Роль саморегуляции в становлении характера
Характер является прижизненным образованием и может трансформироваться в течении всей жизни. Формирование характера самым тесным образом связанно с мыслями, чувствами и побуждениями человека, в соответствии с которыми человек строит свое поведение, жизненные планы и цели. А как известно, мы сами сознательно регулируем свое поведение. В соответствии с тем, как мы регулируем свое поведение, влияет на планирование, достижение жизненных целей. А наличие целей – главное условие образования характера. Черты характера, связанные с отношением к деятельности, находят свое отражение в устойчивых и глубоких интересах, которые нередко сопряжены с самостоятельностью личности, ее цельностью, планированием и моделированием своих действий.
Таким образом, целью данной работы является изучить роль саморегуляции, ее влияние на становление характера личности. Исследование проводилось на студентах факультета психологии и социальной работы Тверского Государственного университета независимо от курса и специализации.
В ходе нашей работы были поставлены и реализованы следующие задачи:
изучить и проанализировать литературные источники по проблеме влияния саморегуляции на становление характера,
использовать адекватные методики исследования уровня саморегуляции,
отдельных ее компонентов,
акцентуации характера,
связь саморегуляции и характера,
проанализировать полученные данные и сделать вывод о роли саморегуляции в становлении характера.
Объектом данного исследования является саморегуляция поведения личности.
Предмет исследования - психологические особенности, развитие и формирование саморегуляции поведения у человека, а также ее влияние на становление характера.
И отсюда, мы вывели гипотезу исследования: исследование саморегуляции позволяет выявить влияние ее на становление характера.
При изучении теоретического аспекта данной проблемы мы можем сказать, что развитие субъектно-деятельностного подхода к исследованию психики человека выдвигает на первый план проблему психологических механизмов саморегуляции - важнейшего системного субъектного качества. При исследовании индивидуальных проявлений саморегуляции, в свою очередь, встает проблема их личностных детерминант как своеобразных модуляторов индивидуальной активности субъекта в процессе выдвижения и организации достижения произвольно выбранных целей поведения. Обобщая исследования личностных аспектов индивидуальных особенностей субъектной регуляции, отметим следующее. Активность субъекта опосредствуется целостной системой индивидуальной регуляции, которая, по существу, является проводником, связывающим и интегрирующим динамические и содержательные аспекты личности, осознанные и бессознательные ее структуры. Все психические средства, реализующие регуляцию целедостижения, могут и должны изучаться с точки зрения не только их взаимодействия, но и функциональной роли в осуществлении целостной регуляции. Наши исследования показали, что личностно-темпераментальные диспозиции определяют индивидуально-типические, стилевые способы регуляции целедостижения. Индивидуально-типические способы саморегуляции наряду со специальными и общими способностями - это предпосылки формирования множества индивидуальных стилей в конкретных видах учебной и профессиональной деятельности. Индивидуально-типические особенности саморегуляции, присущие человеку в силу его темперамента и характера, могут осознаваться субъектом активности; их проявление может изменяться от степени субъектной активности в процессе достижения принятой цели. По существу, именно возможность изменения степени субъектной активности и преодоления на этой основе негативных для достижения цели особенностей саморегуляции - это и есть собственно сущностная характеристика человека как субъекта достижения цели. И здесь на первый план детерминантой таких изменений выступают не столько динамические, сколько содержательные аспекты личности, в том числе потребностно-мотивационная сфера. Ее структура формируется в процессе жизнедеятельности, актуализируется при решении конкретной задачи в зависимости от ее личностной значимости и может модулировать как степень индивидуальной саморегуляции, так и регуляторный профиль.
В эмпирической части нашей работы для решения данной задачи мы воспользовались адекватными для исследования методиками: методика «Стиль саморегуляции поведения», цель которой - это диагностика развития индивидуальной саморегуляции и ее индивидуального профиля, включающего показатели планирования, моделирования, программирования, оценки результатов, а также показатели развития регуляторно-личностных свойств - гибкости и самостоятельности; «Методика определения типа характера по К. Юнгу», цель данной методики – определение типа характера испытуемого и «Методика определения акцентуаций характера К. Леонгарда», которая позволила нам выявить наиболее выделяющиеся черты характера.
У половины испытуемых средний уровень саморегуляции; 66% (больше половины) испытуемых с типом характера амбиверсия, а наиболее встречающиеся типы акцентуаций – гипертимный, эмотивный, циклотимный, тревожный, застревающий, экзальтированный, демонстративный.
