logo search
СБОРНИК СТУДЕНЧЕСКИХ СТАТЕЙ 2012

Систематическая десенсибилизация как метод эффективного психокоррекционного воздействия на личность, пребывающую в состоянии фрустрации

Систематическая десенсибилизация является одним из основных методов коррекции в рамках поведенческого подхода в форме поведенческой терапии, которая использует принципы бихевиоризма при определении психотерапевтической стратегии. [4]

Данный метод был разработан в конце 50-х гг. Д. Вольпе для преодоления состояний повышенной тревожности и фобических реакций. Состояние повышенной тревожности можно подавить с помощью принципа реципрокного подавления, суть которого состоит в том, чтобы реакцию, противоположную тревожности вызвать стимулами тревожность создающими. Стимулы, с помощью которых создается данный эффект, располагаются иерархично от самого слабого к самому сильному. В таком случае тревожность подавляется предшествующим состоянием релаксации.

Если обучить человека глубокой мышечной релаксации и в этом состоянии вызвать у него состояние все большей тревожности, произойдет десенсибилизация (уменьшение чувствительности) клиента к реальным стимулам, вызывающим страх.

Итак, в связи с вышесказанным, мы можем дать такое определение данному методу:

Метод систематической десенсибилизации – метод систематического постепенного уменьшения сензитивности человека к предметам, событиям или явлениям, вызывающим тревожность, а следовательно и уменьшение уровня тревожности по отношению к этим объектам. [3, с. 217]

Несомненно, систематическая десенсибилизация является наилучшим методом для разрешения фрустрации, т.е. психического состояния вследствие реальных или предполагаемых препятствий на пути к удовлетворению потребности человека. Взрослым людям и подросткам после глубокой релаксации предлагают представить в воображении ситуации, порождающие все большую тревожность.

Иерархии стимулов бывают двух видов: пространственно-временная и тематическая. В пространственно-временной иерархии упор делается на постепенное приближение во времени (начиная от нескольких лет и заканчивая самой ситуацией) тревожной ситуации. Во втором случае последовательно связаны различные объекты одной проблемной ситуации, прогрессивно увеличивающие тревожность. Это способствует умению клиента подавлять тревожность при встрече с широким кругом ситуаций. [3, с. 219]

Если иерархия стимулов составлена правильно, то клиент при её представлении не чувствует тревожности вообще. Желательно, чтобы по мере прохождения иерархии стимулов они выносились и в реальную жизнь клиента, для наиболее эффективного избавления от тревожности.

Фрустрация сама по себе вызывает немалый стресс, а для некоторых людей может служить причиной постоянной тревожности. Естественно, клиент должен доверять психотерапевту, оценивать свои возможности, особенно возможности своей психики, а также хотеть избавиться от своих тревожных состояний, т.к. без желания самого человека избавление невозможно.

Клиент должен быть готовым к длительной терапии. Результат будет виден в зависимости от степени фрустрации. Сеансы могут проходить от нескольких недель до нескольких месяцев. Терапия завершается тогда, когда самый сильный стимул перестает вызывать у клиента страх и тревожность.

Литература

  1. Богданович В.Н. Психокоррекция в повседневной жизни: СПб.: РЕСПЕКС, 1994. – 432 с.

  2. Колесникова Т.И. Психологический мир личности и его безопасность. - М.: Изд-во Владос-Пресс, 2001. – 176 с.

  3. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.: СФЕРА, 2002 г. - 510 с.

  4. Осипова А.А. Введение в теорию психокоррекции.: Изд. МПСИ, 2000 г. – 320 с.

  5. Психология личности. Учебное пособие / под ред. проф. П. Н. Ермакова, проф. В. А. Лабунской. — М.: Эксмо, 2007 — 653с. — (Образовательный стандарт).

К.Д. Запруцкая,студент IV курса

Научный руководитель – кандидат психологических наук,

доцент Л. Ж. Караванова