logo search
СБОРНИК СТУДЕНЧЕСКИХ СТАТЕЙ 2012

Стрессоустойчивость как профессионально важное качество субъекта труда

Стрессовые ситуации на рабочем месте сегодня стали обыденностью не только для ведущих менеджеров, но и для обычных специалистов. В крупных компаниях и маленьких фирмах специалисты все чаще подвергаются деструктивному воздействию накапливающегося эмоционального напряжения.

Поэтому устойчивость личности профессионала к стрессу является наиболее важным качеством для современных работодателей. Это качество определяется через такую психологическую категорию как «стрессоустойчивость». В современной психологической литературе нет однозначной трактовки данной категории. Существуют различные подходы к пониманию стрессоустойчивости (рис. 1).

Стрессоустойчивость – это способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным воздействиям, вызывающим высокую психическую напряженность, поскольку деятельность работника протекает в условиях значительных психологических нагрузок[11]. Стрессы в деятельности любого профессионала являются неизбежными. Они могут быть вызваны разнообразными факторами: нестабильностью рынка, давлением бюрократической системы; конфликтами в коллективе и т.д., поэтому личность профессионала должна быть устойчивой к стрессу.

Со стрессовыми состояниями тесно связаны, а часто являются их причинами состояния иного типа – фрустрационные[1]. Они возникают в случае блокады – невозможности достижения тех или иных значимых для личности целей. Фрустрации наиболее специфичны именно для профессий типа «человек-человек». Она сочетает в себе множество значимых целей и потребностей, планов и устремлений и ещё большее количество разного рода „барьеров” – невозможных преград и ограничений на пути их реализации.

Рис. 1 Подходы к определению стрессоустойчивости

Устойчивость к фрустрациям, равно как и стрессоустойчивость в целом, следует рассматривать как одно из профессионально-важных качеств личности. Их повышению содействуют две группы средств. Во-первых, это формирование деятельностных способов преодоления фрустраций – накопление фрустрационного опыта. Во-вторых, это средства психологической защиты личности в состояниях фрустрации.

Фрустрационная устойчивость профессионала и его стрессоустойчивость тесно взаимосвязаны и представлены в деятельности в их интегративном проявлении. В результате такого синтеза формируется качество профессионала, которое обозначается в «обыденной психологии», как «умение держать удар».

По мнению „пограничных” психиатров (Ю.А. Александровский, А.Д. Адо, А.В. Вальдман, В.И. Лебедев и др.) – это барьер психической адаптации[6].

Такие психологи, как Л.Г. Дикая, О.А. Конопкин, В.И. Моросанова, Р.Р. Сагиев основой стрессоустойчивости считают саморегуляцию человека, которая состоит из определенных звеньев (О.А. Конопкин) и стилистически разнообразна (В.И. Моросанова, Р.Р. Сагиев, Л.Г. Дикая)[10].

Другие авторы, Л. Мерфи, Р. Лазарус, С. Фолкман, Д. Амирхан, Н. Сирота и др., относят к данной характеристике различные когнитивно обусловленные механизмы совладания со стрессом (копинг-механизмы) и механизмы психологической защиты (Н. Хаан)[5]. Копинг-механизмы проявляются в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфере человека в виде разнообразных копинг-стратегий: противостоящего совладания, дистанцирования, самоконтроля, поиска социальной поддержки, принятия ответственности, избегания, планового решения проблемы, позитивной переоценки (Р. Лазарус, С. Фолкман). Также это копинг-стратегии решения проблемы, поиска социальной поддержки, избегания проблемы (Д. Амирхан). Молодые люди и мужчины выбирают активные копинг-стратегии, а пожилые люди и женщины – пассивные (К. Муздыбаев, С. Этдвин, К. Сюттон, К. Чэра). На копинг-стратегии, по мнению Д. Роттера, влияет локус-контроль, Л. Таукенова считает, что этнический фактор, Л. Собчик на первый план выдвигает тип ВНД, а Е. Чехлатый, Н. Сирота, В. Ялтонский придерживаются мнения, что это психические и соматические заболевания.

Со стрессоустойчивостью отождествляют эмоциональную устойчивость и способность контроля эмоций (Е.А. Милерян); способность переносить большие нагрузки и успешно решать задачи в экстремальных ситуациях (Н.Н. Данилова); способность преодолевать состояние эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности (В.Л. Марищук); свойство темперамента, позволяющее надежно выполнять целевые задачи деятельности за счет оптимального использования резервов нервно-психической эмоциональной энергии (В.А. Плахтиенко, Н.И. Блудов); стабильную направленность эмоциональных переживаний по их содержанию на положительное решение предстоящих задач (О.А. Черникова); устойчивое преобладание положительных эмоций (А.Е. Ольшанникова); интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности человека, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке (П.Б. Зильберман)[5].

