Гендерные особенности ценностного отношения к семье у старшеклассников
Сегодня можно констатировать кризис семьи как ведущего социального института. Так, по статистике в России распадается каждый второй брак, 70% разводов приходится на молодые семьи. Это достаточно негативно влияет на социализацию подрастающего поколения, поскольку каждый третий ребенок рождается вне брака, а каждый седьмой ребенок воспитывается в неполной семье. На учете в полиции состоят примерно 276 000 родителей в связи с постановкой вопроса о лишении их родительских прав, а также ежегодно рассматривается около 35 000 заявлений о лишении родительских прав [2;53].
Поэтому актуальным представляется отношение молодежи, например, особенности его формирования к браку и ценностям семейной жизни у старшеклассников, поскольку именно в это время происходит активный процесс социализации растущего человека. В данном контексте вызывает интерес гендерный аспект в изучении ценностного отношения к семье. Для юношей и девушек характерно определенное рассогласование представлений о важнейших семейных ценностях, которое в той или иной степени охватывает все сферы семейного взаимодействия. Гендерные особенности обуславливают различия в формировании семейных ценностей и ролевых установок, отношении к различным сторонам семейной жизни, а также поведение в конфликтных ситуациях у мужчин и женщин в супружеских парах [1;55].
Психологические подходы к формированию семейных духовно-нравственных ценностей рассматриваются в работах Е.П. Арнаутовой, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной, В.Д. Шадрикова, Э.Г. Эйдемиллера и др. Педагогический аспект формирования семейных духовно-нравственных ценностей раскрыт в исследованиях Ю.П. Азарова, Е.В. Бондаревской, Т.И. Власовой, Т.А.Куликовой, Б.Т. Лихачева, А.С. Макаренко, Л.И. Маленковой, А.В. Мудрика, А.С. Спиваковской, С.Л. Соловейчика, В.А. Сухомлинского, А.Г. Харчева, С.Т. Шацкого. В настоящее время гендерные исследования широко проводятся во всём мире, такими учёными как Ф.Л. Джеймс, К. Хорни, К. Уэст, С. Фаррел, Т.С. Баранова, Ю.Е. Алёшина.
Формирование ценностного отношения к семье у старшеклассников является одной из приоритетных социально-педагогических проблем, от решения которой зависит не только их будущее семейное благополучие, но и качество духовного развития общества в целом. Под понятием «ценностное отношение старшеклассников к семье» понимается интегральное образование личности, которое характеризуется следующими признаками: понимание сопричастности семье и роду, выражаемое через почитание родителей, предков; осознание важности нравственных ценностей – любви, дружбы, верности, уважения – как основы семьи; потребность в рождении и воспитании детей как главной обязанности супругов; желание передавать и умножать национальные, культурные традиции семьи; понимание необходимости сохранения иерархичности семьи в качестве фактора, гарантирующего его стабильность; стремление к здоровому образу жизни; эмоциональная отзывчивость на чувства, переживания и заботы членов семьи; умение владеть собой, быть способным любить, жить по нравственным законам, анализировать и принимать важные жизненные решения, реально оценивать внутрисемейные отношения, принимать активное участие в жизни семьи [8;45].
Готовность к семейной жизни, к осознанному отношению и выполнению в будущем роли родителя – важнейший показатель социальной зрелости. Отсутствие этой готовности у человека – источник его личностной и общественной нестабильности. Предупреждать возникновение этой проблемы необходимо еще на ступени раннего юношеского возраста, наиболее сензитивного для формирования духовно-нравственных установок [3;102].
В старшем школьном возрасте происходит переосмысление личностного опыта, человек стремится найти себя, определить границы между собой и окружающим миром. Сложность связана с тем, что существовавшие ранее традиционные образцы мужественности или женственности в современных условиях во многом изменились и продолжают меняться. Это создает серьезные трудности для подростка, пытающегося интегрировать в личности различные социальные роли, образцы поведения и черты. Подросток, выстраивая собственную картину мира, свой новый образ-Я, не ограничивается пассивным усвоением гендерных норм и ролей, а стремится самостоятельно и активно осмысливать и формировать свою гендерную идентичность [9;68].
