Значение эмпатии в регуляции поведения у больных шизофренией
Шизофрения – тяжелое заболевание, начинающееся обычно на грани подросткового и зрелого периодов жизни, проявляется расстройствами мышления, восприятия и эмоциональности, собственной индивидуальности, неповторимости и самодисциплины, самосознания и социальной адаптации.
Несмотря на многочисленные проведенные исследования, вопросы, касающиеся проблемы этио- и патогенеза, дифференциальной диагностики и терапии шизофрении, остаются актуальными и по сей день. Для создания целостной картины и обнаружения общих закономерностей необходимы новые исследования, направленные на изучение многочисленных аспектов данного заболевания, часть из которых являются достаточно мало разработанными.
В рамках данной работы была предпринята попытка изучения значения эмпатии в регуляции поведения у больных шизофренией. Соответственно была поставлена цель: систематизация существующих теоретических материалов по проблеме эмпатии для возможного дальнейшего эмпирического исследования и сравнительного изучения особенностей проявления эмпатии у больных шизофренией и контрольной группы состоящей из людей без психиатрического статуса.
Специальные исследования особенностей проявления эмпатии у лиц с шизофренией практически не проводились. Существуют лишь теоретические предположения и незначительные эмпирические исследования, утверждающие, что уровень эмпатии у больных шизофренией ниже, чем у здоровых людей, что обусловлено особенностями протекания болезни. Так ряд исследователей, таких как Бодалев А.А., Гаврилова Т.В., Ковалев А.Г., сходится во мнении, что в основе эмпатического поведения лежат те или иные эмоциональные явления: прошлый чувственный опыт субъекта, его способность воспринимать и различать эмоции объекта, сочувствовать и переживать ему.
Среди симптомов наравне с бредом (величия, преследования и прочими), расстройством сознания, невозможностью создавать близкие межличностные контакты популярная медицинская энциклопедия выделяет эмоциональную «тупость», т.е. практически отсутствие эмпатии.
Шизофреникам обычно не свойственны нормальные эмоциональные реакции. Они держатся отстраненно и не реагируют на ситуации, которые должны их радовать или печалить. У больных шизофренией отмечается снижение, притупление эмоциональности, состояние апатии (безразличие ко всем явлениям жизни). Больной становится безразличным к членам семьи, теряет интерес к окружающему, утрачивает дифференцированность эмоциональных реакций, у него появляется неадекватность в переживаниях. Например, человек может не проявить эмоциональной реакции, узнав, что у его дочери рак. Однако за этим внешним притуплением эмоциональной экспрессии может скрываться внутреннее смятение или человек может разражаться вспышками гнева.
Иногда шизофреник выражает эмоции, не подходящие к ситуации или к высказанной мысли. Например, он может улыбаться, говоря о трагических событиях. Поскольку эмоции человека зависят от когнитивных процессов, неудивительно, что дезорганизованные мысли и восприятия сопровождаются изменениями эмоциональных реакций.
В основе всех форм шизофрении лежит постепенное (иногда – в течение десятилетий) формирование личностного и, прежде всего, эмоционально-волевого снижения. Снижается способность произвольного выполнения каких-либо действий, возможности целенаправленного поведения. Появляются непонятные утомляемость, слабость, ощущения внутреннего напряжения, больные начинают с трудом справляться с привычными обязанностями, замыкаются, уходят в себя. Поведение, социальные связи и профессиональные навыки начинают медленно нарушаться, и через некоторое время окружающие замечают, что человек изменился.
Не надо думать, что больные шизофренией совершенно потеряли связь с реальностью. Они знают, что люди едят три раза в день, спят по ночам, водят автомобили по улицам и т.п., и значительную часть времени их поведение может казаться вполне нормальным. Они могут налаживать контакты с другими людьми, в не зависимости от их соматического и психического статуса. Соответственно можно предположить, что развитие эмпатийного мышления и поведение, даже при условии, что только на механическом уровне, будет способствовать социальной адаптации больных в социуме.
Вследствие чего можно выдвинуть гипотезу, что выраженность показателя эмпатии способствует более продуктивной регуляции поведения у больных шизофренией.
