logo search
СБОРНИК СТУДЕНЧЕСКИХ СТАТЕЙ 2012

Социальная, профессиональная адаптация как составляющие процесса труда

Трудовая деятельность человека в психологии труда рассматривается с социально- экономических позиций вне зависимости от ее конкретных результатов, как расходование рабочей силы или способностей к труду.

Процесс труда включает в себя три основных фактора: 

- целесообразную деятельность человека; 

- предмет, на который направлен труд; 

- средства труда, с помощью которых человек воздействует на предмет труда.

Успешная трудовая деятельность является результатом процесса адаптации человека в профессиональной деятельности.

В психологии труда изучена биологическая, психологическая, психофизиологическая, социальная, профессиональная адаптация. Выделяют адаптацию внутреннюю и внешнюю. Авторы считают, что она может быть обусловлена факторами, физиологическими, психическими особенностями субъекта, и внешними факторами (условия среды). Описание видов, проблем, факторов, влияющих на процесс адаптации описаны в научных психологических исследованиях. По ряду проблем нет единой точки зрения. Представляется необходимым проанализировать имеющие подходы. В.А. Абабков, М. Пере [1], В.Г. Асеев [2] рассматривали проблему адаптации к стрессу. Человек в профессионально - трудовой деятельности, профессиональный стресс, регуляторы труда, факторы, влияющие на процесс адаптации субъекта в труде, раскрыты в работах С.И. Филиппченковой [3], Б.А. Душкова, Е.Ю. Пряжникова [4] и др.

Реакция адаптации (компинг) начинается с субъективного восприятия/ оценки ситуационных характеристик и продолжается как реакция на восприятие, что обычно проявляется в виде попытки совладения с ситуацией, когда привычный или автоматический ответ на нее невозможен. Адаптация человека к ситуации может быть оценена не только на основе субъективного восприятия, но также и с опорой на объективные критерии [2, с. 35].

Социальная адаптация - это процесс активного приспособления человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Социальная адаптация характеризуется:

- социальными функциями (межличностные отношения, способность участия в общественно полезном труде, возможность творчества);

- средством социальной адаптации является сознание. Сознание – это социоадаптивный механизм, благодаря которому человек качественно отличается от своих животных предков;

- взаимосвязью с понятием социализация. Социальная адаптация выражает приспособление человека к новым для него условиям предметной деятельности. Социализация выражает процесс становления личности.

М.П. Будякина и А.А. Русалинова в процессе адаптации выделяют две стороны: профессиональную адаптацию и социально – психологическую адаптацию. Профессиональная адаптация приспособление новичка к характеру, режиму и условиям труда по определенной специальности. Проявляется в определенном уровне овладения необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками, в формировании некоторых профессионально значимых качеств личности, необходимых для успешного выполнения данной специальностью, в развитии активно – положительного отношения к ней. Социально – психологическая адаптация рассматривается как приспособление к групповым нормам и системе взаимоотношений в конкретной производственной группе. Выражается в приспособлении новичка к социальной жизни производственной группы, в формировании положительных отношений с товарищами по работе и в достаточно высоком уровне удовлетворенности этими отношениями

[3, с. 91].

Профессиональную адаптацию можно определить, с одной стороны, как приспособление человека к требованиям профессии, а с другой – как приспособление профессии (орудий труда, средств и условий труда) к требованиям. Профессиональная адаптация предполагает овладение работающим человеком необходимыми профессиональными навыками и умениями, формирование профессионально – значимых качеств личности, оптимальное сочетание психофизиологических функций человека и профессиональных требований, предъявляемых выполняемой работе

[3, с.15].

Оптимальная адаптация предполагает адекватное восприятие и когнитивную репрезентацию, которые соответствуют психологическим характеристикам ситуации. Такая краткосрочная репрезентация является успешной предпосылкой адаптации. Если краткосрочная репрезентация становится элементом долговременной памяти, то это называется «знанием» [2,с. 37].

Процесс успешной адаптации имеет внешние и внутренние особенности, с которыми связана профессиональная адаптация.

Особенностью профессиональной адаптации является:

  1. приспособление человека к требованиям профессии, организации трудового процесса, коллектива.

  2. влияние личностных качеств человека на профессиональную деятельность.

  3. профессиональная адаптация может иметь как длительный характер, так и стихийный. При длительной адаптации происходит изменение личностных характеристик человека, при стихийной профессиональной адаптации - изменение личностных направлений человека, в конкретных условиях труда.

Профессиональная и социальная адаптация многогранный и сложный процесс, который направлен на формирование у субъекта труда важных качеств для выполнения профессиональной деятельности и является проявлением социальных процессов, как конкретной организации, так и общества.

Литература

  1. Абабков В.А., Перре М., Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии./ Абабков В.А., Перре М. Спб.: РЕЧЬ, 2004. – 165 с.

  2. Отв. ред. Асеев В.Г., Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности/ отв. ред. Асеев В.Г. Иркутск. 1986

  3. Филиппченкова С.И. , Профессиональный стресс и социально – психологическая адаптация в условиях профессиональной деятельности./ Филиппченкова С.И. Учебное пособие. Тверь: ТвГТУ , 2009.

  4. Пряжникова Е.Ю. Пряжников Н.С. Профориентация./ Пряжникова Е.Ю. Пряжников Н.С. Москва: Академия 2005 – 495 с.

Е.С. Рязанова, студентка V курса

Научный руководитель – кандидат психологических наук,

старший преподаватель Е.С. Ребрилова