Гендерная идентичность и четкое разделение всех людей на мужчин и женщин служит реализации этих функций. Например, мужчины традиционно стремятся избегать любой деятельности, которая характеризуется как женская, предпочитая заниматься тем, что будет подчеркивать их мужественность (в частности, определенными видами спорта) [1;32].
Большинство социальных ролей выполняется главным образом либо мужчинами, либо женщинами, а большинство людей с самого раннего возраста ограничивают свой круг общения представителями своего пола. Когда человек идентифицирует себя в качестве мужчины или женщины и начинает в определенной мере формировать свою самооценку и идентичность на гендерной основе, у него появляется мотивация для взаимодействия главным образом с представителями своего гендера. Неверно понятые идеалы, навязанные обществом стереотипы заставили женщину отстаивать и добиваться для себя чисто мужских ценностей, вызывая этим отклонение в развитии психологического пола, становлении половой идентичности. Неверно усвоенная половая роль мальчиком в детстве является причиной депрессивных состояний, неврозов, социальных психотравм, чувства неполноценности и одиночества, нестабильности семейных отношений в зрелом возрасте [5;74].
В связи с этим нами предпринято изучение особенностей формирования представлений старшеклассников о семье на основе гендерных различий при помощи методики “Ценностные ориентации” М. Рокича. Эта методика основана на прямом ранжировании списка ценностей [6;25]. Исследованием были охвачены 68 старшеклассников общеобразовательных учреждений г. Твери.
Анализ полученных результатов показал, что в целом, семья для старшеклассников остается значимой ценностью. Между тем, по результатам исследования отмечается, что у опрошенных девушек 10-11 классов второе место среди ценностей занимает ценность “хорошие, верные друзья“. На первом месте – “здоровье”. Тогда как ценность “Счастливая семейная жизнь” находится только на шестом месте. Это, как представляется, связано с тем, что старшеклассницы еще не задумываются о семейной жизни.
Интересными нам представляются результаты опроса юношей 10-11 классов, которые в отличие от девушек уделяют здоровью только четвертое место, на первых же двух местах у них доминируют такие ценности как “любовь” и “счастливая семейная жизнь”.
Сегодня мы можем говорить о том, что основные ценности старшеклассников уже несколько десятилетий остаются практически неизменными – это здоровье, материальное благополучие, любовь и счастливая семейная жизнь. Школьники так же хотят получить хорошее образование и найти работу, которая удовлетворяла бы их потребности в реализации и материальном достатке.
Наряду с решением уже известных проблем семьи, связанных с повышением ее уровня жизни, а также ценности института семьи для государства и общества, укрепление семьи как социального института, профилактика деструктивных тенденций, важно формировать должное позитивное отношение среди различных категорий молодежи к семье и браку. Несомненно, что период образования является важнейшим средством социального развития подрастающего поколения, способом приобщения к социальному опыту, к эмоционально-ценностным отношениям между людьми. Поэтому период учебы должен быть использован для подготовки личности к вступлению в брак [7;189]. Очевидно, что необходима целенаправленная подготовка молодого поколения к вступлению в брак еще задолго до создания семьи. К такому выводу пришли отечественные и зарубежные исследователи современной семьи [2;14].
В связи с этим, определенный вклад в решение этой проблемы может быть осуществлен в практике социальной работы. Так, в Тверском регионе успешно функционирует областной Центр «Семья», деятельность которого направлена на укрепление статуса семьи в обществе, внедрение эффективных форм, методов и технологий социальной работы.
Специалисты Центра проводят в общеобразовательных учреждениях тренинги, семинары и конференции по профилактике разводов, разрабатывают информационные и методические материалы на тему семьи и брака.
Для формирования семейных ценностей у учащихся необходимо выявить требования к содержанию программ по формированию семейных ценностей на каждой ступени образования и во внеурочной деятельности, требования к условиям формирования семейных ценностей и требования к организации процесса воспитания.
