logo search
UMK_PSIHOLOGIYa_RAZVITIYa_ChYeLOVYeKA

Мухина в.С. Игрушка как средство психического развития ребенка

(Вопросы психологии. №2. 1988. С. 123-128)

Игрушка — предмет, служащий для забавы и развлече­ния, но одновременно являющийся средством психиче­ского развития ребенка. Чтобы развитие ребенка было своевременным и всесторонним, игрушки следует тщате­льно отбирать. Человечество веками отрабатывало игруш­ки, которые наилучшим образом соответствовали бы воз­можностям ребенка определенного возраста и связанного с ним физического и психического развития.

Назначение игрушек можно проанализировать в соот­ветствии с ведущими деятельностями, которые определя­ют особенности психического развития ребенка. В мла­денчестве это общение и манипулирование, в раннем воз­расте — предметная деятельность, в младшем школьном — учебная деятельность. Обратимся к последовательному анализу игрушек, которые соответствуют перечисленным видам детской деятельности.

В младенческом возрасте современный ребенок полу­чает игрушки, которые способствуют развитию ориенти­ровочного поведения. В первые два-три месяца ребенок уже может следить за игрушками, которыми манипулиру­ет взрослый. Ребенок взирает на яркую игрушку, слышит присущие ей звуки (погремушка — гремит, колокольчик — звенит) и получает от склонившегося над ним взрослого положительные эмоции. Мать учит ребенка следить за иг­рушкой: она так организует восприятие ребенка, что он волей-неволей фиксирует взором игрушку, которая нахо­дится непосредственно в поле его зрения; затем мать по­буждает малыша следить за движением игрушки влево и вправо от его взора. Ребенок напрягается и поворачивает головку вслед за ускользающей из поля зрения игрушкой. Так ребенок учится смотреть и видеть. Звучание игрушки придает ей дополнительную привлекательность — ориен­тировочное прислушивание доставляет ребенку еше боль­шее удовлетворение и развивает его восприятие.

В период от двух-трех месяцев и до года ребенок благо­даря взрослому учится манипулированию, которое стано­вится ведущей деятельностью. С самого начала мама или другие члены семьи обращаются с младенцем так, как буд­то тот может включиться в игру, в общение по поводу иг­рушки. Взрослый втягивает ребенка в общение посредст­вом игрушки, которой он манипулирует в поле зрения ре­бенка или, напротив, слева или справа от его взора. Ребе­нок реагирует на звук, поворачивает на него головку и на­ходит взором игрушку.

Для того чтобы ребенок развивался, не следует его бод­рствующего оставлять в кроватке без игрушки. Трехмесяч­ный ребенок уже не только смотрит на подвешенные иг­рушки, но и тянется к ним, иногда схватывает. Все эти действия формируют координацию, совершенствуют дви­жения и развлекают ребенка.

Все множество вариантов игрушек несет в себе эталон­ные формы и цвета, выработанные человечеством. Вос­приятие сенсорных эталонов на бессознательном младен­ческом уровне подготавливает дальнейшее усвоение опе­ративных единиц восприятия. Как это ни удивительно, но после трех месяцев появляются предпочитаемые игруш­ки, ими ребенок манипулирует охотнее и чаще; здесь име­ют значение форма, цвет игрушки и другие ее качества. Конечно, в столь малом возрасте действия ребенка еще плохо скоординированы.

Родителям следует тщательно подбирать игрушки для своего малыша. В наборе для младенца должны быть преж­де всего легкие, пластмассовые, разноцветные, звучащие погремушки. Их можно постоянно мыть, они легкие и красочные. В качестве предметов для игры можно дать младенцу бумагу (с мягким краем, чтобы не было пореза). Бумага шуршит, меняет под детскими пальчиками форму, что вызывает у малыша ориентировочное поведение. Спе­циальные книжки-игрушки доставляют подросшему ма­лышу четырех-пяти месяцев большую радость — он скла­дывает и раскладывает развороты, вместе со взрослым смотрит на рисунки и тычет пальчиком в разноцветные картинки. Если он при этом стремится взять книжку в рот, взрослый должен переключить его внимание.