Практическая значимость такого рода исследований обуславливается тем, что результаты исследования позволяют глубже понять психологические механизмы шизофренического симптомокомплекса.
Знания особенностей эмпатии в регуляции поведения можно использовать в работе практического психолога, направленной на формирование отношений принятия себя и других, на помощь в самореализации, в раскрытии эмпатийного потенциала человека на ряду с разработкой и совершенствованием методов психологического воздействия на страдающих шизофренией, профилактикой и коррекцией агрессивного поведения и межличностных конфликтов.
Шизофрения – одно из самых серьезных психических заболеваний, представляющее за всем разнообразием проявлений нарастающее волевое снижение, что ведет, в конечном счете, к стойкой нетрудоспособности, а порой и к недееспособности. Однако в половине случаев шизофрения может фактически излечиваться, во всяком случае не мешать различным творческим и жизненным успехам.
Литература
Гиляровский В. А. Психиатрия: руководство для врачей и студентов – М.: Биомедгиз, 1935.
Медицинская психология. – (Методические указания). /Автор-составитель Т. П. Пушкина. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.
Особенности образа тела у больных шизофренией. Пахтусова Е. Е., Малыгин В. Л., Ермак Е. В., Искандирова А. Б.// Медицинская психология в России. – 2011 - №6(11).
Популярная медицинская энциклопедия. Гл. ред. Б.В.Петровский. в 1-м томе. - М.:«Советская энциклопедия», 1987.
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- Актуальные проблемы социальной психологии
- Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- III. Будущее клинической психологии
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Приобщение вузовской молодежи к научной деятельности как ресурс развития общества
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Совладающее со стрессом поведение в профессиональной деятельности шахтеров
- Эмоциональный интеллект в деятельности современных менеджеров
- Психологические особенности профессионально-личностного развития педагога дошкольного образования
- Мандала как инструмент взаимодействия с внутренним миром. Психологические особенности рисования в круге
- Демотивация персонала: сущность, этапы, факторы
- Уроки здоровья в общеобразовательной школе как фактор психологического сопровождения
- Генезис и эволюция педагогических воззрений к.Н. Вентцеля
- Особенности социальной компетентности у подростков группы «риска»
- Специфика деятельности мастеров-консультантов автосервисных центров
- Мотивация и самомотивация к обучению
- Знания — Мышление — Способности — Умения — Навыки — Мастерство
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- I. Актуальные проблемы социальной психологии
- Оценка качества жизни у студенческой молодежи
- Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольников
- Представления о любви у современной молодежи
- Представления современной молодёжи об идеальных типах юноши и девушки
- Деятельность рекламных агентств в контексте синергетического влияния рекламы на личность потребителя
- Социально-психологические компоненты профессионального здоровья спасателей мчс
- II. Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- К вопросу об оценке уровня профессиональной компетентности студентов-психологов
- Детерминанты успешности профессиональной деятельности дистрибьюторов в сфере прямых продаж
- Опыт составления профессиограммы дежурного пульта централизованного управления Управления вневедомственной охраны Министерства внутренних дел (пцу уво мвд)
- Агрессия как профессионально обусловленная деформация личности педагога
- Дикова в.В. Проявление агрессии в профессиональной деятельности учителя. – Екатеринбург, 2005г.
- В.П. Зинченко и б.Г. Мещеряков Большой психологический словарь. – м.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.