Статистическая обработка данных показала нам, что существует статистически значимая, прямая взаимосвязь между саморегуляцией и характером. Следовательно, можно считать, что гипотеза нашего исследования подтвердилась. То есть цель нашего исследования была достигнута.
В формировании характера роль саморегуляции возможно и не главная, но она существует. Характер, не является врожденным, он формируется, главным образом, за счет саморегуляции и воспитания человека. Формирование характера начинается с раннего детства, и к тому времени, когда ребенок пойдет в школу, у него уже довольно четко можно сформировать такие качества, как целеустремленность, трудолюбие, настойчивость, ответственность, добросовестность, контактность при условии правильного воспитания.
В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а в ранней юности формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности. Как уже говорилось, характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. Поэтому после окончания учебного заведения характер человека продолжает формироваться или видоизменяться. Так как исследование проводилось на студентах, важным будет говорить о том, что на данном этапе человек сам является творцом своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, убеждений и привычек нравственного поведения, которые вырабатывает у себя человек, от дел и поступков, которые он совершает, от всей его сознательной деятельности.
Литература
Моросанова В. И. Стиль саморегуляции поведения (ССПМ): руководство.–М.: Когнито - Центр, 2004. – 44с. (психологический инструментарий)
Краткий психологический словарь/Сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.-М.: Полиздат, 1985. -431с.
Мироненко В. В. Хрестоматия по психологии. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. проф. А. В. Петровского. Сост. и авт. вводных очерков канд. психол. наук В. В. Мироненко. М., «Просвещение», 1977.
Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б., Мазур Е.С. и др. Саморегуляция поведения в норме и патологии // Психологический журнал. — 1989. — Т. 10, № 2. — С. 121–133.
Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.,1989.
Зотова О.И. Направленность личности и социальная регуляция поведения молодёжи // Психология личности и образ жизни. — М.: Наука, 1987. — С. 30–33.
Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Издательский центр «Академия» ; Раритет. -1997.-704с.
Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.,1977.
Моросанова В.И. Акцентуация характера и стиль саморегуляции у студентов// Вопросы психологии. 1997. №6. С. 30-38.
Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М., 1998
Моросанова В.И., Коноз Е.М. Стилевая саморегуляция поведения человека // Вопросы психологии. 2000. №2. С. 118-127.
Е.С. Кожанова, студентка III курса
Научный руководитель – кандидат психологических наук,
старший преподаватель Н.В. Губская-Борисова
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- Актуальные проблемы социальной психологии
- Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- III. Будущее клинической психологии
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Приобщение вузовской молодежи к научной деятельности как ресурс развития общества
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Совладающее со стрессом поведение в профессиональной деятельности шахтеров
- Эмоциональный интеллект в деятельности современных менеджеров
- Психологические особенности профессионально-личностного развития педагога дошкольного образования
- Мандала как инструмент взаимодействия с внутренним миром. Психологические особенности рисования в круге
- Демотивация персонала: сущность, этапы, факторы
- Уроки здоровья в общеобразовательной школе как фактор психологического сопровождения
- Генезис и эволюция педагогических воззрений к.Н. Вентцеля
- Особенности социальной компетентности у подростков группы «риска»
- Специфика деятельности мастеров-консультантов автосервисных центров
- Мотивация и самомотивация к обучению
- Знания — Мышление — Способности — Умения — Навыки — Мастерство
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- I. Актуальные проблемы социальной психологии
- Оценка качества жизни у студенческой молодежи
- Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольников
- Представления о любви у современной молодежи
- Представления современной молодёжи об идеальных типах юноши и девушки
- Деятельность рекламных агентств в контексте синергетического влияния рекламы на личность потребителя
- Социально-психологические компоненты профессионального здоровья спасателей мчс
- II. Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- К вопросу об оценке уровня профессиональной компетентности студентов-психологов
- Детерминанты успешности профессиональной деятельности дистрибьюторов в сфере прямых продаж
- Опыт составления профессиограммы дежурного пульта централизованного управления Управления вневедомственной охраны Министерства внутренних дел (пцу уво мвд)
- Агрессия как профессионально обусловленная деформация личности педагога
- Дикова в.В. Проявление агрессии в профессиональной деятельности учителя. – Екатеринбург, 2005г.
- В.П. Зинченко и б.Г. Мещеряков Большой психологический словарь. – м.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.
