logo
UMK_PSIHOLOGIYa_RAZVITIYa_ChYeLOVYeKA

4.12. Психосоциальное развитие в возрасте средней взрослости

Физическое и психическое развитие в средней взрослости

Хронологические рамки (возрастные границы): от 40 – 60 лет.

В последние десятилетия более дифференцированно стали изучаться микровозрастные различия в развитии и поведении взрослых людей, выделилась акмеология как особая дисциплина о психологической и социальной зрелости человека, состоящей из фаз развития, не только предшествующей, но и противостоящей инволюционным процессам (Б. Г. Ананьев, 1972; Е. И. Степанова, 1995; Ю. Н. Кулюткин, 1984; Г. С. Сухобская, 1975; А. А. Реан, 1994). Акмеология – наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных наук и изучающая феноменологию, закономерности, механизмы и способы развития человека на ступени становления его зрелости, и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. Акмеология (от греч. «akme» – вершина) призвана, по-мнению Б. Г. Ананьева и других ученых, создать научный аппарат, который позволил бы адекватно отражать проблему эффективного развития и становления человека во всей совокупности его качеств. Впервые задача была поставлена в 1928 г. Н. Н. Рыбниковым, предложившим назвать раздел возрастной психологии взрослых «акмеологией» или наукой о периоде расцвета всех жизненных сил человека. Современная акмеология развивается как наука о ценности человека, о его совершенствовании и способности не только высокоэффективно выполнять свои профессиональные обязанности, но и жить полноценной жизнью.

Социальная ситуация развития в зрелости – это ситуация реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях.

В современной возрастной психологии существуют различные точки зрения на проблему развития в зрелом возрасте:

а) развитие прекращается, заменяется простым изменением отдельных психологических характеристик;

б) это возраст не только сохранения всего приобретенного ранее, но и дальнейшего развития личности;

в) перестраивается как физическое состояние человека, так и его характеристика как личности и субъекта деятельности (Б.Г.Ананьев).

Категории взрослости по Е.Е.Сапоговой:

1) взрослость определяется физиологически, с точки зрения оптимального функционирования всех систем организма. Внешне взрослые люди продолжают расти, физиологически меняться – достигает оптимума и изменяется функционирование костной, мышечной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, гормональной и других систем. Сексуальный функции у женщин достигают оптимума к 26-30 годам и держатся на этом уровне до 60 лет; мужчины же переживают их постепенный спад после 30 лет.

2) взрослость определяется социально и юридически – с точки зрения возможности соблюдать нормы и правила социальной жизни, занимать определенные статусные позиции, демонстрировать уровень своих социальных достижений (образование, профессия, укорененность в социальных сообществах), нести ответственность за собственные решения и поступки.

3) взрослость – категория психологическая, учитывающая собственной отношение человека к возрасту, свои переживания к новой возрастной когорте. Наличие семьи и опыт родительства (риск распада семей максимально велик в первые 5 лет супружества и на границе 45-60 лет, когда люди в браке прожили около 15 лет).

В зрелости отмечаются следующие новые личностные характеристики:

  1. умение брать на себя ответственность;

  2. стремление к власти и организаторские способности;

  3. способности к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других;

  4. уверенность в себе и целеустремленность;

  5. склонность к философским обобщениям;

  6. защита системы собственных принципов и жизненных ценностей;

  7. способность сопротивляться проблемам реальности с помощью развитой воли;

  8. формирование индивидуального жизненного стиля;

  9. стремление оказывать влияние на мир и «отдавать» индивидуальный опыт молодому поколению;

  10. реализм, трезвость в оценках и чувство «сделанности» жизни;

  11. стабилизация системы социальных ролей (Е.Е.Сапогова).

Центральным новообразованием зрелости можно считать продуктивность. По Э. Эриксону, продуктивность включает как творческую и производительную (профессиональную) продуктивность, так и вклад в воспитание и утверждение в жизни следующего поколения, связана с заботой «о людях, результатах и идеям, к которым человек проявляет интерес». Отсутствие продуктивности, инертность влечет сосредоточенность на себе, что приводит к косности и застою, личностному опустошению. В психологии такая ситуация описывается как кризис зрелости. Человек личностно не чувствует себя состоявшимся, а свою жизнь – наполненной смыслом.

