logo
UMK_PSIHOLOGIYa_RAZVITIYa_ChYeLOVYeKA

4.1. Феномен детства

Детство – один из самых сложных феноменов возрастной психологии. Возникающие даже при поверхностном анализе феномена дет­ства трудности и противоречия связаны в первую очередь с тем, что детство — категория историческая. Мы можем говорить только о дет­стве данного ребенка, живущего в данную эпоху, в данных социальных условиях, хотя есть и общие черты с другими поколениями.

В современных общественных условиях самостоятельная в экономи­ческом, социальном и личностном отношении жизнь начинается у людей в возрасте около 25 лет, а то и позже. Конечно, биологически современ­ные дети значительно раньше готовы к самостоятельной жизни, но человек живет не только биологической жизнью, и окончание детства связывается не столько с биологической, сколько с социально-экономи­ческой самостоятельностью. Но это означает, что противопоставить дет­ству как особой фазе социального развития человека можно только зрелость, взрослость. И, следовательно, в современное детство нужно включать также периоды школьного возраста, отрочества и юности.

Д.Б. Эльконин отмечал, что детство возникает тогда, когда ребен­ка нельзя непосредственно включить в систему общественного вос­производства, поскольку он еще не может овладеть орудиями труда в силу их сложности. В результате этого естественное включение детей в производительный труд отодвигается. По мнению Д. Б. Эльконина, это удлинение во времени происходит не путем надстраивания нового периода развития над уже имеющимися (как считал, например, Ф. Арьес), а путем своеобразного вклинивания нового периода раз­вития, приводящего к «сдвигу во времени вверх» периода овладения орудиями производства. Детством становится период развития, когда активно усваиваются базовые элементы социального опыта до дости­жения субъектом социальной и психологической зрелости.

Рассматривая феномен детства в историческом аспекте, нельзя не вспомнить о двух его основных парадоксах, описанных Д. Б. Элькониным.

Первый парадокс природы, предопределяющий историю детства, состоит в следующем. Человек, появляясь на свет, наделен лишь са­мыми элементарными механизмами для поддержания жизни. По фи­зическому строению, организации нервной системы, по типам дея­тельности и способам ее регуляции человек — наиболее совершенное существо в природе. Однако по состоянию на момент рождения в эволюционном ряду заметно падение совершенства — у ребенка от­сутствуют какие-либо готовые формы поведения. Как правило, чем выше стоит живое существо в эволюционном ряду, тем дольше длит­ся его детство, тем беспомощнее это существо при рождении.

В процессе возникновения человека биологическая эволюция пре­кращается, и при переходе от обезьяны к человеку практически все формы поведения становятся приобретенными. Детство человека по сравнению с детством животных качественно преобразуется и само по себе существенно изменяется в процессе исторического развития человека.

В ходе истории материальная и духовная культура человечества не­прерывно обогащалась. За тысячелетия человеческий опыт увеличился во много тысяч раз. Но, как ни странно, за это время новорожденный ребенок практически не изменился. Опираясь на данные антропологов об анатомо-морфологическом сходстве кроманьонца и современного европейца, можно предположить, что новорожденный современного человека ни в чем существенном не отличается от новорожденного, жившего десятки тысяч лет назад. И это второй парадокс детства.

Беспомощность человеческого существа является и величайшим приобретением эволюции: именно эта «отвязанность» от природной среды, «свобода», пластичность, готовность к изменчивости позво­ляет в дальнейшем человеку «стать всем» — заговорить на любом языке, овладеть любой культурной формой поведения и деятельнос­ти, присвоить любую форму опыта (кстати, именно поэтому дети, по каким-либо причинам попадающие в животную среду, так органич­но «сливаются» с ней).

Ход челове­ческого развития, согласно Л. С. Выготскому, не подчиняется вечным законам природы, законам созревания организма, и ход развития ребенка носит социально-исторический характер: нет вечно детско­го, а существует лишь исторически детское. Детство, будучи длительным периодом в развитии человека, де­лится на подэтапы, которые В. В. Зеньковский предлагал даже назы­вать «первым (ранним) детством» и «вторым» (имея в виду отроче­ство и юность).

Таким образом, детством называется период развития, когда активно усваива­ются базовые элементы социального опыта до достижения субъектом социальной и психологической зрелости.

Детство — категория историческая. Мы можем говорить толь­ко о детстве данного ребенка, живущего в данную эпоху, в данных социальных условиях, хотя есть и общие черты с други­ми поколениями.

Детство возникает тогда, когда ребенка нельзя непосредствен­но включить в систему общественного воспроизводства, поскольку он еще не может овладеть орудиями труда в силу их сложно­сти. Из-за усложнения орудий труда появляется необходимость выделения длительного процесса овладения ими, превращаю­щегося в самостоятельную деятельность.

Д.Б. Эльконин описал два парадокса детства. Первый: чело­век, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни, у него нет почти никаких готовых форм поведения, хотя по физическому строению, орга­низации нервной системы, по типам деятельности и способам ее регуляции человек — наиболее совершенное существо в природе. Второй парадокс: за тысячелетия человеческий опыт увеличился во много тысяч раз, за это время новорожденный ребенок практически не изменился.