируется эмоциональным благополучием ребенка, раскрывающимся через эмоциональное поведение и эмоциональное отношение к семье.

Под эмоциональным благополучием понимается устойчиво - положительное, комфортно - эмоциональное состояние ребенка, являющееся основой субъективной оценки действительности и детского поведения. Исследованием этого феномена занимались как отечественные, так и зарубежные ученые Л.А. Абрамян, М.И. Лисина, Т.А. Репина, А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, И.Ю. Ильина, Г.А. Свердлова, Е.П. Арнаутова, А.Г.Маслоу, Э.Эриксон. [6,7, 8,11]

Влияние родителей на развитие ребенка дошкольного возраста очень велико. Исследованием детско-родительских отношений в отечественной и зарубежной психологии занимались ученые Божович Л.И., Выготский Л.С., Дубровина И.В., Лисина М.И., Леонтьев А.Н., В.С.Мухина, Эльконин Д.Б, З. Холл, А. Фрейд, К. Хорни, Дж. Боулби, Э. Эриксона, М. Айнсворта и многие другие.[ 1,2,3,5,10]

Несмотря на богатый накопленный опыт, в подобного рода исследованиях не упоминается детерминация эмоционального благополучия ребенка особенностями взаимоотношений детей и родителей в рамках семьи.

Однако именно в этот период детского онтогенеза основная функция семьи состоит в создании условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие дошкольника. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов. Хорошие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы отношения и поведения.

Результаты исследования имеют большое практическое значение и могут быть полезны в деятельности психологов консультантов работающих с детьми и семьями для коррекции детско–родительских отношений и повышения эмоционального благополучия дошкольника.

Литература

  1. Айнсворт М. Привязанность за порогом младенчества // Детство идеальное и настоящее / Под ред. Е.Р. Слободской. Новосибирск, 1994.

  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,1968. – 296с.

  3. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. – М., 1982.- т.4.

  4. Дошкольная педагогика. Детство пресс – Петербургский научно-практический журнал №5 2006

  5. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология. – М., Академия, 2000. 329 с.

  6. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника.-М.: Академия, 2003,- 176 с.

  7. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.: Воронеж, 1997.- 216с.

  8. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 1999. 566с.

  9. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений.-М.: Академия, 2006,- 336 с.

  10. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.

  11. Эриксон Э. Детство и общество. СПб, 1996.

Ю.А. Макарова, студентка IV курса

Научный руководитель – кандидат психологических наук,

доцент Е.Д. Короткина