Социальная, профессиональная адаптация как составляющие процесса труда
Трудовая деятельность человека в психологии труда рассматривается с социально- экономических позиций вне зависимости от ее конкретных результатов, как расходование рабочей силы или способностей к труду.
Процесс труда включает в себя три основных фактора:
- целесообразную деятельность человека;
- предмет, на который направлен труд;
- средства труда, с помощью которых человек воздействует на предмет труда.
Успешная трудовая деятельность является результатом процесса адаптации человека в профессиональной деятельности.
В психологии труда изучена биологическая, психологическая, психофизиологическая, социальная, профессиональная адаптация. Выделяют адаптацию внутреннюю и внешнюю. Авторы считают, что она может быть обусловлена факторами, физиологическими, психическими особенностями субъекта, и внешними факторами (условия среды). Описание видов, проблем, факторов, влияющих на процесс адаптации описаны в научных психологических исследованиях. По ряду проблем нет единой точки зрения. Представляется необходимым проанализировать имеющие подходы. В.А. Абабков, М. Пере [1], В.Г. Асеев [2] рассматривали проблему адаптации к стрессу. Человек в профессионально - трудовой деятельности, профессиональный стресс, регуляторы труда, факторы, влияющие на процесс адаптации субъекта в труде, раскрыты в работах С.И. Филиппченковой [3], Б.А. Душкова, Е.Ю. Пряжникова [4] и др.
Реакция адаптации (компинг) начинается с субъективного восприятия/ оценки ситуационных характеристик и продолжается как реакция на восприятие, что обычно проявляется в виде попытки совладения с ситуацией, когда привычный или автоматический ответ на нее невозможен. Адаптация человека к ситуации может быть оценена не только на основе субъективного восприятия, но также и с опорой на объективные критерии [2, с. 35].
Социальная адаптация - это процесс активного приспособления человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Социальная адаптация характеризуется:
- социальными функциями (межличностные отношения, способность участия в общественно полезном труде, возможность творчества);
- средством социальной адаптации является сознание. Сознание – это социоадаптивный механизм, благодаря которому человек качественно отличается от своих животных предков;
- взаимосвязью с понятием социализация. Социальная адаптация выражает приспособление человека к новым для него условиям предметной деятельности. Социализация выражает процесс становления личности.
М.П. Будякина и А.А. Русалинова в процессе адаптации выделяют две стороны: профессиональную адаптацию и социально – психологическую адаптацию. Профессиональная адаптация приспособление новичка к характеру, режиму и условиям труда по определенной специальности. Проявляется в определенном уровне овладения необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками, в формировании некоторых профессионально значимых качеств личности, необходимых для успешного выполнения данной специальностью, в развитии активно – положительного отношения к ней. Социально – психологическая адаптация рассматривается как приспособление к групповым нормам и системе взаимоотношений в конкретной производственной группе. Выражается в приспособлении новичка к социальной жизни производственной группы, в формировании положительных отношений с товарищами по работе и в достаточно высоком уровне удовлетворенности этими отношениями
[3, с. 91].
Профессиональную адаптацию можно определить, с одной стороны, как приспособление человека к требованиям профессии, а с другой – как приспособление профессии (орудий труда, средств и условий труда) к требованиям. Профессиональная адаптация предполагает овладение работающим человеком необходимыми профессиональными навыками и умениями, формирование профессионально – значимых качеств личности, оптимальное сочетание психофизиологических функций человека и профессиональных требований, предъявляемых выполняемой работе
[3, с.15].
Оптимальная адаптация предполагает адекватное восприятие и когнитивную репрезентацию, которые соответствуют психологическим характеристикам ситуации. Такая краткосрочная репрезентация является успешной предпосылкой адаптации. Если краткосрочная репрезентация становится элементом долговременной памяти, то это называется «знанием» [2,с. 37].
Процесс успешной адаптации имеет внешние и внутренние особенности, с которыми связана профессиональная адаптация.
Особенностью профессиональной адаптации является:
приспособление человека к требованиям профессии, организации трудового процесса, коллектива.
влияние личностных качеств человека на профессиональную деятельность.
