logo search
СБОРНИК СТУДЕНЧЕСКИХ СТАТЕЙ 2012

Воображение и творчество

Воображение и творчество, как психические процессы, не просто участвуют в познавательной деятельности и развиваются в ней, но и сами представляют особые виды деятельности.

Влияние воображения и творчества на развитие познавательных процессов велико, так как включает активность направленную на создание нереальности, фантастичности, новизны продуктов творческого или иного воображения. Достигается это за счет непривычного сочетания известных элементов, включая изменение их пропорций [1, с. 100].

Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью [4,81с.].

Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым "психическим" из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.

Воображение — это присущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение часто называют фантазией. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача — представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий [2, с. 100].

Однако феномен воображения остается загадочным и в наши дни.

Человечеству до сих пор почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. Вопросы о том, где в мозгу человека локализовано воображение, с работой каких известных нам нервных структур оно связано, сегодня еще не разгаданы [3, с. 200].

Воображение обеспечивает познание, когда неопределенность ситуации весьма велика. Это общее значение функции воображения и у детей, и у взрослых.

Внутренняя сущность человека, со всеми её изгибами и неожиданностями, до сих пор остаётся самой неразгаданной загадкой, поэтому раскрыть глубины этой тайны — сложнейшая задача. Как в настоящем, так и в прошлых столетиях творческая активность человека несёт в себе не просто его личностное развитие, но и прогресс, создаёт культуру всего человечества в целом [7, с. 100]. Термин «творчество» указывает, и на деятельность личности, и на созданные ею ценности, которые из фактов ее персональной судьбы становятся фактами культуры. Творчество — это, прежде всего отображение сущности человека, его отношения к окружающему миру, его желания, мечты, чувства, которые и двигают человечество вперёд ни смотря, ни на что. Творчески направленная личность более открыта для получения внешней информации. Креативность — это способность к творчеству, способность порождать необычные вещи, придумывать, находить, видеть мир как-то по особенному. Это творчество, которое полезно и на работе, и в жизни. Креативный человек — это выдумщик. Это тот, кто придумывает и фантазирует, делая жизнь ярче, интереснее, превращая всё во что-то новое, неповторимое [6, с. 300].

Творческой деятельностью называется всякая такая деятельность человека, которая создаёт нечто новое, всё равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Сейчас как раз то время, когда общество осознало это, и стремится развивать в человеке творческую нить [5, с. 200].

Литература

1.Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: Смысл, 2001. – 256 c.

2.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: ИЦ «Академия», 2002. – 356 c.

3.Брушлинский А.В. субъективное мышление, учение, воображение.- Воронеж.: Изд-во института практической психологии, - 1996.-374 с.

4.Вишнякова В.Ф. Креативная психология. Психология творческого обучения. – М.: Педагогика, - 2005. – 192c.

5.Выготский Л.С. «Развитие высших психических функций». – М.: Издательство «Просвещение»,- 1950. – 544c.

6.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 тт. - М.: Педагогика, 1983. Т. 8. – 512c.

7.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М., 1967. – 465c.

О. В. Матвеева, студентка III курса

Научный руководитель – кандидат психологических наук,

старший преподаватель Н.В. Губская-Борисова