Деятельность социального педагога по формированию этнокультурной компетентности подростков в полиэтнической образовательной среде
Осмысление этнокультурных проблем в современных дискурсах и актуальная идея формирования национального самосознания сегодня приобретают особую значимость и глубину. Увеличение межнациональных контактов и освоение универсальных культурных ценностей требует адекватного представления о своем и чужих этносах для построения конструктивных отношений и более полных и содержательных ориентаций в современной реальности.
Осознание обострения противоречия между повышением уровня полиэтничности социальной среды и неготовностью мирового сообщества к изменяющимся условиям жизни выдвинуло на первый план в контексте обоснования стратегических направлений развития образования создание условий для формирования и развития полиэтнических компетенций подрастающего поколения.
Задача подготовки молодёжи к жизни в полиэтнической среде названа в числе приоритетных в документах ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы. Доклад международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в 21 в. подчёркивает, что одна из важнейших функций школы – научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность [1,с. 151] .
Между тем, следует отметить, что наиболее сенситивны к социальной ситуации развития общества подростки. Для этого сложного возрастного этапа показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, протестующий характер поведения. Подростковый возраст является наиболее активной стадией формирования межэтнической толерантности или интолерантности, этнокультурных представлений и этнической идентичности в зависимости от социально-экономических и психолого-педагогических условий развития личности. Это определяет необходимость пристального внимания со стороны школы, а в частности социального педагога [4,с. 132]. Особенности личностного развития подростков достаточно полно изучены в отечественной и зарубежной психологии (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С.Кон, А.В. Мудрик, С.Л. Рубинштейн) и зарубежных исследователей (П. Блос, Ш.Бюлер, X. Ремшмидт, Э. Эриксон и д.р.).
Особый интерес для исследуемой проблемы представляют этнопедагогические аспекты в обучении, воспитании и социализации подростков, отраженные в работах И.А. Арабова, К.Ш. Ахиярова и д.р. Значимыми являются ведущие положения организации полиэтнического образования, разработанные В.П. Борисенковым, О.В. Гукаленко, Г.Д. Дмитриевым, Л.Л. Супруновой, Д. Бэнксом, а также работы Г.М. Гогиберидзе, В.М. Джашакуева, Л.В. Кузнецовой. Немаловажное значение имеют работы И.А. Арабова, К.Ш. Ахиярова, Г.Н. Волкова, О.Д. Мукаевой, Г.Ю. Нагорной, Т.А. Пигиловой, касающиеся проблем профессиональной подготовки педагога, социального педагога к деятельности в полиэтнической среде.
Социально-педагогическая деятельность - это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь ребёнку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе [5, c.56].
Социальный педагог работает в области защиты ребёнка, подростка, оказывает ему социальную или медицинскую помощь; организовывает его обучение, его реабилитацию и адаптацию. [6, c.52].
Школьный социальный педагог - действует в общеобразовательной или профессиональной школе, внешкольных и дошкольных учреждениях, социальных приютах, детских домах, школах-интернатах, школах реабилитации и других образовательных учреждениях. В организации своей работы школьный социальный педагог даёт приоритет гуманизации межличностных отношений, способствует реализации способностей каждого, защите интересов личности, организации досуга, включению в социальную полезную деятельность, изучает специальные проблемы школьников и учителей, принимает меры к их решению. Социальный педагог поддерживает постоянную связь с семьями учащихся. Особое внимание он уделяет проблемам защиты ребёнка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности [2, c.24].
Следует отметить, что в условиях современной реальности, деятельность по формированию этнокультурной компетентности подростков в полиэтнической образовательной среде приобретает большую значимость и является одним из приоритетных направлений в работе социального педагога. В качестве механизмов формирования этнокультурной компетентности социальный педагог использует обучение, воспитание, деятельность и общение. Этот процесс происходит в форме индивидуально-парного взаимодействия (воспитанника и взрослого, воспитанников между собой) и коллективных взаимоотношений.
Формирование этнокультурной компетентности подростков в полиэтнической образовательной среде предполагает моделирование социальным педагогом данного процесса. То есть определение целей, задач, принципов, содержания, педагогических средств, сформулированных с учетом идей современного этнокультурного и поликультурного образования, с учетом потребностей государства, социума, этносов, современного состояния этнокультурного образования.
