logo
UMK_PSIHOLOGIYa_RAZVITIYa_ChYeLOVYeKA

Семинар 11. Психическое развитие в дошкольном и младшем школьном возрасте

Вопросы: 1. Дошкольный возраст и его границы. 2. Изменение социальной ситуации развития на протяжении дошкольного детства. 3. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. 4. Другие виды деятельности дошкольника. o Рисование и его психологические особенности. o Конструирование в дошкольном возрасте. 5. Общение дошкольника со взрослыми и сверстниками. o Характеристики общения дошкольника со взрослым. o Стили общения взрослого с ребёнком. o Общение дошкольника со сверстниками. 6. Становление личности в дошкольном возрасте. 7. Особенности эмоциональной жизни дошкольника. 8. Психосексуальная идентификация. 9. Развитие способностей в дошкольном возрасте. 10. Познавательное развитие дошкольника. o Развитие восприятия и мышления ребёнка. o Развитие внимания и опосредствованного поведения. o Развитие памяти. o Развитие воображения и креативных возможностей ребёнка. o Развитие знаково-символической функции. 11. Становление элементов учебной деятельности. 12. Кризис шести-семи лет: симптоматика, новообразования, причины появления, особенности протекания, строение, психологическое значение. 13. Понятие психологической и психофизиологической готовности к школе. o Структура психологической готовности к обучению. o Психофизиологические параметры готовности к школе. 14. Общие условия развития в младшем школьном возрасте. 15. Становление мотивации к обучению и формирование учебной деятельности как ведущей. 16. Развитие речи, восприятия, памяти, внимания, воли в младшем школьном возрасте. 17. Развитие мышления и воображения у младшего школьника 18. Развитие личности младшего школьника. o Формирование мотивационно-потребностной сферы. o Особенности развития эмоционально-волевой сферы. o Начальные формы рефлексии. o Формирование самооценки. o Особенности нравственного развития. 19. Социальная жизнь в младшем школьном возрасте: общение с учителем и сверстниками. Литература для конспектирования: 1. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. – М., 2003. – с.57-64 а) взаимосвязь воображения и речи; б) взаимосвязь воображения и мышления, мышления и речи; в) близость и различие воображения и мышления. 2.Давыдов В.В. Младший школьный возраст как особый период в жизни ребёнка а) становление учебной деятельности - содержание учебной деятельности - потребности и мотивы учебной деятельности - способы учебной деятельности - задачи учебной деятельности - учебные действия Рефераты: 1. Готовность к школьному обучению 2. Кризис 7-ми лет 3. Дошкольный возраст с точки зрения различных психологических теорий 4. Л.С. Выготский о воображении младшего школьника 5. Ж.Пиаже о мышлении младшего школьника 6. Л. Кольберг о моральном развитии младшего школьника Литература: 1. Крайг Г. Психология развития. -- СПб.: Питер, 2000. 2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М., 2001. 3. Леонтьев А.Н. Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста. – М. – Л., 1948. 4. Мухина В.С. Возрастная психология. -- М.: Академия, 1997. 5. Ньюкомб Н. Развитие личности ребёнка. – СПб.: Питер, 2002. 6. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. – М.: Роспедагенство, 1996. 7. Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб. Заведений / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2001. 8. Развитие личности ребёнка от трёх до пяти /Сост. В.Н. Ильина. Екатеринбург, 2004. 9. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М., Аспект Пресс, 2001. 10. Смирнова Е.О. Психология ребёнка. – М.: Школа-Пресс, 1997.