logo
UMK_PSIHOLOGIYa_RAZVITIYa_ChYeLOVYeKA

Костюк г.С. Принцип развития в психологии

(Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969)

Личность развивается в связи с возникающими в ее жиз­ни внутренними противоречиями. Они обусловливаются ее отношениями к окружающей среде, ее успехами и неудача­ми, нарушениями равновесия между индивидом и обще­ством. Но внешние противоречия, приобретающие даже конфликтный характер (например, конфликты между ре­бенком и родителями), сами еще не становятся двигателем развития. Только интериоризуясь, вызывая в самом инди­виде противоположные тенденции, вступающие между со­бой в борьбу, они становятся источником его активности, направленной на разрешение внутреннего противоречия путем выработки новых способов поведения. Противоречия разрешаются посредством деятельности, приводящей к об­разованию новых свойств и качеств личности. Одни проти­воречия, преодолеваясь, сменяются другими. Если они не находят своего разрешения, возникают задержки разви­тия, «кризисные» явления, а в тех случаях, когда они отно­сятся к мотивационной сфере личности, — и болезненные ее нарушения, психоневрозы (Мясищев, 1960).

Диалектический характер развития находит свое выра­жение в становлении как отдельных сторон личности, так и ее психической жизни в целом. Развитие познавательной деятельности характеризуется диалектическими перехода­ми от чувственных к понятийным ее формам. Специфиче­скими внутренними противоречиями движется развитие ее эмоционально-волевой, потребностной сферы. Одним из основных внутренних противоречий, по-своему проявляю­щихся на различных этапах развития личности, является расхождение между возникающими у нее новыми потребностями, стремлениями и достигнутым уровнем овладения средствами, необходимыми для их удовлетворения. В обще­ственных условиях жизни личности первая ее сторона опе­режает вторую. Возникающие расхождения побуждают личность к активности, направленной на усвоение новых форм поведения, овладение новыми способами действия. Они выявляются и разрешаются в сюжетной игре ребенка и других видах его деятельности1 .

В связи с возникновением у развивающейся личности отдаленных, перспективных целей вступают в действие но­вые внутренние побуждения к активности, направленной на их достижение. Перспективная цель — источник ожида­ний личностью будущей радости, ради которой она готова жертвовать радостями настоящего. Идеал — это предвосхи­щение личностью своего будущего, к которому она стре­мится. Из сопоставления ожидаемого и настоящего возни­кают ее действия, посредством которых как-то совершается приближение того, что есть, к тому, что ожидается, рожда­ются ее усилия, направленные на преодоление внешних и внутренних радостей по пути к отдаленным целям.

В этом процессе проявляется диалектика свободы и не­обходимости. Свобода действий личности постепенно фор­мируется в результате осознания ею необходимости. В сущ­ности своей она является не обособлением от объективных условий, а более глубоким и избирательным проникновением в них, выработкой способности подчинять ближайшие, лич­ные побуждения к действиям более отдаленным, обществен­ным мотивам, осознаваемым как нечто необходимое, долж­ное, и задерживать, тормозить несоответствующие им акты поведения. Эта способность складывается постепенно, не без трудностей, путем преодоления внутренних конфлик­тов. Нравственная воля личности укрепляется ее собствен­ными победами над внутренними трудностями.

В развитии личности возникают противоречия между достигнутым ею уровнем психического развития и образом ее жизни, занимаемым ею местом в системе общественных отношений, выполняемыми ею общественными функция­ми. Личность перерастает свой образ жизни, последний от­стает от ее возможностей, не удовлетворяет ее. Растущая личность стремится к новому положению, новым видам

____________

Психология личности и деятельности дошкольника. М., 1965.

общественно значимой деятельности (в школе, вне школы, в трудовом коллективе и т.д.) и в реализации этих стрем­лений находит новые источники своего развития.

Развитие личности характеризуется борьбой множества противоположно направленных тенденций. Так, в нем ана­литическое расчленение познаваемых объектов, дробление их, выделение различных признаков и свойств вступает в противоречие с возможностями мозга удержать огромную массу получаемой таким путем информации. И.М. Сеченов в свое время отмечал, что ум развивающегося человеческо­го индивида преодолевает это противоречие путем выра­ботки различных способов синтеза миллионов сходных ин­дивидуальных особенностей объектов, объединения их с помощью слов, терминов в группы, классы, путем раскры­тия тождественного в различном, общего в частном и еди­ничном (Сеченов, 1947).

Возникают противоречия между тенденцией к инертно­сти, стереотипии, устойчивости и тенденцией к подвижно­сти, изменчивости. В первой из них проявляется стремле­ние живой системы к сохранению испытанных и оправдав­ших себя связей, способов действия, во второй — необходи­мость их модификации под влиянием новых жизненных ситуаций. И.П. Павлов, отмечая важность инертности нер­вной системы, писал, что без нее «мы жили бы секундами, моментами, у нас не было бы никакой памяти, не было бы никакой выучки, не существовало бы никаких привычек» (Павлов, 1952). Вместе с тем он подчеркивал и огромное значение пластичности нервной системы, проявляющейся в образовании свойств личности. Противоречия между эти­ми двумя тенденциями разрешаются путем выработки более совершенных способов регуляции взаимодействия раз­вивающегося индивида с окружающей средой, характери­зующихся динамической стереотипией, гибкой стабильно­стью. Такими способами являются обобщенные знания, умение решать различные задачи, возникающие в жизни личности, системы обобщенных и обратимых операций, применяемых в различных ситуациях. Выработка, их ха­рактеризует поступательное движение личности от низших к высшим уровням ее интеллектуального развития. Обоб­щения складываются и в развитии мотивационной сферы личности, обеспечивая устойчивую логику ее поведения в изменяющихся жизненных ситуациях.

Движущие силы развития сами развиваются в ходе это­го процесса, приобретая на каждом его этапе новое содержа­ние и новые формы своего проявления. На начальных этапах развития противоречия между различными тенденциями, возникающими в жизни личности, ею не осознаются, они для нее еще не существуют. На более поздних этапах они стано­вятся предметом сознания и самосознания личности, пережи­ваются ею' в форме неудовлетворения, недовольства собой, стремления к преодолению противоречий. Новое возникает в старом посредством деятельности субъекта.

Обучение и воспитание содействуют не только успеш­ному преодолению возникающих в жизни личности внут­ренних противоречий, но и их возникновению. Воспитание ставит перед личностью новые цели и задачи, которые осоз­наются и принимаются ею, становятся целями и задачами ее собственной деятельности. Возникают расхождения между ними и наличным у личности уровнем овладения средствами их достижения, побуждающие ее к самодвиже­нию. Создавая оптимальные меры этих расхождений, обу­чение и воспитание успешно формируют новые действия и необходимые для них мотивы, помогают личности нахо­дить соответствующие требованиям общества и ее собст­венным идеалам формы проявления своего стремления к самостоятельности, к самоутверждению. Подлинное уп­равление развитием личности требует знания этой слож­ной его диалектики, необходимого для того, чтобы содейст­вовать разрешению внутренних противоречий в нужном для общества направлении.