Социальный педагог выполняет следующие задачи:
формирование у подростков гражданственности, патриотизма;
помощь в становлении этнокультурной позиции, социально ответственного поведения, предполагающего гуманное отношение к разным этносам и их культурам;
приобщение подростков к своей культуре и к культурам других народов;
помощь в реализации этнокультурных потребностей и потребностей в межэтнической и межкультурной коммуникации;
формирование уважительное отношение к этносам и их культурам, желание общаться, взаимодействовать и сотрудничать с представителями различных этносов;
формирование необходимые умения и навыки общения, взаимодействия и сотрудничества с представителями разных этносов и их культурами.
Таким образом, деятельность социального педагога имеет очень важное значение в формировании этнокультурной компетентности подростков в полиэтнической образовательной среде. Она способствует воспитанию личности, обладающей гражданственностью, патриотизмом, способностью к проявлению гуманного, толерантного отношения к представителям различных этносов и их культур, межэтническому и межкультурному общению, взаимодействию и сотрудничеству, к социально ответственному поведению в российском и мировом социокультурном пространстве [3, с.45].
Литература
Батарчук Д.С. Психолого-педагогическое сопровождение развития поликультурной личности в условиях полиэтнической образовательной среды//Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. «Мультикультурное образование состояние и перспективы». Астрахань,2008
Никитина Л. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении. // Воспитание школьников, 2001, №1
Полиэтническое образование: практика работы образовательных учреждений: Сборник научно-методических материалов / Под общ. ред. Т.В. Поштаревой. – Ставрополь: Управление образования администрации г. Ставрополя, ООО «Мир данных», 2008
Селезнёв С.Б. и др. Динамические особенности мультикультурной трансформации студенческой среды Астраханской государственной медицинской академии// Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. «Мультикультурное образование состояние и перспективы». Астрахань,2008
Социальная педагогика: курс лекций. / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М.: ВЛАДОС, 2004
Технологии социальной работы. Под общ. ред. Е.И. Холостовой. – М.: Академия, 2003
Т.А. Гусева, студентка V курса
Научный руководитель: – кандидат психологических наук,
доцент Л.Ж. Караванова
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- Актуальные проблемы социальной психологии
- Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- III. Будущее клинической психологии
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Приобщение вузовской молодежи к научной деятельности как ресурс развития общества
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Совладающее со стрессом поведение в профессиональной деятельности шахтеров
- Эмоциональный интеллект в деятельности современных менеджеров
- Психологические особенности профессионально-личностного развития педагога дошкольного образования
- Мандала как инструмент взаимодействия с внутренним миром. Психологические особенности рисования в круге
- Демотивация персонала: сущность, этапы, факторы
- Уроки здоровья в общеобразовательной школе как фактор психологического сопровождения
- Генезис и эволюция педагогических воззрений к.Н. Вентцеля
- Особенности социальной компетентности у подростков группы «риска»
- Специфика деятельности мастеров-консультантов автосервисных центров
- Мотивация и самомотивация к обучению
- Знания — Мышление — Способности — Умения — Навыки — Мастерство
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- I. Актуальные проблемы социальной психологии
- Оценка качества жизни у студенческой молодежи
- Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольников
- Представления о любви у современной молодежи
- Представления современной молодёжи об идеальных типах юноши и девушки
- Деятельность рекламных агентств в контексте синергетического влияния рекламы на личность потребителя
- Социально-психологические компоненты профессионального здоровья спасателей мчс
- II. Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- К вопросу об оценке уровня профессиональной компетентности студентов-психологов
- Детерминанты успешности профессиональной деятельности дистрибьюторов в сфере прямых продаж
- Опыт составления профессиограммы дежурного пульта централизованного управления Управления вневедомственной охраны Министерства внутренних дел (пцу уво мвд)
- Агрессия как профессионально обусловленная деформация личности педагога
- Дикова в.В. Проявление агрессии в профессиональной деятельности учителя. – Екатеринбург, 2005г.
- В.П. Зинченко и б.Г. Мещеряков Большой психологический словарь. – м.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.
