Список литературы по курсу Основная литература
-
Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.,1997. – 704 с.
-
Ананьев Б.Г. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности // Хрестоматия по возр. и пед. психологии /под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. – Ч.2. – М., 1981. – С.121–125.
-
Ананьев Б. Г. О системе возрастной психологии // Психология развития: Хрестоматия. – СПб., Питер, – 2001. с.12-23.
-
Ананьев Б.Г. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. – М., 2003. – с.115-123.
-
Ананьев Б.Г. Структура развития психофизиологических функций взрослого человека // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. – М., 2003. – с.373-382.
-
Анцыферова Л.И. Методологические проблемы психологии развития / Принцип развития в психологии. – М.,1978. – С.3–20.
-
Анцыферова Л.И. Новые стадии поздней жизни: Время теплой осени или суровой зимы // Психологический журнал. – 1994. – № 3.
-
Анциферова Л.И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости // Психологический журнал. – 2001. – № 3. – С.86–99.
-
Аснин В.И. Об условиях надежности психолого–педагогического эксперимента // Хрестоматия по возр. и пед. психологии /под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. – Ч.1. – М., 1980. – С.220–228.
-
Басов М.Я. Иллюстрированная схема конкретных проявлений качественных особенностей психических функций в поведении ребенка дошкольного возраста // Хрестоматия по возр. и пед. психологии / под ред И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. – Ч.1. – М., 1980. – С.18–23.
-
Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития: Пер. с англ. – М.: «Когито-Центр», 2000.
-
Би Х. Развитие ребенка. – СПб, 2004. – 768 с.
-
Бодалев А.А. Вершина в развитии личности взрослого человека. –М.,1998.
-
Бодалев А.А. О феномене «акме» и некоторых закономерности его формирования и развития // Мир психологии и психология в мире. – 1995. – № 3.
-
Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. – М.,1988. – 336с.
-
Выготский Л.С. Кризис семи лет // Собр. соч.: В 6 т. Детская психология. М., 1984. – Т.4. – С.376–385.
-
Выготский Л.С. О психологических системах // Собр. соч.: В 6т.– Вопросы теории и истории. – М.,1982. – Т.1. – С.109–131.
-
Выготский Л.С. Раннее детство // Собр. соч.: В 6т. Детская психология. – М.,1984. – Т.4. – С. 340–367.
-
Выготский Л.С. Кризис первого года жизни // Собр.соч.: В 6т. – Детская психология. – М.,1984. – Т.4. – С. 318–339.
-
Выготский Л.С. Основное новообразование младенческого возраста // Собр. соч.: В 6т. – Детская психология. – М.,1984. – Т.4. – С. 303–310.
-
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций // Хрестоматия по психологии /Под ред. А.В.Петровского. – М., 1977. – С.361–365.
-
Выготский Л.С. Социальная ситуация развития в младенческом возрасте // Собр. соч.: В 6т. – Детская психология. – М.,1984. – Т.4. – С. 280–282.
-
Выготский Л.С. Кризис трех лет // Собр. соч.: В 6 т. – Детская психология. – М.,1984. – Т.4. – С. 368–375.
-
Выготский Л.С. Период новорожденности // Собр. соч.: В 6т. – Детская психология. – М.,1984. – Т.4. – С. 269–280.
-
Гроф С., Хэлифакс Д. Человек перед лицом смерти. – М., 1996.
-
Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Мн., 1988.
-
Ермолаева М.В. Структура эмоциональных переживаний в старости // Мир психологии. – 1999. – № 2.
-
Зеньковский В.В. Психология детства. – М.,1996. – 348с.
-
Иващенко Ф.И. Трудовой поступок школьника. – Мн., 1989.
-
Карандашев Ю.Н. Психология развития: Часть первая: Введение: Учебное пособие. – Мн.,1997. – 240с.
-
Карандашев Ю.Н. Основы возрастной диагностики психического развития в раннем детстве. – Мн.,1993. – 184с.
-
Козлов А.А. Старость: Социальная разобщенность или целостность?: Теории и традиции западной социальной геронтологии // Мир психологии. – 1992. – № 2.
-
Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Психология детей шестилетнего возраста. – Мн.: Университетское, 1999.
-
Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2003. – 992 с.
-
Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – СПб, 2005. – 940 с.
-
Краснова О.В. Социальная психология старения как основная составляющая социальной геронтологии // Мир психологии. – 1999. – № 2.
-
Крейн У. Теории развития. Секреты формирования личности. – СПб.: прайм ЕВРОЗНАК, 2002. – 512 с.
