logo search
СБОРНИК СТУДЕНЧЕСКИХ СТАТЕЙ 2012

Деятельность социального педагога по формированию этнокультурной компетентности подростков в полиэтнической образовательной среде

Осмысление этнокультурных проблем в современных дискурсах и актуальная идея формирования национального самосознания сегодня приобретают особую значимость и глубину. Увеличение межнациональных контактов и освоение универсальных культурных ценностей требует адекватного представления о своем и чужих этносах для построения конструктивных отношений и более полных и содержательных ориентаций в современной реальности.

Осознание обострения противоречия между повышением уровня полиэтничности социальной среды и неготовностью мирового сообщества к изменяющимся условиям жизни выдвинуло на первый план в контексте обоснования стратегических направлений развития образования создание условий для формирования и развития полиэтнических компетенций подрастающего поколения.

Задача подготовки молодёжи к жизни в полиэтнической среде названа в числе приоритетных в документах ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы. Доклад международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в 21 в. подчёркивает, что одна из важнейших функций школы – научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность [1,с. 151] .

Между тем, следует отметить, что наиболее сенситивны к социальной ситуации развития общества подростки. Для этого сложного возрастного этапа показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, протестующий характер поведения. Подростковый возраст является наиболее активной стадией формирования межэтнической толерантности или интолерантности, этнокультурных представлений и этнической идентичности в зависимости от социально-экономических и психолого-педагогических условий развития личности. Это определяет необходимость пристального внимания со стороны школы, а в частности социального педагога [4,с. 132]. Особенности личностного развития подростков достаточно полно изучены в отечественной и зарубежной психологии (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С.Кон, А.В. Мудрик, С.Л. Рубинштейн) и зарубежных исследователей (П. Блос, Ш.Бюлер, X. Ремшмидт, Э. Эриксон и д.р.).

Особый интерес для исследуемой проблемы представляют этнопедагогические аспекты в обучении, воспитании и социализации подростков, отраженные в работах И.А. Арабова, К.Ш. Ахиярова и д.р. Значимыми являются ведущие положения организации полиэтнического образования, разработанные В.П. Борисенковым, О.В. Гукаленко, Г.Д. Дмитриевым, Л.Л. Супруновой, Д. Бэнксом, а также работы Г.М. Гогиберидзе, В.М. Джашакуева, Л.В. Кузнецовой. Немаловажное значение имеют работы И.А. Арабова, К.Ш. Ахиярова, Г.Н. Волкова, О.Д. Мукаевой, Г.Ю. Нагорной, Т.А. Пигиловой, касающиеся проблем профессиональной подготовки педагога, социального педагога к деятельности в полиэтнической среде.

Социально-педагогическая деятельность - это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь ребёнку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе [5, c.56].

Социальный педагог работает в области защиты ребёнка, подростка, оказывает ему социальную или медицинскую помощь; организовывает его обучение, его реабилитацию и адаптацию. [6, c.52].

Школьный социальный педагог - действует в общеобразовательной или профессиональной школе, внешкольных и дошкольных учреждениях, социальных приютах, детских домах, школах-интернатах, школах реабилитации и других образовательных учреждениях. В организации своей работы школьный социальный педагог даёт приоритет гуманизации межличностных отношений, способствует реализации способностей каждого, защите интересов личности, организации досуга, включению в социальную полезную деятельность, изучает специальные проблемы школьников и учителей, принимает меры к их решению. Социальный педагог поддерживает постоянную связь с семьями учащихся. Особое внимание он уделяет проблемам защиты ребёнка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности [2, c.24].

Следует отметить, что в условиях современной реальности, деятельность по формированию этнокультурной компетентности подростков в полиэтнической образовательной среде приобретает большую значимость и является одним из приоритетных направлений в работе социального педагога. В качестве механизмов формирования этнокультурной компетентности социальный педагог использует обучение, воспитание, деятельность и общение. Этот процесс происходит в форме индивидуально-парного взаимодействия (воспитанника и взрослого, воспитанников между собой) и коллективных взаимоотношений.

Формирование этнокультурной компетентности подростков в полиэтнической образовательной среде предполагает моделирование социальным педагогом данного процесса. То есть определение целей, задач, принципов, содержания, педагогических средств, сформулированных с учетом идей современного этнокультурного и поликультурного образования, с учетом потребностей государства, социума, этносов, современного состояния этнокультурного образования.

Социальный педагог выполняет следующие задачи:

Таким образом, деятельность социального педагога имеет очень важное значение в формировании этнокультурной компетентности подростков в полиэтнической образовательной среде. Она способствует воспитанию личности, обладающей гражданственностью, патриотизмом, способностью к проявлению гуманного, толерантного отношения к представителям различных этносов и их культур, межэтническому и межкультурному общению, взаимодействию и сотрудничеству, к социально ответственному поведению в российском и мировом социокультурном пространстве [3, с.45].

Литература

  1. Батарчук Д.С. Психолого-педагогическое сопровождение развития поликультурной личности в условиях полиэтнической образовательной среды//Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. «Мультикультурное образование состояние и перспективы». Астрахань,2008

  2. Никитина Л. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении. // Воспитание школьников, 2001, №1

  3. Полиэтническое образование: практика работы образовательных учреждений: Сборник научно-методических материалов / Под общ. ред. Т.В. Поштаревой. – Ставрополь: Управление образования администрации г. Ставрополя, ООО «Мир данных», 2008

  4. Селезнёв С.Б. и др. Динамические особенности мультикультурной трансформации студенческой среды Астраханской государственной медицинской академии// Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. «Мультикультурное образование состояние и перспективы». Астрахань,2008

  5. Социальная педагогика: курс лекций. / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М.: ВЛАДОС, 2004

  6. Технологии социальной работы. Под общ. ред. Е.И. Холостовой. – М.: Академия, 2003

Т.А. Гусева, студентка V курса

Научный руководитель: – кандидат психологических наук,

доцент Л.Ж. Караванова