Модель периодизации развития ю.Н.Карандашева
Возрастная периодизация, предложенная Ю. Н. Карандашевым:
-
представляет теоретическую модель психического развития;
-
имеет графическую или табличную схему в качестве формального аппарата;
3) проецируется на явления, события, факты развития в качестве эмпирического материала;
4) определяет системное представление о природе психического развития.
В основе возрастной функционально-стадиальной периодизации как теоретической модели психического развития личности лежит механизм превращения внешнего, развернутого, социального взаимодействия во внутреннее, свернутое, психическое (интериоризация). Благодаря контакту с социумом к каждой из существующих психических функций через «коммуникативный мостик» пристраивается внешнее, идущее от взрослого генетическое продолжение этой функции, которое превращается затем во внутреннее, психическое новообразование данной функции. И только потом, выступая в качестве общего сомножителя от каждой психической функции, оно приобретает статус самостоятельного существования, превращаясь таким образом в автономную психическую функцию. Она и является началом следующей возрастной стадии психического развития.
По мнению автора:
-
функционально-стадиальная модель является моделью, интегрирующей множество подходов к изучению развития человека и решающей множество проблем, не разрешимых ранее;
-
исходя из построения модели, можно спроектировать функциональный профиль развития на каждом этапе развития личности;
-
данная модель может быть использована как средство проектирования и создания интегральной системы психодиагностики и коррекции психического развития.
Весь онтогенез, в соответствии с данной моделью, может быть разделен на два периода: 1) эволюцию как процесс усложнения поведения индивида и механизм, обеспечивающий это поведение; 2) инволюцию как процесс упрощения поведения и его механизм. Ход эволюции не повторяет инволюцию. Они не имеют четких границ, в то время как одни функции продолжают совершенствоваться, другие функции уже начинают распадаться. Движения эволюции и инволюции взаимно переплетаются. В более раннем возрасте преобладают эволюционные процессы, в более позднем преобладают инволюционные процессы.
Эволюционное развитие индивида делится на два периода:
-
пренатальный возраст,
-
постнатальный возраст.
Модель Ю. Н. Карандашева рассматривает эволюционный постнаталь-ный период. Анализ возрастных периодов позволил автору выделить парные признаки (эмпирические критерии), которые выражают позицию, которую ребенок занимает во взаимодействии со взрослым на определенной ступени развития. Иначе эти признаки называются интерсубъектными характеристиками взаимодействия ребенка со взрослым.
Эволюционный постнатальный период разделяется подростковым кризисом 11–12 лет на две части: детство и взрослость. Детство характеризуется зависимостью от взрослого (неспособностью человека самостоятельно принимать жизненно важные решения без помощи взрослых), а взрослость – независимостью, самостоятельностью (притязания на самостоятельное принятие решений и бремя ответственности за них).
Первый критерий функционально-стадиальной модели онтогенетичес-кого развития, пара «зависимость – независимость», образует самый верхний цикл развития. При этом зависимость выступает как левый элемент цикла, независимость – как правый. Переход от зависимости к независимости есть эволюция, обратный переход – инволюция. Ввиду того, что в основе данного критерия лежит обретение социальной независимости, уровень развития, на котором действует данный критерий, называется социальным.
Возрастные периоды, относящиеся к данным эмпирическим характеристикам, называются эрами развития. Таким образом, в эволюции индивида выделяем эру зависимости (детство) и эру независимости (взрослость). Будучи самым общим циклом развития, он повторяется один раз.
Второй критерий «моноцентризм – полицентризм». Детство (эра зависимости) делится на две части возрастным кризисом трех лет. До трех лет ребенок не способен представлять себя в познавательной позиции другого человека. Это явление автор называет моноцентризмом. После трех лет у ребенка появляется способность мысленно представить себя в позиции другого, и это явление – полицентризм. Движение развития в детском возрасте представляет собой переход от моноцентризма к полицентризму, обратный переход от полицентризма к моноцентризму – это инволюция.