-
Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. – М.: из–во УРАО, 1997. – 176с.
-
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М., 2001.
-
Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М.: Педагогика, 1971.
-
Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности // Хрестоматия по психологии / под ред. А.В.Петровского. – М.,1977. – С.206–213.
-
Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Проблемы развития психики. – М.: МГУ, 1981.
-
Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни: Развитие человека между детством и старостью. – Калуга, 1994.
-
Лидерс Л.Г. Кризис пожилого возраста: Гипотеза о его спихологическом содержании // Психология зрелости и старения. – 2000. – № 2.
-
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986. – 144 с.
-
Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.,1984. – С. 77–91.
-
Лысюк Л.Г. Становление продуктивного целеполагания у детей 2 – 4 лет в онтогенезе: Дисс. ... д-ра психол. наук.: 19.00.13. – Мн., 1997. – 188 с.
-
Маерс Д. Внутриутробное развитие / Психология. – Мн.,1997.
-
Марцинковская Т.Д. История детской психологии: Учебник для студ. пед. вузов. – М., 1998. – 272с.
-
Мессен П., Когнер Дж. и др. Развитие личности в среднем возрасте // Психология личности. Тексты. – М., 1982. –С. 182–186.
-
Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. Учебное пособие. – М.,1981. – 84с.
-
Мухина В.С. Психология детства и отрочества. – М.,1998. – 488с.
-
Мухина В.С. Детская психология. – М.: Просвещение, 1985. – 272с.
-
Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. – СПб.: Питер, 2003. – 640 с.
-
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1996. – 374 с.
-
Основы общей и прикладной акмеологии / Под ред. А.А. Деркача, А.А. Бодалева, Н.В. Кузьминой и др. – М., 1995.
-
Панько Е. А. Проблема психического развития в современной возрастной и педагогической психологии // Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии / Под общ. ред. Ф. И. Иващенко, Я. Л. Коломинского. – Мн.: Выш. школа, 1980. – С. 3 – 24.
-
Пиаже Ж. Как дети образуют математические понятия //Хрестоматия по психологии / под ред. А.В.Петровского. – М., 1977. – С. 379–385.
-
Пиаже Ж., Инхельдер Б. Психология ребенка. – СПб.: Питер, 2003. – 160 с.
-
Практикум по возрастной и педагогической психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /Под ред. А.И.Щербакова. – М., 1987. – 255с.
-
Примерная программа психолого-педагогической практики "Первые дни ребенка в школе" для студентов выпускных курсов – Мн.,1989 – С.27–29.
-
Принцип развития в психологии / Под ред. Л.И. Анциферовой. – М.: Наука, 1978.
-
Пряжников Н.С. Личностное самоопределение в преклонном возрасте // Мир психологии. – 1999. – № 2.
-
Психология человека от рождения до смерти / под. общ. ред. А.А.Реана. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.
-
Психология человека от рождения до смерти. – СПб.: прайм–ЕВРОЗНАК, 2001. – 656 с.
-
Рожина Л.Н. Идентификация с литературным героем как фактор формирования личности школьника // Психология формирования личности детей дошкольного и школьного возрастов. – Мн.: Народная асвета, 1987. – С. 65–73.
-
Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 460 с.
-
Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация психического развития // Вопросы психологии. – 1996. – № 5.
-
Степанова Е.И. Психология взрослых – основа акмеологии. – С–П., 1995. – С. 56–67., 112–122.
-
Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. – СПб., 2002. – 256 с.
-
Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки //Хрестоматия по психологии / под ред. А.В.Петровского. – М.,1977. – С.229–236.
-
Фролькис В.В. Старение и старость // Биология старения. – М., 1982.
-
Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии /Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. – Ч.1. – М.,1981. – 292с.
-
Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии /Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. – Ч.2. – М.,1981. – 304с.
-
Хрестоматия по психологии. Учеб. пособие для студентов пед ин-тов / Под ред. проф. А.В.Петровского. – М.,1977. – 527с.
-
Шаповаленко И.В. Социальная ситуация развития в пожилом возрасте // Психология зрелости и старения. – 1999.
-
Шахматов Н.Ф. Психическое старение: Счастливое и безболезненное. – М., 1996.
-
Эльконин Д.Б. Проблемы психологии игры // Избранные психол. труды. – М.,1989. – С. 326–351.