Ребенок направлен на взрослого: пристально смотрит, как мать действует с его игрушками. Теперь и он сможет повторить вслед за ней некоторые действия. Именно в присутствии взрослого малыш наиболее активно манипу­лирует своими игрушками.

Манипулирование с погремушкой дает возможность ребенку уловить результат предпринятых действий; она как бы провоцирует ребенка к воспроизведению одних и тех же действий, что и приводит к их освоению. Таким об­разом, погремушки способствуют развитию зрения, дви­гательных координации.

Помимо действий, функционально заложенных в по­гремушке, ребенок шести-семи месяцев начинает произ­водить с ней все действия, которые он усвоил в манипули­ровании многими предметами: он размахивает, стучит, лижет, трогает пальчиком отдельные детали погремушки или элементы рисунков в книжке.

От месяца к месяцу манипулирование с погремушкой усложняется. В семь-восемь месяцев ребенок уже по-раз­ному манипулирует разными игрушками.

Помимо пластмассовых погремушек, ребенку надо да­вать резиновые игрушки-пищалки (это могут быть всевоз­можные зверюшки, куклы — мальчики и девочки). С ними можно затевать простые игры. Мама спрашивает: «Где Ваня?» (резиновый мальчик). Ребенок ищет игрушку гла­зами, находит и тянется к ней или просто смотрит. Мама поддерживает его усилия: «Вот он Ваня!» Она эмоциона­льно подкрепляет ребенка: «Молодец! Нашел Ваню!» С куклой можно играть: укладывать спать, отправлять на прогулку и пр. Такая игра опережает развитие самого ма­лыша, но она ведет за собой это развитие. Если ребенок еще пока не способен ни в какой форме принять участие в игре, не надо волноваться. Он все равно примет такую игру через месяц.

Младенцам, кроме погремушек, нередко дарят метал­лические и мягкие игрушки. С ними надо немного подо­ждать: металлическая игрушка может нанести травму ре­бенку, а мягкие игрушки трудно держать в санитарном со­стоянии.

В девять месяцев ребенок, с которым постоянно зани­маются, легко находит в своей книжке изображения и пра­вильно называет их. «Где зайка? Где волк?» — спрашивает взрослый, и малыш с радостью указывает на изображение. «Где у киски глазки? А ушки? А носик?» Это следующий этап освоения картинок. И снова можно сказать, что не имеет значения, если ребенок в данный момент не может показать то, что требуется. Очень скоро он этому научит­ся.

Ребенку этого возраста можно давать карандаш и бума­гу. Малыш с радостью манипулирует этими предметами; завертывает карандаш в бумагу, стучит им по бумаге, рвет, мнет, берет в рот; при этом он может случайно коснуться очином карандаша бумаги, и на ней останется след. Заме­тив нечто новое, малыш будет стараться повторить штри­хи. Таким образом он практически осваивает способы вос­произведения и регулирования своих действий, что имеет большое значение для его сенсорного и умственного раз­вития.

К концу младенческого возраста следует много разго­варивать с ребенком по поводу игрушек и предметов оби­хода. У ребенка в этот период формируется пассивный за­пас слов (он начинает связывать звучащее слово с конк­ретным предметом), это — основа для развития активной речи.

Что же касается мягких игрушек, то их надо показы­вать ребенку, учить его нежному отношению к таким иг­рушкам: мать вдвоем с ребенком гладят, например, миш­ку, обнимают его, укладывают спать. Мягкая игрушка, возможно, будет с ребенком многие годы. Поэтому выбор ее — серьезное дело; она должна быть красивой и прият­ной на ощупь.

В раннем детстве, когда ведущей становится предмет­ная деятельность, ребенку подбирают новые игрушки. Из числа действий, которыми в этот период овладевает ребе­нок, особенно значимыми для его психического развития оказываются соотносящие и орудийные действия. Соотно­сящими являются действия, цель которых состоит в при­ведении двух или нескольких предметов (или их частей) в определенные пространственные отношения; например, складывание всевозможных пирамидок из колец, матре­шек, использование сборно-разборных игрушек, закры­вание коробок крышками, постройка «домов» из кубиков.

