Стадии когнитивного развития по ж. Пиаже
Стадия | Возраст | Характерное поведение |
Сенсо-моторная | От рож-дения до 1,5 — 2 л. | Младенцы познают мир только посредством различных действий: рассматривания, хватания, сосания, кусания, жевания и др. |
Доопераци-ональная | От 2 до 7 лет | Маленькие дети формируют понятия и пользуются символами, такими как язык, для сообщения их окружающим. Эти понятия ограничены их личным (эгоцентрическим_, непосредственным опытом. На дооперациональной стадии дети имеют очень ограниченные, иногда “магические” представления о причинах и следствиях и испытывают существенные трудности при классифицировании объектов или событий. |
Конкрет-ных опера-ций | От 7 до 11 — 12 лет | Дети начинают мыслить логически, классифицировать объекты по нескольким признакам и оперировать математическими понятиями (при условии применения всех этих операций к конкретным объектам или событиям). На стадии конкретных операций дети достигают понимания сохранения. |
Формаль-ных опера-ций | С 12 лет и чуть позже | Подростки способны провести анализ решения логических задач как конкретного, так и абстрактного содержания: они могут систематически обдумывать все возможности, строить планы на будущее или вспоминать прошлое, а также рассуждать по аналогии и метафорически. |
Т.О. процесс интеллектуального развития ребенка состоит из 3 больших периодов, в течение которых происходит зарождение 3 основных структур: 1) сенсомоторных структур, т.е. системы обратимых действий, выполняемых материально и последовательно; 2) структуры конкретных операций – системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные; 3) структуры формальных операций, связанных с формальной логикой, гипотетико-дедуктивным рассуждением.
Развитие совершается как переход от низшей стадии к высшей, причем каждая предыдущая стадия подготавливает последующую. На каждой новой стадии достигается интеграция ранее сформированных структур; предшествующая стадия перестраивается на более высоком уровне.
Порядок следования стадий неизменен, хотя не содержит никакой наследственной программы. Созревание в случае интеллекта сводится лишь к открытию возможностей развития, и эти возможности нужно еще реализовать. Пиаже считал, что было бы неверно видеть в последовательности стадий продукт врожденной предрешенности, ибо в процессе развития происходит непрерывная конструкция нового.
Возраст, в котором структуры равновесия появляются, может варьироваться в зависимости от физического или социального окружения.В условиях свободных взаимооотношений и дискуссий дологические представления быстро заменяются рациональными представлениями, но они сохраняются дольше при отношениях, основанных на авторитете. Можно наблюдать уменьшение или увеличение среднего хронологического возраста появления той или иной стадии в зависимости от активности самого ребенка, его спонтанного опыта, школьной или культурной среды.
Стадии интеллектуального развития по Пиаже можно рассматривать как стадии психического развития в целом, так как развитие всех психических функций подчинено интеллекту и определяется им.
Система Пиаже является одной из наиболее разработанных и распространенных, и исследователи разных стран предлагают свои варианты ее коррекции и дополнения.
Так, П.К.Арлин предложила рассматривать уровень формальных операций как уровень решения задач и дополнить его пятым уровнем – уровнем нахождения задач.
К.Ф.Ригель критиковал Пиаже за то, что развитие он рассматривал как стремление к равновесию, в то время как, будучи достигнутым, равновесие означает конец развитию. Поэтому он предлагает в качестве пятого уровня – уровень диалектических операций, где противоречие выступает движущей силой мышления, никогда не достигая равновесия.
В качестве уровней, следующих за формальным, Ж.Паскуаль-Леоне выделяет: 1) додиалектический, 2) диалектический, 3) трансцендентальный. По мнению М.А.Бассешес, следует выделить 8 диалектических схем, следующих за уровнем формальных операций. Необходимо отметить, что сам Пиаже возражал против введения диалектических уровней, считая, что диалектическая модель и так содержится в его концепции.
В рамках когнитивного направления и под влиянием работ Пиаже созданы и другие теоретические схемы.
Теория морального развития Лоуренса Колберга
Колберга интересовали вопросы какими схемами можно описать такие явления как ложь, страх, воровство, которое появляется у детей в определенном возрасте и имеют свои закономерности развития. Он выявил ряд фактов и закономерностей на основании которых построил свою теорию морального развития личности. В качестве критериев деления развития на этапы Колберг берет 3 вида ориентаций:
-
На авторитеты
-
На обычаи или традиции
-
На принципы.
Высшим уровнем развития Колберг считает ориентации на принципы, однако не все люди достигают этого уровня, но все его достигшие, проходят 1 и 2 уровни. Соответственно этим критериям Колбер выделил 3 уровня периодизации морального развития:
-
предконвенциальный, т.е. предшествующий обычаю
-
конвенциальный, т.е. следование обычаю,
-
постконвенциальный, т.е. выход за пределы традиции или обычая.
Колберг не связывает эти уровни с возрастом, т.к. считает, что не все люди высшего уровня в развитии морали (развитие носит спонтанный характер, а потому никакая метрика здесь невозможна).