Возрастные периоды, относящиеся к данным эмпирическим характеристикам, называются эпохами. Каждая эра содержит по две эпохи. Таким образом, в модели рассматривается эпоха моноцентризма в эру зависимости и эпоха полицентризма в эру зависимости. Взрослость (эра независимости) делится на две части возрастным кризисом 28–30 лет. Период от 11–13 лет до 28–30 лет – это эпоха моноцентризма в эру независимости, а с 28–30 лет и до конца эволюционного периода – эпоха полицентризма в эру независимости. Здесь постановка себя на место другого предполагает не только воспроизведение познавательной, но и личностной позиции.
Ввиду того, что в основе данного критерия лежит способность к идентификации, являющаяся социально-психологическим явлением, уровень развития, на котором действует данный критерий, называется социально-психологическим. Данный цикл повторяется дважды.
Третий критерий «субъектная – объектная ориентация». Под субъект-ной ориентацией рассматривается взаимодействие в диаде «субъект – субъект» (общение). Под объектной – взаимодействие в триаде «субъект – субъект – объект» (предметную ориентацию).
Первая половина детства делится на две части кризисом 1-го года жизни: до 1 года наблюдается субъектная ориентация, с 1–3 лет – объектная. Вторая половина детства делится на две части кризисом 7 лет: от 3 до 7 лет – выделается субъектная ориентация, с 7 до 11–13 лет – объектная.
Первая половина взрослости делится на две части кризисом 28 лет. До 20 лет у личности наблюдается субъектная, с 20 до 28 лет – объектная ориентация. Вторая половина взрослости делится на две части кризисом 36 лет. До 36 лет – вновь субъектная, после 36 лет – объектная ориентация.
Этот цикл повторяется четыре раза и соответствует психологическому уровню функционально-стадиальной модели онтогенетического развития. При этом движение от субъектной к объектной ориентации рассматривается как эволюция, а возрастные периоды называются этапами.
На основании рассмотренных трех пар критериев автором производится обозначение возрастных периодов:
-
младенческий возраст (до 1 года);
-
ранний возраст (1–3 года);
-
дошкольный возраст (3–7 лет);
-
младший школьный возраст (7– 11/12 лет);
-
подростково-юношеский (11/12–20 лет);
-
возраст ранней зрелости (20–28 лет);
-
возраст средней зрелости (28–36 лет);
-
возраст поздней зрелости (более 36 лет).
При этом отмечается, что не возрастной период определяет изменения, а изменения определяют возрастной период.
Четвертый критерий «непосредственность – опосредованность». Непосредственность рассматривается как установка на прямую интериоризацию факта или явления, а опосредованность – как соотнесение факта или явления с ним подобным.
Данному критерию соответствует психофизический уровень, возрастные периоды называются стадиями, при этом каждый этап состоит из двух стадий. Этот цикл в модели повторяется восемь раз. Движение от непосредственности к опосредованности – эволюционный процесс.
Пятый критерий «когнитивность – активность». Когнитивность рассматривается как пассивное отображение связей окружающей среды, активность – как использование связей окружающей среды.
Данному критерию соответствует психофизиологический уровень, возрастные периоды называются фазами. Каждая стадия содержит по две фазы. Этот цикл в детстве повторяется восемь раз, а взрослый возраст этим уровнем не представлен. Движение от когнитивности к активности рассматривается как эволюционный процесс.
Переход от одного возрастного периода к следующему, по мнению автора, должен иметь толчок, которым является ведущая психическая функция. Процесс ее интериоризации представляется необходимым условием для перехода с предыдущего уровня развития на следующий. Таким образом, именно психическая функция является причиной каждого изменения.
В диаде «возрастной период – психическая функция» ведущая роль принадлежит функции. Для каждого уровня дифференциации имеют место свои функции (социальные, психические и т. д.). Каждая психическая функция имеет свое начало и открывает новую фазу (или стадию) развития.