В отличие от манипулятивных действий младенца, со­относящие действия требуют от ребенка учета свойств конкретных предметов. Так, чтобы сложить пирамидку правильно, нужно учитывать соотношения колец по вели­чине: сначала надеть самое большое, а затем последовате­льно переходить ко все более маленьким. Соотносящие действия с предметами доставляют ребенку удовольствие, однако малыш не может сам правильно сложить предмет из его частей. На помощь вновь должен прийти взрослый. Здесь взрослому нельзя увлекаться сбором пирамидок для собственного удовольствия, он должен дать ребенку обра­зец действия, научить соотносящим действиям.

В раннем возрасте осваиваются также орудийные дей­ствия, в которых один предмет (орудие) употребляется для воздействия на другие предметы. Орудия — как бы искус­ственные органы человека, которые он ставит между со­бой и окружающей действительностью. Конечно, первые орудия, которыми может воспользоваться ребенок, доста­точно просты: ложки, чашки, совочки, лопатки, каранда­ши. Но овладение ими имеет большое значение для его психического развития: в этих орудиях заключены черты, присущие всякому орудию. Выработанный обществом способ употребления орудий запечатлен, фиксирован в самом их устройстве. Так, копать песок совочком нужно совсем не так, как рукой. Овладение орудийными дейст­виями требует перестройки движений руки ребенка, их подчинения устройству орудия. В раннем возрасте ребе­нок еще только начинает осваивать орудия. Если он зачер­пнул совочком песок и хочет насыпать его в ведерко, то мы видим, как сыпется песок из совка и как мало песка он до­носит до ведерка. На первых порах действия малыша ско­рее всего не орудийные, а ручные. Только тогда, когда происходит достаточное приспособление руки к свойст­вам орудия, возникает орудийное действие.

Орудийные действия ребенка раннего возраста весьма несовершенны. Но важно не то, насколько отработаны со­ответствующие движения, а то, что ребенок усваивает сам, принцип употребления орудий, являющийся одним из основных принципов деятельности человека.

Таким образом, мы видим, что переход от младенчест­ва к раннему детству связан с развитием нового отноше­ния к миру предметов: они начинают выступать для ребен­ка не просто как предметы, удобные для манипулирова­ния, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления, т.е. в той функции, которая закреплена за ними в общественном опыте. С по­мощью взрослого ребенок усваивает постоянное значение предметов, закрепленное за ними обществом. Среди игру­шек ребенка мы находим множество таких, которые в са­мом своем строении несут способ употребления (пира­мидки, матрешки и т.п.). Использование предмета по его функциональному назначению (в игре и в реальной ситуа- ции) приводит ребенка раннего возраста к пониманию того, что каждый предмет существует для чего-то; так у ре­бенка формируется представление о том, что существует мир постоянных вещей.

Наряду с игрушками, с закрепленными за ними функ­циями ребенок открывает для себя особые предметы, ко­торыми можно заменять отсутствующий предмет. Так, па­лочка может замещать множество отсутствующих предме­тов: термометр, ложку, солдата, ребенка и т.п.; лист бума­ги может стать подушкой, простыней, скатертью и т.п. Об­ращению с замещающими предметами ребенок учится у взрослого. Действия замещения освобождают ребенка от консервативной привязанности к функциональному на­значению предмета в мире постоянных предметов: он на­чинает обретать свободу действия с последними.

Ребенок раннего возраста любит собирать и хранить так называемые природные материалы: шишки, семена, палочки, камешки и многое другое. Они имеют для ребен­ка эстетическую ценность. Кроме того, их можно наделить самым разным значением. Так, один камешек может быть кошкой, которая пьет из блюдечка молоко; другой каме­шек может стать собакой, которая хочет прогнать кошку и выпить ее молоко; третий камешек становится мальчи­ком, который прогоняет собаку... Как бы то ни было, но природные материалы становятся для малыша игрушка­ми, которыми нельзя пренебрегать, которые не следует выбрасывать как никому не нужный мусор. Использова­ние природных материалов для замещения тех или иных предметов развивает воображение ребенка и подготавли­вает развитие знаковой, собственно человеческой функ­ции сознания.