- Психическая саморегуляция деятельности, как основной показатель её эффективности
- Эмоциональное выгорание в деятельности операторов call-центра
- Влияние трудовой мотивации на эффективность деятельности сотрудников овд
- Формирование стрессоустойчивости как основа профилактики профессиональной деформации личности сотрудников пенитенциарной службы
- Проблема эффективности использования рабочего времени сотрудниками организации
- Стрессоустойчивость как профессионально важное качество субъекта труда
- Социальная, профессиональная адаптация как составляющие процесса труда
- Взаимосвязь трудовой мотивации и креативности учителей средней образовательной школы
- Проблема выученной беспомощности у осужденных
- Актуальные вопросы изучения регуляторов труда субъекта педагогической деятельности
- III. Будущее клинической психологии
- Значение эмпатии в регуляции поведения у больных шизофренией
- Ю. А. Коряпина, студентка V курса
- Научный руководитель – кандидат психологических наук,
- Доцент т.М. Васильева
- Драматерапия для лиц, страдающих шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением (адн)
- Андерсен-Уоррен м., Грейнджер р., Драматерапия. Практикум по психотерапии. СПб, 2001
- Консультирование лиц, находящихся в кризисной ситуации
- Взаимосвязь деперсонализационно-дереализационного синдрома с общим, социальным, эмоциональным интеллектом и аффективным расстройством (тревогой)
- Сравнительное исследование эмоционально-волевой регуляции поведения осужденных мужского пола совершивших корыстные и корыстно-насильственные преступления
- Особенности я-концепции у больных шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- Эффективность технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями (на примере гбу «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Тверь)
- Иерархия профессиональных ценностей у будущих социальных работников на этапе вузовского обучения
- Приоритетные личностные ценности будущих социальных работников
- Социально-психологическая помощь незанятому населению: реализация программы
- Алкоголизм в подростковой среде
- Деятельность социального педагога по формированию этнокультурной компетентности подростков в полиэтнической образовательной среде
- Психосоциальная поддержка граждан пожилого возраста
- Социальная адаптация к гражданской жизни военнослужащих, уволенных в запас
- Социальная работа с детьми-инвалидами
- Гендерные особенности ценностного отношения к семье у старшеклассников
- Личностные особенности при интернет-зависимости
- Воздействие телевидения на дезадаптированных подростков
- Молодая семья как объект социальной работы
- Социальная деятельность церкви и государства в вопросах укрепления семьи
- Социальный патронаж как перспективная форма поддержки молодой семьи
- Репродуктивная сфера студенческой семьи
- Программа профилактики профессиональных деформаций специалистов по социальной работе
- Социальная работа с подростками девиантного поведения
- Факторы, оказывающие негативное влияние на процесс социализации ребенка
- Социальная безопасность в системе социальной работы
- Актуальные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей в современной России
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Гендерные особенности агрессивного поведения подростков
- Терапевтическое воздействие искусства на человека
- Влияние мультипликационных фильмов на поведение детей младшего школьного возраста
- Когнитивные и эмоционально-поведенческие особенности подростков, выбирающих определённые виды компьютерных игр
- Внимание и его психологические особенности
- Особенности и различия в мотивационной сфере студентов-психологов и студентов-экологов
- Взаимосвязь стилей общения с типами темперамента
- Взаимосвязь уровня тревожности и уровня жизненной стратегии личности
- Особенности личности подростков с делинквентным поведением
- Юношеский возраст и кризис идентичности
- Развитие ребенка в дошкольный период
- Систематическая десенсибилизация как метод эффективного психокоррекционного воздействия на личность, пребывающую в состоянии фрустрации
- Взаимосвязь агрессии и тревожности в подростковом возрасте
- Роль саморегуляции в становлении характера
- Сравнительный анализ процесса запоминания
- Подростковый возраст как этап формирования личности
- Игра как средство развития нравственной сферы дошкольников
- Воображение и творчество
- Исследование структуры личности
- Взаимосвязь характера, механизмов психологической защиты и фрустрационных реакций
- Эмоции и личность
- Развитие творческого мышления
- Эмоции и деятельность человека
- Связь индивидуальных способностей и темперамента личности
- Эмоциональные нарушения у детей и способы их коррекции на примере
- Дидактическая игра в развитии младших школьников
- Развитие речи и мелкой моторики в дошкольном возрасте
- Взаимосвязь темперамента и толерантности человека
- Теории памяти
- Особенности организации учебного процесса с учётом индивидуального латерального профиля
- Функции и виды эмоций у человека
- Характер в общей психологии. Акцентуации характера
- Влияние темперамента на эффективность деятельности
- Эстетическая деятельность как средство развития психических функций у детей дошкольного возраста
- Особенности восприятия детьми-дошкольниками художественных произведений
- Эмоции в жизни человека
- Игра - ведущая деятельность в развитии ребенка
- Речь как психологический процесс
- Факторы, влияющие на формирование отклонений в поведении подростков
- Период новорожденности