Теория развития умений Курта Фишера
Центральным в теории Фишера является понятие готовности - установки. Установка относится к области бессознательного, которое позволяет реагировать на ситуацию автоматически без включения мыслительных процессов, тем самым экономя время и силы.
Элементарными процессами в теории являются акты поведения, которые координируются в действия, а они, в свою очередь, вырастают до вершин абстракции.
Фишер выделяет 10 уровней развития:
-
простые сенсомоторные действия
-
координация сенсомоторных действий до 2-х лет
-
система сенсомоторных действий
-
простые представления действий
-
координация представлений действий заканчивается мл. шк. возрастом
-
система представлений действий
-
простые абстрактные действия
-
координация простых абстрактных действий заканчивается юношеством
-
система простых абстрактных действий
-
системы абстрактных систем взрослость
Фишер связывает все уровни развития понятием действия, которое начинается с элементарных актов поведения и вырастает до высочайших вершин абстракции.
Развитие Фишер рассматривает как преобразование, выделяя в ней следующие процессы:
1 - взаимная координация
2 - композиция
3 - фокусировка
4 - замещение
5 – дифференциация
- «Психология развития человека» учебно-методический комплекс Содержание
- Авторский коллектив
- Методические рекомендации
- 1. Место курса в учебном плане
- 2. Аннотация курса
- 3. Формы работы с электронным умк
- Программа курса
- Тема 1. Предмет и задачи психологии развития
- Тема 2. Методология и методы психологии развития
- Тема 3. Классические понятия психологии развития
- Тема 4. История психологии развития
- Учебный модуль 2. Научно-теоретические направления в психологии развития
- Тема 5. Теории и модели психического развития
- Тема 6. Эндогенное направление в психологии развития
- Тема 7. Экзогенное направление в психологии развития
- Тема 8. Психоаналитические модели развития
- Тема 9. Когнитивные модели развития
- Тема 10. Контекстуальные модели развития
- Тема 11. Системные модели развития
- Учебный модуль 3. Периодизации психического развития
- Тема 12. Возрастные кризисы психического развития
- Тема 13. Проблема периодизации развития
- Учебный модуль 4. Психическое развитие в онтогенезе Тема 14. Феномен детства
- Тема 15. Пренатальный период и рождение
- Тема 16. Новорождённость
- Тема 17. Период младенчества
- Тема 18. Психическое развитие в раннем возрасте
- Тема 19. Психическое развитие в дошкольном возрасте
- Тема 20. Психическое развитие в младшем школьном возрасте
- Тема 21. Психосоциальное развитие в подростково-юношеском возрасте
- Тема 22. Психосоциальное развитие в возрасте ранней взрослости
- Тема 23. Психосоциальное развитие в возрасте средней взрослости
- Тема 24. Психосоциальное развитие в возрасте поздней взрослости и старости
- Учебный модуль 1. Введение в психологию развития
- 1.1. Предмет и задачи психологии развития
- 1. Предмет психологии развития
- 2. Научные задачи психологии развития:
- 3. Прикладные задачи психологии развития
- 4 . Связь психологии развития с другими отраслями науки
- 1.2. Методология и методы психологии развития
- 1. Принципы психического развития
- 2. Методы психологии развития
- 1.3. Классические понятия психологии развития
- 1.4. История психологии развития
- Учебный модуль 2. Научно-теоретические направления в психологии развития
- 2.1. Теории и модели психического развития
- 2.2. Эндогенное направление в психологии развития
- 2.3. Экзогенное направление в психологии развития
- 2.4. Психоаналитические модели развития
- Стадии психосоциального развития (по э. Эриксону)
- 2.5. Когнитивные модели развития
- Стадии когнитивного развития по ж. Пиаже
- 2.6. Контекстуальные модели развития
- 2.7. Системные модели развития
- Учебный модуль 3. Периодизации психического развития
- 3.1. Возрастные кризисы психического развития
- «Семизвездье симптомов» периода кризиса трех лет
- 3.2. Проблема периодизации развития
- Периодизация психического развития ребенка по д. Б. Эльконину
- Пять фаз жизненного цикла человека (по ш. Бюлер)
- Модель периодизации развития ю.Н.Карандашева
- Функционально-стадиальная модель периодизации психического развития по ю. Н. Карандашеву
- Возрастной ряд ведущих психических функций в периодизации ю.Н.Карандашева
- Учебный модуль 4. Психическое развитие в онтогенезе
- 4.1. Феномен детства
- 4.2. Пренатальный период и рождение
- 4.3. Новорождённость
- 1.Физическое развитие новорожденного
- Рефлексы новорожденного
- Физические раздражители вызывают у ребенка определенные рефлексы
- 2. Психическое развитие ребенка в период новорожденности
- 4.6. Период младенчества
- 1. Физическое развитие младенца
- 2. Психическое развитие в младенчестве
- Развитие познавательной и эмоциональной сферы младенца
- 4.7. Психическое развитие в раннем возрасте
- 1. Физическое и психическое развитие в раннем возрасте
- 4.8. Психическое развитие в дошкольном возрасте
- Взаимоотношения дошкольников в игре
- Особенности игровой деятельности дошкольников
- 4.9. Психическое развитие в младшем школьном возрасте
- Мотивы учебной деятельности в младшем школьном возрасте