- «Психология развития человека» учебно-методический комплекс Содержание
- Авторский коллектив
- Методические рекомендации
- 1. Место курса в учебном плане
- 2. Аннотация курса
- 3. Формы работы с электронным умк
- Программа курса
- Тема 1. Предмет и задачи психологии развития
- Тема 2. Методология и методы психологии развития
- Тема 3. Классические понятия психологии развития
- Тема 4. История психологии развития
- Учебный модуль 2. Научно-теоретические направления в психологии развития
- Тема 5. Теории и модели психического развития
- Тема 6. Эндогенное направление в психологии развития
- Тема 7. Экзогенное направление в психологии развития
- Тема 8. Психоаналитические модели развития
- Тема 9. Когнитивные модели развития
- Тема 10. Контекстуальные модели развития
- Тема 11. Системные модели развития
- Учебный модуль 3. Периодизации психического развития
- Тема 12. Возрастные кризисы психического развития
- Тема 13. Проблема периодизации развития
- Учебный модуль 4. Психическое развитие в онтогенезе Тема 14. Феномен детства
- Тема 15. Пренатальный период и рождение
- Тема 16. Новорождённость
- Тема 17. Период младенчества
- Тема 18. Психическое развитие в раннем возрасте
- Тема 19. Психическое развитие в дошкольном возрасте
- Тема 20. Психическое развитие в младшем школьном возрасте
- Тема 21. Психосоциальное развитие в подростково-юношеском возрасте
- Тема 22. Психосоциальное развитие в возрасте ранней взрослости
- Тема 23. Психосоциальное развитие в возрасте средней взрослости
- Тема 24. Психосоциальное развитие в возрасте поздней взрослости и старости
- Учебный модуль 1. Введение в психологию развития
- 1.1. Предмет и задачи психологии развития
- 1. Предмет психологии развития
- 2. Научные задачи психологии развития:
- 3. Прикладные задачи психологии развития
- 4 . Связь психологии развития с другими отраслями науки
- 1.2. Методология и методы психологии развития
- 1. Принципы психического развития
- 2. Методы психологии развития
- 1.3. Классические понятия психологии развития
- 1.4. История психологии развития
- Учебный модуль 2. Научно-теоретические направления в психологии развития
- 2.1. Теории и модели психического развития
- 2.2. Эндогенное направление в психологии развития
- 2.3. Экзогенное направление в психологии развития
- 2.4. Психоаналитические модели развития
- Стадии психосоциального развития (по э. Эриксону)
- 2.5. Когнитивные модели развития
- Стадии когнитивного развития по ж. Пиаже
- 2.6. Контекстуальные модели развития
- 2.7. Системные модели развития
- Учебный модуль 3. Периодизации психического развития
- 3.1. Возрастные кризисы психического развития
- «Семизвездье симптомов» периода кризиса трех лет
- 3.2. Проблема периодизации развития
- Периодизация психического развития ребенка по д. Б. Эльконину
- Пять фаз жизненного цикла человека (по ш. Бюлер)
- Модель периодизации развития ю.Н.Карандашева
- Функционально-стадиальная модель периодизации психического развития по ю. Н. Карандашеву
- Возрастной ряд ведущих психических функций в периодизации ю.Н.Карандашева
- Учебный модуль 4. Психическое развитие в онтогенезе
- 4.1. Феномен детства
- 4.2. Пренатальный период и рождение
- 4.3. Новорождённость
- 1.Физическое развитие новорожденного
- Рефлексы новорожденного
- Физические раздражители вызывают у ребенка определенные рефлексы
- 2. Психическое развитие ребенка в период новорожденности
- 4.6. Период младенчества
- 1. Физическое развитие младенца
- 2. Психическое развитие в младенчестве
- Развитие познавательной и эмоциональной сферы младенца
- 4.7. Психическое развитие в раннем возрасте
- 1. Физическое и психическое развитие в раннем возрасте
- 4.8. Психическое развитие в дошкольном возрасте
- Взаимоотношения дошкольников в игре
- Особенности игровой деятельности дошкольников
- 4.9. Психическое развитие в младшем школьном возрасте
- Мотивы учебной деятельности в младшем школьном возрасте
- 4.10. Психосоциальное развитие в подростково-юношеском возрасте
- Структура притязаний на взрослость
- Границы пубертатного периода
- 4.11. Психосоциальное развитие в возрасте ранней взрослости
- Динамика развития во взрослом возрасте
- 4.12. Психосоциальное развитие в возрасте средней взрослости
- 4.13. Психосоциальное развитие в возрасте поздней взрослости и старости
- 4.14. Инволютивное развитие личности
- Стадии приближения смерти (э. Кюблер-Росс, 1969)
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки: тематика семинарских занятий Семинар 1. Психология развития как наука: предмет, задачи, методы