Для понимания собственно термина «стрессоустойчивость» обратимся к работе Е.А. Милерян[8], который определяет ее с одной стороны, как невосприимчивость к эмоциогенным факторам, оказывающим отрицательное влияние на психическое состояние индивидуума, а с другой, как способность контролировать и сдерживать возникающие астенические эмоции, обеспечивая тем самым успешное выполнение необходимых действий. Способность человека переносить большие физические и умственные нагрузки, успешно решать задачи в экстремальных ситуациях. Под стрессоустойчивостью понимается даже способность сохранять здоровье в среде с плохой экологией[7]. В.Л. Марищук[7] трактует стрессоустойчивость как способность преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности.

Некоторые психологи связывают стрессоустойчивость со свойством темперамента. Так, В.А. Плахтиенко, Н.И. Блудов[7] понимают под эмоциональной устойчивостью свойство темперамента, позволяющее надежно выполнять целевые задачи деятельности за счет оптимального использования резервов нервно-психической эмоциональной энергии. О.А. Черникова[12] определяет стрессоустойчивость как относительную устойчивость оптимального уровня интенсивности эмоциональных реакций, а так же как устойчивость качественных особенностей эмоциональных состояний, т.е. стабильную направленность эмоциональных переживаний по их содержанию на положительное решение предстоящих задач. Одной из главных эмоциональных детерминант стрессоустойчивости А.Е. Ольшанникова[9] считает устойчивое преобладание положительных эмоций.

Некоторые авторы рассматривают стрессоустойчивость как одну из подструктур готовности человека к деятельности в напряженных ситуациях. Так, Дьяченко М.И.[3] полагает, что среди факторов, от которых зависит уровень и успех деятельности специалистов в напряженных ситуациях, особое значение имеет готовность к ним. Стрессоустойчивость способствует быстрому и правильному использованию знаний, опыта, личных качеств, сохранению самоконтроля и перестройке деятельности при появлении непредвиденных препятствий. К числу внешних и внутренних условий, обусловливающих готовность, данные исследователи относят: содержание поставленных задач, их трудность, новизну; обстановку деятельности, мотивацию, оценку вероятности достижения цели, самооценку, нервно-психическое состояние и кроме того, эмоциональную устойчивость к стрессовой ситуации. Наиболее полное определение стрессоустойчивости дает П.Б. Зильберман[4], стрессоустойчивость – «интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности человека, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке”» Н.И. Бережная[2] рассматривает стрессоустойчивость как качество личности, состоящее из совокупности следующих компонентов: психофизиологического (тип, свойства нервной системы); мотивационного (сила мотивов определяет в значительной мере эмоциональную устойчивость. Один и тот же человек может обнаружить разную степень ее в зависимости от того, какие мотивы побуждают его проявлять активность. Изменяя мотивацию можно увеличить (или уменьшить) эмоциональную устойчивость); эмоционального опыта личности, накопленного в процессе преодоления отрицательных влияний экстремальных ситуаций; волевого, который выражается в сознательной саморегуляции действий, приведении их в соответствие с требованиями ситуации; профессиональной подготовленности, информированности и готовности личности к выполнению тех или иных задач; интеллектуального – оценка требований ситуации, прогноз ее возможного изменения, принятие решений о способах действий.

Л.М. Аболин[1] определяет эмоциональную устойчивость как свойство, характеризующее индивида в процессе напряженной деятельности, отдельные эмоциональные механизмы которого, гармонически взаимодействуя между собой, способствуют успешному достижению поставленной цели. Тем самым подчеркивается, что критерием эмоциональной устойчивости является достижение цели деятельности. Однако автор считает, что поиск эмоциональных детерминант стрессоустойчивости не приносит должных результатов, так как одно и то же свойство может играть как положительную, так и отрицательную роль в зависимости от конкретных условий деятельности.

Таким образом, стрессоустойчивость или устойчивость в стрессовой ситуации – это способность индивида сознательно противостоять длительному стрессу и дистрессу.

Литература

  1. Анциферова Л.И. Условия деформации личности / Л.И. Анциферова // Новые исследования. – М.: Наука, 1998. – 98 с.

  2. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 1999.- 76 c.

  3. Дьяченко М.И. Психологи высшей школы: Учебник. –М: Харвест, 2006г.- 414 с.

  4. Жалагина Т.А. Формирование методической базы преодоления профессиональной деформации преподавателя вуза // Психология и менеджмент: вчера, сегодня, завтра. Т. 2. – М., 2002г. – С.105-108.

  5. Жалагина Т.А. Психологическая профилактика профессиональной деформации личности преподавателя вуза// Автореферат на соиск. степени. канд. наук.- Тверь, 2004г.

  6. Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности- :М., 2005 г.

А.М. Румянцева, студентка I курса магистратуры

Научный руководитель – кандидат психологических наук,

доцент Демиденко Н.Н.