Особое место среди игрушек занимают куклы и изоб­ражения животных — мишки, зайцы, обезьяны, кошки и др. В раннем возрасте ребенок выполняет те действия, ко­торые ему показывает взрослый: качает куклу, возит ее в коляске, кладет в кроватку. Это прежде всего подражате­льные действия. Такая форма игры в развитом виде будет не только в дошкольном, но еще и позднее — в младшем и даже в среднем школьном возрасте.

Но и теперь, в раннем детстве, взрослый предлагает ре­бенку куклу или игрушечную зверюшку как объект для эмо­ционального общения. Ребенка учат покровительствовать, проявлять заботу, сопереживать игрушке во всех ее перипе­тиях, которые создают взрослые во время игры с ребенком.

Играя с куклой или игрушечной зверюшкой, ребенок учится эмоциональному отождествлению. В последующие годы эта игрушка может стать настоящим доверительным другом ребенка. Поэтому для того, чтобы ребенок полю­бил ее, она должна быть эстетически приемлемой.

В дошкольном возрасте ребенка по-прежнему интере­суют игрушки, с которыми можно производить соотнося­щие предметные действия, а также природные материалы как игровые предметы.

Особую роль для дошкольников играют кукла или мяг­кие игрушки; они оказывают влияние на его эмоциональ­ное и нравственное развитие. Ребенку сначала во всем по­могает взрослый, у которого он учится наделять куклу определенными положительными качествами. Позже ре­бенок сам наполняет душевный мир игрушки по своему усмотрению, и она «ведет себя» исключительно так, как это нужно в данный момент ее хозяину: она умна и по­слушна, ласкова и весела, строптива и упряма, она лгунья и неисправимая неряха. Ребенок переживает со своей кук­лой все события собственной и чужой жизни во всех эмо­циональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка выступают в каче­стве заместителя идеального друга, который все понимает и, не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у каждого дошкольника — не только у девочек, но и у мальчиков. Кукла для ребенка — не только дочка или сынок. Кукла, как и мишка, обезьянка, собачка и др., — объект для общения во всех проявлениях ребенка, парт­нер по общению в игре. У каждого нормально развиваю­щегося ребенка устанавливаются особые отношения со своей куклой или зверюшкой. За годы детства каждый ре­бенок по-своему привязывается к своей игрушке, пережи­вая благодаря ей множество разнообразных чувств.

Исследованиями было установлено, что фактура мате­риала, из которого сделана кукла или зверюшка, играет значительную роль. Дети избирательно относятся к иг­рушкам, изображающим одно и то же животное, но с раз­ной фактурой. Мягкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции: стимулируют ребенка на игру. Шершавые, холодящие материалы не всякий ребенок го­тов принять. С помощью правильно подобранной факту­ры игрушки у ребенка легче вызвать к игрушечной зве­рюшке положительные эмоции; доброжелательность, со­чувствие и со-радость.

Важное значение имеет также соотношение размеров головы и тела игрушки. Установлено, что определенная пропорция фигуры вызывает покровительственное отно­шение. Укороченный овал лица куклы или мордочки зве­рюшки, пухлые щеки, маленький нос и большие глаза — такие признаки облика игрушки рождают у ребенка при­лив нежных чувств.

Куклы копии человека имеют разное предназначение в игре. У традиционной, «прекрасной», куклы большие глаза, обрамленные длинными ресницами, короткий но­сик, маленький яркий рот. Обязательно, роскошные (бе­лые, золотые, рыжие, черные) волосы. Такая кукла обяза­тельно получает имя (по ненавязчивой подсказке мамы) от своей хозяйки — маленькой девочки. «Прекрасная» кукла может быть принцессой, мамой, дочкой. «Прекрас­ной» куклой дети восхищаются и немного стесняются ее. В «прекрасную» куклу мальчики, как правило, не играют.

