Социальная адаптация к гражданской жизни военнослужащих, уволенных в запас
Массовое сокращение Вооруженных Сил породило острую проблему, связанную с обеспечением адаптации к новым условиям жизни в гражданском социуме уволенных военнослужащих и их семей.
Трудности адаптации военнослужащих приводят к необходимости создания целого комплекса мер по профессиональной ориентации, профессиональной подготовке и психологической поддержке военнослужащих, зачастую возникает вопрос о необходимости медицинской реабилитации. Сложности адаптационного периода способствуют обострению семейных конфликтов и распаду семей, что предопределяет необходимость комплексной работы и с членами семей военнослужащих, увольняемых в запас. Значительное влияние на адаптационные процессы, возникающие после увольнения в запас кадровых военнослужащих и в их семьях, оказывают вопросы социальной защищенности. Социальная защищенность отражает полноту и степень реализации важнейших социальных прав и гарантий различных категорий военнослужащих и членов их семей, позволяющих им удовлетворить необходимые материальные и духовные потребности, компенсирующих ограничения и лишения военной службы.
Увольняемые в запас военнослужащие – как правило, трудоспособные люди, обладающие высокой профессиональной подготовкой и деловыми качествами. Они могут эффективно трудиться и внести значительный вклад в процесс реформирования российской экономики. Вместе с тем опыт реализации программ социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы, показывает, что наиболее острой является проблема обеспечения их занятости.
Эти обстоятельства вызывают необходимость комплексного подхода к проблеме социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Такой подход должен предусматривать:
- во-первых, организацию подготовки по гражданским специальностям, в том числе методом дистанционного обучения;
- во-вторых, содействие развитию предпринимательской деятельности и созданию новых рабочих мест;
- в-третьих, повышение роли органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в вопросах социальной адаптации указанных лиц, приближение обучения непосредственно к потребностям региональных рынков труда.
Процесс социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей происходит поэтапно в течение определенного периода. Выделяются следующие этапы социальной адаптации:
1. Подготовительный этап. Накануне увольнения для военного характерны состояния неопределенности и разочарования. Он тяжело переживает этот период, зачастую испытывая страх и другие отрицательные эмоции, выступающие как фактор риска. Причем наиболее сильным патогенным фактором является даже не сам факт увольнения, а длительная угроза того, что оно произойдет.
2. Этап психологического напряжения перед увольнением. Его особенность - информационная неопределенность. Эмоциональное напряжение усугубляется и тем, что от офицера на этом этапе практически ничего не зависит.
3. Этап острых психических реакций при входе в «гражданскую жизнь». Характеризуется изменением системы отношений и взаимоотношений, ломкой жизненных стереотипов, сформированных длительным пребыванием в армейской среде.
4. Этап острых психических реакций выхода из «военной жизни». В это время возможны проявления различных деструктивных изменений в социальном положении человека, здоровье, психике, семейных взаимоотношениях, финансах.
5. Этап реадаптации - восстановление стереотипов (тех, которыми военнослужащие обладали до службы в армии).
Таким образом, адаптация уволенных военнослужащих к условиям гражданской жизни влечет за собой целый комплекс противоречий и социальных проблем, которые не могут быть решены на личном уровне. В то же время, в социальной сфере государство ещё не имеет ни ориентиров, ни инструментов государственного контроля за развитием ситуации. Несмотря на меры, принимаемые органами исполнительной и законодательной власти, социальные проблемы военнослужащих обостряются.
Литература
1. Гатвинский А.Н., Слабнина Е.В. Профессиональная адаптация военнослужащих, уволенных в запас: Методическое пособие. - Саратов: ПМУЦ, 2002.
2. Таран Ю.Я. Социальная адаптация бывших военнослужащих и членов их семей. Опыт работы негосударственных некоммерческих организаций. Труд и социальные отношения. 2007. - №1.
Е.В.Крылова, студентка III курса
Научный руководитель – кандидат педагогических наук,
доцент В.А. Ершов
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- Актуальные проблемы социальной психологии
- Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- III. Будущее клинической психологии
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Приобщение вузовской молодежи к научной деятельности как ресурс развития общества
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Совладающее со стрессом поведение в профессиональной деятельности шахтеров
- Эмоциональный интеллект в деятельности современных менеджеров
- Психологические особенности профессионально-личностного развития педагога дошкольного образования
- Мандала как инструмент взаимодействия с внутренним миром. Психологические особенности рисования в круге
- Демотивация персонала: сущность, этапы, факторы
- Уроки здоровья в общеобразовательной школе как фактор психологического сопровождения
- Генезис и эволюция педагогических воззрений к.Н. Вентцеля
- Особенности социальной компетентности у подростков группы «риска»
- Специфика деятельности мастеров-консультантов автосервисных центров
- Мотивация и самомотивация к обучению
- Знания — Мышление — Способности — Умения — Навыки — Мастерство
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- I. Актуальные проблемы социальной психологии
- Оценка качества жизни у студенческой молодежи
- Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольников
- Представления о любви у современной молодежи
- Представления современной молодёжи об идеальных типах юноши и девушки
- Деятельность рекламных агентств в контексте синергетического влияния рекламы на личность потребителя
- Социально-психологические компоненты профессионального здоровья спасателей мчс
- II. Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- К вопросу об оценке уровня профессиональной компетентности студентов-психологов
- Детерминанты успешности профессиональной деятельности дистрибьюторов в сфере прямых продаж
- Опыт составления профессиограммы дежурного пульта централизованного управления Управления вневедомственной охраны Министерства внутренних дел (пцу уво мвд)
- Агрессия как профессионально обусловленная деформация личности педагога
- Дикова в.В. Проявление агрессии в профессиональной деятельности учителя. – Екатеринбург, 2005г.