Таблица 3.6
- «Психология развития человека» учебно-методический комплекс Содержание
- Авторский коллектив
- Методические рекомендации
- 1. Место курса в учебном плане
- 2. Аннотация курса
- 3. Формы работы с электронным умк
- Программа курса
- Тема 1. Предмет и задачи психологии развития
- Тема 2. Методология и методы психологии развития
- Тема 3. Классические понятия психологии развития
- Тема 4. История психологии развития
- Учебный модуль 2. Научно-теоретические направления в психологии развития
- Тема 5. Теории и модели психического развития
- Тема 6. Эндогенное направление в психологии развития
- Тема 7. Экзогенное направление в психологии развития
- Тема 8. Психоаналитические модели развития
- Тема 9. Когнитивные модели развития
- Тема 10. Контекстуальные модели развития
- Тема 11. Системные модели развития
- Учебный модуль 3. Периодизации психического развития
- Тема 12. Возрастные кризисы психического развития
- Тема 13. Проблема периодизации развития
- Учебный модуль 4. Психическое развитие в онтогенезе Тема 14. Феномен детства
- Тема 15. Пренатальный период и рождение
- Тема 16. Новорождённость
- Тема 17. Период младенчества
- Тема 18. Психическое развитие в раннем возрасте
- Тема 19. Психическое развитие в дошкольном возрасте
- Тема 20. Психическое развитие в младшем школьном возрасте
- Тема 21. Психосоциальное развитие в подростково-юношеском возрасте
- Тема 22. Психосоциальное развитие в возрасте ранней взрослости
- Тема 23. Психосоциальное развитие в возрасте средней взрослости
- Тема 24. Психосоциальное развитие в возрасте поздней взрослости и старости
- Учебный модуль 1. Введение в психологию развития
- 1.1. Предмет и задачи психологии развития
- 1. Предмет психологии развития
- 2. Научные задачи психологии развития:
- 3. Прикладные задачи психологии развития
- 4 . Связь психологии развития с другими отраслями науки
- 1.2. Методология и методы психологии развития
- 1. Принципы психического развития
- 2. Методы психологии развития
- 1.3. Классические понятия психологии развития
- 1.4. История психологии развития
- Учебный модуль 2. Научно-теоретические направления в психологии развития
- 2.1. Теории и модели психического развития
- 2.2. Эндогенное направление в психологии развития
- 2.3. Экзогенное направление в психологии развития
- 2.4. Психоаналитические модели развития
- Стадии психосоциального развития (по э. Эриксону)
- 2.5. Когнитивные модели развития
- Стадии когнитивного развития по ж. Пиаже
- 2.6. Контекстуальные модели развития
- 2.7. Системные модели развития
- Учебный модуль 3. Периодизации психического развития
- 3.1. Возрастные кризисы психического развития
- «Семизвездье симптомов» периода кризиса трех лет
- 3.2. Проблема периодизации развития
- Периодизация психического развития ребенка по д. Б. Эльконину
- Пять фаз жизненного цикла человека (по ш. Бюлер)
- Модель периодизации развития ю.Н.Карандашева
- Функционально-стадиальная модель периодизации психического развития по ю. Н. Карандашеву
- Возрастной ряд ведущих психических функций в периодизации ю.Н.Карандашева
- Учебный модуль 4. Психическое развитие в онтогенезе
- 4.1. Феномен детства
- 4.2. Пренатальный период и рождение
- 4.3. Новорождённость
- 1.Физическое развитие новорожденного
- Рефлексы новорожденного
- Физические раздражители вызывают у ребенка определенные рефлексы
- 2. Психическое развитие ребенка в период новорожденности
- 4.6. Период младенчества
- 1. Физическое развитие младенца
- 2. Психическое развитие в младенчестве
- Развитие познавательной и эмоциональной сферы младенца
- 4.7. Психическое развитие в раннем возрасте
- 1. Физическое и психическое развитие в раннем возрасте
- 4.8. Психическое развитие в дошкольном возрасте
- Взаимоотношения дошкольников в игре
- Особенности игровой деятельности дошкольников
- 4.9. Психическое развитие в младшем школьном возрасте
- Мотивы учебной деятельности в младшем школьном возрасте
- 4.10. Психосоциальное развитие в подростково-юношеском возрасте
- Структура притязаний на взрослость
- Границы пубертатного периода
- 4.11. Психосоциальное развитие в возрасте ранней взрослости
- Динамика развития во взрослом возрасте
- 4.12. Психосоциальное развитие в возрасте средней взрослости
- 4.13. Психосоциальное развитие в возрасте поздней взрослости и старости
- 4.14. Инволютивное развитие личности
- Стадии приближения смерти (э. Кюблер-Росс, 1969)
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки: тематика семинарских занятий Семинар 1. Психология развития как наука: предмет, задачи, методы
- Семинар 2. Классические понятия психологии развития
- Семинар 3. История психологии развития
- Семинар 4. Теории и модели психического развития. Эндогенные теории развития. Экзогенные теории развития: бихевиоризм
- Семинар 5. Теории и модели психического развития. Психоаналитические теории развития
- Семинар 6. Теории и модели психического развития. Когнитивные и контекстуальные теории развития
- Семинар 7. Возрастные периодизации психического развития
- Семинар 8. Развитие в пренатальном возрасте
- Семинар 9. Развитие в младенческом возрасте
- Семинар 10. Психическое развитие в раннем возрасте
- Семинар 11. Психическое развитие в дошкольном и младшем школьном возрасте
- Семинар 12. Психосоциальное развитие в подростково-юношеском возрасте
- Семинар 13. Психосоциальное развитие в возрасте ранней, средней и поздней зрелости
- Список литературы по курсу Основная литература
- Дополнительная литература
- Литература для обязательного углубленного изучения
- Примерная тематика рефератов по курсу
- Примерные вопросы к экзамену (зачету)
- Феномен детства
- Психосоциальное развитие в возрасте средней взрослости.