Следовательно, для каждого образовательного учреждения необходимо разработать комплексную программу по формированию семейных ценностей, раскрыть механизмы ее реализации, создать необходимые организационно-педагогические условия для ее продвижения (материально-техническая и кадровая база, учебно-методическое обеспечение, нормативно-правовые документы).
Литература
Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2007.
Голод С. И., Клецин А. А. Состояние и перспективы развития семьи. – СПб, 2004.
Лежнина Ю.П. Семья в ценностных ориентациях. – Спб, 2009. № 12.
Наперов В.А. Семейные ценности: от традиций к будущему. – М., 2010. – 386 с.
Петрова Р.Г. Гендерология и феминология. М., 2007.
Психологические тесты. / Под ред. А.А. Карелина. – М., 2000.
Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. – М: Академия, 2004.
Урбанович Л. Воспитание школьников. – М: «Владос», 2008.
Холостова Е.И. Социальная работа. – М., 2007. – 668 с.
Шибутани Т. Социальная психология. – М, 2004. – 442 с.
А.А. Лисичкин, студент отделения «Социальная работа»
исторического факультета,
Омский государственный университет
им. Ф.М. Достоевского, Омск
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- Актуальные проблемы социальной психологии
- Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- III. Будущее клинической психологии
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Приобщение вузовской молодежи к научной деятельности как ресурс развития общества
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Совладающее со стрессом поведение в профессиональной деятельности шахтеров
- Эмоциональный интеллект в деятельности современных менеджеров
- Психологические особенности профессионально-личностного развития педагога дошкольного образования
- Мандала как инструмент взаимодействия с внутренним миром. Психологические особенности рисования в круге
- Демотивация персонала: сущность, этапы, факторы
- Уроки здоровья в общеобразовательной школе как фактор психологического сопровождения
- Генезис и эволюция педагогических воззрений к.Н. Вентцеля
- Особенности социальной компетентности у подростков группы «риска»
- Специфика деятельности мастеров-консультантов автосервисных центров
- Мотивация и самомотивация к обучению
- Знания — Мышление — Способности — Умения — Навыки — Мастерство
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- I. Актуальные проблемы социальной психологии
- Оценка качества жизни у студенческой молодежи
- Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольников
- Представления о любви у современной молодежи
- Представления современной молодёжи об идеальных типах юноши и девушки
- Деятельность рекламных агентств в контексте синергетического влияния рекламы на личность потребителя
- Социально-психологические компоненты профессионального здоровья спасателей мчс
- II. Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- К вопросу об оценке уровня профессиональной компетентности студентов-психологов
- Детерминанты успешности профессиональной деятельности дистрибьюторов в сфере прямых продаж
- Опыт составления профессиограммы дежурного пульта централизованного управления Управления вневедомственной охраны Министерства внутренних дел (пцу уво мвд)
- Агрессия как профессионально обусловленная деформация личности педагога
- Дикова в.В. Проявление агрессии в профессиональной деятельности учителя. – Екатеринбург, 2005г.
- В.П. Зинченко и б.Г. Мещеряков Большой психологический словарь. – м.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.