- Психическая саморегуляция деятельности, как основной показатель её эффективности
- Эмоциональное выгорание в деятельности операторов call-центра
- Влияние трудовой мотивации на эффективность деятельности сотрудников овд
- Формирование стрессоустойчивости как основа профилактики профессиональной деформации личности сотрудников пенитенциарной службы
- Проблема эффективности использования рабочего времени сотрудниками организации
- Стрессоустойчивость как профессионально важное качество субъекта труда
- Социальная, профессиональная адаптация как составляющие процесса труда
- Взаимосвязь трудовой мотивации и креативности учителей средней образовательной школы
- Проблема выученной беспомощности у осужденных
- Актуальные вопросы изучения регуляторов труда субъекта педагогической деятельности
- III. Будущее клинической психологии
- Значение эмпатии в регуляции поведения у больных шизофренией
- Ю. А. Коряпина, студентка V курса
- Научный руководитель – кандидат психологических наук,
- Доцент т.М. Васильева
- Драматерапия для лиц, страдающих шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением (адн)
- Андерсен-Уоррен м., Грейнджер р., Драматерапия. Практикум по психотерапии. СПб, 2001
- Консультирование лиц, находящихся в кризисной ситуации
- Взаимосвязь деперсонализационно-дереализационного синдрома с общим, социальным, эмоциональным интеллектом и аффективным расстройством (тревогой)
- Сравнительное исследование эмоционально-волевой регуляции поведения осужденных мужского пола совершивших корыстные и корыстно-насильственные преступления
- Особенности я-концепции у больных шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- Эффективность технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями (на примере гбу «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Тверь)
- Иерархия профессиональных ценностей у будущих социальных работников на этапе вузовского обучения
- Приоритетные личностные ценности будущих социальных работников
- Социально-психологическая помощь незанятому населению: реализация программы
- Алкоголизм в подростковой среде
- Деятельность социального педагога по формированию этнокультурной компетентности подростков в полиэтнической образовательной среде
- Психосоциальная поддержка граждан пожилого возраста
- Социальная адаптация к гражданской жизни военнослужащих, уволенных в запас
- Социальная работа с детьми-инвалидами
- Гендерные особенности ценностного отношения к семье у старшеклассников
- Личностные особенности при интернет-зависимости
- Воздействие телевидения на дезадаптированных подростков
- Молодая семья как объект социальной работы
- Социальная деятельность церкви и государства в вопросах укрепления семьи
- Социальный патронаж как перспективная форма поддержки молодой семьи
- Репродуктивная сфера студенческой семьи
- Программа профилактики профессиональных деформаций специалистов по социальной работе
- Социальная работа с подростками девиантного поведения
- Факторы, оказывающие негативное влияние на процесс социализации ребенка
- Социальная безопасность в системе социальной работы
- Актуальные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей в современной России
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Гендерные особенности агрессивного поведения подростков
- Терапевтическое воздействие искусства на человека
- Влияние мультипликационных фильмов на поведение детей младшего школьного возраста
- Когнитивные и эмоционально-поведенческие особенности подростков, выбирающих определённые виды компьютерных игр
- Внимание и его психологические особенности
- Особенности и различия в мотивационной сфере студентов-психологов и студентов-экологов
- Взаимосвязь стилей общения с типами темперамента
- Взаимосвязь уровня тревожности и уровня жизненной стратегии личности
- Особенности личности подростков с делинквентным поведением
- Юношеский возраст и кризис идентичности
- Развитие ребенка в дошкольный период
- Систематическая десенсибилизация как метод эффективного психокоррекционного воздействия на личность, пребывающую в состоянии фрустрации
- Взаимосвязь агрессии и тревожности в подростковом возрасте
- Роль саморегуляции в становлении характера
- Сравнительный анализ процесса запоминания
- Подростковый возраст как этап формирования личности
- Игра как средство развития нравственной сферы дошкольников
- Воображение и творчество
- Исследование структуры личности
- Взаимосвязь характера, механизмов психологической защиты и фрустрационных реакций
- Эмоции и личность
- Развитие творческого мышления
- Эмоции и деятельность человека
- Связь индивидуальных способностей и темперамента личности
- Эмоциональные нарушения у детей и способы их коррекции на примере
- Дидактическая игра в развитии младших школьников
- Развитие речи и мелкой моторики в дошкольном возрасте
- Взаимосвязь темперамента и толерантности человека
- Теории памяти
- Особенности организации учебного процесса с учётом индивидуального латерального профиля
- Функции и виды эмоций у человека
- Характер в общей психологии. Акцентуации характера
- Влияние темперамента на эффективность деятельности
- Эстетическая деятельность как средство развития психических функций у детей дошкольного возраста
- Особенности восприятия детьми-дошкольниками художественных произведений
- Эмоции в жизни человека
- Игра - ведущая деятельность в развитии ребенка
- Речь как психологический процесс
- Факторы, влияющие на формирование отклонений в поведении подростков
- Период новорожденности