Две линии развития в зрелом возрасте по Э.Эриксону: нормальный ход развития – генеративностьразвитие потребности и чувства сохранения рода. Неблагоприятное развитие – застой существование для самого себя, обеднение межличностных отношений.

Четыре кризиса, которые человеку необходимо разрешить в зрелом возрасте для благоприятного развития (по Р.Пекку):

1. Развитие уважения к мудрости, которое должно сменить примат физической храбрости.

2. Социализация социальных отношений должна сменить сексуализацию отношений.

3. Сохранение эмоциональной гибкости, которая должна противостоять аффективному обеднению, связанному со смертью близких или обособлением детей.

4. Сохранение душевной гибкости и поиск новых форм поведения вместо старых привычек и психической ригидности.

Кризис середины жизни – психологический феномен, переживаемый людьми, достигшими возраста 40-45 лет, и заключающийся в критической оценке и переоценке того, что было достигнуто в жизни к этому времени. К сожалению, очень часто эта переоценка приводит к пониманию того, что «жизнь прошла бессмысленно и время уже потеряно». В результате депрессивные состояния становятся доминирующими в общем фоне настроений. Многие считают, что лучшие годы уже позади, а предстоящее время представляется в виде гигантской «черной дыры», в которой предстоит провести по меньшей мере лет 20 своей жизни. По мнению ряда ученых, человеку в этот период жизни придется распрощаться как со своими юношескими мечтами, так и с планами в отношении профессиональной карьеры, семейной жизни и личного счастья. Если молодость – это надежды, то середина жизни – это застой и страхи, связанные с потерей здоровья с возможностью реализоваться в этой жизни.

Возраст 40-45 лет для многих является кризисным, так как происходит рост противоречий между целостностью мировоззрения и однолинейностью развития. Человек теряет смысл жизни. Для выхода из кризиса необходимо обрести новый смысл – в общечеловеческих ценностях, в развитии интереса к будущему, к новым поколениям. Если же человек продолжает сосредоточивать силы на себе, на своих потребностях, то это приведет к уходу в болезнь, к новым кризисам.

Кризис середины жизни чаще и в первую очередь грозит тем, кто склонен избегать самоанализа и использует защитный механизм отрицания, стараясь не замечать перемен, происходящих в его жизни и в организме.

По мнению американских исследователей, кризис середины жизни более типичен для состоятельных людей, чем для малоимущих и представителей рабочего класса.

Главные проблемы кризиса среднего возраста: убывание физических сил и привлекательности, сексуальность, ригидность.

Выход из кризиса: переформулировка целей на более реалистичную точку зрения; осознание ограниченности времени любого человека; тенденция чувствовать свое положение приличным; довольствоваться тем, что есть; ограничиться в планах на будущее; выработка новой «Я-концепции».

Современные исследования показали, что в зрелые годы у многих людей наблюдается такое психологическое явление, как кризис идентичности. Под идентичностью понимается некая нетождественность человека самому себе, его неспособность определить, кто он такой, каковы его цели и жизненные перспективы, кем он является в глазах окружиющих, какое место занимает в определенной социальной сфере, в обществе. Время и интенсивность этого кризиса зависят от индивидуальных особенностей жизни личности. Причины возникновения кризиса идентичности у взрослого человека: динамика смены поколений, специфика трудовой (профессиональной) деятельности. Разрешение кризиса: на основе самоанализа найти себе и своему «Я» место в новых условиях, выработать соответствующую форму поведения и способ деятельности (В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев, 1998).

Ведущим видом деятельности остается труд. К этому возрасту большинство людей накапливают достаточно большой опыт в выбранной профессиональной деятельности, которая позволяет человеку компенсировать наступающие возрастные изменения в организме.