профессиональная адаптация может иметь как длительный характер, так и стихийный. При длительной адаптации происходит изменение личностных характеристик человека, при стихийной профессиональной адаптации - изменение личностных направлений человека, в конкретных условиях труда.
Профессиональная и социальная адаптация многогранный и сложный процесс, который направлен на формирование у субъекта труда важных качеств для выполнения профессиональной деятельности и является проявлением социальных процессов, как конкретной организации, так и общества.
Литература
Абабков В.А., Перре М., Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии./ Абабков В.А., Перре М. Спб.: РЕЧЬ, 2004. – 165 с.
Отв. ред. Асеев В.Г., Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности/ отв. ред. Асеев В.Г. Иркутск. 1986
Филиппченкова С.И. , Профессиональный стресс и социально – психологическая адаптация в условиях профессиональной деятельности./ Филиппченкова С.И. Учебное пособие. Тверь: ТвГТУ , 2009.
Пряжникова Е.Ю. Пряжников Н.С. Профориентация./ Пряжникова Е.Ю. Пряжников Н.С. Москва: Академия 2005 – 495 с.
Е.С. Рязанова, студентка V курса
Научный руководитель – кандидат психологических наук,
старший преподаватель Е.С. Ребрилова
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- Актуальные проблемы социальной психологии
- Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- III. Будущее клинической психологии
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Приобщение вузовской молодежи к научной деятельности как ресурс развития общества
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Совладающее со стрессом поведение в профессиональной деятельности шахтеров
- Эмоциональный интеллект в деятельности современных менеджеров
- Психологические особенности профессионально-личностного развития педагога дошкольного образования
- Мандала как инструмент взаимодействия с внутренним миром. Психологические особенности рисования в круге
- Демотивация персонала: сущность, этапы, факторы
- Уроки здоровья в общеобразовательной школе как фактор психологического сопровождения
- Генезис и эволюция педагогических воззрений к.Н. Вентцеля
- Особенности социальной компетентности у подростков группы «риска»
- Специфика деятельности мастеров-консультантов автосервисных центров
- Мотивация и самомотивация к обучению
- Знания — Мышление — Способности — Умения — Навыки — Мастерство
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- I. Актуальные проблемы социальной психологии
- Оценка качества жизни у студенческой молодежи
- Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольников
- Представления о любви у современной молодежи
- Представления современной молодёжи об идеальных типах юноши и девушки
- Деятельность рекламных агентств в контексте синергетического влияния рекламы на личность потребителя
- Социально-психологические компоненты профессионального здоровья спасателей мчс
- II. Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- К вопросу об оценке уровня профессиональной компетентности студентов-психологов
- Детерминанты успешности профессиональной деятельности дистрибьюторов в сфере прямых продаж
- Опыт составления профессиограммы дежурного пульта централизованного управления Управления вневедомственной охраны Министерства внутренних дел (пцу уво мвд)
- Агрессия как профессионально обусловленная деформация личности педагога
- Дикова в.В. Проявление агрессии в профессиональной деятельности учителя. – Екатеринбург, 2005г.
- В.П. Зинченко и б.Г. Мещеряков Большой психологический словарь. – м.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.