- Семинар 2. Классические понятия психологии развития
- Семинар 3. История психологии развития
- Семинар 4. Теории и модели психического развития. Эндогенные теории развития. Экзогенные теории развития: бихевиоризм
- Семинар 5. Теории и модели психического развития. Психоаналитические теории развития
- Семинар 6. Теории и модели психического развития. Когнитивные и контекстуальные теории развития
- Семинар 7. Возрастные периодизации психического развития
- Семинар 8. Развитие в пренатальном возрасте
- Семинар 9. Развитие в младенческом возрасте
- Семинар 10. Психическое развитие в раннем возрасте
- Семинар 11. Психическое развитие в дошкольном и младшем школьном возрасте
- Семинар 12. Психосоциальное развитие в подростково-юношеском возрасте
- Семинар 13. Психосоциальное развитие в возрасте ранней, средней и поздней зрелости
- Список литературы по курсу Основная литература
- Дополнительная литература
- Литература для обязательного углубленного изучения
- Примерная тематика рефератов по курсу
- Примерные вопросы к экзамену (зачету)
- Феномен детства
- Психосоциальное развитие в возрасте средней взрослости.
- Хрестоматийный материал по курсу
- 1. Введение в психологию развития человека Ананьев б.Г. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности
- Ананьев б.Г. О системе возрастной психологии
- Басов м. Я. Проблема развития человека
- Запорожец а. В. Условия и движущие причины психического развития ребенка
- Костюк г.С. Принцип развития в психологии
- Мухина в.С. Развитие
- 2. Научно - теоретические направления в психологии развития человека Валлон а. Факторы психического развития ребенка
- Выготский л.С. Генезис высших психических функций
- Заззо р. Психическое развитие ребенка и влияние среды
- Карандашев ю.Н. Новые подходы к теории психического развития
- Распределение эмпирического материала по возрастам
- Леонтьев а.Н. К теории развития психики ребёнка
- Рубинштейн с.Л. Развитие и обучение
- Рубинштейн с.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории
- Салмина н.Г. Концепция л.С.Выготского и проблема развития символической функции
- Эльконин б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития
- 3. Периодизации психического развития человека Божович л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе
- Выготский л.С. Проблема возраста
- Ганзен в.А., Головей л.А. К системному описанию онтогенеза человека
- Поливанова к.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития
- Слободчиков в.И., Цукерман г.А. Интегральная периодизация общего психического развития
- Фельдштейн д.И. Периодизация психического развития и становления личности
- Эльконин д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте
- 4. Психическое развитие в онтогенезе
- 4.1. Детство Выготский л.С. Динамика и структура личности подростка
- Драгунова т.В. «Кризис» объясняли по-разному
- Крутецкий в.А. Психологические особенности младшего школьника
- Лейтес н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей
- Лисина м.А. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни
- Мухина в.С. Игрушка как средство психического развития ребенка
- Пиаже ж. Как дети образуют математические понятия
- Фельдштейн д.И. Детство как социально-психологический феномен социума и особое состояние развития
- Эльконин д.Б. Игра и психическое развитие
- Эльконин д.Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры
- 4.2. Взрослость Александрова м.Д. Геронтогенез человека
- Лидерс а. Г. Кризис пожилого возраста: гипотеза о его психологическом содержании
- Марцинковская т.Д. Особенности психического развития в позднем возрасте
- Рыбалко е.Ф. Динамика основных характеристик человека в различные периоды его зрелости
- Степанова е. И. Психология взрослых
- Фролькис в. В. Старение
- Приложения
- 1. Методы диагностики психического развития человека младенчество
- Раннее детство
- Дошкольный возраст
- Подростково-юношеский возраст
- Взрослость
- Поздняя зрелость и геронтогенез
- Итоговое тестирование Тестирование по модулю I. Введение в психологию развития
- Установите соответствие.
- Установите соответствие.
- Заполните схему самостоятельно.
- Тестирование по модулю II. Научно-теоретические направления в психологии развития
- Установите соответствие.
- Установите соответствие.
- Тестирование по модулю III. Периодизации психического развития
- Установите соответствие.
- Установите соответствие.
- Тестирование по модулю IV. Психическое развитие в онтогенезе
- Установите соответствие.
- Установите соответствие.