logo
UMK_PSIHOLOGIYa_RAZVITIYa_ChYeLOVYeKA

Периодизация психического развития ребенка по д. Б. Эльконину

Период

Младен-чество

раннее детство

дошкольное

младшее школьное

младшее

старшее

Эпоха

раннее детство

детство

Подростничество

—развитие мотивационно-потребностной сферы; - развитие интеллектуально-познавательной сферы;  —  переходы от периода к периоду;     -   переходы от эпохи к эпохе.

Основания периодизации психического развития Д.Б. Эльконина:

Д.Б.Эльконин так формулирует закон приодичности: «К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек-человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек-предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой».

Периоды и стадии детского развития, по Д. Б. Эльконину, выглядят так.

Этап раннего детства состоит из двух стадий – младенчества, открывающегося кризисом новорожденности, на котором развивается мотивационно-потребностная сфера личности, и раннего возраста, начало которого знаменует кризис 1-го года жизни, в котором преимущественно осуществляется освоение операционально-технической сферы.

Этап детства открывается кризисом 3 лет, знаменующим начало дошкольного возраста (с освоением мотивационно-потребностной сферы). Второй стадией является открывающийся кризисом 6-7 лет младший школьный возраст, на котором осваивается операционально-техническая сфера.

Этап отрочества делится на стадию подросткового возраста (осваивается мотивационно-потребностная сфера), началом которого является кризис 11-12 лет, и стадию ранней юности (освоение операционально-технической стороны), связанной с кризисом 15 лет. По Д.Б.Эльконину, кризисы 3 и 11 лет – это кризисы отношений, вслед за ними возникают новые ориентации в человеческих отношениях; а кризисы 1-го года, 7 и 15 лет – кризисы мировоззрения, меняющие ориентацию в мире вещей.

В отечественной психологии принята периодизация Д.Б.Эльконина. Но нельзя не отметить, что проблема периодизации является интересной и важной в психологии развития. Исследовательские работы в этом направлении ведутся и сейчас. В частности, интересна периодизация, предложенная Виктором Ивановичем Слободчиковым в 80-гг. 20 века.

Свои размышления он начал с поисков ответа на вопросы: что именно изменяется, что развивается в процессе развития, что станет его итогом? Опираясь на идею о становлении в психическом развитии особого личностного образования – субъективности (или более общо – внутреннего мира), он в качестве механизма ее обретения называет изменение форм взаимодействия (со-бытия = бытия вместе) развивающегося ребенка с социальным окружением, взрослыми путем отождествления с ними (становление событийности, со=бытия) и обособления от них (реализация само=бытности).

В предложенной им схеме – «матрице возраста» - каждая ступень есть относительно завершенный цикл развития, выстроенный в логике процесса развития как горизонтальная последовательность периодов (становления и реализации) и стадий (критических и стабильных) (таблица 2).

Таблица 3.3

Схема периодов и стадий развития по В. И. Слободчикову

Ступени развития субъективности

Матрица возраста

Период становления со-бытийности

Период реализации само-бытности

Кризисы рождения

Стадии принятия

Кризисы развития

Стадии освоения

Оживление

Родовой кризис

-2мес.–+3 нед

Новорожден-ность (новорожден-ный)

0,5 – 4,0 мес.

Кризис новорожден-ности

3,5 – 7,0 мес.

Младен-чество (младенец):

6-12 мес.

Одушевление

Кризис младенчества 11-18 мес.

Раннее детство (дитя) 1,3 – 3,0 г.

Кризис раннего детства

2,5 – 3,5 г.

Дошкольное детство (ребенок)

3,6 – 6,5 г.

Персонализа-ция

Кризис детства

5,5 – 7,5 л.

Отрочество (отрок)

7,0 – 11,5 г.

Кризис отрочества

11,0 – 14,0 л.

Юность (юноша)

13,5 – 18 л.

Индивидуализа-ция

Кризис юности

17,0 – 21 г.

Молодость (молодой человек)

19,0 – 28 л.

Кризис молодости

27,0 – 33,0 г.

Взрослость (взрослый)

32,0 – 42 г.

Универсализа-ция

Кризис взрослости

39,0 – 45,0 л.

Кризис индивидуаль-ной жизни

Зрелость (зрелый муж)

44,0 –60 л.

Кризис зрелости

55,0 – 65,0 л.

Старость (старик)

62,0 г.

По вертикали в схеме представлены последовательность ступеней и смена форм развития, которые фиксируют общее направление и уровни становления субъективности человека в онтогенезе. Начало каждой ступени – это всегда новое (потенциально возможное) рождение в новую форму жизни, не отменяющую прожитую ступень, а объемлющую и сохраняющую ее достижения. Последовательность ступеней – это смена режима индивидуальной жизни: в кризисах рождения – как кризис самоидентичности («так жить нельзя») и поиск новых форм событийности (на стадиях принятия), в кризисах развития – как кризис со=бытийности («хочу быть как ты») и поиск новых способов самоопределения, само=бытности (на стадиях освоения). То, что предложенное В.И. Слободчиковым чередование критических и стабильных стадий развития (и по вертикали, и по горизонтали) не случайно, подтверждается давними наблюдениями детских психологов своеобразного феноменального повторения картин кризисов 1-го и 7-го годов жизни, 3-х и 12-ти лет. Свои повторения имеют и стабильные стадии.

Принципиально другие основания имеет последовательность ступеней развития: их символическое обозначение определено ценностно-смысловым содержанием (т.е. тем, что должно осуществиться на данной ступени); направление же их смены определено целевой детерминацией развития (т.е. тем, что возможно при определенных условиях сделать для повышения ранга субъектности).

Требования к периодизациям, выдвинутые Л.В.Выготским относятся также и к периодизациям зрелости, среди которых можно выделить периодизацию Шарлотты Бюлер. Она выделила 5 фаз жизненного пути на основе исследований 97 линий развития (профессиональной, трудовой, личностной и т.д.). В ее периодизации отражены реальные задачи, которые решает человек.

Таблица 3.4