- В.П. Зинченко и б.Г. Мещеряков Большой психологический словарь. – м.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.
- Психическая саморегуляция деятельности, как основной показатель её эффективности
- Эмоциональное выгорание в деятельности операторов call-центра
- Влияние трудовой мотивации на эффективность деятельности сотрудников овд
- Формирование стрессоустойчивости как основа профилактики профессиональной деформации личности сотрудников пенитенциарной службы
- Проблема эффективности использования рабочего времени сотрудниками организации
- Стрессоустойчивость как профессионально важное качество субъекта труда
- Социальная, профессиональная адаптация как составляющие процесса труда
- Взаимосвязь трудовой мотивации и креативности учителей средней образовательной школы
- Проблема выученной беспомощности у осужденных
- Актуальные вопросы изучения регуляторов труда субъекта педагогической деятельности
- III. Будущее клинической психологии
- Значение эмпатии в регуляции поведения у больных шизофренией
- Ю. А. Коряпина, студентка V курса
- Научный руководитель – кандидат психологических наук,
- Доцент т.М. Васильева
- Драматерапия для лиц, страдающих шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением (адн)
- Андерсен-Уоррен м., Грейнджер р., Драматерапия. Практикум по психотерапии. СПб, 2001
- Консультирование лиц, находящихся в кризисной ситуации
- Взаимосвязь деперсонализационно-дереализационного синдрома с общим, социальным, эмоциональным интеллектом и аффективным расстройством (тревогой)
- Сравнительное исследование эмоционально-волевой регуляции поведения осужденных мужского пола совершивших корыстные и корыстно-насильственные преступления
- Особенности я-концепции у больных шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- Эффективность технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями (на примере гбу «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Тверь)
- Иерархия профессиональных ценностей у будущих социальных работников на этапе вузовского обучения
- Приоритетные личностные ценности будущих социальных работников
- Социально-психологическая помощь незанятому населению: реализация программы
- Алкоголизм в подростковой среде
- Деятельность социального педагога по формированию этнокультурной компетентности подростков в полиэтнической образовательной среде
- Психосоциальная поддержка граждан пожилого возраста
- Социальная адаптация к гражданской жизни военнослужащих, уволенных в запас
- Социальная работа с детьми-инвалидами
- Гендерные особенности ценностного отношения к семье у старшеклассников
- Личностные особенности при интернет-зависимости
- Воздействие телевидения на дезадаптированных подростков
- Молодая семья как объект социальной работы
- Социальная деятельность церкви и государства в вопросах укрепления семьи
- Социальный патронаж как перспективная форма поддержки молодой семьи
- Репродуктивная сфера студенческой семьи
- Программа профилактики профессиональных деформаций специалистов по социальной работе
- Социальная работа с подростками девиантного поведения
- Факторы, оказывающие негативное влияние на процесс социализации ребенка
- Социальная безопасность в системе социальной работы
- Актуальные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей в современной России
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Гендерные особенности агрессивного поведения подростков
- Терапевтическое воздействие искусства на человека
- Влияние мультипликационных фильмов на поведение детей младшего школьного возраста
- Когнитивные и эмоционально-поведенческие особенности подростков, выбирающих определённые виды компьютерных игр
- Внимание и его психологические особенности
- Особенности и различия в мотивационной сфере студентов-психологов и студентов-экологов
- Взаимосвязь стилей общения с типами темперамента
- Взаимосвязь уровня тревожности и уровня жизненной стратегии личности
- Особенности личности подростков с делинквентным поведением
- Юношеский возраст и кризис идентичности
- Развитие ребенка в дошкольный период
- Систематическая десенсибилизация как метод эффективного психокоррекционного воздействия на личность, пребывающую в состоянии фрустрации
- Взаимосвязь агрессии и тревожности в подростковом возрасте
- Роль саморегуляции в становлении характера
- Сравнительный анализ процесса запоминания
- Подростковый возраст как этап формирования личности
- Игра как средство развития нравственной сферы дошкольников
- Воображение и творчество
- Исследование структуры личности
- Взаимосвязь характера, механизмов психологической защиты и фрустрационных реакций
- Эмоции и личность
- Развитие творческого мышления
- Эмоции и деятельность человека
- Связь индивидуальных способностей и темперамента личности
- Эмоциональные нарушения у детей и способы их коррекции на примере
- Дидактическая игра в развитии младших школьников
- Развитие речи и мелкой моторики в дошкольном возрасте
- Взаимосвязь темперамента и толерантности человека
- Теории памяти
- Особенности организации учебного процесса с учётом индивидуального латерального профиля
- Функции и виды эмоций у человека
- Характер в общей психологии. Акцентуации характера
- Влияние темперамента на эффективность деятельности
- Эстетическая деятельность как средство развития психических функций у детей дошкольного возраста
- Особенности восприятия детьми-дошкольниками художественных произведений
- Эмоции в жизни человека
- Игра - ведущая деятельность в развитии ребенка
- Речь как психологический процесс
- Факторы, влияющие на формирование отклонений в поведении подростков
- Период новорожденности