logo
UMK_PSIHOLOGIYa_RAZVITIYa_ChYeLOVYeKA

Мотивы учебной деятельности в младшем школьном возрасте

Мотивы учения

Социальные Познавательные

* Мотив получения высоких * Учебно-познавательные

оценок * Самосовершенствования

Развитие произвольности, внутреннего плана действий и рефлексии – всего того, что называют новообразованиями младшего школьного возраста, – как бы новым светом освещает основные психические процессы ребенка: его восприятие и внимание, воображение, память, мышление, речь. Развитие этих познавательных процессов происходит под знаком роста их произвольности, управляемости, осознанности.

Основные тенденции в развитии когнитивной сферы младших школьников. Ощущение и восприятие: текущая, воспринимаемая ситуация уже в меньшей мере опосредует мыслительные операции, чем в дошкольном возрасте; происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному наблюдению за объектом; к концу возраста появляется синтезирующее восприятие.

Внимание: учебная деятельность требует привлечения внимания учеников к учебному материалу, длительной концентрации, переключения с одного вида на другой. Это ведет к развитию произвольности внимания; младшие школьники могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10-20 минут; существуют значительные индивидуальные различия в развитии внимания.

Память: развивается произвольная память, дети уже способны запоминать материал, который обязательно представляет для них интерес; процессы памяти характеризуются осмысленностью (связь памяти и мышления); восприимчивость к освоению различных мнемотехнических приемов.

Мышление: переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению; логически верные рассуждения школьника базируются на конкретном материале (стадия развития конкретных операций по Ж.Пиаже); развивается теоретическое мышление благодаря усвоению научных понятий. В младшей школе происходит развитие новой формы обобщения, основанного на существенных признаках предметов и явлений, – теоретического мышления. «Память становится мыслящей, а восприятие думающим» Д.Б. Эльконин. Поэтому именно перестройка всей познавательной сферы в связи с развитием теоретического мышления составляет основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте.

Воображение: если до 7-летнего возраста ребенок обнаруживает лишь репродуктивные образы-представления, то у младшего школьника появляются продуктивные образы (результат новой комбинации некоторых элементов).

Речь играет важную роль решении задач учебной деятельности (обучение детей вести рассуждения вслух способствуют успеху); речь опосредует развитие мышления и других познавательных процессов.

В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия ребенка-дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче.

Учебная деятельность требует развития воли. В дошкольном возрасте произвольность выступает лишь в отдельных случаях. В школе вся деятельность по своему характеру является произвольной. В учебной деятельности развивается самоорганизация: действия планирования, самоконтроля и самооценки.

Учебная деятельность способствует развитию познавательных способностей ребенка.

Младший школьный возраст – возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходят интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Чем выше мы поднимаемся по лестнице развития, тем более опосредованными становятся психические процессы. Возникает произвольное и намеренное запоминание, ставится задача произвольного воспроизведения. Дети сами начинают использовать средства для запоминания. Так, развитие памяти стоит в прямой зависимости от развития интеллекта.

К концу младшего школьного возраста формируются элементы трудовой, художественной, общественно-полезной деятельности. Создаются предпосылки к развитию чувства взрослости: ребенок думает, что он все может делать как взрослый.

Основным новообразованием этого периода, являющимся, по Л.С. Выготскому, возрастным критерием, становится осознание себя субъектом познания. Продуктивность учебной деятельности во многом зависит от того, в какой степени ребенок к моменту поступления в школу и в процессе обучения приобрел «качества субъективности», насколько преодолены в нем тенденции к бездумному подражанию и заучиванию, то есть в какой мере он стал субъектом своей собственной активности.