logo search
СБОРНИК СТУДЕНЧЕСКИХ СТАТЕЙ 2012

Приоритетные личностные ценности будущих социальных работников

Сегодня все более очевидной становится ключевая роль молодежи как особой социальной группы в развитии государства и общества. Необходимо рассматривать каждого отдельного представителя молодежи в качестве реального действующего лица социального становления и инновационного развития не только конкретного региона, родного города или села, но также общества и государства в целом. Ведь молодежь – это поколение, от которого зависит будущая судьба России и которое по определению выгодно отличается от других групп населения уровнем здоровья, интеллектуальной активности и мобильности. И именно те ценности, которые будут заложены молодежи в процессе их становления, как личностей будут отражением в их поведении и поступках, а так же будут выступать обучающим и формирующим аспектом для других поколениях. Так же не менее важно правильное формирование личностных ценностей, так как через них происходит и формирование профессиональных ценностей.

Выявление причин действий, поступков, деятельности человека - процедура, требующая кропотливого изучения. Исследование жизненных ценностей человека является одним из важнейших направлений в выявлении этих причин. В ряде исследований [2; 5-8] показано, что сила мотива и эффективность деятельности человека зависят от того, насколько ясно осознается человеком цель, смысл деятельности. Ценности являются «специфической формой смысловых образований в личностных структурах» [4, с. 99], а потому имеют непосредственное отношение к осмысленной мотивации деятельности.

Проблемы формирования морально-нравственных ценностей общества, в том числе и молодежи, начали рассматриваться учеными, начиная с 60-х годов  XX века. В современной литературе можно встретить достаточно много работ, посвященных данной теме. Так, “проблемы ценностных ориентации молодежи рассматриваются в работах таких ученых, как С.В.Алещенок, П.И.Бабочкина, И.В.Бестужев-Лада, В.А.Бунич, Ю.А.Зубок, А.Г.Здравомыслов, В.Н.Ксенофонтов, Ю.С.Колесников, В.Т.Лисовский, М.Н.Руткевич, З.А.Ужегова, В.И.Чупров и других” [1, 272]

Таким образом, можно дать следующее определение понятию “ценность — важность, значимостьпользаполезность чего-либо” [2, 204].

Изучение ценностных ориентаций занимает важное место в таких современных науках как: социология, психология, история, педагогика и др.

Ученые выделяют предметные и субъектные ценности. Первые выступают как объект (предметы потребности и интереса, взятые лишь в их субъективно-психологическом выражении, в виде устремлений почитания,

предпочтений, одобрения и осуждения), а вторые – как выражение того же

отношения со стороны субъекта, в которых интересы и потребности переведены

на язык идеального, мыслимого и представляемого.

В октябре-марте 2011-2012 года, было проведено исследование структуры ценностей студентов на базе Тверского государственного университета. В качестве методик сбора данных использовались:

  1. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, адаптированная А.А. Гоштаутасом, А.А. Семеновым и В.А. Ядовым и модифицированная Д.А. Леонтьевым.

  2. Методика Р. Инглхарта, модифицированная М.С. Яницким.

  3. Методика Ш. Шварца.

  4. Тест смысложизненных ориентаций.

В исследовании приняли участие 57 человек: 25 человек студенты 2 курса факультета психологии и социальной работы и 16 человек студенты 3 курса факультета психологии и социальной работы и 16 человек студенты 5 курса факультета психологии и социальной работы.

Итогом данного исследования явились следующие эмпирические данные. Процентное соотношение ценностных типов по методике Р. Инглхарта характеризуется следующим соотношением: для изучаемой нами группы студентов в большей степени (41 %) характерна ориентация на ценности адаптации (выживание, безопасность, порядок, здоровье, материальный достаток), отражающие направленность на устранение тревоги по поводу физической и экономической безопасности, на сохранение достигнутого. Несколько меньше (39,1 %) доля ориентированных на ценности социализации (семья, карьера, общественное признание). К промежуточному типу относиться 18 % респондентов. Невелик процент (1,9 %) отнесенных к индивидуализирующемуся типу (самореализация, свобода, терпимость).

