logo search
СБОРНИК СТУДЕНЧЕСКИХ СТАТЕЙ 2012

Взаимосвязь характера, механизмов психологической защиты и фрустрационных реакций

Характер обусловливает определенность человека как субъекта деятельности, который, выделяясь из окружающего, конкретным образом относится к нему. Знать характер человека – это знать те существенные черты, из которых вытекает и которыми определяется весь образ его действий. Данное исследование было проведено с целью прогнозирования поведения людей, выявления типов их реакций на различные ситуации. Вопрос об исследовании личности в таком ракурсе был поднят впервые. Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между типом характера, механизмами психологической защиты и типом фрустрационной реакции. В ходе исследования были проведены тесты по выявлению акцентуаций характера, типов психологической защиты и типа фрустрационной реакции. Затем, подвергнув полученные данные корреляционному анализу, мы получили следующие данные.

Эмотивный тип акцентуации характера положительно взаимосвязан с механизмом психологической защиты регрессия (r=0,601 p=0,01). Это можно интерпретировать следующим образом: регрессия формируется еще в детстве и обычно поощряется взрослыми, а эмотивный тип, дорожа отношениями с близкими, фиксируется на этом этапе, в силу своей чувствительности, добросердечности.

Тревожный тип акцентуации характера взаимосвязан с механизмом защиты регрессия (r= 0,576 p=0,01). Это связано с тем, что у тревожного типа развиты такие черты как робость, неуверенность в себе, страхи, подчинение, а регрессия подразумевает подчинение, решение субъективно более легких задач, что возможно будет способом самоутверждения и уменьшения тревоги.

Взаимосвязаны тревожный тип акцентуации характера и механизм психологической защиты компенсация (r=0,419 p=0,05). Связано это с тем, что люди тревожного типа чувствуют свою неполноценность и стараются замаскировать ее, компенсация у них происходит посредством достижений в других сферах, при этом осознавая, в каких сферах у них возникают трудности.

Тревожный тип акцентуации взаимосвязан с механизмом психологической защиты интеллектуализация отрицательно (r= -0,531 p=0,01). Интерпретировать эти данные можно так: чем выше выраженность акцентуации, тем меньше используется интеллектуализация. Эмоции и интеллект разнонаправлены, поэтому, находясь в ситуации высокого эмоционального напряжения (что свойственно тревожному типу) человек испытывает затруднения в интеллектуальной сфере, поэтому механизм защиты здесь не на когнитивном уровне.

Взаимосвязаны так же застревающий тип акцентуации характера и механизм защиты проекция (r=0,434 p=0,05). Чем более выражена акцентуация, тем чаще используется проекция. Настороженность, недоверие к людям, подозрительность, приводят к фиксации на своих мыслях и эгоцентризму и такие люди приписывают свои мысли окружающим.

Застревающий тип акцентуации характера взаимосвязан с эго-защитным типом фрустрационной реакции (r=0,459 p=0,05). Чем более выражена акцентуация, тем больше преобладает данный тип реакции. Недоверие, подозрительность, заносчивость, изначально делают человека уязвимым, с неадекватно завышенным уровнем притязаний. Как следствие возрастает обидчивость и обвинение окружающих и отрицание своей вины и возложение ее на окружающих.

Механизм защиты интеллектуализация взаимосвязан с импунитивным типом фрустрационной реакции (r= 0,368 p= 0,05). Это связано с тем, что этот тип людей тщательно анализирует ситуацию и продумывает пути решения.

По результатам эмпирического исследования было выявлено, что в большей степени взаимосвязаны типы акцентуации и механизмы психологической защиты. Минимальное количество взаимосвязей обнаружено между показателями типов акцентуаций характера и типов фрустрационных реакций.

Литература

  1. С.Л. Рубинштейн «Основы общей психологии» 2-е изд. (1946г.) - СПб.: Питер, 2002 - 720 с. (Серия "Мастера психологии") 

  2. К. Леонгард «Акцентуированные личности». Эксмо-пресс, 2001.

  3. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. – Мытищи: Издательство «Талант», 1996. — 144 с.

А.В. Никифорова, студентка II курса

Научный руководитель – кандидат психологических наук,

доцент И.О. Морозова