logo
UMK_PSIHOLOGIYa_RAZVITIYa_ChYeLOVYeKA

Тема 2. Методология и методы психологии развития

Категории психологии развития. Рядоположенность категорий. Связь категорий друг с другом. Обучение и развитие. Воспитание и развитие. Принципы психологии развития. Принцип устойчивого динамического неравновесия. Принцип взаимодействия наследственности – изменчивости. Принцип дифференциации – интеграции. Принцип цельности.

Предмет и метод возрастного исследования. Возрастные изменения как онтогенетические функции. Определение и измерение зависимых переменных в психологии развития. Традиционные методы исследования возрастных различий. Метод срезов. Метод лонгитюда. Конвергентная модель Белла. Модель Шайе и секвенциональные планы выборок. Двухфакторная модель Балтеса. Измерение возрастных изменений посредством одной переменной. Мультивариантные методы в психологии развития.

Критерии выбора предмета возрастного исследования. Практические трудности проведения эмпирических исследований. Этические проблемы исследования детей и подростков.

Методы возрастной психологии. Метод наблюдения. Общие положения. Планирование и проведение наблюдения. Преимущества и недостатки наблюдения. Опросные методы. Беседа: особенности ведения клинической беседы. Проективные беседы. Письменный опрос. Стандартизированные тесты. Общая характеристика метода тестов. Тестирование в психологии развития. Метод эксперимента. Общая характеристика психологического эксперимента. Эксперимент в психологии развития. Специфика использования лабораторного, естественного и формирующего эксперимента. Построение формирующего эксперимента. Проективные методы. Общая характеристика проективных методов. Проективные методы в психологии развития. Изучение продуктов деятельности личности. Общая характеристика метода и применение его в психологии развития. Близнецовый метод исследования фактов, влияющих на вариативность индивидуальных различий. Изучение пренатального и постнатального развития близнецов. Социометрические методы. Общая характеристика социометрических методов. Социометрические методы в психологии развития.