logo search
СБОРНИК СТУДЕНЧЕСКИХ СТАТЕЙ 2012

Актуальные вопросы изучения регуляторов труда субъекта педагогической деятельности

Динамика жизни, сложность и масштабность задач, стоящих перед школой сегодня, все возрастающие требования к личности педагога в современной социокультурной ситуации требуют углубленного исследования проблемы развития профессиональной деятельности учителя. Особенностью педагогической деятельности является то, что одним из средств и условий ее выступает личность самого педагога. Его важнейшая задача – персонифицировать это содержание предмета, сделать его для ученика «своим», личностно значимым, способствовать созданию такой атмосферы, в которой ребенок «проживает» педагогический процесс, а не «отбывает» его (А.Н. Леонтьев) [3]. Это требует от учителя активной работы над самим собой: совершенствование ценностных ориентаций, развитие творческого стиля мышления, рефлексии, самоактуализации.

Педагогическая деятельность, её развитие и совершенствование тесно связаны с внутренними и внешними регуляторами труда учителя [1]. Поэтому настоящая статья призвана представить исследования регуляторов труда субъекта педагогической деятельности (Таблица 1), которые изучалась многими учёными (например, Леонтьевым А.Н., Климовым Е.А., Марковой А.К., Кузьминой Н.В., Митиной Л.Н. и др.) [2, 4, 5].

Таким образом, в Таблице 1 обозначены основные исследования регуляторов профессиональной деятельности учителя в психологии труда, которые остаются актуальными на сегодняшний день. Данные регуляторы можно условно поделить на следующие группы: когнитивные (профессиональные знания, профессиональное самосознание, мышление и пр.), мотивационно-потребностные (личностная направленность педагога, мотивы и потребности профессиональной деятельности и др.), ценностно-

Исследования регуляторов труда субъекта педагогической деятельности

Таблица 1

№ п/п

Ф.И. учёных

Основные положения изучаемого вопроса

1.

Леонтьев А.Н., Климов Е.А.

- Классификация регуляторов труда по основанию средства труда: вещественные и невещественные; внутренние и внешние;

- Средства труда учителя внутренне связаны со смыслом профессиональной деятельности, могут существовать как субъективный образ в форме представления;

- Образ, регулирующий сознательную деятельность имеет три уровня отражения: сенсорно-перцептивный, уровень представлений и уровень понятийного отражения. На каждом из них формируется соответствующий ему образ: чувственный образ (сенсорный, перцептивный), репрезентативный конкретный образ (представления памяти, воображения) и репрезентативный отвлеченный образ (понятия, схемы, системы понятий, усвоенные алгоритмы действий).

2.

Журавлёв

- Социально-психологические механизмы регуляции, включающие средства воздействия — внушение, подражание, подкрепление, пример, заражение; социальное планирование и социальное прогнозирование; механизмы психологии управления;

- Социальный контроль как регулятор труда, который во многом основывается на моральном сознании учителя;

- Я-концепция субъекта педагогической деятельности как регулятор труда.

3.

Л.М. Митина

- Регуляторы профессиональной деятельности - педагогическая направленность, мотивы данной направленности.

4.

Маркова А.К, Наумчик В.Н

- Ценностные ориентации выступают внутренним регулятором деятельности педагога, определяющим его отношение к окружающему миру и себе: экзистенциальные патриотические эстетические ценности, смысл труда, заработная плата, квалификация, карьера и др.

5.

Т.Киучи, И.И. Казимирская и др.

- Нравственные черты характера учителя участвуют в регуляции его поведения: заботливость, душевность, доброжелательность, приветливость; внимательность; разумная требовательность; справедливость, снисходительность, терпеливость и др.

смысловые (духовные, материальные ценности, смыслы профессиональной деятельности педагога). В связи с этим учитель должен обладать мощной саморегуляцией и рефлексией своей деятельности, т.к. то, насколько будет полноценным психическое и личностное развитие школьников, развитие их мотивов и потребностей, интересов и склонностей, самостоятельного творческого мышления, их самосознания, социальной активности и нравственной воспитанности, во многом зависит от него как личности и как профессионала.

Литература:

  1. Журавлёв А.А. Социальная психология личности. М., 1988.

  2. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.:МГУ, 1995. 224 с.

  3. Митина, JI. М. Психология профессионального развития учителя Текст. / JI.M. Митина. М.: Флинта, 1998. 200 с.

  4. Морозова О.П. Развитие профессиональной деятельности учителя: контекст детерминации. // Мир культуры, науки, образования. №6, 2010. С. 186-187.

  5. Щербакова, Т. Н. Профессиональный рост учителя: формирование механизмов субъективного контроля. Ростов Н/Д.: обл. ИУУ, 1994. 80 с.