logo
UMK_PSIHOLOGIYa_RAZVITIYa_ChYeLOVYeKA

Стадии психосоциального развития (по э. Эриксону)

Стадия, возраст в годах

Область отношений

Результаты развития

Полярности механизмов приспособ-ляемости

Обществен-ные полярности в личности

Орально-сенсорная

01 год

Мать или заместитель

Энергия и жизненная радость

Приобрести — дать

Доверие — недоверие, надежда — безнадеж-ность

Мышечно-анальная

13 года

Родители

Контроль над собой и стремление к власти

Обладать — отказаться

Автономия — сомнения, стыд

Локомоторно-генитальная

36 лет

Родители, братья, сестры

Целеустрем-ленность

Стараться — притворяться

Инициатив-ность — пассивность

Латентная

612 лет

Школа, соседи

Овладение методами и умениями

Соревновать-ся  – конструи-ровать

Умелость — неполноцен-ность

Подростковая

1219 лет

Группы сверстников

Преданность и верность

Быть самим собой — быть принужденным к одиночеству

Идентичность– непризнание

Ранняя зрелость

2025 лет

Друзья

Аффиляция и любовь

Потерять и найти себя в других

Сотрудни-чество – отчуждение, изоляция

Средняя зрелость

2664 года

Профессия, родной дом

Творчество и заботы

Создать из себя нечто, заботиться о ком-нибудь

Дружность — изолирован-ность

Поздняя зрелость

65 лет смерть

Человечество ближние

Отрешен-ность, мудрость

Черпать из прошлого, сопротивлять-ся небытию

Формируется качество индивидуаль-ности

На каждой стадии общество ставит перед личностью определенную задачу и задает содержание развития на разных этапах жизненного цикла. Но решение этих задач зависит как от уже достигнутого уровня психомоторного развития индивида, так и от общей духовной атмосферы общества.

Решение каждой из этих задач сводится к установлению определенного динамического соотношения между двумя крайними полюсами. Достигаемое на каждой стадии равновесие знаменует приобретение новой формы эго-идентичности и открывает возможность включения субъекта в более широкое социальное окружение. Переход от одной формы эго-идентичности к другой вызывает кризисы идентичности. Кризисы – это не болезни личности, не проявления невротических расстройств, а «поворотные пункты» развития.