Таким образом, можно сделать вывод, что студенты ориентированы на базовые материалистические ценности. Ориентация на базовые материалистические ценности, возможно, связана с нестабильным экономическим состоянием данной группы респондентов. Несмотря на то, что процент отнесенных к индивидуализирующемуся типу (самореализация, свобода, терпимость) невысок, а именно 1,9 %, тем не менее, соответствует представлениям А. Маслоу о том, что к самоактуализирующимся личностям может быть отнесено порядка 1 % от общего населения любого общества [9, 204].

В системе терминальных ценностей испытуемых наиболее высокий ранг значимости занимают здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь, материально обеспеченная жизнь, уверенность в себе, активная деятельная жизнь. Такие ценности, как красота природы и искусства, счастье других, творчество, развлечения, познание, общественное признание занимают в иерархии ценностей последние места.

Ведущие ранги в иерархии инструментальных ценностей принадлежат следующим ценностям: образованность, воспитанность, ответственность, жизнерадостность, независимость, честность. Низкий ранг значимости присущ таким ценностям, как, непримиримость к недостаткам в себе и других, высокие запросы, чуткость, смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов, исполнительность, эффективность в делах.

Ведущие ранги в иерархии инструментальных ценностей образуют четыре блока ценностей - этические ценности (воспитанность, жизнерадостность), ценности профессионального самоопределения (ответственность), индивидуальные ценности (независимость), интеллектуальные ценности (образованность).

На уровне нормативных идеалов (на уровне убеждений) для группы наиболее значимыми являются ценности достижения, самостоятельность, безопасность.

На уровне индивидуальных приоритетов (конкретные поступки) наиболее значимыми являются такие ценности, как самостоятельность, достижения, гедонизм (наслаждение или чувственное удовольствие).

Наименьшей значимостью на уровне нормативных идеалов обладают такие ценности, как традиции, универсализм, стимуляция (волнение и новизна). На уровне индивидуальных приоритетов наименьшей значимостью обладают такие ценности, как традиции, конформность, власть.

Полученные данные по всем методикам, позволяют интерпретировать результаты исследования следующим образом: ценности социализации свидетельствуют об ориентации на настоящее. Результаты, полученные по методике М. Рокича, подтверждаются результатами по методике Ш. Шварца. На уровне нормативных идеалов (на уровне убеждений) и на уровне индивидуальных приоритетов (конкретные поступки) наиболее значимыми являются такие ценности, как самостоятельность (самостоятельность мышления и выбора способов действия, в творчестве и исследовательской активности), достижения (личный успех через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами), гедонизм (удовольствия, наслаждение жизнью).

Наименьшей значимостью на уровне нормативных идеалов обладают такие ценности, как традиции (уважение традиций, смирение, благочестие, принятие своей участи, умеренность и следование им), универсализм (понимание, терпимость, защита благополучия всех людей и природы), стимуляция (стремление к новизне иглубоким переживаниям.). На уровне индивидуальных приоритетов наименьшей значимостью обладают такие ценности, как традиции, конформность (послушание, самодисциплина, вежливость, уважение ро­дителей и старших), власть (авторитет, богатство).

Таким образом, рассмотрев результаты исследования по методике М. Рокича и Ш. Шварца можно говорить о сформированности у испытуемых системы ценностей, приоритетами которой являются индивидуальные ценности, конкретные жизненные ценности, этические ценности, ценности профессионального самоопределения, а также интеллектуальные ценности. Представителей рассматриваемой социальной группы также можно охарактеризовать как самостоятельных (самостоятельность мышления и выбора способов действия, в творчестве и исследовательской активности), ориентированных на достижения (личный успех через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами), а также на получение удовольствия, наслаждение жизнью.

Литература

1. Грядунов М.В. Социокультурная регуляция морально-нравственных ценностей студенческой молодежи в современной России.//Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Москва, 2009.

2.Серый, А.В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика [Текст] / А.В. Серый; науч. ред. М.С. Яницкий. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - 272с.

3.Яницкий, М.С. Модификация методики Р. Инглхарта для изучения ценностной структуры массового сознания / М.С. Яницкий // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. - С.295.

4.Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система/ М.С. Яницкий. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 394с.

А.С. Бреус, студент отделения «Социальная работа»

исторического факультета,

Омский государственный университет

им. Ф.М. Достоевского, Омск