- 4.10. Психосоциальное развитие в подростково-юношеском возрасте
- Структура притязаний на взрослость
- Границы пубертатного периода
- 4.11. Психосоциальное развитие в возрасте ранней взрослости
- Динамика развития во взрослом возрасте
- 4.12. Психосоциальное развитие в возрасте средней взрослости
- 4.13. Психосоциальное развитие в возрасте поздней взрослости и старости
- 4.14. Инволютивное развитие личности
- Стадии приближения смерти (э. Кюблер-Росс, 1969)
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки: тематика семинарских занятий Семинар 1. Психология развития как наука: предмет, задачи, методы
- Семинар 2. Классические понятия психологии развития
- Семинар 3. История психологии развития
- Семинар 4. Теории и модели психического развития. Эндогенные теории развития. Экзогенные теории развития: бихевиоризм
- Семинар 5. Теории и модели психического развития. Психоаналитические теории развития
- Семинар 6. Теории и модели психического развития. Когнитивные и контекстуальные теории развития
- Семинар 7. Возрастные периодизации психического развития
- Семинар 8. Развитие в пренатальном возрасте
- Семинар 9. Развитие в младенческом возрасте
- Семинар 10. Психическое развитие в раннем возрасте
- Семинар 11. Психическое развитие в дошкольном и младшем школьном возрасте
- Семинар 12. Психосоциальное развитие в подростково-юношеском возрасте
- Семинар 13. Психосоциальное развитие в возрасте ранней, средней и поздней зрелости
- Список литературы по курсу Основная литература
- Дополнительная литература
- Литература для обязательного углубленного изучения
- Примерная тематика рефератов по курсу
- Примерные вопросы к экзамену (зачету)
- Феномен детства
- Психосоциальное развитие в возрасте средней взрослости.
- Хрестоматийный материал по курсу
- 1. Введение в психологию развития человека Ананьев б.Г. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности
- Ананьев б.Г. О системе возрастной психологии
- Басов м. Я. Проблема развития человека
- Запорожец а. В. Условия и движущие причины психического развития ребенка
- Костюк г.С. Принцип развития в психологии
- Мухина в.С. Развитие
- 2. Научно - теоретические направления в психологии развития человека Валлон а. Факторы психического развития ребенка
- Выготский л.С. Генезис высших психических функций
- Заззо р. Психическое развитие ребенка и влияние среды
- Карандашев ю.Н. Новые подходы к теории психического развития
- Распределение эмпирического материала по возрастам
- Леонтьев а.Н. К теории развития психики ребёнка
- Рубинштейн с.Л. Развитие и обучение
- Рубинштейн с.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории
- Салмина н.Г. Концепция л.С.Выготского и проблема развития символической функции
- Эльконин б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития
- 3. Периодизации психического развития человека Божович л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе
- Выготский л.С. Проблема возраста
- Ганзен в.А., Головей л.А. К системному описанию онтогенеза человека
- Поливанова к.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития
- Слободчиков в.И., Цукерман г.А. Интегральная периодизация общего психического развития
- Фельдштейн д.И. Периодизация психического развития и становления личности
- Эльконин д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте
- 4. Психическое развитие в онтогенезе
- 4.1. Детство Выготский л.С. Динамика и структура личности подростка
- Драгунова т.В. «Кризис» объясняли по-разному
- Крутецкий в.А. Психологические особенности младшего школьника
- Лейтес н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей
- Лисина м.А. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни
- Мухина в.С. Игрушка как средство психического развития ребенка
- Пиаже ж. Как дети образуют математические понятия
- Фельдштейн д.И. Детство как социально-психологический феномен социума и особое состояние развития
- Эльконин д.Б. Игра и психическое развитие
- Эльконин д.Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры
- 4.2. Взрослость Александрова м.Д. Геронтогенез человека
- Лидерс а. Г. Кризис пожилого возраста: гипотеза о его психологическом содержании
- Марцинковская т.Д. Особенности психического развития в позднем возрасте
- Рыбалко е.Ф. Динамика основных характеристик человека в различные периоды его зрелости
- Степанова е. И. Психология взрослых
- Фролькис в. В. Старение
- Приложения
- 1. Методы диагностики психического развития человека младенчество
- Раннее детство
- Дошкольный возраст
- Подростково-юношеский возраст
- Взрослость
- Поздняя зрелость и геронтогенез
- Итоговое тестирование Тестирование по модулю I. Введение в психологию развития
- Установите соответствие.
- Установите соответствие.
- Заполните схему самостоятельно.
- Тестирование по модулю II. Научно-теоретические направления в психологии развития
- Установите соответствие.
- Установите соответствие.
- Тестирование по модулю III. Периодизации психического развития
- Установите соответствие.
- Установите соответствие.
- Тестирование по модулю IV. Психическое развитие в онтогенезе
- Установите соответствие.
- Установите соответствие.