У характерной куклы (это кукла-мальчик или кук­ла-девочка) выражены определенные человеческие каче­ства: наивность, глупость, озорство и т.д. Это кукла несет в себе характерологическую заданность, от которой не­редко зависит разыгрываемый с ней сюжет. Этих кукол любят все дети.

Куклы — герои народных и авторских сказок несут в себе заданность образа, стабильную нравственную харак­теристику, несмотря на меняющиеся сюжетные линии в игре: Иванушка-дурачок, Буратино и Чебурашка всегда хорошие, добрые, справедливые и честные, а Карабас, Колдунья, Баба Яга — плохие, злые, несправедливые и лживые. Ребенок приписывает положительной характер­ной кукле множество положительных черт, а отрицатель­ным героям — негативных. Такие куклы как бы требуют от ребенка определенного способа взаимодействия с ними.

Благодаря тому, что куклы — герои сказок несут в себе эталонность нравственного облика, ребенок сосредоточива­ет на них весь свой моральный опыт. Игра с такими куклами становится своеобразной школой социальных отношений. То же можно сказать о кукольных зверюшках. Любимая иг­рушка учит ребенка доброте, способности отождествляться (идентифицироваться) как с куклой, так и с людьми.

В дошкольном возрасте ребенок обнаруживает инте­рес к играм-соревнованиям. Атрибуты таких игр также иг­рушки. Это мячи, круги, хула-хуп, прыгалки, кегли, луки и стрелы и многое другое. Чтобы начать состязаться со сверстниками, ребенок должен освоить эти предметы. Именно в дошкольном возрасте дети начинают целена­правленно тренироваться, осваивать атрибуты соревнова­ний. Параллельно с этими тренировками дети учатся пра­вилам той или иной игры. В пять-шесть лет ребенок уже знает, что такое соревнование. Прыгая через скакалку или кидая кегли, он притязает на признание в игре-соревнова­нии. От его стремления к победе развиваются такие лич­ностные качества, как сдержанность, рефлексия (способ­ность осознать свои особенности, осознать, как эти осо­бенности воспринимаются другими, и строить свое пове­дение с учетом возможных реакций других), воля к победе.

Одиночные игры детей чаще всего определяются полом ребенка. Мальчик стучит молотком, строит дома и гараж, водит машину и т.д. Девочка убирает в кукольном уголке, лечит больного мишку, уговаривает дочку быть умницей.

При выборе игрушек сказывается половая принадлеж­ность детей. Мальчик скорее предпочтет пистолет, но­жик, лук, легковую машинку, а девочка — куклу, посуду, мебель и др. Выбор ребенком игрушек хорошо диагности­рует, как идет половая идентификация. Если мальчик вы­бирает куклу и мебель, то нужно посмотреть, в чем же дело. Если он подражает любимой старшей сестре, то сле­дует заинтересовать его игрушками для мальчиков. Так же следует поступить и с девочкой, которая, любя старшего брата, освоила лук и стрелы и научилась кидать камушки получше иного мальчишки.

С какими игрушками играет ребенок? Что он предпо­читает? Ответы на эти вопросы дадут основание судить о том, какие ведущие деятельности осваивает ребенок, как идет половая идентификация.

В младшем школьном возрасте ребенок продолжает играть. Мальчик по-прежнему любит своего мишку, игра­ет солдатиками и машинками. Девочка не расстается с куклой. Однако дети стремятся скрыть от других свои при­вязанности к игрушкам — ведь они теперь школьники! Здесь следует помочь ребенку продолжать играть с люби­мыми мишками и куклами. Игра постепенно приобретет качественно иное содержание: постепенно ребенок пере­станет наделять свою игрушку человеческими качествами, эмоции его станут спокойнее, и игрушка займет свое мес­то в воспоминаниях детства, и в настоящем ребенок сохра­нит к ней милое чувство приязни и благодарности. Даль­нейшее развитие ребенка расставит все по своим местам.