- Психическая саморегуляция деятельности, как основной показатель её эффективности
- Эмоциональное выгорание в деятельности операторов call-центра
- Влияние трудовой мотивации на эффективность деятельности сотрудников овд
- Формирование стрессоустойчивости как основа профилактики профессиональной деформации личности сотрудников пенитенциарной службы
- Проблема эффективности использования рабочего времени сотрудниками организации
- Стрессоустойчивость как профессионально важное качество субъекта труда
- Социальная, профессиональная адаптация как составляющие процесса труда
- Взаимосвязь трудовой мотивации и креативности учителей средней образовательной школы
- Проблема выученной беспомощности у осужденных
- Актуальные вопросы изучения регуляторов труда субъекта педагогической деятельности
- III. Будущее клинической психологии
- Значение эмпатии в регуляции поведения у больных шизофренией
- Ю. А. Коряпина, студентка V курса
- Научный руководитель – кандидат психологических наук,
- Доцент т.М. Васильева
- Драматерапия для лиц, страдающих шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением (адн)
- Андерсен-Уоррен м., Грейнджер р., Драматерапия. Практикум по психотерапии. СПб, 2001
- Консультирование лиц, находящихся в кризисной ситуации
- Взаимосвязь деперсонализационно-дереализационного синдрома с общим, социальным, эмоциональным интеллектом и аффективным расстройством (тревогой)
- Сравнительное исследование эмоционально-волевой регуляции поведения осужденных мужского пола совершивших корыстные и корыстно-насильственные преступления
- Особенности я-концепции у больных шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- Эффективность технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями (на примере гбу «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Тверь)
- Иерархия профессиональных ценностей у будущих социальных работников на этапе вузовского обучения
- Приоритетные личностные ценности будущих социальных работников
- Социально-психологическая помощь незанятому населению: реализация программы
- Алкоголизм в подростковой среде
- Деятельность социального педагога по формированию этнокультурной компетентности подростков в полиэтнической образовательной среде
- Психосоциальная поддержка граждан пожилого возраста
- Социальная адаптация к гражданской жизни военнослужащих, уволенных в запас
- Социальная работа с детьми-инвалидами
- Гендерные особенности ценностного отношения к семье у старшеклассников
- Личностные особенности при интернет-зависимости
- Воздействие телевидения на дезадаптированных подростков
- Молодая семья как объект социальной работы
- Социальная деятельность церкви и государства в вопросах укрепления семьи
- Социальный патронаж как перспективная форма поддержки молодой семьи
- Репродуктивная сфера студенческой семьи
- Программа профилактики профессиональных деформаций специалистов по социальной работе
- Социальная работа с подростками девиантного поведения
- Факторы, оказывающие негативное влияние на процесс социализации ребенка
- Социальная безопасность в системе социальной работы
- Актуальные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей в современной России
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Гендерные особенности агрессивного поведения подростков
- Терапевтическое воздействие искусства на человека
- Влияние мультипликационных фильмов на поведение детей младшего школьного возраста
- Когнитивные и эмоционально-поведенческие особенности подростков, выбирающих определённые виды компьютерных игр
- Внимание и его психологические особенности
- Особенности и различия в мотивационной сфере студентов-психологов и студентов-экологов
- Взаимосвязь стилей общения с типами темперамента
- Взаимосвязь уровня тревожности и уровня жизненной стратегии личности
- Особенности личности подростков с делинквентным поведением
- Юношеский возраст и кризис идентичности
- Развитие ребенка в дошкольный период
- Систематическая десенсибилизация как метод эффективного психокоррекционного воздействия на личность, пребывающую в состоянии фрустрации
- Взаимосвязь агрессии и тревожности в подростковом возрасте
- Роль саморегуляции в становлении характера
- Сравнительный анализ процесса запоминания
- Подростковый возраст как этап формирования личности
- Игра как средство развития нравственной сферы дошкольников
- Воображение и творчество
- Исследование структуры личности
- Взаимосвязь характера, механизмов психологической защиты и фрустрационных реакций
- Эмоции и личность
- Развитие творческого мышления
- Эмоции и деятельность человека
- Связь индивидуальных способностей и темперамента личности
- Эмоциональные нарушения у детей и способы их коррекции на примере
- Дидактическая игра в развитии младших школьников
- Развитие речи и мелкой моторики в дошкольном возрасте
- Взаимосвязь темперамента и толерантности человека
- Теории памяти
- Особенности организации учебного процесса с учётом индивидуального латерального профиля
- Функции и виды эмоций у человека
- Характер в общей психологии. Акцентуации характера
- Влияние темперамента на эффективность деятельности
- Эстетическая деятельность как средство развития психических функций у детей дошкольного возраста
- Особенности восприятия детьми-дошкольниками художественных произведений
- Эмоции в жизни человека
- Игра - ведущая деятельность в развитии ребенка
- Речь как психологический процесс
- Факторы, влияющие на формирование отклонений в поведении подростков
- Период новорожденности