- Хрестоматийный материал по курсу
- 1. Введение в психологию развития человека Ананьев б.Г. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности
- Ананьев б.Г. О системе возрастной психологии
- Басов м. Я. Проблема развития человека
- Запорожец а. В. Условия и движущие причины психического развития ребенка
- Костюк г.С. Принцип развития в психологии
- Мухина в.С. Развитие
- 2. Научно - теоретические направления в психологии развития человека Валлон а. Факторы психического развития ребенка
- Выготский л.С. Генезис высших психических функций
- Заззо р. Психическое развитие ребенка и влияние среды
- Карандашев ю.Н. Новые подходы к теории психического развития
- Распределение эмпирического материала по возрастам
- Леонтьев а.Н. К теории развития психики ребёнка
- Рубинштейн с.Л. Развитие и обучение
- Рубинштейн с.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории
- Салмина н.Г. Концепция л.С.Выготского и проблема развития символической функции
- Эльконин б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития
- 3. Периодизации психического развития человека Божович л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе
- Выготский л.С. Проблема возраста
- Ганзен в.А., Головей л.А. К системному описанию онтогенеза человека
- Поливанова к.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития
- Слободчиков в.И., Цукерман г.А. Интегральная периодизация общего психического развития
- Фельдштейн д.И. Периодизация психического развития и становления личности
- Эльконин д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте
- 4. Психическое развитие в онтогенезе
- 4.1. Детство Выготский л.С. Динамика и структура личности подростка
- Драгунова т.В. «Кризис» объясняли по-разному
- Крутецкий в.А. Психологические особенности младшего школьника
- Лейтес н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей
- Лисина м.А. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни
- Мухина в.С. Игрушка как средство психического развития ребенка
- Пиаже ж. Как дети образуют математические понятия
- Фельдштейн д.И. Детство как социально-психологический феномен социума и особое состояние развития
- Эльконин д.Б. Игра и психическое развитие
- Эльконин д.Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры
- 4.2. Взрослость Александрова м.Д. Геронтогенез человека
- Лидерс а. Г. Кризис пожилого возраста: гипотеза о его психологическом содержании
- Марцинковская т.Д. Особенности психического развития в позднем возрасте
- Рыбалко е.Ф. Динамика основных характеристик человека в различные периоды его зрелости
- Степанова е. И. Психология взрослых
- Фролькис в. В. Старение
- Приложения
- 1. Методы диагностики психического развития человека младенчество
- Раннее детство
- Дошкольный возраст
- Подростково-юношеский возраст
- Взрослость
- Поздняя зрелость и геронтогенез
- Итоговое тестирование Тестирование по модулю I. Введение в психологию развития
- Установите соответствие.
- Установите соответствие.
- Заполните схему самостоятельно.
- Тестирование по модулю II. Научно-теоретические направления в психологии развития
- Установите соответствие.
- Установите соответствие.
- Тестирование по модулю III. Периодизации психического развития
- Установите соответствие.
- Установите соответствие.
- Тестирование по модулю IV. Психическое развитие в онтогенезе
- Установите соответствие.
- Установите соответствие.