- Психическая саморегуляция деятельности, как основной показатель её эффективности
- Эмоциональное выгорание в деятельности операторов call-центра
- Влияние трудовой мотивации на эффективность деятельности сотрудников овд
- Формирование стрессоустойчивости как основа профилактики профессиональной деформации личности сотрудников пенитенциарной службы
- Проблема эффективности использования рабочего времени сотрудниками организации
- Стрессоустойчивость как профессионально важное качество субъекта труда
- Социальная, профессиональная адаптация как составляющие процесса труда
- Взаимосвязь трудовой мотивации и креативности учителей средней образовательной школы
- Проблема выученной беспомощности у осужденных
- Актуальные вопросы изучения регуляторов труда субъекта педагогической деятельности
- III. Будущее клинической психологии
- Значение эмпатии в регуляции поведения у больных шизофренией
- Ю. А. Коряпина, студентка V курса
- Научный руководитель – кандидат психологических наук,
- Доцент т.М. Васильева
- Драматерапия для лиц, страдающих шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением (адн)
- Андерсен-Уоррен м., Грейнджер р., Драматерапия. Практикум по психотерапии. СПб, 2001
- Консультирование лиц, находящихся в кризисной ситуации
- Взаимосвязь деперсонализационно-дереализационного синдрома с общим, социальным, эмоциональным интеллектом и аффективным расстройством (тревогой)
- Сравнительное исследование эмоционально-волевой регуляции поведения осужденных мужского пола совершивших корыстные и корыстно-насильственные преступления
- Особенности я-концепции у больных шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- Эффективность технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями (на примере гбу «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Тверь)
- Иерархия профессиональных ценностей у будущих социальных работников на этапе вузовского обучения
- Приоритетные личностные ценности будущих социальных работников
- Социально-психологическая помощь незанятому населению: реализация программы
- Алкоголизм в подростковой среде
- Деятельность социального педагога по формированию этнокультурной компетентности подростков в полиэтнической образовательной среде
- Психосоциальная поддержка граждан пожилого возраста
- Социальная адаптация к гражданской жизни военнослужащих, уволенных в запас
- Социальная работа с детьми-инвалидами
- Гендерные особенности ценностного отношения к семье у старшеклассников
- Личностные особенности при интернет-зависимости
- Воздействие телевидения на дезадаптированных подростков
- Молодая семья как объект социальной работы
- Социальная деятельность церкви и государства в вопросах укрепления семьи
- Социальный патронаж как перспективная форма поддержки молодой семьи
- Репродуктивная сфера студенческой семьи
- Программа профилактики профессиональных деформаций специалистов по социальной работе
- Социальная работа с подростками девиантного поведения
- Факторы, оказывающие негативное влияние на процесс социализации ребенка
- Социальная безопасность в системе социальной работы
- Актуальные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей в современной России
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Гендерные особенности агрессивного поведения подростков
- Терапевтическое воздействие искусства на человека
- Влияние мультипликационных фильмов на поведение детей младшего школьного возраста
- Когнитивные и эмоционально-поведенческие особенности подростков, выбирающих определённые виды компьютерных игр
- Внимание и его психологические особенности
- Особенности и различия в мотивационной сфере студентов-психологов и студентов-экологов
- Взаимосвязь стилей общения с типами темперамента
- Взаимосвязь уровня тревожности и уровня жизненной стратегии личности
- Особенности личности подростков с делинквентным поведением
- Юношеский возраст и кризис идентичности
- Развитие ребенка в дошкольный период
- Систематическая десенсибилизация как метод эффективного психокоррекционного воздействия на личность, пребывающую в состоянии фрустрации
- Взаимосвязь агрессии и тревожности в подростковом возрасте
- Роль саморегуляции в становлении характера
- Сравнительный анализ процесса запоминания
- Подростковый возраст как этап формирования личности
- Игра как средство развития нравственной сферы дошкольников
- Воображение и творчество
- Исследование структуры личности
- Взаимосвязь характера, механизмов психологической защиты и фрустрационных реакций
- Эмоции и личность
- Развитие творческого мышления
- Эмоции и деятельность человека
- Связь индивидуальных способностей и темперамента личности
- Эмоциональные нарушения у детей и способы их коррекции на примере
- Дидактическая игра в развитии младших школьников
- Развитие речи и мелкой моторики в дошкольном возрасте
- Взаимосвязь темперамента и толерантности человека
- Теории памяти
- Особенности организации учебного процесса с учётом индивидуального латерального профиля
- Функции и виды эмоций у человека
- Характер в общей психологии. Акцентуации характера
- Влияние темперамента на эффективность деятельности
- Эстетическая деятельность как средство развития психических функций у детей дошкольного возраста
- Особенности восприятия детьми-дошкольниками художественных произведений
- Эмоции в жизни человека
- Игра - ведущая деятельность в развитии ребенка
- Речь как психологический процесс
- Факторы, влияющие на формирование отклонений в поведении подростков
- Период новорожденности