Отношения с супругом в средней взрослости, как правило, определяются и стабилизируются, а на передний план выступают проблемы помощи: с одной стороны, вступающим в самостоятельную жизнь детям, с другой – пожилым родителям.

Основную часть свободного от основной работы времени большинству людей приходится тратить на дополнительные заработки и обеспечение быта, поэтому досуговую самореализацию могут позволить себе очень немногие.

Ведущим фактором развития в период средней взрослости является успешная трудовая деятельность, обеспечивающая самоакутализацию личности.

Развитие когнитивной сферы. По мнению П.Балтеса, людям, которые спокойно относятся к достижению середины жизни, удалось развить некое психологическое качество или когнитивную способность сродни мудрости. Мудрый человек обладает обширными фактуальными и процедурными знаниями, умеет оценивать события и информацию в более широком контексте и способен справляться с непределенностью. Хотя когнитивные процессы могут протекать медленней, чем у молодого человека, эффективность мышления все же выше. Главная особенность среднего возраста может быть определена как достижение человеком состояния мудрости. Мудрость – это экспертная система знаний человека, ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенное суждение и давать полезные советы по жизненно важным вопросам. Возраст «акме», вершина развития, момент наибольшего расцвета человеческой личности.

Одна из главных особенностей периода средней взрослости состоит в крайнем субъективизме человека при оценке своего возраста. Изменения происходят на биологическом и психологическом уровнях и они влекут за собой изменения в личностной сфере.

В организме человека начинают происходят закономерные физиологические изменения, к которым ему приходится приспосабливаться: ухудшается зрение, замедляются реакции, ослабевает сексуальная потенция у мужчин, женщины переживают период климакса, который многие из них физически и психологически переносят крайне тяжело.

Отмечается относительное снижение психофизиологических функций. С 50 лет острота зрения начинает снижаться более быстро. Слух становится менее острым уже с 20-летнего возраста. Вкусовая, обонятельная и болевая чувствительность также снижается, но более плавно и не столь заметно, как снижение зрения и слуха. При этом чувствительность к температурным изменениям остается высокой. Увеличивается время реакции, двигательные навыки могут ухудшаться, но сохраняются благодаря практике и опыту.

В возрасте 41-46 лет наивысшего уровня развития достигает функция внимания. Хотя в это время один из самых низких уровней развития памяти.

Интенсивность инволюции интеллектуальных функций человека зависит от двух факторов: одаренности и образования, которые противостоят старению, затормаживая инволюционный процесс. Особенности интеллектуального развития человека и показатели его интеллектуальных возможностей во многом зависят от личностных особенностей человека, его жизненных установок, планов и жизненных ценностей.

Несмотря на то, что вследствие биологических изменений, происходящих в организме человека в период средней взрослости, быстрота и точность обработки информации снижается, способность пользоваться информацией все же остается прежней. Хотя когнитивные процессы могут протекать медленней, чем у молодого человека, эффективность его мышления выше.

Оптимальные показатели проявления способностей располагаются в пределах возрастов средней взрослости: в спорте – 25-30 лет, в поэзии – 25-29 лет, в прозе – 30-39 лет, в живописи – 30-40 лет, в философии и медицине – 35-39 лет, в шахматном спорте – подъем в 35 лет, некоторое снижение наблюдается в 41-43 года, а заметный спад – в 47 лет.

Научная деятельность наиболее интенсивной оказалась у тех ученых, которые сочетают ее с педагогической работой. Последняя является условием формирования научной направленности ученого на всех его этапах исследовательской деятельности, что обеспечивает высокую степень ее продуктивности.

Данный возраст может быть для человека периодом расцвета его семейной жизни, карьеры или творческих способностей. Но при этом он все чаще начинает задумываться о том, что он смертен и что время его уходит.

Труд становится важнейшим источником человеческих чувств. Эмоции связаны с ходом трудовой деятельности, его успехами и неуспехами.

Этот период жизни обладает чрезвычайно высоким потенциалом для развития стресса, который способствует развитию многих заболеваний среднего возраста.

В зрелом возрасте люди часто испытывают депрессию и чувство одиночества.