logo
UMK_PSIHOLOGIYa_RAZVITIYa_ChYeLOVYeKA

Тема 17. Период младенчества

Младенческий возраст как отправной пункт сенсорного развития человека. Общепсихологическая характеристика младенчества. Границы возраста. Кризис первого года жизни. Социальная ситуация развития. «Комплекс оживления» и его значение.

Дознаковый характер психического развития в младенческом возрасте. Развитие сенсорики и моторики ребенка в младенчестве. Предпосылки развития внимания, памяти, мышления. Развитие рецепторной и двигательной сферы младенца. Развитие зрительной, слуховой и кожной чувствительности. Избирательность восприятия. Узнавание близких как предпосылка развития социальной перцепции. Роль ориентировочного рефлекса в развитии внимания младенца.

Развитие движений рук: хватательные движения, неспецифическое и специфическое предметное манипулирование. Переход от внешних ориентировочных действий руки к более сложным и точным движениям рук и пальцев. Роль зрительного контроля за движением руки в развитии зрительно-двигательной координации. Влияние манипулирования на формирование двигательных навыков и развитие интеллекта ребенка.

Овладение передвижением в пространстве. Овладение прямохождением и его значение для психического развития ребенка.

Развитие форм общения младенца. Развитие предличностных образований у младенца в контексте онтогенеза общения (М.И. Лисина, Н.Н. Авдеева). Госпитализм как следствие депривации общения.

Развитие понимания речи и говорения в младенческом возрасте. Формирование предпосылок развития речи. Подготовительные этапы в развитии речи: гукание, гуление, лепет, понимание речи взрослых, появление первых слов младенца.

Особенности эмоциональной жизни младенца.