- Психическая саморегуляция деятельности, как основной показатель её эффективности
- Эмоциональное выгорание в деятельности операторов call-центра
- Влияние трудовой мотивации на эффективность деятельности сотрудников овд
- Формирование стрессоустойчивости как основа профилактики профессиональной деформации личности сотрудников пенитенциарной службы
- Проблема эффективности использования рабочего времени сотрудниками организации
- Стрессоустойчивость как профессионально важное качество субъекта труда
- Социальная, профессиональная адаптация как составляющие процесса труда
- Взаимосвязь трудовой мотивации и креативности учителей средней образовательной школы
- Проблема выученной беспомощности у осужденных
- Актуальные вопросы изучения регуляторов труда субъекта педагогической деятельности
- III. Будущее клинической психологии
- Значение эмпатии в регуляции поведения у больных шизофренией
- Ю. А. Коряпина, студентка V курса
- Научный руководитель – кандидат психологических наук,
- Доцент т.М. Васильева
- Драматерапия для лиц, страдающих шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением (адн)
- Андерсен-Уоррен м., Грейнджер р., Драматерапия. Практикум по психотерапии. СПб, 2001
- Консультирование лиц, находящихся в кризисной ситуации
- Взаимосвязь деперсонализационно-дереализационного синдрома с общим, социальным, эмоциональным интеллектом и аффективным расстройством (тревогой)
- Сравнительное исследование эмоционально-волевой регуляции поведения осужденных мужского пола совершивших корыстные и корыстно-насильственные преступления
- Особенности я-концепции у больных шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- Эффективность технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями (на примере гбу «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Тверь)
- Иерархия профессиональных ценностей у будущих социальных работников на этапе вузовского обучения
- Приоритетные личностные ценности будущих социальных работников
- Социально-психологическая помощь незанятому населению: реализация программы
- Алкоголизм в подростковой среде
- Деятельность социального педагога по формированию этнокультурной компетентности подростков в полиэтнической образовательной среде
- Психосоциальная поддержка граждан пожилого возраста
- Социальная адаптация к гражданской жизни военнослужащих, уволенных в запас
- Социальная работа с детьми-инвалидами
- Гендерные особенности ценностного отношения к семье у старшеклассников
- Личностные особенности при интернет-зависимости
- Воздействие телевидения на дезадаптированных подростков
- Молодая семья как объект социальной работы
- Социальная деятельность церкви и государства в вопросах укрепления семьи
- Социальный патронаж как перспективная форма поддержки молодой семьи
- Репродуктивная сфера студенческой семьи
- Программа профилактики профессиональных деформаций специалистов по социальной работе
- Социальная работа с подростками девиантного поведения
- Факторы, оказывающие негативное влияние на процесс социализации ребенка
- Социальная безопасность в системе социальной работы
- Актуальные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей в современной России
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Гендерные особенности агрессивного поведения подростков
- Терапевтическое воздействие искусства на человека
- Влияние мультипликационных фильмов на поведение детей младшего школьного возраста
- Когнитивные и эмоционально-поведенческие особенности подростков, выбирающих определённые виды компьютерных игр
- Внимание и его психологические особенности
- Особенности и различия в мотивационной сфере студентов-психологов и студентов-экологов
- Взаимосвязь стилей общения с типами темперамента
- Взаимосвязь уровня тревожности и уровня жизненной стратегии личности
- Особенности личности подростков с делинквентным поведением
- Юношеский возраст и кризис идентичности
- Развитие ребенка в дошкольный период
- Систематическая десенсибилизация как метод эффективного психокоррекционного воздействия на личность, пребывающую в состоянии фрустрации
- Взаимосвязь агрессии и тревожности в подростковом возрасте
- Роль саморегуляции в становлении характера
- Сравнительный анализ процесса запоминания
- Подростковый возраст как этап формирования личности
- Игра как средство развития нравственной сферы дошкольников
- Воображение и творчество
- Исследование структуры личности
- Взаимосвязь характера, механизмов психологической защиты и фрустрационных реакций
- Эмоции и личность
- Развитие творческого мышления
- Эмоции и деятельность человека
- Связь индивидуальных способностей и темперамента личности
- Эмоциональные нарушения у детей и способы их коррекции на примере
- Дидактическая игра в развитии младших школьников
- Развитие речи и мелкой моторики в дошкольном возрасте
- Взаимосвязь темперамента и толерантности человека
- Теории памяти
- Особенности организации учебного процесса с учётом индивидуального латерального профиля
- Функции и виды эмоций у человека
- Характер в общей психологии. Акцентуации характера
- Влияние темперамента на эффективность деятельности
- Эстетическая деятельность как средство развития психических функций у детей дошкольного возраста
- Особенности восприятия детьми-дошкольниками художественных произведений
- Эмоции в жизни человека
- Игра - ведущая деятельность в развитии ребенка
- Речь как психологический процесс
- Факторы, влияющие на формирование отклонений в поведении подростков
- Период новорожденности